Компания iFi audio славится своими крайне технологичными девайсами для настольных и портативных систем, причем не такими уж дорогими. В эту концепцию ЦАП/усилитель Diablo вписывается лишь отчасти: технологичность на месте, а вот цена заметно повыше, чем у всех остальных устройств iFi.
Причина проста: это флагман, решающий лишь одну задачу — усилить сигнал и обработать его без малейших изменений, оставаясь при этом относительно компактным. И красивым.
Сложно не сравнивать его с Lamborghini Diablo SV, на которой я постоянно каталась в «Need For Speed III: Hot Pursuit». Идеологически он очень близок тезке-суперкару: во главе — мощь, не разбавленная ворохом свистелок и финтифлюшек (и шрифт логотипа iDSD Diablo, кстати, похож на тот, которым было написано SV).
Это устройство, как и Lambo тех лет — в чистом виде функция, дополненная чертовски привлекательной эстетикой. Не скажу, что повесила бы плакат с iFi Diablo на стену в свои 10 лет, но во время теста мне было жутко приятно на него смотреть и не хотелось убирать со стола.
Я люблю технику, которая отличается от стандартной черно-серебристой расцветки — и увесистый ярко-алый брусок со скругленными боками отлично согласуется с моим чувством прекрасного. Тяжелый, эстетичный кусок металла с двумя швами на усыпанных разъемами торцах, с черными винтами, двумя логотипами и аккуратными черными резиновыми ножками-полусферами, буквально пылающий в современных минималистичных интерьерах — это просто прекрасно.
Кстати, разъемы местами довольно необычные. Классический набор: 6,3-мм гнездо выхода для наушников, балансный 4,4-мм выход, рядышком переключатель уровня усиления, светодиод состояния и поворотный регулятор громкости, также играющий роль выключателя.
На другом торце находятся USB-гнездо для подключения источника, USB-C, по которому поступает питание, еще один балансный выход (уже линейный) и вход SPDIF. Причем USB для сигнала — «папа», а не «мама». Говорят, так надежнее чисто с физическо-механической точки зрения.
Набор получается необходимым и достаточным. Никаких дисплеев, лишней подсветки, Bluetooth или улучшайзеров (которыми, кстати, славится iFi). Единственная функция Diablo — усиливать сигнал и конвертировать его из цифры в аналог с минимальными изменениями.
Одна задача
Эта хоть и массивная, но все же небольшая коробочка выдает почти 5 Вт на 32 Ом на балансном выходе. Сказать, что это много — ничего не сказать. Дури у Diablo — вагон. Но этой дурью надо уметь пользоваться — нет никакого смысла усиливать плохой сигнал.
Поэтому к обработке цифры тут подошли тоже очень ответственно. В основе ЦАПа лежат два чипа Burr-Brown, а управление на себя взяла 16-ядерная XMOS-матрица. Разработчики добрались до самой сути чипов, съездив в гости к ребятам из Texas Instruments и подробно разобравшись в том, что да как работает в этих Burr-Brown и каким образом можно выжать из них максимум.
ЦАП работает с сигналами вплоть до PCM 32 бит/768 кГц, DSD 512 и Double DXD. С первыми двумя — с побитовой точностью. И без поддержки MQA тоже не обошлось — девайс работает с Tidal, Roon и Audirvana.
Внутренности Diablo собраны по балансной схеме — все ради снижения уровня шума, взаимопроникновения, различных помех и исключения прочих моментов, которые могут как-либо загрязнить звук. В конструкции формата «двойное моно» используются кратчайшие сигнальные пути.
Для коррекции ошибок в схеме усиления используется отрицательная обратная связь, за счет которой входной сигнал сравнивается с выходным. Причем ООС не общая: цепей сделали несколько, именно для того, чтобы избежать традиционных проблем, которые вызывает ООС — фазовых сдвигов, задержек и прочего.
Чистоту сигнала также дает и питание от аккумулятора. Можно держать Diablo постоянно подключенным к сети, но электричество он все равно будет получать от батарейки — не загаженное переменной составляющей. Батареи хватит на 7–10 часов работы в зависимости от уровня гейна.
Правда, пришлось поставить повышающий трансформатор, чтобы получить из 3,7 В аж целых 15 В, которых хватило бы для прожорливых наушников вроде планаров. Причем сам трансформатор необычный: работает на 1,2 МГц — частоте, которая находится далеко за пределами слышимого диапазона и которую легко фильтровать.
Фильтрация проходит красной нитью сквозь всю конструкцию Diablo. В схеме ЦАПа стоят пассивные фильтры, снижая гармонические искажения высокого порядка и уровень джиттера; многоступенчатая фильтрация используется на USB-входе. Отдельные регуляторы стоят в секциях усиления и микропроцессорного управления.
Конечно, в iFi всегда подходят к своим девайсам с достойной уважения скрупулезностью, но настолько навороченной в мелочах конструкции у них, кажется, еще не было.
Полная чаша
Тот случай, когда на комплектации стоит остановиться отдельно. Она очень богатая. В ней есть шнурочки и переходники на все случаи жизни — частью из них вы наверняка никогда не воспользуетесь, но все равно приятно. Подозреваю, комплектацию так раздули для того, чтобы приверженцы бренда не обиделись на неожиданно огромную по меркам iFi стоимость.
Во-первых, с Diablo поставляется сумочка iTraveller, которую можно приобрести и отдельно — аж за 150 британских фунтов. А уже в этой сумочке лежит столько кабелей, сколько не у каждого найдется дома.
Блок питания используется для подзарядки и питания девайса. Конечно, можно и просто подключить к ноутбуку (кабель USB-A — USB-C тоже положили), но идущий в комплекте адаптер, как утверждают в iFi, отличается низкошумностью и чистотой.
Переходник с 6,3 мм на 3,5 мм — чтобы подключить имеющиеся наушники с тонкими джеками. Синий, толстый и негнущийся USB-кабель — для подключения к источникам. Искать ему замену будет непросто, особенно среди специализированных производителей кабелей. Кабели Lightning и USB OTG — для связи с портативными источниками. Переходник с оптики на 3,5-мм — для подключения к SPDIF.
Самая удивительная вещь — это переходник с 4,4-мм балансного выхода на полноразмерные XLR. Он позволяет подключить iFi к полноценной, взрослой системе или же к активной акустике, у которой есть такие разъемы. Мне удалось воспользоваться моментом и подцепить Diablo к системе из моноблоков Mark Levinson №53, предусилителя Schiit Freya, цифрового плеера Aurender и исполинских электростатов MartinLogan Neolith, идеально сочетающихся с Diablo по цвету.
Как ни странно, в этом гаргантюанском сетапе крошка-ЦАП чувствовал себя вполне неплохо. Не было ощущения, будто он оказался не на своем месте. Конечно, провода дотягивались с трудом, но в плане звука — никаких нареканий.
Характер в том, что нет характера
Первое, что нужно сделать — это отказаться от идеи использования переходника с 3,5 мм на 6,3 мм: он вносит в звук шум. Это грустно. Это уменьшает количество доступных для использования с Diablo наушников. Нужно либо искать другие переходники, либо доставать из закромов модели, у которых в комплект сразу входят кабели на 6,3 или 4,4 мм.
Я пошла по второму пути: взяла две пары наушников Audeze — LCD-4 и закрытые LCD-2. И те, и другие — тугие планары (LCD-2 чуть попроще в плане нагрузки), так что те самые 5 Вт на 32 Ом в их случае превращались в заметно более скромные числа, особенно с учетом небалансного подключения.
И все равно LCD-4 можно было слушать при громкости, накрученной до двух-трех часов, безо всяких искажений (а максимум— где-то в районе пяти часов). Было очень громко, почти до дискомфорта на уровне рок-концерта, но звук оставался чистым. И это — в нормальном режиме, предназначенном для большинства полноразмерных наушников. А кроме него есть еще и усиленный, созданный как раз для тугих планаров. Но он не понадобился. Предусмотрен также и эко-режим усиления для чувствительной арматуры.
Самое поразительное ощущение, которое дает Diablo — это тишина. Он не создает вообще никакого фона. Музыка возникает из абсолютной черноты, играет на чистейшей канве, безо всяких шорохов, свистов и шума. Если, конечно, не пользоваться переходником.
Весь Diablo воплощает собой идеальный powertrain, предназначенный лишь для точной передачи сигнала в наушники. Никаких искажений, никаких дополнений, ничего лишнего — только чистая мощь.
Правда, в случае с LCD-4 это местами сглаживало эмоциональность: например, на треках Incubus из саундтрека «Halo» задорные запилы казались излишне аналитичными. С LCD-2 такого не было.
Казалось, у Diablo получилась идеальная синергия физического ощущения от музыки и эмоций. Вся та сила, которую чувствуешь в этом маленьком ЦАПоусилителе, вся эта неприкрытая мощь, которой ты можешь управлять легким поворотом энкодера — она будто бы усиливает понимание того, что звук — это волна, колебания воздуха. Абсолютно физическое явление, которое можно подчинять себе.
Вся эта прорва милливатт, умещающаяся на ладони (но не влезающая в карман даже мужских штанов), дает понять: если надо — я вдарю, но тебе же сейчас не надо. И в итоге мощность Diablo подает очень правильно, изящно, дозированно, безо всяких перекосов, не стремясь поразить.
А в тандеме с LCD-2 эта самая физика музыки сплеталась с ее чувственной составляющей, с идеями, вложенными в каждые щипки струн, каждые касания клавиш, каждый сэмпл. Музыка льется, течет, живет своей жизнью — и Diablo ей никак не мешает. Наоборот: тот самый черный фон в закрытых наушниках создает будто бы ощущение шумодава, блокирует внешний мир и оставляет лишь мир музыкальный.
Даже в самых какофоничных треках Nine Inch Nails, 65daysofstatic и Front Line Assembly сквозь всю ту нарочитую грязь можно пробраться совершенно без проблем, вытащить любой элемент. В музыке можно купаться, черпать руками отдельные ноты и сэмплы, вытаскивать их под лупу или же окунаться в них с головой, позволяя мелодии нести тебя куда-то в дебри воображения.
В этой паре — LCD-2 и Diablo — музыка была безграничной. И это даже не про сцену: каждая мелодия становилась отдельным путешествием, перетекающим в последующее с невероятными плавностью и правильностью. Весь тест превратился в бесконечный роад-трип по закоулкам сознания — одновременно и пугающе неожиданный, и совершенно контролируемый.
Альбомы DJ Krush с этой связкой звучали почти нелегально. Чудеснейший, глубокий и чувственный голос Уиллоу Смит, в верной степени жуткая долбежка Perturbator и Waveshaper, веселенький джаз из саундтрека «Kekkai Sensen» и текучий, плавный, олдскульный японский хип-хоп оттуда же — все играет живо, ярко, именно так, как нужно и как хочется.
Но в погоне за мощностью отваливаются не только наушники с 3,5-мм штекерами, но и чувствительные внутриканальные модели. Даже в эко-режиме Campfire Audio Andromeda позволяли повернуть регулятор буквально на пять градусов от минимального положения: громкость при включении уже почти зашкаливала.
А ведь у iFi есть специальная технология, которая позволяет подружить усилители с низкоимпедансными наушниками — называется IEMatch. Но Diablo не про то, чтобы быть для всех. Он — про чистую мощь. Кстати, фона не было даже с этими наушниками.
В черной-черной комнате играет красный-красный ЦАП
Проблема красного корпуса в том, что он царапается. Это плохая новость для тех, кто обматывает пульт от телевизора пакетиком. Тем же, кто понимает, что естественный износ вещей — это нормально, бояться нечего.
Потому что iFi Diablo — не тот девайс, который закинут подальше за ноутбук и забудут. Он всегда будет на виду. Его хочется трогать, шевелить, переподключать по-разному — да на него просто хочется постоянно смотреть. Яркое красное пятно в мире черно-серебристого минимализма пробуждает чувства, и, когда мой взгляд падал на Diablo, я ощущала себя персонажем Кристиана Бэйла из «Эквилибриума».
Удивительно то, что своей собственной безэмоциональностью эта коробочка пробуждает столько эмоций. Вся ее прелесть — в отсутствии у нее характера. Это чистая, неприкрытая, но полностью контролируемая сила. Мельчайшее, нежнейшее касание регулятора громкости — и Diablo с охотой на него отзывается. Но ни больше, ни меньше.
Идеальная чернота, из которой зарождается музыка, позволяет ярче раскрыть характер подключенных к девайсу наушников. Это чистейшая канва, на которой каждая мелодия оживает с небывалой контрастностью.
И iFi очень правильно позиционируют Diablo: они называют его portable/transportable. То есть в компании прекрасно понимают, что совсем портативным ЦАПом/усилителем он не является, и скорее всего его чаще будут использовать в настольной системе или же в домашней, а со смартфоном — лишь изредка.
Но таскать с собой здоровенный металлический брусок в 30-градусную жару я не рекомендую. Чисто с точки зрения физики.
Отсутствие слышимого шума, шикарная эстетика, способность с легкостью раскачать даже очень тугие наушники, множество вариантов подключения
Огромный для портативного устройства, слишком силен для чувствительных внутриканальников
111 958 рублей
ЦАП: 2 x Texas Instruments Burr-Brown DSD1793
Входы: USB 3.0, оптический/коаксиальный (мини-джек 3,5 мм), USB-C для подключения питания
Выходы: балансный джек 4,4 мм для наушников, балансный джек 4,4 мм линейный, небалансный 6,3 мм
Режимы работы: PCM до 768 кГц, DSD до 512, DXD до 768, MQA (декодер)
Коэффициент гармонических искажений + шум: < 0,002%
Мощность выхода для наушников: балансный — 4 980 мВт на 32 Ом, 611 мВт на 600 Ом; небалансный — 2 417 мВт на 32 Ом, 153 мВт на 600 Ом
Потребляемая мощность: режим усиления Eco — 2 Вт, Normal — 5 Вт, Turbo — 12 Вт
Батарея: 4 800 мАч, 7–10 часов работы в зависимости от коэффициента усиления
Габариты: 166x72x25 мм
Масса: 330 г