Это был шок: страшные дядьки, сатанисты — на сценах респктабельных залов Ленинграда и Москвы. 1989 год, Black Sabbath в СССР — это десятки концертов, репортажи по телевидению, статьи в газетах. Советская страна и её первый разрыв шаблона: вроде надо таких чморить и гнобить, но — рок-звезды же, народ собирают на совершенно легальных концертах, значит, что, уже можно такое?

Десяток или поболее лет спустя тогдашний певец группы, Тони Мартин, снова приехал в Москву. Уже с сольной программой. Конечно, уже не тот кейс, не первая хард-рок-группа в СССР. Но для знатоков и ценителей настоящего «харда» — особый интерес. Они оценили. Как, уверен, оценят и новый сольный альбом Тони Мартина «Thorns», который вышел в пятницу 14 января. Г-ну Мартину 65 лет, у него седая бородка, но он все такой же энергичный и голосистый.

Apple Music, Spotify

Тони, начнем с вопросов читателей нашего сайта. @Alex спрашивает, почему рок-музыка деградировала. Другой читатель ему отвечает, что гранж ее убил. Может быть, это слишком просто и наивно, но… твое воззрение?

Хороший вопрос! Знаешь, отвечу словами Тони Айомми. Он говорил: «Когда мы начинали, была просто рок-музыка. Слушали всё и играли то, что чувствовали. Потом это назвали роком, позже – тяжелым, хард, хэви, а все это было и есть музыка. И так прекрасно, что она вся разная!»

Убил ли гранж рок? Да нет, конечно. Как говорил тот же Айомми, для всех есть место. А в гранже было много прекрасных групп. Я сам люблю некоторые…

Soundgarden, наверное?

Да, они мне нравятся! Но не только они. Green Day еще из тех времен, Foo Fighters, да много кого. Важные группы, нельзя сказать, что все прям плохо. Я сам дитя 70-х, но слушаю разное, сочиняю не привязываясь к стилю. В новом альбоме довольно разные песни, если послушать.

Я слышал превью! Действительно, баллады и тяжесть, и все такое.

Вот именно! Альбом делался десять лет, изначально концепция была другой, со временем песни менялись, и я менялся. Первое название — «Book of Shadows», есть такая песня. Вообще это как бы два альбома.

Музыканты, которые с тобой его создавали — опытные люди, это прямо супергруппа: Денни Нидем (Venom), Магнус Розен (HammerFall), Грег Смит (Rainbow, Blue Öyster Cult). Расскажи, как вы собрались?

Ну, у меня нет постоянной группы, и последние лет десять я занимаюсь разной студийной работой, так что свою музыку и записи делал, когда было свободное время, и постоянно ее откладывал ради срочной работы. Это сессионные записи, где я в качестве приглашенного вокалиста у разных групп, и тому подобная деятельность.

В общем, так оно шло ни шатко ни валко, пока я случайно не зафрендился на фейсбуке с парнем по имени Скотт МакКлеллан. И он повадился мне слать гитарные риффы. Один за другим. Я такой: э, погоди, ты кто, парень, это зачем вообще? Потом начал слушать, и у меня стали рождаться тексты и мелодии. Можно сделать песню! Я его спрашиваю: хочешь, спою? Да, давай! Так родился, в частности, первый трек альбома «As the World Burns».

А дальше пошло как по маслу?

Ну, как шло! Слушай, я не знаю нот, не читаю их и не записываю ими, я никогда не занимался ни с какими преподавателями, даже вокалом. Я — чистый самоучка. И стихи я не «пишу», не сижу как писатель с блокнотом. Я собираю слова и фразы, потом они складываются в историю. Песня должна иметь историю, начало, конец, нести смысл, слова все чтобы правильные, грамотные. Это олдскул, я понимаю (смеется).

Заглавная «Thorns», она же финальный трек, — там все же современная тема. Женщина подвергалась абьюзу, насилию, и потом стала сама себя увечить. Это у нее как будто шипы внутри, которые ее мучают.

Есть более фантазийные темы. В «As the World Burns» — усталый дьявол. Он говорит: да не нужны мне ваши души давно, а вы мне их все приносите на продажу, идите нафиг уже! (Смеется)

Твой сын сыграл на гитаре. Почему он не стал вокалистом? Сколько лет ему?

Ему… тридцать… эээ… два! Да, чуть не забыл (смеется). Он не стал петь потому, что у него голоса певческого нет, он совсем не певец (смеется). А на гитаре отлично он играет, горжусь.

«Мы как братья», говорят музыканты. Это важно для группы?

Чистая правда. Это одна из причин, почему мне было так сложно в BS: я же на двадцать лет младше их всех! У нас просто разные круги общения сложились: Тони уже дружил со всеми великими рок-музыкантами шестидесятых, моими же друганами рокеры молодого поколения были.

Если вы не склеены, не братья реально, то очень тяжело удержать группу вместе.

Ну, вот сейчас тебе повезло найти единомышленников, которые с тобою долго делали альбом.

Ну, можно и так сказать, а можно сказать, что я много работал с разными людьми и благодарен за это. Вот знакомство со Скоттом — это, да чистая удача и совпадение. Я бы хотел помочь ему продвинуться, чтобы его все узнали — он фантастический. Как и мне в свое время Тони и Black Sabbath помогли: кто б меня узнал бы, если б не они?

Продолжение разговора с Тони Мартином о его работе в BlackSabbath, вообще его корнях и прошлом читайте во второй части — она выйдет уже скоро