Когда не с чем сравнить – кажется, что играет хорошо. А вот на этих колонках – еще лучше. А на этих – еще!!! Но когда услышали, как должно играть по-настоящему на самом деле, то поняли – все это жалкое подобие, слабая тень от того звука, который должен быть.

Один наш одноклубник – назовем его Валери озадачился озвучкой своего компьютера. Для лучшего оформления он-лайн занятий сына по урокам на саксофоне. Те компьютерные колонки, что имелись играли плохо и хрипели.

Вот нет для Аудиофила ничего приятнее – чем подбирать звуковой тракт. А самое интересное и увлекательное в этом занятии – строить версии.

Версия 1. Самый простой и эффективный способ озвучить музыкальный он-лайн урок – приобрести активные мониторы ближнего поля. В этом направлении Валери и стал копать. Оказалось, что удовольствие это не из дешевых 20-25 К за штуку. А стереопара – полтинник. Посмотрел на вторичке – ничего интересного. Одно предложение 11 К за пару. Ну какие-то все покоцаные и потрёпанные – видавшие виды.

Кроме того, мониторы все довольно крупные и не проходят Валери по размерам. Ну и в довершении – все же мониторы ближнего поля сильно направленные. Они должны дуть Звукорежиссеру прямо в уши. А на саксофоне играют стоя, да и к тому же ходят – перемещаются относительно узконаправленного музыкального фокуса. Следующий!

Версия 2. И тут Валери вспомнил, что у него имеются маленькие полочники Проаки вполне подходящего размера, да и к тому же весьма и весьма недурно играющие. Вот только чем бы их озвучить? Не большим и не дорогим? Посмотрел форумы – все тащатся от китайских усилителей класса Д.

Ну как все? Почти все. На Алиэкспресс такие чудо коробочки, качающие два по пятьдесят Ватт стоят от 3 до 8 К. Продают их сотнями и опять таки – все довольны. Ну как все? Почти все. Некоторые пишут, что эти усилки довольно шумные; то есть фонят сами по себе. Валери это не понравилось и он решил капнуть по глубже.

Раздобыв схемотехнику этих усилков он выяснил, что делают их на базе китайских микросхем ценою в 5 долларов. Это клоны Американских микросхем, янки делали их качественно и с приличным звуком. Стоили они от 45 долларов, но из-за дороговизны их перестали выпускать. А в таком «китайском» варианте этот усь, скорее всего, будет громко и сносно озвучивать басы, а вот середина у него будет плоская, а верха крикливые. Да и ждать его с Али – месяц. Валери удивило, что на форумах их хвалят – называют громкими. А кое кто умудрился даже попалить им всенародно любимые и многострадальные С 90. Такой крикливый усь, что даже пищалки вылетают – не выдерживают его визжания. Следующий!

Версия 3. И тут Валери обратил свое внимание на музыкальные центры. Они бывают и совсем не большого размера – а усилитель то там есть. Заглянул на Авито и скоренько обнаружил там приемлемый вариант. Миницентр – Сонька начала 2000-х. Сиди, тюнер, куча различных входов и усилитель класса АВ два по 35 Ватт. И небольшой – высота всего 5 см. Изначально он комплектовался весьма приличной акустикой и сабом 2+1. Но трифоника уже нет, а укомплектован музыкальный центр парой небольших полочников тоже Сони. Все удовольствие – 3 К. По карману!

Подключив музыкальный центр к компу Валери на выходе получил вполне себе приличное звучание; а заменив акустику на Проаки – звук близкий к мониторам.

Вот так вот – применив знания, умение и завалявшиеся в кладовке Проаки, Валери качественно и недорого обеспечил он-лайн занятия сына по саксофону.

Это был пролог. Переходим к основной теме рассказа. Что такое хорошо и что такое плохо. Когда Валери приехал забирать музыкальный центр то для демонстрации попросил включить какой-нибудь Сиди. И хозяин бонус треком презентовал самописный Сиди с якобы Аудиофильской записью. Поставили этот носитель и центр заиграл неожиданно хорошо, да так, что Валери удивился и даже попросил снять грили с колонок. Оказалось, что там стоит один восьмисантиметровый широкополосник. Но при этом казалось, что и верхов, и низов как будто бы хватает. Подивившись такому феномену, Валери и дома повторил на том же Сиди тот же эксперимент. Играло – весьма задорно. А поменяв колонки на Проаки получил еще более солидное прибавление в звуке. Тут Валери ущё больше удивился! *

- Да чтож это такое творится то?!! **

И решил крутануть этот Сиди на своем Хай-энд тракте: супераудиосиди Maranz, ламповый пред Триод, конец Парасаунд и АС Динаудио. И тут, сразу же понял в чем дело. «Аудиофильский» Сиди на Хай-энд тракте играл ужасно. С гипертрофированными, накаченными низами и свистящими, неестественными верхами. То-есть наружу вылезла вся та кривизна записи что и делает этот Сиди эталонно звучащим на простеньких Хай-фай центрах.

Разгоревшись Аудиофильским жаром, Валери решил протестировать еще несколько имевшихся в клубе АС и музыкальных центров. На этот раз, для демонстрации выбрал джазовый студийный альбом 60-х годов. Отслушал его в различных сочетаниях и сделал определенные выводы. А в завершении, опять решил крутануть этот Сиди на Хай-энд тракте. И повторно офигел. Но на этот раз – от счастья. Оказалось, что вот это – действительно Аудиофильская запись. И зазвучала она совсем по-другому нежели на музыкальных центрах. Появилась сцена, разборчивость, детальность. И главное, оказалось, что это одна из ранних стереозаписей, где Звукорежиссер просто половину инструментов записал в один канал, а половину в другой. И каналы играют даже с разной громкостью. Как этого можно было не заметить на Хай-фай трактах? Валери настолько изумился, что на всякий случай поставил на супераудиосиди настроечный диск с розовым шумом. Все ровно. Оба канала одинаково звучат.

Вот этим вот и отличается Хай-фай от Хай-энда. Как Роллс-ройс от Запорожца. Когда не с чем сравнить – кажется, что играет хорошо. А вот на этих колонках – еще лучше. А на этих – еще!!! Но когда услышали, как должно играть по-настоящему на самом деле, то поняли – все это жалкое подобие, слабая тень от того звука, который должен быть.

Подведем некоторый итог. На лицо конфликт интересов. Получается, что те записи, которые хорошо звучат на Хай-энд блекло выглядят на Хай-фай. И наоборот. То, что сочно озвучивает Хай-фай – гипертрофировано и неестественно звучит на Хай-энд. И самое неприятное, что и те, и другие, называют свои эталоны Аудиофильскими. Вот и поди разбери – кто тут где?

По сути дела, Звукорежиссер попросту портит фонограмму раскрашивая ее так, чтобы она привлекательно звучала на китайских кричалках. Откатимся-ка, лет эдак на 30-40 назад. Да, тогда поголовно все, в том числе и наши Одноклубники, в один голос кричали:

- Мелодия – ля-говно! Фирма – ля-великолепно!

Причем, даже не очень важно какая Фирма. И Чешский Супрафон и ГДРовский Амиго – все шло на ура! А уж если Полидор попался – то всё!!! Все девчонки мои…

Но на то были причины. Аппаратура была в лучшем случае Хай-фай. То есть много хуже, чем в студии Звукорежиссера. Но теперь то – другое дело…

Слушали Грандж и Егора Летова

А сейчас в пижамах фиолетовых…

Это я к тому, что современные Хай-энд тракты много лучше, детальней и разборчивей – нежели студийные мониторы. И вот на хороших вертаках, длинных тонармах, деликатных МС иголках с грамотно подобранными фониками, прессы Мелодии зазвучали необыкновенно трогательно и проникновенно. Особенно записанные до 80-го года. А вот Полидор, как раз – зачастую уж так сочно бывает записан, так сочно – что аж капает с него. И это – не хорошо. Видимо, чтобы обсуждать Аудиофильская запись или нет, сначала надо договориться – на какой аппаратуре слушать будем.

Аудиофилы народ наивный и доверчивый. Мы то на Звукорежиссера чуть не молимся! Думаем, что они такие все Рыцари без страха и упрека, целеустремленно несущиеся к эталону грамзаписи. Любой ценой, невзирая на ранения, увечья и не прося прибавки к жалованию.

- Вы про войну громкостей и про гиперкомпрессию слышали? Ну и при чем тут Рыцари? Это только бизнес и ничего личного. В том, что разные носители звучат по-разному, виноват не Звукорежиссер, а формат.

Я-то думал – тут дело в чем? Вот приходит на смену в студию Звукорежиссер материал на Сиди мастерить. Не бритый, не мытый, с похмелья и с одной мыслью в голове: как бы все это поскорей закомпрессировать по самое не балуйся – чтобы до нуля прям волосочек один оставался – и бежать в бар.

- Мне пару светлого! Да чего там – давай сразу четыре. Я сегодня так закомпрессировал – до нуля один микрон остался. Комар нос не воткнет. О как расстарался!!!

- Ваше пиво. А что будет, когда вы коснетесь таки нуля?

- Конец Света…

На другую смену в эту же студию приходит иной Звукорежиссер мастерить материал на винил. Весь такой Богобоязненный – не пьет, не курит, наркотики не употребляет… В общем – тот самый Рыцарь. Залез на Звукорежиссерский пульт и погнал прямым путем в Виниловый Рай. Не взирая на потери и не останавливаясь даже чтобы похоронить павших друзей…

- Вперед! Только вперед!!! Мы похороним наших братьев в наших сердцах… ВПЕРЁД!!!!!

Не знаю даже, почему я себе так это представлял, но долгие годы был прям твердо в этом уверен. Но на деле, все обстоит несколько иначе. Разницу в звучании форматов закладывает не Звукорежиссер, а сам формат. Его технические и физические параметры. Для Сиди один мастеринг, для Винила – другой, для Радио – третий. И, чисто по технически-физическим параметрам – а не по личному предпочтению, как мне казалось; Винил оказался самым Аудиофильским. Ну я не сильно разочаровался. В любом случае, так или иначе – Винил рулит!

* В авторской версии фраза звучит иначе : Тут Валери прямо-таки осатанел !!!

** Автор , конечно далеко не такой красноречивый расказчик - как Валери ; но , всё-же постарался своими словами , как мог передать основной смысл повествования . Прошу пардона за местечковый диалект - трудное детство ...Сами понимаете - Панки, Анархисты, Растоманы … Да чего там говорить - и щас-то не легко ...