Проигрыватель виниловых пластинок Transrotor Avorio — не новинка, он появился в модельном ряду немецкой компании Transrotor несколько лет назад одновременно с Transrotor Rossini, который уже побывал у меня на тесте. Обе модели конструктивно схожи, однако этот раз Avorio я слушал в другой комплектации. А как известно, в виниловом тракте мелочей не бывает и нюансы, несущественные на первый взгляд, могут сильно повлиять на звук.
Полное название этой модели — Transrotor Avorio 25/60. На мой взгляд, без цифр было бы проще, ведь других модификаций у Avorio нет и спутать аппарат просто не с чем. В настоящий момент это самый доступный проигрыватель в каталоге Transrotor. Например, в разницу по цене с Rossini можно уместить MC-головку начального уровня, тогда как конструктивные отличия между этими моделями невелики.
Трудно сказать, почему немецкая компания использовала для названия вертушки итальянское слово Avorio, которое означает цвет слоновой кости, может быть, таким образом делается отсылка к дизайну и светлым тонам отделки корпуса.
Акриловый стол, массивный подшипник и диск с кольцами
Стол Transrotor Avorio вырезан из цельного куска белого матированного акрила и имеет скругленную форму. На стойку проигрыватель устанавливается при помощи трех подставок, которые никак не крепятся к столу. Подставки достаточно массивные, изготовлены из полированного алюминия. Со стороны обращенной к стойке по внешнему краю подставки закреплены силиконовые кольца, а со стороны обращенной к проигрывателю — маленькие силиконовые полусферы. Конкретных точек для размещения подставок не предусмотрено, ставятся они абстрактным треугольником на вкус пользователя.
Виброразвязка как таковая у проигрывателя не очень сильна, да и корректировки по высоте конструкция не предусматривает, поэтому для установки предпочтительна или стойка с возможностью регулировки, или настенная полка, позволяющая настроить поверхность установки по уровню.
Подшипник неинвертированный и, традиционно для Transrotor, довольно массивный. Непосредственно к столу крепится корпус подшипника, изготовленный из полированного алюминия. Внутрь корпуса самого подшипника вмонтирован толстый бронзовый стакан с опорным твердосплавным шариком на дне. Шкив подшипника соединен с алюминиевой деталью — опорой для основного диска и переходит в шпиндель, на который устанавливается пластинка. Магнитной разгрузки подшипника (встречается у старших проигрывателей Transrotor) в конструкции этого аппарата нет.
Основной диск проигрывателя весит 10 килограмм, он выточен из цельного куска алюминия. На его нижнюю поверхность нанесены «кольцевые волны» — так разработчики улучшили резонансные свойства диска. Ровно посередине боковой поверхности проточено углубление со сглаженными краями — именно по нему диск охватывает тонкий силиконовый пассик, передающий вращение мотора.
Верхняя поверхность диска тоже имеет кольцевые проточки, но они меньше по глубине. Предположу, что смысл такой обработки — уменьшить площадь контакта диска, штатного мата и проскальзывания последнего. Собственно, штатный мат проигрывателя изготовлен из белого матированного акрила и он довольно толстый.
Помимо мата в комплекте идет тяжелый алюминиевый клэмп со встроенным в нижнюю поверхность силиконовым кольцом, которое и прижимает пластинку. Для посадки на шпиндель в клэмпе есть грамотно спроектированная пластиковая вставка — за счет ее формы попасть клэмпом на шкив значительно проще.
Мотор и его блоки питания
Transrotor Avorio оснащен синхронным мотором переменного тока с выносным блоком питания в виде вилки-адаптера. Корпус мотора — алюминиевый. Для развязки на нижней его поверхности установлены силиконовые ножки-полусферы. Выключатель расположен сверху. Регулировки или переключения скоростей в базовой конструкции не предусмотрено. Чтобы перейти с одной скорости на другую — нужно вручную перебросить пассик на другую ступеньку шкива мотора.
Если все-таки захочется переключатель — в каталоге Transrotor есть опциональные блоки питания и управления мотором Konstant в разных версиях, включая трехмоторную схему, как у старших моделей проигрывателей (что дорого и для этой модели не актуально). По моим наблюдениям, добавка блока Konstant сказывается позитивно на работе проигрывателя. Однако применительно к младшим моделям проигрывателя такой апгрейд все же стоит как следует обдумать — цена блока равна половине стоимости всей вертушки с тонармом. Отмечу, в рамках этого теста Konstant и стал основным дополнением к проигрывателю.
Если сравнить моторы моделей Transrotor Rossini и Avorio, то главное отличие — способ его установки. У Rossini мотор ставится в отверстие стола, и тем самым задается расстояние его выноса; у Avorio стол не предполагает подобной схемы, поэтому с местом размещения и натяжением пассика можно экспериментировать.
Владельцы столов с выносными моторами хорошо знают, что натяжение пассика или применение мононити заметно сказывается на звуке. Перетягивать пассик точно не стоит, ведь это скажется не только на звуке, но и на сроке службы пассика (а «родные» пассики Transrotor весьма дороги). С мононитью тоже не все так просто — полированная поверхность диска может проскальзывать.
Производитель рекомендует не натягивать пассик слишком сильно. На практике среднее натяжение дало хороший результат: ничего не проскальзывало, а мощный мотор быстро раскручивал диск.
Тонарм
В этой модели используется тонарм Trasrotor 800-S на базе Jelco SA-250, но сделанный по заказу, а потому с некоторыми отличиями. Базу тонарма в Transrotor делают сами, и она намного тяжелее и массивнее, пусть и принцип крепления тонарма такой же — основание зажимается в базе при помощи винтов. Это 9-дюймовый статически сбалансированный тонарм с изогнутой трубкой и съемным шеллом. Доступны все настройки, включая азимут, антискейтинг, прижимная сила и высота. Комплектуется он кабелем Jelco с разъемом DIN со стороны тонарма.
Над выбором головки для теста я долго не раздумывал — их для Transrotor делает Goldring. Предыдущие тесты разных моделей Transrotor проводились с головкой Goldring Legacy, поэтому именно ее я использовал и в этом тесте.
Звук: внимательный и детальный
Начну с джазовой записи «Nebula» Manabu Ohishi Trio. На первый взгляд проигрыватель склонен к спокойной (но не вялой) подаче звука с достаточно пристальным вниманием к деталям. Звук немного сдержанный, но не зажатый, вполне воздушный и стройный. Слегка подчеркнута верхняя середина. По первой пластинке масштаб сцены обсуждать рано, но я не заметил ни раздувания образов, ни смешивания планов. Все аккуратно, хорошо читаемо и умеренно воздушно.
Отмечу динамичность игры — нет ни медлительности, ни торопливости. Чуть скруглены сложные моменты — где-то чуть теплее — но я не стану приписывать последнее качество самому проигрывателю, потому что в комплекте работал ламповый фонокорректор. Впрочем, уравновесить характер проигрывателя лампой, пожалуй, и неплохо. Здесь мне вспомнился звуковой почерк фонокорректора Transrotor Phono 8-MC. Он, будучи совершенно не ламповым по своей природе, играл будто ламповый из-за характерной мягкости звучания.
Следующая пластинка — Dead Can Dance «Anastasis». Звук динамичный, насыщенный, объемный и густой, с хорошей артикуляцией. Может быть, менее воздушный и не такой атмосферный, как хотелось бы, но в целом корректный. Если вы уже слышали вертушки Transrotor, то подмеченные черты покажутся знакомыми. Они даже несколько проще и прямолинейнее в сравнении со старшими моделями.
Эмоционально подача правильная, никаких прикрас, кроме лампового корректора. Только если в прошлой записи он бы уместен, то здесь (для достижения прозрачности и пронзительности) я бы предпочел другой.
Ставлю Toshinori Kondo «Charged». Звук сильный и насыщенный, но местами не настолько нервный и резкий, как нужно именно в этой записи. Порой середина кажется умеренно зажатой, сглаженной. Эмоции чуть более стандартизированы, чем нужно. Верхние частоты прозрачные и честные, но чуть не хватает нерва. С другой стороны, это всего лишь вопрос вкусовых предпочтений: одним нравится такая подача, другим — нет. Мне кажется, эту запись можно подать более многоцветно.
Зато к динамике вообще нет претензий — проигрыватель хорошо справляется и со сложными фрагментами. Так как за динамичность по большей части отвечает конструкция проигрывателя, особенности корректора здесь слышны меньше всего, и это хорошо.
Звук: резкий и динамичный
Идем дальше — диск Richard Hawley «Standing at the Sky's Edge». Даже на такой перегруженной записи хорошо слышно, что проигрыватель играет детально и динамично. Звучание хоть и силовое, но чрезмерного акцентирования основных тонов в ущерб послезвучиям не наблюдается. Эмоции читаются правильно, тракт ничего не добавляет от себя (к этому времени в голове я уже начал «вычитать» влияние фонокорректора).
Пластинка с нарезкой исполнений произведений Вагнера — материал сложный, и вертушка с ним справилась. Динамики хватило. И пусть иногда звук был резким в нюансах, на общую картину это не повлияло. На сложных моментах иногда терялось ощущение воздуха, но далеко не каждый проигрыватель, даже ценой в несколько раз выше, справится с такой музыкой. В случае же с Avorio, думаю, главное — эмоции, накал страстей, и он передал их со всей скрупулезностью.
Ставя пластинку Mozart «The 4 Horn Concertos», ничего необычного я уже не ждал, скорее просто хотел удостовериться в результатах. Детальность и динамика на хорошем уровне, разве что сцена получилась более камерной и менее воздушной, чем я ожидал. Также можно было отметить легкую формализацию на самых тонких переходах и тихих звуках. Но учитывая уровень самого проигрывателя, тонарма и головки, результаты лучше ожидаемого.
И напоследок — запись Vladimir Horowitz «1966 Carnegie Hall Recitals». Хорошо переданы атмосфера зала, ощущение воздуха и пространства. Придраться можно было лишь к редкому упрощению очень сложных фрагментов, но и этого делать не хотелось. Желание слушать музыку явно перевешивало.
Выводы
Конструктивно проигрыватель предельно прост, но это плюс, а не минус. Надежность конструкции такова, что я не представляю, что здесь могло бы сломаться или необратимо износиться со временем. И по-своему аппарат весьма красив.
Из относительных недостатков можно указать на отсутствие регулировки по уровню и слабую виброразвязку, но все это компенсируется нормальной стойкой или полкой (а она нужна практически каждому проигрывателю, не только этому).
Матированный акрил не доставит хлопот владельцу, а вот металлические части потребуют некоторого ухода — каждый отпечаток пальца на них хорошо заметен. В базовой комплектации мотор без регулировки скоростей, но у Trasrotor моторы сделаны качественно и отклонения скорости, заметные по стробоскопу, найти в данном конкретном случае будет сложно. Возможность приобретения опций и апгрейдов, пожалуй, тоже плюс: каждый может сам решить, что именно ему нужно.
По звуку — аппарат весьма достойный. После написания этого теста я посмотрел свои записи о Transrotor Rossini и удостоверился, что аппараты оставили схожие впечатления. Если оба проигрывателя с одинаковыми головками подключить в одном тракте, уловить разницу будет сложно. Понятно, что она есть: у Rossini, например, другой материал стола. Однако мне кажется, больших различий ждать не стоит, слишком много схожих черт. Так что если вдруг придется выбирать между двумя этими моделями, дам вам антиаудиофильский совет — выбирайте тот, что больше нравится внешне. Лично мне конструкция стола Avorio ближе (правда, дело тут не только во внешнем виде).
В общем, Avorio — отличный проигрыватель, простой в использовании, надежный, со своим характером и красотой. Прилично звучащий, достаточно нейтральный и жанрово универсальный. Только не берите к нему головки с едким звуком и акцентированной подачей средне-верхнего диапазона.
Музыкальный материал
1.Dead Can Dance – Anastasis / [PIAS] PIASA55LP / Stereo
2.Manabu Ohishi Trio — Nebula - East Works Entertainment Inc. EWLP 0092 / Stereo
3.Mozart - The 4 Horn Concertos - Alan Civil - Academy Os St.Martin-In-The-Fields - Neville Marriner / Philips 6500 325 / Stereo
4.Richard Hawley – Standing at the Sky's Edge / Parlophone P436 6981 / Stereo
5.Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi, Bill Laswell - Charged / Apollo / R&S Records - AMB 9955 / Stereo
6.Vladimir Horowitz — 1966 Carnegie Hall Recitals Vol.2 — Scriabin — Sonata No.10, Op.70, Debussy — L'Isle Joysuse, Mozart — Sonata No.11 In A Major, K.331 — CBS Sony SOCO 34 / Stereo
7.Wagner – Der Ring Des Nibelungen – Karl Bohm. Bayreuther Festspiele 1966/67 Highlights – Philips PL-1 / Stereo
308 900 рублей
Проигрыватель Transrotor Avorio 25/60
Привод: пассиковый
Мотор: синхронный, переменного тока
Размеры (ШхГхВ): 440х330х170 мм.
Вес: 20 кг (диск 10 кг)
Тонарм Transrotor 800-S
Тип подвеса: поворотный, S-образный, статически-сбалансированный
Эффективная длинна: 229 мм
Расстояние до оси проигрывателя: 214 мм.
Заход: 15 мм.
Офсетный угол: 22 градуса
Эффективная масса: 20 грамм
Допустимый вес головки: 4-10 грамм
Выходной разъем DIN
Головка звукоснимателя Goldring Legacy
Тип: МС
Частотный диапазон: 20-22000 Гц
Разделение каналов: > 25 дБ дБ /1 кГц
Выходное напряжение: 0,25 мВ
Импеданс: 100 Ом
Прижимная сила: 1,75 г.
Динамическая податливость: 16 x10-6 см/дин.
Профиль иглы: эллипс
Материал корпуса: магниевый сплав
Вес: 8 г.