На прошлой неделе российский дистрибьютор KEF компания MMS Cinema провела день открытых дверей, в рамках которого организовала презентацию колонок обновленной серии Q и их прослушивание — в сравнении с моделями предыдущего поколения.
«Из всех искусств музыка является самым необъяснимым и самым выразительным, самым эфемерным и самым неотразимым, самым преходящим и самым стойким. Пляска электронов на проводе — лишь ее бледный призрак. В изначальный вид, то есть в звук, музыку нужно возвращать с предельной точностью — без утрат, но и без прикрас, не вводя ничего искусственно», — такого мнения придерживался основатель британской компании KEF Раймонд Кук (1925 - 1995).
Немного истории
Предприятие зародилось в 1961 г. в городке Ниссен Хат на территории фирмы Kent Engineering & Foundry (отсюда и аббревиатура KEF). Будучи инженером-электриком по основной специальности Раймонд Кук при разработке высококачественных акустических систем поставил во главу угла применение оригинальных материалов и технологий. Порукой тому стал уже первенец компании — трехполосный громкоговоритель К1, диафрагмы НЧ- и СЧ-драйверы которого были изготовлены методом вакуумного литья из упрочненного фольгой полистирола, а купол твитера — из тонкой, но очень прочной майларовой пленки. Столь смелые инженерные решения вдохновили специалистов фирмы на создание множества оригинальных АС, например модели Celeste — первого в мире компактного Hi-Fi-громкоговорителя.
В 1988 г. инженеры фирмы закончили разработку поистине революционной технологии KEF Uni-Q. Кстати, она была бы невозможна без применения космического (создан в NASA) материала — сплава из неодима, железа и бора, позволившего создать магнит, на порядок более мощный, чем ферромагниты. Упрощенно говоря, данная технология позволила объединить НЧ/СЧ- с высокочастотным излучателем в общий узел и тем самым приблизить конструкцию громкоговорителя к идеальной — так называемому точечному источнику звука. У драйвера, выполненного по этой технологии, «пищалка» располагается в акустическом центре НЧ/СЧ-динамика, поэтому все частоты излучаются фактически из одной точки, что повышает четкость прорисовки звуковых образов и общую естественность звучания, а также значительно расширяет зону стереоэффекта.
Необходимое пояснение
Первые громкоговорители серии Q были выпущены в 1991 г., ознаменовав тридцатую годовщину существования KEF. Они получили самую высокую оценку как экспертов, так и рядовых потребителей, однако фирма не привыкла почивать на лаврах — конструкция колонок неустанно совершенствуется. Лучшее свидетельство тому — сама презентация ММS: на ней шла речь уже о восьмом поколении громкоговорителей серии Q. Представители ММS характеризуют эту серию со сдержанностью, очевидно, позаимствованной у своих британских партнеров: «О кардинальных изменениях в конструкции речь не идет, но многочисленные доработки позволили приблизить качество воспроизведения к звучанию старших линеек R и Reference. Что касается визуальных отличий, то новые модели смотрятся эффектнее — лаконично, но элегантно».
Между прочим, отсутствие кардинальных изменений можно поставить фирме KEF в заслугу: оно означает, что в общем и целом конструкция громкоговорителей серии Q доведена до совершенства, улучшать можно лишь частности. Впрочем, из этих «частностей» (не хочу называть их мелочами) и складывается неповторимый характер звучания, которым должна обладать высококлассная акустическая система.
Что нового внутри…
В составе новой линейки — полочники Q150 и Q350, напольники Q550, Q750 и Q950, а также центральная колонка Q650с (в конце года ожидается пополнение в виде Dolby Atmos-«надстроек» Q50).
Одна из важнейших модификации новой серии связана непосредственно с излучателем Uni-Q, т.е. касается всех моделей линейки. В узле твитера появился специальный демпфирующий хвостовик, призванный подавлять паразитные высокочастотные призвуки, которые вызываются излучениями твитера при обратном ходе его диффузора. Раньше хвостовик представлял собой обычную заглушку, теперь же в нем выполнен поглощающий паразитные звуковые колебания волновод особой долотообразной формы, рассчитанной методом конечных элементов.
На диффузоре СЧ-излучателя появились ребра жесткости, препятствующие изгибу диафрагмы при звуковоспроизведении (тем самым достигается поршневой режим работы). Это позволило сделать материал подвеса мягче, в итоге увеличился ход диффузора, что вкупе с усовершенствованной центрирующей шайбой привело к улучшению управляемости мидбаса. В частности, уменьшились резонансы на граничных частотах (2–3 кГц); как следствие, снизилась окрашиваемость в среднечастотном диапазоне, вокальные партии зазвучали естественней.
Модификация, коснувшаяся исключительно напольников, затронула конструкцию пассивного радиатора. Его подвес тоже стал более гибким, а дополнительный подвес, ограничивающий движение радиатора назад, выполнен не из ткани, а из каучука (в результате увеличился ход диффузора, торможение стало более мягким).
Изменилась и внутренняя компоновка напольных колонок. Модуль Uni-Q вынесен в отдельную замкнутую полость; как следствие, увеличился объем, на который работает басовая секция. В итоге, образно выражаясь, убиты два зайца: низкочастотные отражения не влияют на работу СЧ/ВЧ-драйвера, а басовой секции дышится свободней, что делает низкие частоты более насыщенными и собранными.
В связи с этим была основательно переработана конструкция разделительного фильтра — изменены частоты передачи звуковой эстафеты от одного драйвера к другому, а также было принято решение не снабжать колонки возможностью подключения по схеме bi-amping (в данной ценовой категории это показалось разработчикам излишней роскошью). Сэкономленные таким образом средства были направлены на улучшение компонентов кроссовера.
Что касается полочных моделей, то у представителей новой серии динамик (модуль Uni-Q) расположен точно в центре передней панели, что привело к снижению стоячих волн внутри корпуса. Порт фазоинвертора тоже был переделан. Если раньше он являлся фактически прямой трубой, то теперь представляет собой волновод, рассчитанный методом жидкостных завихрений (это позволило сохранить ламинарный режим истечения воздуха). Кроме того, порт перенесен на заднюю стенку. На сразу возникший вопрос о том, как размещать такие колонки вплотную к стене, был дан исчерпывающий ответ: «Воспользуйтесь штатно поставляемой заглушкой порта. Бас при этом несколько уменьшится, но станет еще более управляемым».
В колонке центрального канала модуль Uni-Q тоже заключен в отдельную замкнутую полость, низкочастотные излучатели работают на общий объем, величина которого увеличилась. Также переработан кроссовер, исчезла возможность bi-amp- подключения.
… и снаружи
По мнению представителей MMS, наиболее важные изменения — по крайней мере, для дилера таких АС — произошли именно во внешности колонок. Для отделки использовано древесное волокно, обработанное и спрессованное особым методом. В итоге внешний вид АС изменился кардинально: если раньше черные колонки не производили особого впечатления, то сейчас они (особенно при выигрышном освещении) смотрятся гораздо интересней. Да, отделка осталась спартанской — нет ни дорогого лака, ни шпона — зато она будет гармонировать с любым интерьером и никогда не устареет.
Колонки выпускаются в черной и белой матовой расцветке, при этом черные комплектуются драйверами с черными диффузорами, а на белых АС монтируются драйверы с серебристыми диффузорами. Динамики созданы с расчетом на защиту от детей, поэтому штатно решетками громкоговорители не комплектуются. Магнитный гриль к ним — увы, только черного цвета — можно купить за небольшую отдельную плату.
В слышимом остатке
Разумеется, в «походных» условиях презентации, когда комната прослушивания полнится гостями, сделать достоверные выводы о звучании новых моделей, а тем более полноценно сравнить его со звучанием старых, сложно. Тем не менее отмечу общее впечатление, оставшееся от работы KEF Q550 и Q950.
Определяющей чертой, которая роднит звучание колонок обеих моделей, я бы назвал хороший баланс. Правда, он настолько ровный, что создается впечатление отстраненности. В этом смысле очень примечательным показался мне вопрос одного из дилеров: «Вы 550-е прогревали?» Услышав в ответ, что они прогревались как минимум неделю, он пришел в некоторое замешательство. Объяснение тому простое: колонки играли точно, но эта точность доходила до сухости и резкости. АС играют скорее рассудочно, нежели эмоционально — с прилежанием отличника расставляют каждый образ на свое место.
Пользователь, рассчитывающий на то, что они приукрасят звучание, скрыв его недостатки, будет разочарован: заполнившие Интернет и эфир треки, грешащие лакировкой исполнительских недостатков, — в первую очередь, вокала — KEF’ы выставят во всей их цифровой наготе. И наоборот: если запись сделана честно, это хорошо слышно. Иными словами, колонкам можно разумно доверять. Эмоционально же им довериться у меня не получилось, слишком холоден их нрав. Но тут уж кому что по душе.