Издание неизданной классики, воссоединение супрегруппы, российский джаз с татарско-американским акцентом и акустика, звучащая совсем непривычно. Все это — тренды нынешнего лета. В нашем обзоре — один из главных игроков авторской импровизационной музыки Крисчен Сэндс, международный проект саксофониста Азата Баязитова, квартет звезд с участием Брэда Мелдау, и даже — легендарный барабанщик Арт Блэйки!
Не волнуйтесь, никто не собирается переписывать историю джаза! Это я о волне изданий неизвестных записей корифеев. Пока что волне — скоро, может быть, и цунами. Несколько лет назад в архивах откопали треки Колтрейна (и слепили из них альбом, взлетевший на первое место американского джаз-чарта).
Позже допилили потерянный поп-фанк-альбом Майлза Дэвиса… А про всякие европейские концертники звезд типа Билла Эванса я просто молчу. Теперь вот — Арт Блэйки.
Art Blakey & The Jazz Messengers «Just Coolin'»
Строго говоря, это не совсем потерянная музыка. Несколько треков выходили в разных компиляциях, заглавная просто хорошо известна… Неизданных тут ровно два трека: «Quick Trick» and «Jimerick».
Запись альбома состоялась 8 марта 1959 года на студии Руди ван Гелдера Hackensack. Участники записи, помимо шефа: пианист Бобби Тиммонс, трубач Ли Морган, басист Джайми Меррит, и — что особенно приятно вашему обозревателю — тенор-саксофонист Хэнк Мобли.
По другим CD Арта Блэйки частенько гуляли бонусы — ауттейки, а то и неизданные композиции. Но тут целый цельный альбом. И он, субъективно, очень хорош: яркие мелодии, подвижные живые импровизации, кач и свинг в полную силу. Как такое можно было положить на полку — непонятно. Впрочем, уже тогда джаз не был какой-то сверхпродаваемой музыкой, так что издатели не церемонились, ждали наиудобнейшего момента. Иногда это ожидание растягивалось на десятилетия!
Конечно, время меняет восприятие, и вот если объективно — мог бы «Just» стоять рядом с другими альбомами «Посланцев»? Думаю, что да. И сейчас — стоит. У меня на полке рядом с «Indestructible», например. Короче говоря: отменная фирменная продукция лейбла Blue Note в его золотую пору.
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Joshua Redman, Brad Mehldau, Christian McBride, Brian Blade «RoundAgain»
Джазовая супергруппа воссоединилась спустя четверть века. И даже больше. В 1994 году свежие бодрые юные друзья-приятели Джошуа Редман (саксофон), Брэд Мелдау (фоно), Крисчен Макбрайд (контрабас) и Брайан Блейд (ударные) собрались для записи альбома «Mood Swing».
Они не собирались дальше работать в рамках группы, у каждого были свои идеи. И каждый прославился. Вообще, зная их сольные альбомы, странно представить: а чего у них общего-то было? А вот представьте себе, есть пресловутая химия — да еще какая!
Собственно, альбом «RoundAgain» и есть совершенно «химический»: он про дружбу, кайф и настроение. В таких случаях принято говорить, что-де сумма больше слагаемых. Но тут, скорее, каждая константа изменилась.
Вот нехарактерные они — все вместе и каждый в этом проекте в отдельности. Вроде все такие серьезные мэтры, а так легко все. Мелдау радостно свингует — такое от него, медитативного, нечасто услышишь. Одно слово — банда!
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Azat Bayazitov «The Doors Are Open»
О том, насколько крут музыкант, говорит преемственность. Так вот, немного о преемственности. От Джошуа Редмана к российскому музыканту, которым Родина может гордиться. Это — саксофонист Азат Баязитов.
«Первый татарин из Казани, записавший альбом в Нью-Йорке» — звучит? Это не я придумал — я вообще татарские фамилии от башкирских не отличаю — это одна деловая казанская газета так написала про Азата Баязитова.
А Азат выбрал путь джазмена почти случайно: преподаватель саксофона дал юному музыканту послушать «пластинку… хотя тогда еще не было пластинок, это была кассета Джошуа Редмана … Я тогда понял, как сильно хочу играть на саксофоне!»
Я скептически отношусь к продукции питерского независимого лейбла Rainy Days, мне представляется, что там люди больше «месят», что называется, чем играют. Но Баязитов тут как бы сам по себе: сам все сочинил, записал в Штатах, спродюсировал. Просто нашел покладистого издателя. Честь и хвала.
Альбом с прекрасной атмосферой легкого космополитизма и свободы. Интернациональный состав: пианист Дейв Кикоски, американский русский контрабасист Борис Козлов (его сольные куски здесь просто прекрасны — полет!), гитарист-ветеран Адам Роджерс и молодой барабанщик Самвэл Саркисьян.
Про татарина мы написали выше. Но тут никакой нарочитой ориенталистики, скорее везде пробивается наша русская душа. С высоким качеством игры и педантичным подходом к записи и аранжировке. А это, знаете ли, совсем не плохо — даже хорошо.
Более того: от альбома хоть и субъективное, но сильное ощущение уважения к слушателю. Не пост-боп ради пост-бопа, без наворотов и месилова, чем, к сожалению, отличаются клиенты лейбла Rainy Days. А этот альбом — мелодичная, грувовая, умная музыка, с геометрической формой отличным ощущением формы — все на своих местах. Цельное произведение!
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Christian Sands «Be Water»
Завершить позвольте альбомом тоже сильным, оригинальным и долгожданным. Пианист Крисчен Сэндс — серьезный игрок на современной джазовой сцене, музыкант, совмещающий молодость и мудрость, отличную школу и экспериментаторство, любовь к традиции и желание играть, что в голову взбредет. В принципе, можно почитать наше интервью с ним — и многое прояснится.
В Сочи зимой я слышал новую программу, там как раз игралась заглавная пьеса с грядущего альбома. И прекрасно, что в альбом включили кавер на «Can't Find My Way Home» Эрика Клэптона/Стива Уинвуда времен их супергруппы Blind Faith. На концерте песня, как замковый камень, держала всю программу.
В альбоме она — одна из ярких мелодий, жгучих импровизаций. Новые пьесы — акустический джаз для цифрового века. Сложно и увлекательно! Остается добавить, что в записи принимали участие басист Ясуши Накамура и барабанщик Кларенс Пенн, плюс знаменитый саксофонист Маркус Стрикленд, а также трубач Стив Джонс, тромбонист Стив Дейвис и гитарист Марвин Сьюэлл. Последний долго играл в группе Кассандры Уилсон, был у нее вроде как худруком, а на сцене создавал своей гитарой психоделическую магию. Тут примерно такой же замут.
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer