Экранизацию культового одноименного романа Фрэнка Герберта режиссер Дени Вильнев назвал «проектом всей своей жизни».
Как мы знаем, «Дюну» пытались экранизировать несколько раз. Алехандро Ходоровски не удалось реализовать задумку в 70-х, в 1984-м неудача ждала и Дэвида Линча. Фильм получил много негативных отзывов — в итоге режиссер отказался от собственной картины, сославшись на то, что финальная сцена была смонтирована без его участия. Выход мини-сериала в 2000-х и вовсе остался незамеченным.
В интервью Вильнев отмечал, что роман впечатлил его еще в подростковом возрасте. Неудивительно, что экранизация выполнена максимально приближенно к первоисточнику. В итоге хронометраж новой «Дюны» растянулся на два с половиной часа, причем речь идет не о законченной истории фильма, а только прологе.
В результате переворота, организованного Домом барона Харконнена, наследник дома Атрейдесов Пол с матерью вынуждены скрываться среди пустыни и ее обитателей, фременов. Дворцовые интриги и поколения, ведущие борьбу за власть. «Игра престолов», «Звездные войны» — где-то уже было, не так ли? Некоторые зрители, которые, как им кажется, «разоблачают» проект с бюджетом $165 млн — мол, почему эти на мечах дерутся, когда у них лазерные пушки, — они просто не понимают устройства классической драматургии, которая неизменна со времен Шекспира и античной мифологии.
«Дюна» Вильнева и его верной команды — это мощный аудиовизуальный апгрейд всей знаковой фантастики и фэнтези средствами 2021 года. Нечеловеческий дизайн звездных космолетов искусно переплетается с грубоватым внутренним убранством и каменной росписью в ассирийском стиле. Все исполнено с большой фантазией к мелочам вроде настольных скульптур или гробниц предков. Если подумать, выходит, что в одном фильме оказалось куда больше художественных работ, чем было представлено в иных настоящих цивилизациях.
Как мы знаем, после смерти Йохана Йоханнссона место любимого кинокомпозитора Вильнева занял Ханс Циммер, который ради «Дюны» отказал в заказе самому Кристоферу Нолану. Вы уже понимаете, как это все будет звучать на экране? Фирменное гудение кинокартин Вильнева в данном случае будет сопровождать триумф духа батальных сцен, вызывая оторопь от параллелей с Лени Рифеншталь, а затем плавно перетечет в пустынную романтику, к которой западные художники всегда испытывали определенную слабость.
Пол видит пророческие сны. Его мать, леди Джессика, обучает сына гипнозу и верит в его предназначение Мессии. Отец, герцог Лето, готовит семью к полету на Арракис. Планета встречает новых управляющих аскетичной красотой бесконечных пустынь: пески, пески и горные хребты, изрезанные пещерами, безжалостное раскаленное солнце. Ценный ресурс Арракиса, спайс — аналог нефти и главная причина межгалактических войн.
Актер Тимоти Шаламе воплотил образ Пола Атрейдеса, выгодно отличаясь от не очень пластичного Кайла Маклахлена из экранизации Дэвида Линча. Среди молодых голливудских актеров обычно переизбыток здоровых, крепких бугаев, но для более тонких и рефлексивных работ нужны юноши другого габитуса, что-то вроде Эдриена Броуди. Но тот уже стар, да и смотрелся бы уж совсем комично в подобном эпосе. В этом плане Шаламе более гармоничен и как никто другой подходит для роли юного героя. Становление личности, прохождение серьезных испытаний, сомнения и боль утраты — еще один важный мотив во вселенной «Дюны» Вильнева.
Весь кастинг центральных героев — матери с колдовскими способностями (Р. Фергюсон), благородного и обреченного отца (О. Айзек), преданного добрилы-богатыря (Д. Момоа) и порочного бодипозитива барона Харконнена (С. Скарсгард) — следует признать удачным. И хотя действие и темп картины в какой-то момент начинают откровенно «плыть», это, как ни странно, совсем не портит впечатление от просмотра.
Да, подход создателей к «Дюне» предсказуем: актеры номер один, сценаристы Джон Спэйтс («Пассажиры», «Прометей») и Эрик Рот («Форрест Гамп», «Загадочная история Бенджамина Баттона»), оператор Грег Фрэйзер («Лев», «Мандалорец») и композитор Ханс Циммер, — но в этом и его бесспорное преимущество. В отличие от большинства современных блокбастеров, снятых слишком суетливо, хронотоп Вильнева, чуть проигрывая в динамике, дает возможность проникнуться настроением картины и выйти из кинотеатра с легким сердцем.
Ключевая идея Вильнева, как и других фантастических киноэпосов — вера в дерзновение (и победу!) героя, преодолевшего страх и бросившего вызов злым и коварным богам. Да-да, та самая древнегреческая история. Потребность в моральной опоре среди реалий житейского цинизма, которая вот уже который год побуждает стольких людей мечтать и поднимать глаза к небу. Если добро победит зло хотя бы в фильме — значит, событие можно считать свершившимся как минимум уже в одном из миров.
«Для меня "Дюна" — это признание в любви к большому экрану. Такой она была задумана, такой создавалась, такой получилась. Однако ее история слишком сложна, чтобы уместиться в один фильм. Так что "Дюна" — всего лишь затравка перед основным блюдом, второй частью, которая еще впереди», — сказал режиссер на одной из пресс-конференций.
Что ж, с нетерпением ждем продолжения и радуемся тому, что наконец-то великий роман получил достойную адаптацию.