Принцип универсальности требует, чтобы электронные компоненты тестировались отдельно от акустических систем — и по результатам рекомендовались колонки, которые наилучшим образом согласуются с протестированной электроникой, а именно усилителем. Однако подчас в наличии имеется законченная аудиосистема, достаточно многообещающая, чтобы испытать ее как единый, цельный организм.
Об истории и философии шведской фирмы Primare я уже рассказывал (см. в частности, тест усилителя мощности Primare 34.2). Повторяться не стану, скажу лишь, что ее специалисты ставят во главу угла качество звучания и удобство пользования — то, что сегодня модно называть эргономикой. Недаром дебютный продукт Primare, интегральный усилитель образца 1986 г., демонстрируется в копенгагенском музее индустриального искусства. Но я не удивлюсь, если там же когда-нибудь станут красоваться и эти модели, настолько совершенен их дизайн. Предельно лаконичный и вместе с тем нарядный, он создает впечатление деловой элегантности.
Что снаружи?
Оба устройства заключены в цельнометаллические антивибрационные корпуса. Холодный блеск матового алюминия контрастирует с женственными обводами боковых граней и дисплея. На фасадах — минимум органов управления: всего по три кнопки плюс поворотный регулятор громкости, которым оснащен усилитель.
Набор гнезд на задней панели проигрывателя свидетельствует о том, что компонент можно использовать для воспроизведения аудиофайлов с USB-носителя, а также в качестве транспорта. Помимо традиционных выходов несимметричного аналогового стереосигнала предусмотрены порт USB (читаются файлы MP3/WMA, но не FLAC). Также есть коаксиальный и оптический выходы цифрового аудио (соответствующими входами оснащен усилитель, поэтому аппараты можно соединить не только по аналоговой, но и по цифровой шине).
Кроме того, аппараты можно вписать в многокомнатную систему управления (предусмотрен порт RS232) или установить в закрытую стойку (имеются разъемы для подключения внешнего ЖК-приемника). Другие устройства можно включать одновременно с включением проигрывателя или сам плеер при включении усилителя — посредством релейного сигнала 12 В (плеер оснащен как входом, так и выходом этого сигнала, а усилитель — только выходом). На задней панели усилителя также расположены четыре аналоговых стереовхода плюс регулируемый (Pre) и нерегулируемый (Rec) линейные выходы.
А что внутри?
Транспортный механизм проигрывателя — специализированный, рассчитан на воспроизведение только CD (лазерная головка Sanyo, сервопривод Toshiba с буфером на 5 с для уменьшения джиттера и защиты от сбоев при чтении). В связи с повышенными требованиями к энергопотреблению предусмотрено два источника питания: импульсный, с высоким КПД для цепей индикации/управления и классический, на трансформаторе с R-образным сердечником (запас по мощности — огромный) и раздельными обмотками для механики, цифрового и аналогового сигнальных трактов. Величины необходимых напряжений с высокой точностью поддерживаются регулирующими цепями на LC-фильтрах и дискретных элементах.
Считанный с «компакта» сигнал AES/EBU подается на высококлассный конвертер SRC4392, позволяющий при желании довести частоту дискретизации входного сигнала до 48; 96 или 192 кГц. Одновременно задействуется технология подавления джиттера. Преобразованные таким образом данные принимает ЦАП Burr-Brown PCM1792, один из лучших в своем классе.
Выходной несимметричный аналоговый сигнал формируется каскадом на полевом (MOSFET) транзисторе, управляемом активным источником тока (более эффективный способ, чем резистивная цепь). В сигнальном тракте нет конденсаторов; постоянная составляющая сигнала на входе или выходе ЦАПa удаляется при помощи специальной схемы слежения (DC servo).
Топология разработана по оригинальной методике SMD с тем, чтобы максимально укоротить пути прохождения сигналов и изолировать их друг от друга. Последнее справедливо и в отношении I22 — интегрального усилителя мощностью 2х80 Вт (работает в классе D).
От большинства недостатков D-схемы конструкторам удалось избавиться благодаря применению фирменной технологии UFPD (Ultra Fast Power Device — сверхбыстрое усилительное устройство; принцип его работы и особенности подробно описаны в уже упомянутом тесте усилителя мощности Primare 34.2). Помимо этого задействована технология PFC, препятствующая попаданию в общую сеть высокочастотных помех.
Вообще, плата с ЦАП-ом — опциональная. В нашем случае она уже была установлена (индекс устройства I22 DAC). Плата обеспечивает асинхронный USB-вход (96 кГц/24 бит), а также оптический и коаксиальный (192 кГц/24 бит).
Переходим к акустике
Идеальной нагрузкой для усилителя мощностью 80 Вт/кан. являются 8-омные полочные колонки с чувствительностью больше 86 дБ. Этим требованиям как нельзя лучше отвечает акустическая система R300 британской фирмы KEF. В 1961 г. фирму основал Реймонд Кук, инженер электрик, ранее работавший на Би-Би-Си. Обладая незаурядным опытом и знаниями в области звуковоспроизведения, он понимал, что лучший громкоговоритель — это т.н. точечный источник, излучающий звуки всех частот из одной точки. Иными словами, идеальная колонка должна быть однополосной.
К сожалению, создать один драйвер, способный реалистично отобразить весь диапазон слышимых частот (как минимум, 20 Гц - 20 кГц), еще никому не удалось — воспроизведение разных частот по-прежнему поручают разным громкоговорителям. Однако именно фирма KEF разработала СЧ/ВЧ-динамик, максимально приближенный по свойствам к точечному источнику. Такие драйверы создаются по фирменной технологии Uni-Q: пищалку располагают в центре среднечастотного излучателя. Данная конструкция требует решения многих акустических проблем (необходимости добиться когерентного излучения, ослабить взаимовлияние резонансных колебаний драйверов и т.п.), и специалисты KEF постоянно работают над ее улучшением.
Здесь отмечу, что громкоговоритель R300 принадлежит оборудован СЧ/ВЧ-излучателем самого совершенного на сегодня образца. Мембраны обоих драйверов изготовлены из магниево-алюминиевого сплава, легкого и вместе с тем обеспечивающего повышенную жесткость. Форма диффузоров оптимизирована компьютерными методами. В частности, найдена оригинальная — напоминающая дольки мандарина — форма рассеивателя для твитера, благодаря которой расширяется зона стереоэффекта.
Диффузор низкочастотного драйвера выполнен из гибридного материала (алюминий/целлюлоза), что позволяет ему работать в поршневом режиме на всех излучаемых частотах. Масса звуковой катушки снижена благодаря применению алюминиевого провода; массивный вентилируемый магнит содействует четкой отработке сигнала с крутыми фронтами. Порт фазоинвертора улучшает отдачу на низких частотах. Происходит это посредством технологии CFD (Computational Fluid Dynamics — рассчитываемая динамика воздушного потока) — порт рассчитан так, чтобы минимизировать турбулентность «выдыхаемого» колонкой воздуха.
По дизайну колонки весьма схожи с электроникой Primare: та же граничащая с аскетизмом сдержанность и нежелание доминировать в интерьере. Если же вы хотите сделать аудиосистему главной достопримечательностью гостиной, снимите фиксируемые магнитами решетки громкоговорителей: алюминиевые фланцы динамиков подчеркнут матовый блеск фрезерованных кнопок и регулятора громкости.
Вписать аудиосистему в уже существующий интерьер помогут несколько вариантов отделки громкоговорителей: их корпуса могут быть покрыты черным или белым рояльным лаком, а также натуральным шпоном дерева грецкого ореха (на фото) или розового дерева. Нельзя не отметить еще один момент, важный, в первую очередь, для желающих создать на основе R300 систему домашнего кинотеатра, совместимую с объектно-ориентированными форматами многоканального звучания: в линейке R имеются специальные «накладные» колонки R50 для воспроизведения сигнала «каналов высоты».
От частного к общему
Звучание аудиосистемы определяют, главным образом, громкоговорители. Во всяком случае, именно к такому выводу я пришел на основе более чем 20-летнего опыта тестирования звуковоспроизводящей аппаратуры. Значит, львиную долю внимания нужно уделить колонкам — в том числе, их правильному размещению. Особых забот в этом смысле требуют, как ни странно, полочники.
Во-первых, несмотря на свое название, они раскрывают свой потенциал, будучи установлены не на полке, а на специальной стойке. Только она позволит свести к минимуму влияние как собственных резонансов их корпуса (они создают т.н. микрофонный эффект, пагубно отражающийся, в первую очередь, на работе вертушки винила и CD-проигрывателя), так и внешних колебаний — например, от сабвуфера.
Во-вторых, нужно учитывать конструктивные особенности АС. Если они выполнены в закрытом корпусе, их звучание практически не зависит от места размещения (вернее сказать, определяется только акустическими свойствами помещения — но не о них сейчас речь). Совсем иное дело — фазинверторные колонки с портом на тыловой стенке, т.е. наши подопечные R300. Чем ближе к стене они находятся, тем трудней им «выдыхать».
Слушали — постановили
При прослушивании R300 располагались на стойках приблизительно в метре от задней стены. Звучание наиболее точно характеризуется эпитетом «открытое». На верхах не ощущается никакого недостатка воздуха, они льются полным свободным потоком. Внимательно ознакомившись с параметрами колонок, я узнал, что звуковая эстафета у KEF R300 передается среднечастотному драйверу на 2,8 кГц, т.е. в области, к которой наше ухо наиболее чувствительно. В связи с этим у меня возникли опасения — сможет ли система реалистично передать вокал?
К счастью, они оказались беспочвенными. Мой любимый тестовый трек «My Heart and I» Шарлотты Рэмплинг, состоящий из одних пришепетываний, прозвучал практически безукоризненно. При этом нельзя было не отметить необычно большую ширину звуковой сцены и охватившее меня ощущение, что звуки зарождаются не в колонках, а в самой атмосфере комнаты прослушивания (лучшее свидетельство слаженности работы СЧ-драйвера и «пищалки»).
Воодушевленный таким началом, я решил выяснить, насколько широк эффективный динамический диапазон системы, и поставил CD c записью увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского. Процесс лавинообразного нарастания громкости отображался превосходно — лишь в финале, когда звуковая волна стала превращаться в волну ударную, чувствовалось, что колонки работают на пределе возможностей.
Ради чистоты эксперимента я установил в порты фазоинвертора штатные заглушки, тем самым смоделировав, как стали бы работать колонки, будучи размещены вплотную к задней стене. Эффект получился довольно интересный. Звучание лишилось частот ниже прибл. 70 Гц, зато мидбас стал очерчен более четко. (Рискну подтолкнуть к такому эксперименту желающих использовать KEF R300 в системе с сабвуфером). Впрочем, подавляющему большинству аудиофилов оригинальное звучание колонок понравится и без заглушек — своей раскованностью и умением реалистично играть музыку любого жанра.
Достоинства: значительная ширина звуковой сцены, отличная микродинамика
Недостатки: проигрыватель не читает аудиофайлы высокого разрешения
Официальный сайт: Primare CD22, Primare I22, KEF R300
Цена: Primare CD22 — 89 240 рублей, Primare I22 — 89 240 рублей, KEF R300 — 104 940 рублей
Паспортные данные
Проигрыватель Primare CD 22
Механизм: Asatech 8210.B01-02, Sanyo SF-P101N
ЦАП: Burr-Brown PCM1792 (24 бита/96 кГц)
Аналоговые выходы: несимметричный 2хRCA
Цифровые интерфейсы: S/PDIF, Toslink, USB
Служебные порты: RS-232, триггер 12 В
Масса: 10,5 кг
Габариты: 430х420х106 мм
Потребляемая мощность/Standby25/0,3 Вт
Усилитель Primare I22
Выходная мощность: 2х80 Вт (8 Ом), 2х160 Вт (4 Ом)
Аналоговые входы/выходы: 4/2
Масса: 10,0 кг
Габариты: 430х420х106 мм
Потребляемая мощность/Standby,19/0,3 Вт
Акустические системы KEF R300
Типпассивные, полочные
Акустическое оформление: фазоинвертор
Расположение порта: на задней стенке
Число полос: 3
Динамики: низкочастотник 165 мм, среднечастотник 125 мм, высокочастотник 25 мм
Частоты кроссовера: 500/2800 Гц
Подводимая мощность: 25-120 Вт
Чувствительность: 88 дБ
Номинальный импеданс: 8 Ом
Масса: 12,0 кг
Габариты: 385х210х345 мм