Богатый инструмент, практически — целый оркестр. Это про фортепиано. Семь октав — какие хочешь аккорды сооружай. Но иногда и одной хрустально-звенящей в тишине ноты достаточно, чтобы сказать все. Для фортепиано писали, наверное, все композиторы и во всех жанрах. А кто не успел написать для этого инструмента в силу исторических причин — как Бах, например — тот существует в переложениях. В нашей подборке — записи новые и архивные, именно что от Баха до современных композиторов, от романтики до польского авангарда, британского постмодерна и советского «филармонического джаза».

Мария Юдина «Anniversary Edition. Phonodocuments 10 CD»

Переиздание года! 10 CD с записями выдающейся советской пианистки Марии Юдиной. Хотя определение «советское» ее бы покоробило. Юдина — что называется, культовая фигура. И легендарная. И спорный гений. Одним из ее поклонников был Сталин — погуглите историю ее письма к нему. Истинно верующая, выступавшая в бархатной рясе, на сцене осенявшая себя крестом, она не могла не «нарваться». Всю жизнь много работала, но жила в сознательной бедности и ни у кого ничего не просила.

«Мелодия» планирует издать еще больше записей Юдиной. Но пока что лейбл представил бокс, где в основном произведения Баха, Бетховена, Шуберта. Из русских — Скрябин, Мусоргский, Мясковский, Стравинский. Концертные записи, начиная с 1950 года, в основном с довольно чистым звуком (но все же более ранние — шипящие).

Классицизм и романтика — это одна сторона Юдиной, лирическая. И она прекрасна. Современники, в том числе и Нейгауз, удивлялись ее очень своеобразной манере трактовки хрестоматийных произведений: либо загонять темпы, либо наоборот растягивать, но все играть романтично и с душой — «под Шуберта».

Ближе к финальному диску коллекции появляется авангард. Витольд Лютославский и его «Вариации для двух фортепиано на тему Паганини». Салонная игривая штучка 50-х годов прошлого века — «Сонатина для тромбона и фортепиано» Казимира Сероцки. На тромбоне тут Григорий Херсонский (сейчас живет и работает в Израиле), что тоже любопытно, поскольку классический тромбонист-солист — зверь редкий.


Дмитрий Маслеев «Быстрое движение»

Молодой пианист Дмитрий Маслеев прославился в одночасье — когда в 2015 году на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве получил I премию и Золотую медаль. Тогда же его взял под крылышко член жюри, влиятельный и маститый виртуоз Борис Березовский.

В дискографии Маслеева есть несколько дисков с произведениями Скарлатти, Прокофьева и Шостаковича. Также он записывался в амбициозном проекте — все концерты Шостаковича с дирижером Александром Сладковским.

Новый альбом демонстрирует очень интересную подборку. Эти произведения — эдакая отечественная «приджазованная» классика. Или «академический джаз», так скажем. Например, «Первый концерт» Дмитрия Шостаковича (Красноярский академический симфонический оркестр, дирижер — Владимир Ланде, труба — Леонид Гурьев). Отечественный эстрадно-джазовый хитмейкер Александр Цфасман представлен «Концертной сюитой». И, наконец, то, что можно назвать «академическим джазом» в полной мере — «Второй концерт» Николая Капустина.

Вот с Капустиным интересно. Его очень любят в Юго-Восточной Азии, и чуть не каждый второй альбом с музыкой Капустина записан корейцами, японцами и так далее. У нас о нем редко вспоминают, хотя, например, среди поклонников Капустина — пианист Николай Луганский. Игорь Бутман тоже периодически пытается вернуть произведения композитора в концертный обиход, а они на самом деле — самый подходящий материал для высококачественных кроссовер-проектов джазменов с академическими музыкантами.

Красивая изысканная музыка, со всякими прихотливыми украшениями, пикантными гармониями и позитивным настроем. Маслеев тут выступил как просветитель: после его горячего страстного исполнения это невозможно не оценить!

Apple Music, Deezer


Людмила Берлинская, Артур Ансель «’B’ like Britain. Two pianos original project»

Необычный формат, стиль и жанр. Дуэтный фортепианный альбом с произведениями английских композиторов XX века? Нечасто такое встречается, мягко говоря. Пианисты Людмила Берлинская и Артур Ансель решили сделать британский альбом, причем с композиторами XX века, что по меркам полутысячелетней истории европейской классики — современность. Причем чтобы у всех фамилии начинались на букву «би» — как и Британия.

Причем сами композиторы представляют различные школы прошлого века. От знаменитого классика Бенджамина Бриттена с его своеобразным смело-задиристым «оммажем» Шопену (Two Pieces, Op.23) до кинокомпозитора Ричарда Родни Беннета. Последний нам должен быть знаком как автор киномузыки ко всяким британским популярным фильмам, включая «Четыре свадьбы и одни похороны». Здесь — его произведение 1974 года «Divertimento for Two Pianos» — чистый постмодерн, пародия/перепевка популярных стилей: от кантри и рэгтайма до блюза.

Особенно рекомендую послушать самый, на мой взгляд, хит альбома — «Moy Mell» Арнольда Бакса. Произведение неспокойного 1916 года — и звучит по-модернистски, с переливами а-ля Равель, при этом вдохновлено старинной ирландской легендой.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Гугнин, Холоденко, Генюшас «Dedication to Vera Gornostaeva»

На этом диске — целых три пианиста. Яркие представители условно среднего поколения, ученики выдающегося педагога — покойной Веры Горностаевой. Собственно, эта запись — концерт этого года в зале «Зарядье», посвященный 90-летию со дня рождения Горностаевой от трех ее последних учеников, «трех мушкетеров», как она называла Андрея Гугнина, Вадима Холоденко и Лукаса Генюшаса.

Бетховен, Шуберт и Шуман в этом мушкетерском исполнении — как бы срез русской школы фортепиано в ее современном состоянии. Ну и музыка прекрасная. Глубокие и чувственные произведения: от бетховенской «Сонаты № 21» («Аврора») до «Трех пьес для фортепиано» Шуберта и «Венского карнавала» Шумана. Полная романтика. Идеальная подборка для того, чтобы «въехать» в фортепианную классику.

Apple Music, Deezer