Очередной флагманский плеер от Astell & Kern — это прямое продолжение модели SP1000, представленной аж два года назад. Релиз SP2000 откладывался несколько раз, но осенью он наконец появился в продаже — и добрался до моих загребущих ручек.
Тесты такой техники всегда вызывают вопрос: «А для кого она предназначена?». В этом устройстве опять почти полкилограмма веса (хоть и меньше, чем в Kann Cube), стоит он как Mercedes W210 начала нулевых, еще способный возить владельца из точки А в точку B с достаточным комфортом, выглядит, как и положено Astell & Kern, немного странно, но таки привлекательно. И еще он медный.
Самый музыкальный металл
Вообще-то есть версия из нержавейки, но мне достался вариант с медным корпусом. И это очень интересное решение. Корейцы не в первый раз выпускают аппараты из «самого музыкального металла». Эта версия чуть тяжелее — 433 грамма против 411 в стальном варианте. И есть у нее такая особенность, которая будто бы превращает его в живое существо, реагирующее на обстановку: медь окисляется. На корпусе остаются отпечатки пальцев, въедающиеся в заднюю панель, совершенно неоттираемые — поэтому там предусмотрительно наклеена защитная пленочка. А еще в комплекте идет чехол из коньячной кожи.
Но мне кажется, что это свойство меди придает плееру именно такую странную одушевленность — видно, что он живет, существует. Медь покрывает его с четырех сторон: спинки, боковинок и нижнего торца. Все эти стратегически важные области можно закрыть чехлом: внизу остается только прорезь для разъема USB-C, а сбоку — вырез для регулятора громкости.
Кнопки управления воспроизведением чехол закрывает, но снаружи, непосредственно над кнопками, на него нанесены пиктограммы. Из-за того, что чехол толстый, не сразу можно понять, что кнопки нажались, да и гравированные пиктограммы оказалось не так уж просто нащупать. Наиболее неприятное неудобство чехла в том, что он также прикрывает экран по периметру — из-за этого не очень комфортно опускать верхнюю андроидную панель уведомлений.
Кстати, регулятор громкости, как и на SP1000, совместили с кнопкой включения — и это оказалось очень удобно. Помимо меди в дизайне используется черный глянцевый пластик со спрятанной в глубине голографией. В этот раз дизайнеры порадовали нас параллельными полосочками.
По сравнению с Kann Cube своей внешностью плеер не поражает. Да, это все еще Astell & Kern — рубленый, графичный, точеный, с огромным экраном на фронтальной панели, похожим на кекс регулятором громкости в угловатой нише на боковушке и спинкой, разделенной косой полосой на неравные части.
Зато вау-эффект есть от комплекта поставки, который мы забыли сфотографировать не на тапок: в картонной черной коробке с логотипом бренда и названием плеера скрывается рыжеватая деревянная шкатулка, а уже в ней лежат плеер и все аксессуары — кабель, чехол, бумажки и ворох защитных пленок. С другой стороны, может, это устройство, в котором уповать на визуальный эпатаж разработчикам не захотелось — выглядит-то SP2000 практически неотличимо от SP1000, если не считать спинки, и до миллиметра соответствует прошлой модели по габаритам. А вот над начинкой команда поработала изрядно.
Больше, больше, больше!
В первую очередь заменили ЦАП. За обработку сигнала здесь отвечает пара новейших AK4499EQ, способных побитово воспроизводить PCM в формате 32 бит/768 кГц, и нативный DSD512 — впервые в плеерах бренда. ЦАПы используют архитектуру «токового выхода», из-за чего разработчикам плеера пришлось переделать всю схему усиления — и операционники, и аналоговую часть. Новая схема оптимизирует потребление тока и дает ЦАПам раскрыться в полную силу. Например, этот ЦАП славится соотношением сигнал-шум в 124 дБ — и потому не дает искажений на огромной громкости.
Выходов два: балансный и небалансный — оба находятся на верхнем торце плеера и вписаны в черный пластик. Небалансный еще и совмещен с оптикой. Выходы работают по отдельности, в итоге на небалансном плеер выдает по 3 В напряжения, а на балансном — аж 6 В. Мощность можно посчитать, зная сопротивление подключенных наушников. Памяти поставили побольше — 512 Гб, а не 256, как в SP1000. Еще можно поставить карточку на 1 Тб. Если в SP1000 карточки ставились в лоток, то тут используется подпружиненный слот (который, кстати, находится на нижнем торце и закрывается чехлом).
Для того, чтобы управлять всем этим железом, внутрь поставили восьмиядерный процессор. К работе плеера, правда, у меня есть претензии. Даже с функцией Gapless при переключении между песнями плеер думает 1-2 секунды. И это не супер-тяжелые DSD, а всего лишь флаки и вавки, даже не целые альбомы, а отдельные треки. Что он там подгружает, над чем задумывается — неясно. Очень надеюсь, что это проблема одной из первых версий ПО на плеере, и ее вылечат дальнейшими обновлениями.
Батарейка: как у стандартного современного смартфона — 3 700 мАч. Производители обещают, что плеер проработает до восьми часов на одном заряде, и я склонна с этим согласиться — за три часа прослушивания при выключенном экране он разрядился со 100% до 62% при использовании балансного выхода на громкости от 40 до 100 пунктов.
С недавних пор в плееры Astell & Kern можно устанавливать сторонние приложения — правда, из ограниченного списка. В основном, это разнообразные стриминговые сервисы вроде Tidal, Spotify или Deezer. Можно сохранять треки для офлайн-прослушивания, а благодаря поддержке MQA наслаждаться тем же Tidal Hi-Fi. К сети SP2000 подключается по Wi-Fi, причем работает в двух полосах — 2,4 и 5 ГГц. Сетевой функционал также включает в себя фирменный AK Connect, который позволяет плееру беспроводным образом забирать треки с домашних серверов и других устройств, подключенных к той же сети, и проигрывать их совершенно без проблем.
В общем, SP2000 — это не абсолютно новое устройство, это именно что улучшенный SP1000. Работа над ошибками или эволюция — воспринимать его можно как угодно.
Эмулятор синестезии
Это портативный плеер, так что я взяла его с собой в поездку. Комплект из наушников Astell & Kern T5p 2, тех же, что были в тесте Kann Cube, и этого плеера без проблем заглушал шум поезда на громкости в 75 пунктов из 150. А вот звук меня в первые моменты удивил. По сравнению с тем же Cube будоражащего объема не было — композиции как раз казались сбитыми, крепкими, собранными, прижатыми поближе к ушам. Не вплотную, конечно, но ощущение выхода за пределы квартиры, которое было с Cube, на SP2000 не пришло.
При этом даже в такой обстановке поразила детальность. Astell & Kern в принципе любят вытаскивать из мелодий то, что там сидит достаточно глубоко, и выставлять напоказ рядом с основной канвой композиции — и тут, кажется, инженеры бренда превзошли себя. Музыкальную информацию плеер с наушниками подают просто вагонами, и возникает два варианта — пытаться ее разгребать или же плюнуть на все и пустить все сквозь себя чистым потоком, отдавшись течению. Второй вариант, в принципе, неплох и никаких негативных последствий не имеет. Дело плеера — дать тебе звук, а дело слушателя — решить, как этот звук анализировать.
С честностью у плееров Astell все в порядке, и флагман этой концепции не изменяет. Кому-то эта честность и нейтральность покажется излишне стерильной и скучной, может, слишком цифровой, но она отлично регулируется наушниками. Благодаря тому, что плеер практически не добавляет в характер мелодии отсебятины, а лишь чуть ее приправляет, подбирать к нему компаньона намного проще.
Но двухчасовая поездка в поезде — вещь нерепрезентативная, нужно и в спокойной обстановке послушать. И начала я с тяжелой артиллерии — первого альбома Infected Mushroom «The Gathering». В моем представлении этот альбом — цельная, немного киберпанковая история о какой-то революции или стычке в далеком-далеком будущем. И вот здесь SP2000 с T5p 2 дали объема — но не того, который меня поразил в Cube.
Чудесные израильтяне на своем первом альбоме решили использовать все возможные варианты стереоэффектов для создания максимально психоделичного результата, и в исполнении моего портативного аудиодуэта звуковая картина получилась практически синестетически осязаемой. Сцена крупная, но не такая воздушная — воздух в ней заменяет чувство того, что все звуки крутятся вокруг и их можно пощупать — только руку протяни. И это несмотря на то, что треки относительно шустрые, а сэмплы быстро сменяют друг друга: скоростные моменты плеер отрабатывает четко. Очень странно что-то такое ощущать на синтетической, электронной музыке — но SP2000 и T5p 2 сделали ее максимально живой.
Сразу переходить к неэлектронным музыкальным инструментам и вокалу после такого опыта стало немного страшновато, поэтому в качестве буфера выступили Beats Antique, понемногу примешивающие к электронщине струнные и перкуссию. Щипки четкие, бас — той самой правильной глубины и длительности, без передозировки и излишества. Может, чуть подчеркнут, но, думаю, это уже особенность крупных динамиков наушников, а не самого плеера. Мелкие, яркие переливы перкуссии этот комплект отрабатывает четко, не теряет хвосты и послезвучия, но при этом успевает переключиться с одной ноты на другую.
Плеер в медном корпусе никуда не денется от медных инструментов, и за Beats Antique последовали 1/2 Orchestra. Звук показался немного гаражным, более напористым, ярким и эмоциональным, чем я привыкла. Синестетичность и картинность, образность звучания в звоне тарелок, завываниях саксофона и гуле туб и труб тоже ощущается — мелодии живые.
Кажется, всю оставшуюся теплоту, которой не досталось басу и меди, плеер сполна отдал вокалу. Мои любимые нежно- и мощноголосые Bic Runga, Imogen Heap, Bjork и Florence and the Machine будто бы играли даже не в трех, а в десяти измерениях — да простят меня математики. Пресловутых ламповых гармоник, конечно, нет, но голоса звучат богато, очень полно. Более низким мужским голосам такая подача тоже пошла на пользу, прибавила мелодиям осязаемости, густоты, не теряя детальности. Даже у Скриптонита можно слова разобрать, при этом воспринимая сам голос как дополнительный трипхоповый инструмент, вписывающийся в джазово-грязную гитару и тягучую, ломаную ритм-секцию. А вот у британцев The Heavy в вокале появилась какая-то дополнительная и очень приятная романтичная мягкость.
Вообще, звук у плеера при всей его детальности, четкости и честности очень комфортный. Я под него даже уснуть смогла. В нем нет излишней отстраненности или аналитичности, скорее — все аспекты его звучания, наоборот, складываются в живость.
Если сравнивать Cube и SP2000, то я бы поменяла местами их внешность — так она бы лучше соответствовала звуку. В SP2000 больше плотности, напористости, жизни и скорости, но при этом и больше контроля. Не в разы, но Cube по сравнению с ним кажется чуть более эфемерным, дружелюбным. При этом, кстати, медный SP2000 звучит чуточку теплее Cube — и я встречала на форумах мнения, что стальная версия отличается более нейтральной подачей.
«Его присутствие делает все необыкновенным»
В разном освещении SP2000 отдает то в желтоватый цвет, то в более привычную для меди рыжую красноту. Вкупе с черным глянцем и графичностью эта внешность навевает ассоциации с ар-деко и тем самым Джеем Гэтсби, вынесенным в заголовок. Плеер умеет веселиться и веселить. Эффект от звучания создается абсолютно психоделический — настолько осязаемую музыку, пожалуй, на моей памяти смогли воплотить только пара сетапов с очень крупными напольниками. Тут, конечно, еще помогли наушники — с менее большими и менее детальными моделями без балансных кабелей эффект не такой яркий, но он все равно присутствует.
Разработчики Astell & Kern, создавая флагман, кажется, сделали хоть и не очень крупный, но все-таки ощутимый шаг вперед. По мне так SP2000 — это скорее рестайлинг SP1000, а не принципиально новое поколение (раз уж я начала текст с автомобильных аналогий, то ими и завершу). И он более чем имеет право на жизнь. Это фирменный звук Astell & Kern, доведенный до доступного на данный момент технологического максимума, с чуть сдвинутыми приоритетами. Теплоты в голосах, например, я не ожидала — чаще плееры этого бренда вместо нее поддают воздуха.
И очень приятно, что плеер, не поморщившись, съел у меня вагон MP3 из скачанной неизвестно откуда папки «Флешка из молодости», полной заремиксованного клубняка и попсы нулевых. В SP1000 по мере прослушивания все возрастал уровень снобизма, а здесь можно сразу переключиться с рипа в DSD на что-то вот такое и радоваться. Конечно, звук будет не самый распрекрасный, но вот что этот плеер умеет передавать — так это образы и эмоции. Даже если ему рьяно мешает сжатие.
очень осязаемые и объемные звуковые образы, широкая сцена, точность, детальность и скорость вместе с неожиданной теплотой на вокале, шкатулочка
цена, спорный выбор меди без покрытия в качестве материала, неясная задумчивость интерфейса
249 990 рублей
Поддержка форматов: WAV, FLAC, WMA, MP3, OGG, APE, AAC, ALAC, AIFF, DFF, DSF
Максимальное разрешение: PCM 32 бит/768 кГц, DSD512 (22,4 МГц) нативно
ЦАП: 2 х AKM AK4499EQ
Частотная характеристика: ±0,015 дБ небалансный / ±0,010 дБ балансный на 20 Гц ~ 20 кГц; ±0,050 дБ небалансный / ±0,030 дБ балансный на 20 Гц ~ 70 кГц
Выходное напряжение: 6/3 В (балансное /небалансное подключение)
Соотношение сигнал шум: 125/124 дБ (балансное/небалансное подключение)
Разделение каналов: 144/138 дБ (балансное/небалансное подключение)
Искажения: менее 0,0004/0,0005% на 1 кГц (балансное/небалансное подключение)
Джиттер: 25 пс
Встроенная память: 512 Гб
Выходы: 3,5 мм для наушников, 2,5 мм балансный для наушников, оптический (совмещен с 3,5 мм выходом)
Дополнительные интерфейсы: USB-C (3.0, поддержка быстрой зарядки), слот для карт памяти micro SD (до 1 Еб), Bluetooth 4.1 (aptX HD), двухдиапазонный Wi-Fi
Батарея: 3 700 мАч, до 8 часов работы на одном заряде при прослушивании файлов FLAC 16 бит/44,1 кГц на громкости 80 пунктов при подключении по небалансному выходу с отключенными эквалайзером и экраном
Габариты: 76х132х16 мм
Масса: медная версия — 433 г, стальная версия — 411 г