Стремление улучшить звучание "сидюков" (CD) на потребу масс привело к пагубному явлению, получившему название войны громкости, разбушевавшейся с началом 2000-х. Прикрытием последней зачастую служит так называемый ремастеринг. Вроде бы благое дело, восстановить былое с тех же неминуемо деградирующих исходных студийных лент, аль неудачных записей начала цифровой эры, однако ремастер следует за ремастером, пролезает в другие форматы, в том числе в "хайрез", но звучание становится всё хуже. Или кому-то кажется что лучше?

Давеча зашёл к старом другу, и он поставил 1й альбом Queen на CD - цифровом ремастере 1994 года под кодом 0777 7 89274 2 4, выпущенном в UK. Качество впечатлило! Честно говоря, не припомню иной столь благозвучной версии. Затем последовали другие компакт диски, сделанные в 90-х. Новоявленный "стрим" втыкали лишь для сравнения (на нехилом Meredian в несколько тысяч вечно зелёных).

Вот 6 примеров (в формате WAV) взятого наугад 3-го трека с эпохального альбома Black Sabbath "Heaven and Hell", датируемого 1980 годом:

1 - https://disk.yandex.ru/d/ntNyiGHidWHihQ (46 Мб) - ремастер 2021 CD

2 - https://disk.yandex.ru/d/O_2CtuJO10mYdw (150 Мб) - ремастер 2021 Hi-Res

3 - https://disk.yandex.ru/d/H4wOZlPQXiMz9Q (46 Мб) - ремастер 1996 CD

4 - https://disk.yandex.ru/d/cu3jFnfm6LwgoQ (135 Мб) - ремастер 2012 SACD

5 - https://disk.yandex.ru/d/OmV1yxAVwOvyqA (148 Мб) - винил 1980 года

6 - https://disk.yandex.ru/d/hpHXYGwAUEIeqw (146 Мб) - винил перевыпуск 2021 года

Звучание винила очень сильно зависит еще и от состояния пластинки, особенностей иглы и т.д., а так же, конечно, от качества АЦП, если сравнивать в цифре. Отмечу, что игла и прочая механика влияют на звук намного сильнее, чем грамотная оцифровка.

Тем не менее, какой вариант ремастеринга лично Вы предпочтёте? Старый или новый???

Ремастеринг - дело тонкое ;))) Пройдёмся по определениям. A master is the definitive recording version that will be replicated for the end user - для не учивших английский гугл аль яндекс в помощь, суть же обозначу: Мастер - это окончательная версия записи, предназначенная для конечного потребителя, т.е. для массовой репликации. Тогда как Remastering is the process of making a new master - т.е. ремастеринг это процесс создания нового мастера. Вроде бы хрен редьки не слаще, но по умолчанию ремастеринг не означает улучшения звучания, а конечная цель одна: массовая репликация.

Почему результат ремастеринга столь разнится? Потому что таковой делается преимущественно на слух звукорежиссера или звукоинженера. Выбирают поименитее - так манагерам проще оправдать весьма вероятное фиаско. Именитому же никто и ничто не указ, шарашит во что горазд.

Как-то нарвался со стерео SACD одноименного альбома Creedence Clearwater Revival от "Fantasy Inc" (CAPJ 8382 SA), заочно клюнув на аналоговый ремаcтер в иcполнении Steve Hoffman и Kevin Gray и прямой "перегон" с мастер лент в DSD. Уж не знаю, аппаратура какого уровня в состоянии оживить сей "сухостой". Возможно, на лентах звук именно так и был записан, а мы привыкли к звучанию легендарной группы на добротном олдскульном виниле. Кстати, для любого винила обязательно отдельно создают специальный мастер, иначе игла как минимум слетать будет.

По идее, при ремастеринге сначала должны очистить от шумов (насколько это возможно без ухудшения качества звучания оригинала), а затем тщательно подогнать под новый носитель-формат, повозившись со спектральным анализом, контролем фазы и т.д. Это очень дорого и муторно. Обычно же берут динамический компрессор (либо аналоговый, либо цифровой) и делают тихие звуки более слышимыми, при этом амплитуда громких звуков неизбежно "сжимается", втискиваясь в динамический диапазон массового носителя. Откомпрессированная таким образом запись звучит громче и смачнее. Чем больше динамической компрессии, тем завлекательнее в первую очередь для массового потребителя. Но и этого ремастерам-ломастерам оказывается мало: берут еще лимитер и еще больше накрутив громкость тупо срезают макушки у пиков сигналов (цифровой клиппинг). Как следствие почти все нонешние сидюки звучат ужасно, и на их фоне любой винил играет прекрасно. "Стрим" же варганят из этих же злосчастных сидюков, ну а хай-рез вообще из чего попало. И что делать при этом аудиофилам-меломанам прикажете?)))

Лично я давно выискиваю фирменные сидючки, сделанные в 90х - тогда их лепили гораздо качественнее. Что касается винила, то поиск удачно записанного (и хорошо отштампованного) был, есть и, как пить дать, будет.

PS

Динамические компрессоры применяются практически для каждого записываемого с микрофона сигнала. Качество самих компрессоров разнится колоссально (как и цена), но еще больше на звучании записи сказывается регулировка их настроек. Переборщить очень легко, а обратно точь-в точь уже не вернуть.

Спасибо pchard, Andromaxvic, Vilenia, Igor_O25