Рассказывая об этих колонках, без исторических отступлений и ностальгических вздохов обойтись, конечно же, не получится. Но что уж тут поделаешь, если их создатели совершенно сознательно постарались вызвать ассоциации со знаменитыми в свое время советскими колонками S-90? В этом, во всяком случае, не усомнится ни один меломан старше тридцати, глядя на необычные пропорции корпуса со смещенными от центра динамиками и переключателями коррекции АЧХ на фронтальной панели. Однако по одёжке встречают, а провожают… в нашем случае, разумеется, по звуку.
Для начала пара слов об историческом первоисточнике. Колонки Radiotehnika S-90 выпускались в основном на рижском производственном объединении Радиотехника примерно с конца 70-х по середину 90-х годов прошлого века. У советских меломанов, не имевших, в подавляющем большинстве, доступа к импортной аппаратуре, колонки пользовались огромной популярностью, хотя их звучание даже по понятиям тех времён было далеко не идеальным.
Впрочем, многие воспринимали это лишь как повод для увлекательных экспериментов: меняли динамики, проводку, пересчитывали фильтры и привинчивали шипы. Одним словом, S-90 были настоящим культовым артефактом аудиофилов СССР.
Переосмысление прошлого
С героями нашего сегодняшнего тестирования реликт советских времён роднит в первую очередь географическое происхождение. Продукция под брендом Arslab, принадлежащим нашей небезызвестной компании «Аудиомания», выпускается именно в Риге. В 2013 году для Arslab здесь был организован полный цикл собственного производства, главным инженером и техническим директором которого, стал, между прочим, Виктор Лагарпов, долгое время работавший главным инженером завода Radiotehnika.
Однако местом рождения, характерными деталями экстерьера и числом «90» в названии сходство двух акустических систем, по сути, и ограничивается. Дальше начинаются различия, причём весьма существенные.
Во-первых, в отличие от фазоинверторного духовного предка, Arslab Superb 90 собраны в закрытых ящиках. Соответственно, даже об отдалённом сходстве в характере звучания, по крайней мере на басах, забыть можно сразу.
Корпуса объемные, и по нынешним временам, так сказать, неформатные: эдакие огромные полочники высотой 65 сантиметров. Чтобы расположить их на оптимальной высоте, потребуются невысокие стойки, вроде 40-сантиметровых Cold Ray C3. Помимо динамиков, на фронтальной панели имеется крупный шильдик с броским оранжевым логотипом «Old School», а также галетные переключатели корректировки АЧХ на средних и высоких частотах. Кстати, забегая немного вперед, скажу, что в отличие от подобной системы в советских S-90, в нашем случае лёгкая частотная коррекция (± 2 дБ) на характере саунда практически не сказывается. Пожалуй, лишь при поднятии средних частот низкий женский вокал иногда может показаться чуть менее бархатистым.
Корпуса жесткие и прочные, с отличным качеством отделки. Вариантов оформления три: чёрный матовый, чёрная или оранжевая лакировка. Последний вариант явно припасён для людей эмоционально ярких и внутренне свободных. И, между прочим, в соответствующем интерьере смотреться он будет просто роскошно. Однако красота требует жертв, в нашем случае 25 500 рублей — именно столько придётся доплатить за глянцевый корпус независимо от цвета.
Система трёхполосная, и с первого взгляда обращает на себя внимание внушительный десятидюймовый НЧ-драйвер, который интересен он не только могучими размерами, но и выдающимся, во всех смыслах этого слова, подвесом. Это длинноходовый басовик производства Wavecor, специально разработанный для закрытого акустического оформления. Драйверы для работы в «закрытом ящике» сложнее в производстве и дороже своих собратьев, поскольку должны обладать как можно более низкой частотой собственного резонанса.
А конкретно эта головка любопытна ещё и применением технологии Balance Drive. Сущность её заключается в использовании магнитной системы особой формы, сохраняющей стабильность воздействия магнитного поля даже при значительном смещении звуковой катушки. Шестидюймовый среднечастотник тоже производства Wavecor, а рупорный твиттер с шелковым куполом родом из Morel.
Потенциал контрабаса
Прослушивание я начал, разумеется, с треков ранних 90-х, а именно «Matters of the Heart» Tracy Chapman. Спокойный вокал Трейси, наполненный очень специфичными обертонами, зазвучал на удивление пластично и сбалансировано. При этом в нем не было и следа ватной мягкости, что подтверждали и струны её гитары — вибрации каждой из них воспринимались совершенно отчетливо и не замазано. Может быть даже чуть-чуть подчеркнуто. Однако воспроизведение в целом казалось на редкость монолитным, гармоничным и на удивление открытым. Такое чувство гораздо чаще возникает при прослушивании винила на высококлассном тракте, чем при общении с CD.
Еще одно яркое ощущение — роскошная работа в басовом диапазоне. Чтобы разобраться с низами как следует, ставлю Кристиана МакБрайда (Christian McBride), так как лучше хорошо записанного контрабаса, потенциал закрытого ящика ни что, пожалуй, не раскроет. Бас у представителей старой школы оказался очень внушительным, а для акустики их ценовой группы, рискну сказать, образцовым. Быстрые атаки отрабатываются без малейших потерь динамики, сложная тембральная структура музыкального материала не упрощается. Бас плотен, конкретен, но при этом не пытается конкурировать с другими частотными составляющими — его именно столько, сколько должно быть. Внушительность и точность НЧ особенно ощущается на клубных треках, в которых обилие баса создаёт не только опасность «не прокачать» его, но и риск захлебнуться в вязких массах нечленораздельного гудения. В нашем случае даже на внушительной громкости низкие частоты остаются под полным контролем.
Теперь о звучании в целом. Рупорные пищалки не грешат характерной окраской, да и диаграмму горизонтальной направленности зауженной я бы не назвал. Однако чтобы добиться правильного построения музыкальной сцены, с ориентацией колонок в пространстве стоит поработать. Даже если колонки не развернуты на слушателя, мягкие купола выдают довольно яркий для шёлка звук, однако поворот акустических осей заметно влияет на позиционирование и масштаб элементов звукового пространства.
Итог
Итак, подведём небольшое резюме. У акустики, безусловно, есть определённый звуковой почерк — открытый, свободный и в меру яркий, однако о жанровых ограничениях речи не идёт. На нашем интернациональном сетапе из японского источника, норвежского преда и 500-ваттного канадского усилителя мощности верхняя середина и высокие звучали не то чтобы ярковато, скорее оживленно.
Но тут надо понимать, что для построения филигранного саунда, корректно сохраняющего подобные нюансы нужен и соответствующий тракт. В нашем случае сквозное двойное моно с балансными интерконнекторами и компонентами, каждый из которых в отдельности заметно дороже испытуемой акустики. Кстати, в интерпретации тестовой системы временами возникало ощущение, что на фоне бодрой динамики и достойной микродинамики саунда, скрипичные обертона или тонкие нюансы колоратурного сопрано Анны Нетребко немного растушевываются.
В реальной жизни Old School Superb 90, скорее всего, попадет в несколько менее изысканное окружение, и уж тут никаких поводов для придирок к себе акустика наверняка не допустит. Главное помнить, что добыть правильный динамичный бас из закрытого ящика объемом под 80 литров и чувствительностью 86 дБ по силам далеко не каждому усилителю. Контроль баса должен быть абсолютно уверенным.
Ну а в общем Superb 90 отлично характеризует фраза их разработчиков: «Прекрасный образец того, как делали бы колонки в прошлом, если бы обладали знаниями и технологиями современности». От себя добавлю: «Но, не смотря на это, не утратили бы духа свободы и чувства большого звука».
Быстрые, мощные и достаточно глубокие басы, открытая и живая подача вокала, безупречное качество отделки и сборки корпуса, а также стильный, неординарный дизайн.
Несмотря на отсутствие жанровых ограничений, звуковой почерк и внешний вид колонок подразумевают определенный стиль восприятия — не столько музыки, сколько самой жизни.
126 650 рублей.
Акустическое оформление: закрытый ящик
Схема: три излучателя/три полосы
Воспроизводимые частоты: 40 Гц – 25 кГц
Номинальный импеданс: 4 Ом
Реккоменд. мощность усилителя: 25 – 200 Вт
Чувствительность: 86 дБ (2,83 В/1 м)
Размеры (В x Ш x Г): 650 x 340 x 400 мм