Стивен Спилберг в последнее время редко снимает кино. Но кажется, будто проект «Первому игроку приготовиться» (Ready Player One) был создан именно для него. Это приключенческий экшен, пропитанный ностальгией по концу двадцатого века — времени, когда в приключенческом жанре правили фильмы Спилберга.

Основой экранизации стал одноименный роман Эрнеста Клайна, и Клайн же работал над сценарием картины. История повествует о том, как в 2045 году мир, с трудом переживший топливные, экономические и прочие социальные кризисы, прячется от суровой реальности в реальности виртуальной. Этот ненастоящий мир под названием OASIS создал Джеймс Холлидей (Марк Райлэнс, «Шпионский мост», «Дюнкерк»), которого по степени влияния на человечество сравнивают со Стивом Джобсом.

Но, как и Джобс, Холлидей не вечен — правда, он, в отличие от прообраза из Apple, не имел наследников и оставил особое завещание: где-то в OASIS спрятал «пасхальное яйцо» (секрет, оставленный разработчиками, обычно никак не связанный с основной концепцией игры). Тот, кто его найдет, получит контрольный пакет акций компании, владеющей OASIS, и все деньги самого Холлидея.

Чтобы добыть пасхалку, необходимо найти три ключа — и именно за ними охотится главный герой, Уэйд Уоттс по прозвищу Парсифаль (Тай Шеридан, «Древо жизни», «Люди Икс: Апокалипсис»). Написание такое выбрано специально — ники с более привычными вариантами уже были заняты, а этот, хоть и встречался в литературе, упоминался редко. Помимо Уэйда, его друзей и миллионов других пользователей OASIS за пасхалкой охотится злобная корпорация IOI, которая хочет завладеть этим виртуальным миром, а вместе с ним — и миром реальным.

Детство и юность Джеймса Холлидея пришлись на 80-90-е годы, и потому охотники за пасхалкой (т.н. «пасхантеры») стали как можно глубже погружаться в окружавшую их кумира культуру, пытаясь добыть хоть какие-нибудь подсказки. Отсюда и все отсылки к той эпохе. Каждый кадр можно ставить на паузу и рассматривать в ультра-разрешении: в любом пикселе найдется персонаж из старой аркады, дом из комикса, транспорт из культового мультсериала.

И книга, и фильм переполнены этими цитатами, однако в фильме Спилберг сконцентрировался именно на визуальной составляющей, стремясь продемонстрировать как можно больше деталей в кадре. Он будто бы соревновался сам с собой, в каждой последующей сцене собирая отсылки к большему числу франшиз, чем в предыдущей. И удивительно, но упоминаний работ самого Спилберга почти нет — режиссер сам так захотел. От обилия цитат пестрит в глазах, но пестрит по-хорошему — хочется узнать, что процитируют в следующей сцене. Поэтому даже хронометраж фильма в два с лишним часа не проблема: пока вспоминаешь, откуда цитата, время пролетает незаметно.

Вернусь к главной социальной идее фильма. Виртуальный мир OASIS дает людям свободу. Те, кто в реальной жизни живет в трущобах из трейлеров и весит под пару центнеров, могут стать милыми феями любого пола и обладать любым виртуальным домом — лишь бы внутриигровой валюты хватило. При желании — взобраться на Эверест в компании Бэтмена или устроить слалом на древнеегипетских пирамидах. Деньги зарабатываются в онлайне, а тратить их можно и на покупки в реальной жизни — например, на новую беговую дорожку, которая позволяет двигаться в любом направлении, стоя при этом на месте, или на костюмы, передающие движения, прикосновения и удары.

Контраст между реальностью и виртуальностью в фильме разителен, и сразу понятно, почему люди ищут спасение в интернете. Тусклый, плоский, блеклый реальный мир ни в какое сравнение не идет с буйством красок и форм в OASIS. Однако Спилберг старательно транслирует мысль, что жить все-таки нужно в реальном мире, как бы виртуальный ни был хорош. В конце концов, никакой, даже самый лучший костюм с захватом движений не сможет достоверно передать ощущения от живых объятий с любимой девушкой.

Однако становится грустно, ведь в итоге получается, что возможность касаться живых людей — и есть единственный плюс существования в реальном мире по сравнению с виртуальным. Тут разруха, голод, грязь, злобная корпорация, использующая детский труд, выслеживающая своих неприятелей с помощью дронов и способная не задумываясь убить любого. А там, в OASIS, есть свой «ДеЛориан», могущественные артефакты, самые разные миры и планеты, которые можно посетить, можно, в конце концов, цвет волос менять чуть ли не каждые пять минут. И да, этот мир предоставляет доступ практически ко всему медиаконтенту конца двадцатого века и, вероятно, даже всего двадцать первого. Кто бы там отказался жить? Спилберг хотел показать преимущества реального мира перед виртуальным, но насколько это у него получилось — каждый зритель решает сам.

Еще добавлю, что фильм по сравнению с книгой значительно упростили. Если в романе Эрнеста Клайна незнание игр или кинокартин мешало полноценно раскрыть сюжет, то в фильме гиковский кругозор скорее набивает дополнительные баллы на шкале удовольствия, метка на которой и так колеблется достаточно высоко. Экранизация сама по себе выглядит замечательным развлекательным кино — ярким, динамичным, качественным. И, как и положено развлекательному кино, понятным простому смертному.

Например, для этого омолодили цитаты — в экранизации упоминается больше игр и фильмов этого века, а не прошлого. Социальные и политические вопросы, подробно разобранные в книге, почти полностью опущены, больше внимания уделено экшену и романтической линии. В этом жанре никто не хочет вдумываться в философию эскапизма: намного интереснее посмотреть на знакомый с детства «ДеЛориан», рушащего башни Кинг-Конга, огромного тираннозавра, и все это — под засевшие в подкорке треки. А еще там засветился главный голливудский гик Саймон Пегг («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые», «Армагеддец», «Звездный путь»), а музыку написал Алан Сильвестри («Назад в будущее», «Форрест Гамп»).

Это развлекательное кино в самом лучшем его варианте, и никто другой, кроме Спилберга, не смог бы снять его именно так. Этот фильм сочетает в себе умопомрачительную зрелищность и насыщенность с простотой сюжета, он отвешивает поклоны всем франшизам, благодаря которым появился на свет, он достаточно противоречиво пытается донести до зрителя банальную мысль, сопровождая ее восхитительно контрастными картинками. Этот фильм — американские горки. Не потому, что там то подъем, то спад, а потому, что это концентрированное, безудержное, разудалое веселье.