Модельный ряд ELAC обновляется без особой спешки, к каждому поколению той или иной серии можно успеть привыкнуть как к чему-то незыблемому, само собой разумеющемуся. Серия Debut в версии 2.0 была как раз такой — она достаточно давно на виду, неоднократно отслушана в разных сочетаниях, хорошо изучена и предсказуема. Ее можно смело рекомендовать новичкам, ищущим сбалансированное, нейтральное и точное звучание за разумные деньги — при условии что они готовы платить в первую очередь за звук, а не за дизайн или красоту отделки.
Но пришло время обновить свое видение серии: в Россию приехали новые Debut в версии 3.0. Акустика была тотально переработана, и, хотя некоторые специфические черты, вроде плотного расположения динамиков, по-прежнему считываются, в целом — это совершенно новая конструкция. И ее, например, можно рекомендовать тем, кто любит не только звучающие, но и красивые и стильные вещи. С этого, пожалуй, и начнем знакомство.
Дизайн
Дизайн у «дебютов» третьей версии исключительно хорош. Передняя панель теперь выглядит цельной и монолитной за счет того, что с глаз долой убраны и шурупы крепления динамиков, и отверстия крепления грилей — они теперь магнитные, что не так часто встречается среди колонок этой ценовой категории. Фазоинверторы у всех моделей Debut 3.0 переехали на заднюю стенку.

Изящества общей картине добавляет заметный с первого взгляда акцент в виде оригинально оформленной акустической линзы твитера, а покрытие передней панели матовым лаком делает общую картину более гармоничной. И самое главное — появился второй вариант расцветки. Теперь «дебюты» бывают не только полностью черными, но еще и двухцветными: с матовой черной передней панелью и отделкой остальной части корпуса пленкой «орех».
Именно такую версию я тестировал, и выглядит она роскошно. Так с ходу и не скажешь что перед нами акустика немецкого бренда. Вместо брутальности, утилитарности и нарочитой простоты, свойственной акустике Debut предыдущих версий, получилось нечто утонченное, красивое, напоминающее лучшие образцы французской школы дизайна.
Французы, к слову сказать, в плане практичности от немцев не отстают, они умеют экономить и не любят совершать лишних движений. Но они при этом умеют делать красивыми даже самые простые вещи. Тут же, совершенно внезапно, аналогичный талант к дизайну проявился у немцев. Или, возможно, они нашли хорошего подрядчика, который перерисовал внешность серии Debut с нуля. Так или иначе, мы можем только порадоваться данному факту. Особенно учитывая, что Debut – это по-прежнему бюджетная акустика, которую может себе позволить начинающий меломан или аудиофил.

Некоторые секреты такого сочетания красоты и доступности можно раскрыть при детальном рассмотрении. Так, например, «алюминиевые» опоры на самом деле пластиковые, фланцы динамиков не являются единым целым с передней панелью (вокруг них можно разглядеть швы), да и отделку боковин виниловой пленкой спутаешь со шпоном только издалека. Но все же общий вид получился стильный и дорогой, которого от напольников «за сотню» никак не ожидаешь.
Модельный ряд
В обновленную серию Debut входят семь моделей: два напольника, два полочника, два центральных канала и еще одна, о которой чуть позже. Отличия между ними заключаются в калибре СЧ/НЧ излучателей и, соответственно габаритах системы. Модели с индексом 5.3 имеют 5-дюймовые динамики, а модели 6.3 — 6-дюймовые. В метрической системе это калибры 133 и 165 мм.
Разница существенная, а значит есть хороший выбор моделей — от младших полочников для совсем небольших комнат до старших напольников, которые способны озвучить большие пространства. Седьмая модель в серии — это кинотеатральная Atmos-акустика, которая логично дополняет разнокалиберные центральные каналы. Странно, кстати, что Atmos имеет один размер. Хотя и нагрузка на этот сателлит в домашнем кинотеатре минимальна, и задачи он выполняет не те, что основные колонки окружающего звука.

Для первого знакомства с серией вполне закономерно был выбран старший напольник. Во-первых, в нем реализованы все технологические решения, а во-вторых, большой шоурум «Аудиомании» позволяет прослушивать большие колонки без опасений «поймать» в процессе комнатные резонансы. Но для начала, конечно, ознакомимся с конструкцией.
Конструкция
ELAC Debut F6.3 — это трехполосная напольная акустика со среднечастотником и двумя басовиками одинакового калибра. Их диффузоры выполнены из арамидного волокна — материала, сочетающего высокую жесткость и малый вес, что позволяет добиться одинаково точного и быстрого отклика в широком диапазоне громкостей.
Корпуса напольников серии Debut 3.0 разделены на два акустических объема: в одном располагаются твитер и среднечастотник, а основная часть пространства отдана двум басовикам. Акустическое оформление басовых излучателей — фазоинверторное с двумя портами, имеющими раструбы, устраняющие турбулентность и снаружи, и внутри корпуса.
Для минимизации вибраций помимо перегородки, разделяющей корпус, внутри есть еще несколько усиливающих элементов, повышающих общую жесткость конструкции. Для виброразвязки с полом в комплект поставки входят шипы с металлическими подставками. Вынос опор акустики за пределы корпуса — это не столько вопрос эстетики, сколько способ повысить устойчивость достаточно высоких и узких колонок. Хотя, надо признать, смотрится красиво.

Главное украшение акустики — твитер. Он помещен в широкий круглый рупорный волновод, а напротив центральной части дюймового алюминиевого купола располагается акустическая линза, одной из задач которой, скорее всего, является рассеивание излучения для более равномерной диаграммы направленности.
Угол рассеивания ВЧ при оценке на слух не более 90 градусов, далее отдача по верхам заметно спадает. Это довольно грамотное решение с точки зрения адаптации излучения динамика к типовым условиям прослушивания: переотражений в комнате будет меньше, а зона комфортного прослушивания остается достаточно широка, чтобы в нее поместился диван, если вы планируете использовать акустику для кинотеатральных целей. В стереосистеме надо направлять такие колонки строго на слушателя и затем пробовать небольшие отклонения осей, буквально пару градусов внутрь или вовне. Это самая правильная и фактически безальтернативная стратегия.
Звук
Прослушивание новых «элаковских» напольников я начал с монобрендовой системы. В роли усилителя и заодно источника выступил фирменный усилитель ELAC Discovery. Он выдает не так много мощности: по 40 Вт на канал на 4 Ома и по 80 Вт на 8 Ом. Соответственно, на шестиомные ELAC Debut F6.3 приходится порядка 60 Вт на канал, чуть выше минимального рекомендованного значения.

То ли схемотехника BASH с ее усиленной энерговооруженностью дала о себе знать, то ли сама акустика не так уж тяжела в раскачке, как кажется на первый взгляд, но связка получилась удачная и вполне самодостаточная, благодаря встроенному в усилитель DLNA-стримеру и приложению M Connect с аккаунтом Qobuz. При всей простоте, лаконичности и весьма скромной стоимости сетапа бюджетным такой звук назвать достаточно сложно.
Во-первых, старшие напольники дают соответствующий масштаб (и, кстати, весьма неплохо передают пространственные эффекты). Локализация, конечно, не так точна, как, скажем у ELAC UniFi Reference, однако для своего класса сцена рисуется точно. Самое главное — пропорции звуковых образов адекватны и распределение их в пространстве в целом считывается.
Во-вторых, тональный баланс близок к безупречному. Чуть акцентирован мидбас, в том числе за счет активной работы фазоинвертора, но все сделано аккуратно, без фанатизма, с пониманием того, что покупатели бюджетной акустики гонятся не столько за мониторностью, сколько за тем, чтобы получить побольше звука, заплатив поменьше денег. Этой задаче акустика, да и комплект в целом, соответствуют.

В-третьих, в системе чувствуются достойные для своего класса детализация и разборчивость. Вот тут как раз можно говорить о некой мониторности звучания. Я немного прибрал темброблоком НЧ-диапазон, чтобы он не отвлекал внимание и не маскировал средние частоты, тем самым на время превратив напольники в условные полочники. Информативность явно возросла. Реальные полочники Debut 3.0 я пока не слушал, но предположу, что они будут готовы посоперничать в сбалансированности со студийными мониторами, раз уж напольники оказались настолько хороши в этом плане.
Есть еще один важный аспект, который выгодно выделяет Debut 3.0 на фоне моделей предыдущей серии Debut 2.0: те тоже отличались ровной, мониторной подачей, но в их звучании прослеживалась нарочитая беспристрастность и аналитичность, что было хорошо заметно даже при сравнении со старшими Debut Reference. Эту сдержанность в передаче эмоций сложно было преодолеть даже подбором усиления. В новых Debut 3.0 такого эффекта нет. Они играют более подвижно, живо и выразительно, музыка любых жанров подается интересно и с огоньком, если таковой в записи в принципе присутствовал. Мониторности никто не отменял, и скучные записи акустика новыми красками не наполняет, но в тех, в которых характера хватает, она этот характер показывает сполна.

Еще одно наблюдение — это характер звучания верхних частот. Несмотря на использование алюминиевого купола, никакой резкости, яркости или жесткости в звуке нет и в помине. Акустику я слушал до изучения матчасти и мне не показалось, что играет алюминиевый твитер. Я скорее предположил бы, что купол тканевый, просто качественно изгтовленный и с хорошей пропиткой, избавляющей от «песка» и раннего спада АЧХ на верхних частотах. Уж очень естественно и мягко звучал. Однако, как выяснилось, алюминий тоже так может! Даже на оси нет жесткости, резкости и остроты. Бывает, что тканевые куполы звучат на оси более агрессивно, чем этот алюминиевый.
После того, как я разобрался с основными свойствами акустики, я задумался: а на что в принципе способны новые «дебюты»? В качестве альтернативы фирменному усилителю был выбран хорошо знакомый мне ламповик Cayin Jazz 80 с EL34 в выходном каскаде. Сам ELAC Discovery при этом не был отправлен на покой, он просто сменил статус с устройства типа «все-в-одном» до стримера, став источником для Cayin.

С лампой звучание стало богаче, бас — массивнее, середина — фактурнее и богаче тембрально, верх получился чистый, легкий, утонченный. Подача музыки оказалась более расслабленная и ненавязчивая, хотя усилитель, работая в ультралинейном режиме, выдавал не более заявленных в паспорте 36 Вт. Впрочем, и в триодном режиме с его скромными 18 Вт на канал не было ощущения, что мощности не хватает и ситуация выходит из-под контроля.
На комфортной громкости звуковая картина сохраняла цельность и красоту. Триодный режим, как и ожидалось, акцентировал вокал и среднечастотный диапазон, в принципе нарушив при этом пропорции звуковых образов и выдвинув сцену вперед. В отдельных случаях это вполне уместно, но в целом более сбалансированный и ровный по тональности ультралинейный режим подошел акустике гораздо больше. В этом случае характеры усиления и колонок сошлись, выгодно дополнив друг друга.
Итог
Если смотреть рекомендованные розничные цены, Debut 3.0 встают в ту же ценовую нишу, которую занимала предыдущая модель. При этом внешний вид и качество звучания новинки сильно эволюционировали в лучшую сторону. По насыщенности и фактуре звука Debut 3.0 похожи скорее на более старшую серию Debut Reference, нежели на своих предшественников. Да и выглядят они не хуже старших. Так с ходу и не скажешь, кто из них будет за главного.

Одним словом, обновление прошло удачно. При том же сравнительно небольшом ценнике мы получили больше, что само по себе приятно радует. Больше звука, больше деталей и больше самих колонок.
качество звука подросло в сравнении с предыдущей моделью, более стильный дизайн с возможностью выбора цвета, шипы с подставками в комплекте
с учетом стоимости и позиционирования модели отсутствуют
99 900 рублей
Количество полос: 3
Акустическое оформление: фазоинвертор, 2 порта
ВЧ-динамик: 25 мм, алюминиевый купол
СЧ-динамик: 1x 165 мм, диффузор из арамидного волокна
НЧ-динамик: 2x 165 мм, диффузор из арамидного волокна
Диапазон частот: 31...38000 Гц (-6 дБ)
Чувствительность: 87,5 дБ
Рекомендуемая мощность усилителя: 30 – 180 Вт
Пиковая подводимая мощность: 140 Вт
Импеданс: 6 Ом
Грили: магнитные, съемные
Габариты (ШхВхГ): 195 x 1094 x 268 мм
Масса: 17,6 кг