Если бы сайт назывался «музыкальные недоразумения», то эта заметка всегда висела бы на главной странице. Найдите миллион отличий: тихоголосый поэт-интеллектуал, шестидесятник Лу Рид и классический метал-состав 80-х?
Вечные подростки и вечный взрослый. Metallica со своими скоростными композициями, от которых у неокрепших новобранцев меломанской армии сворачиваются уши в трубочку, и Лу Рид, чье кредо — подчеркнуто простые песни и многословно бормочущий однотонный голос.
Ну и что это за бизнес-ход: слияние-поглощение, объединение фан-баз? Кстати, у Metallica странные поклонники. Обычно фанам у любимой группы нравится все, а у других — ничего, а фанам Metallica и у Metallica не нравится почти ничего. Для них Metallica давно закончилась — она и без Клиффа Бертона уже не та, совсем не та она без Дейва Мастейна, а уж без Джейсона Ньюстеда это вообще полный отстой. Тем не менее, фанаты обеспечивают каждому новому «никакому» и «провальному» альбому славного американского квартета первенство в мировых чартах.
С другой стороны, Лу Рид и Metallica не такие уж антагонисты. Рид в бытность Velvet Underground тоже играл нойз и дрон, шумел-гремел. А Metallica на заре трэш-метала считалась глухим андеграундом — это ведь только сейчас им со Slayer выдают «Грэмми».
Рид и Velvet — отрада для авангардистов/интеллектуалов. Но ведь и Metallica далеко не тупилово. Добрая половина их песен, да почти любой из хитов — «One», «Master of Puppets», «…And Justice for All» — есть манифест, позиция, диагноз обществу и так далее.
Хэтфилд не живет в башне из слоновой кости. Напротив, он как раз про это: что в мире происходит, как мы это осмысливаем и что имеем вам сообщить. Итак, нам представляют композиции, написанные на основе песен, некогда созданных Лу Ридом для спектакля «Lulu» по одноименной пьесе немецкого автора-модерниста Франка Ведекинда.
Переслушаем. И первое приятное впечатление: в плане саунда и материала это будто бы довольно ровная вещь. Рецензенты обвиняли музыкантов именно в этом: как будто играют в соседних комнатах и друг друга не слышат, гуляла такая метафора. Но никакой безумной эклектики нет, ничего же не распадается прямо-таки на куски.
Надо вспомнить, что сопродюсером был выдающийся Хал Вилнер, который на кроссовер-коллаборациях собаку съел. Человек с тонким вкусом и умением подобрать кавер под артиста, артиста под кавер, и так это все свести-смикшировать, в такой звук одеть, что никаких вопросов — как будто так и было.
Главное в альбоме — конечно, тексты Рида, произносимые безвозрастным голосом под плотно сбитые риффы, переборы, барабанные проходы, подвывания Джеймса Хетфилда. Никто никуда не лезет. Такая вот мелодекламация. Но трэш-метала или прото-панка никто и не обещал.
Гитарный перебор в «Pumping Blood» заставляет вздрогнуть: а ну как сейчас «Enter Sandman» начнется? На бодрой «Cheat on Me» все как будто очнулись от сна. В «Junior Dad» — приятный гитарный мотив. Но вообще-то концептуальный альбом и альбом хороших песен — разные понятия. Совпадать могут. Но не обязаны.
Прошло 10 лет. Лу Рид умер, и «Lulu» стал последней его студийной работой. А Metallica с альбомом «Hardwired… to Self-Destruct» вернулась, наконец, к своим трэшовым корням. То есть все было не случайно и не напрасно!