Отвоевать себе теплое местечко на плотно засиженном High-End-рынке и заслужить авторитет среди капризных аудиофилов — нелегкая задача. Каждая компания ищет свой способ ее решить. Однако условно можно выделить две стратегии. Первая — принципиальный консерватизм, постоянная демонстрация преданности теплому ламповому звуку и аккуратное воспроизведение проверенных жизнью решений времен золотого века Hi-Fi. А вторая — ставка на новизну и постоянный поиск свежих идей, выходящих далеко за рамки смены цветовой отделки фасада или видоизмененной формы подставок.
Компания KEF явно относится ко второй группе: она лидирует по количеству патентов в сфере воспроизведения звука, ее инженеры постоянно экспериментируют с неочевидными материалами и конструкциями, а новые модели полны сюрпризов. И даже на этом фоне линейка Reference выделяется своим техническим бэкграундом. Это не просто топовая акустика с солидной британской родословной — это полное собрание самых важных ноу-хау, которые на данный момент представлены в арсенале KEF. Познакомимся с ними поближе.
Начало
KEF Reference — линейка не только с солидным именем, но и с почтенным возрастом, а также необычной историей. Она появилась на свет сорок лет назад от союза между Hi-Fi-звуком и компьютерными технологиями. Все началось на рубеже 70-х, когда KEF закупила несколько мощных компьютеров Hewlett-Packard для расчетов различных деталей акустических систем.
Это был первый серьезный опыт внедрения вычислительной техники в Hi-Fi-индустрию. Тогда этот шаг показался многим расточительной причудой: во времена, когда вес типичного компьютера измерялся тоннами, а ценник не уступал лимузину, покупка и впрямь выглядела эксцентричной.
Скептики умолкли в 1973-м с появлением на рынке KEF Reference 104. Это была не просто дебютная модель в линейке Reference, но и первая на рынке акустическая система, практически целиком просчитанная на компьютере. Колонка получила массу лестных отзывов и быстро завоевала культовый статус не только в Британии, но и за ее пределами. Тогда даже самые стойкие Hi-Fi-консерваторы убедились: компьютерные технологии достойны серьезных инвестиций. А линейка Reference стала для KEF визитной карточкой.
Состав
В составе сегодняшней линейки KEF Reference пять разнокалиберных акустических систем: две напольных колонки Reference 3 и Reference 5, полочная Reference 1, колонка центрального канала Reference Centre, а также внушительный сабвуфер Reference Sub с 1000 Вт мощностью и двумя 9-дюймовыми динамиками. Этот набор обеспечивает широкие возможности комбинирования и при желании позволяет слепить любую акустическую конфигурацию от традиционной стереопары до нескромных синефильских 7.1 или 9.2 систем.
Все модели линейки, за исключением, разумеется, сабвуфера, выполнены по трехполосной схеме — инженеры KEF настаивают на том, что именно такая конструкция оптимальна с точки зрения отношения себестоимости к качеству звука. Более простая двухполосная схема вынудила бы разработчиков жертвовать либо глубиной баса, либо ровностью звуковых характеристик на стыке между средними и высокими частотами. С другой стороны, решение с четырьмя полосами существенно усложнило бы разработку кроссоверов, не давая при этом ощутимого выигрыша с точки зрения границ частотного диапазона.
За средний и высокий регистр в трехполосных колонках Reference отвечают точечные коаксиальные излучатели Uni-Q c 1-дюймовым вентилируемым твитером, вмонтированным в центр 5-дюймового СЧ-динамика, а за бас — солидные вуферы диаметром 6,5 дюйма. Количество вуферов варьируется от одного в компактной полочной модели до четырех в старшей напольной. Обе напольные колонки исполнены по симметричной схеме Д'Апполито, ответственной за улучшение пространственности звучания.
Главный секрет
Сдвоенный коаксиальный ВЧ/СЧ-модуль Uni-Q — уникальное средство, впервые опробованное инженерами KEF еще 20 лет назад и с тех пор регулярно применяющееся для полного исключения любых, даже самых мелких фазовых искажений звука.
Главный секрет Uni-Q и его основное отличие от коаксиальных динамиков, применяющихся другими производителями акустики — точный подбор расположения высокочастотного и среднечастотного динамиков. Они размещены не только на одной оси, но в одной плоскости — это обеспечивает им равную удаленность от ушей слушателя и исключает рассогласование звуковых волн, неизбежное при малейшем смещении одного динамика вперед или назад относительно другого.
Столь ровного размещения коаксиальных драйверов конструкторам KEF удалось добиться за счет применения редкоземельных магнитов на основе сплава неодима, железа и бора, которые функционируют вдесятеро эффективней традиционных ферритовых магнитов. Именно благодаря им габариты высокочастотного динамика удалось сократить настолько, чтобы точно вмонтировать его в голосовую катушку более крупного среднечастотника.
Особая форма
Какой должна быть форма диффузора ВЧ-динамика? В поисках точного ответа инженеры KEF потратили целый десяток лет на тщательное компьютерное моделирование его работы. Результаты оказались противоречивыми. Как выяснилось, для сохранения жесткости в условиях чудовищных перегрузок (а при воспроизведении звука частотой 20 кГц диффузору приходится испытывать нагрузки как при старте космического корабля) оптимальной является эллиптическая форма. А с точки зрения акустики идеальная форма — классическая сфера. Получается, твитер должен иметь сразу две разные формы.
Из этой, казалось бы, безвыходной ситуации, конструкторы KEF все-таки нашли выход. Диффузор твитера в модуле Uni-Q представляет собой двухслойный алюминиевый сэндвич, один слой которого имеет эллиптическую, а другой — сферическую форму. Это обеспечивает ему и оптимальные акустические свойства, и максимальную жесткость. И при этом нисколько не снижает скорость его отдачи.
Работа над звуком
Узкая звуковая направленность — одна из типичных проблем, от которой страдает большинство твитеров: стоит немного отклониться от оси акустического излучения, как высокочастотная отдача снижается, звук утрачивает фокусировку и четкость. Для решения этой проблемы в твитерах Uni-Q используется специальный волновод Tangerine, рельеф которого действительно слегка напоминает мандарин в разрезе. Его необычная форма — не прихоть дизайнеров, а результат кропотливых компьютерных расчетов.
Еще одним результатом компьютерного моделирования стали подвесы Z-flex, призванные минимизировать переотражения звука и максимально отшлифовать звучание колонок в верхнем регистре.
Другая специфическая проблема возникает при колебаниях твитера — находящийся под диффузором воздух сжимается и вносит искажения в звуковую картину. Чтобы избежать этого эффекта, конструкторы KEF оборудовали твитер системой вентиляции в виде узкого сквозного канала со специальным абсорбирующим составом. Эта конструкция поглощает нежелательные колебания, избавляя звук от компрессии.
Форма и содержание
Применение специального запатентованного состава в диффузорах басовых драйверов дало им жесткость, достаточную для равномерных движений в режиме практически идеальных поршней. И также дало им легкость, необходимую а для моментального отклика на электромагнитные импульсы.
Фронтальные панели колонок выполнены из ламинированного алюминиево-полимерного композита. Они сверхпрочные, что помогает им устранить дифракции, которые могли бы вызвать излом в АЧХ.
Форма и размещение внутренних распорок продиктованы стремлением минимизировать стоячие волны — они также оптимизированы с использованием компьютерных алгоритмов. Физическое отделение плат с кроссоверами от стенок корпусов исключает вредоносное воздействие вибраций.
Портам фазоинверторов придан аэродинамический профиль, чтобы устранить шумы турбулентности. А специальная система регулировки позволяет удлинить или укоротить порты, чтобы приспособить низкочастотную отдачу к особенностям помещения и расположению колонок.
Награда
Колонки KEF Reference 5 получили премию EISA в категории High End: «Четыре 6,5-дюймовых басовых драйвера и алюминиевый конус среднечастотника, идеально вписывающийся в конструкцию фирменного коаксиального излучателя Uni-Q, выдают реалистичный и весьма впечатляющий звук. Высокая чувствительность, превосходная глубина баса и симпатичная внешность заслуженно приносят колонкам Reference 5 награду EISA в категории High End»