Про «британское вторжение» практически все знают: 60-е, Битлы, Роллинги... Но было и «японское вторжение», вторжение в мир джаза... А оно было?
Начать это исследование меня побудило это издание: Montreux The Best '78 (Live) by Mari Nakamoto & Tatsuya Takahashi & Tokyo Union Orchestra.

Действительно необычно: Накамото, Такахаси и Токио Юнион вместе на The Three Blind Mice никогда не издавались, а тут — Монтрё Джаз.

Издано на Zen Victor, а записывала собственная студия джазового фестиваля.
Вообще-то у меня есть живой «справочник» по Montreux Jazz Festival и его зовут Йорг Шоппер (Jürg Schopper). Он основатель швейцарского аналогового Triston Records, выпускал для Revox мастера Yello и, главное, — официальный архивариус записей фестиваля. В личном архиве его и его отца порядка 900 «Montreux tapes». На фестивале записывали все, что-то на 38-ю скорость, даже на пол-дюйма, частично на 19-ю для радио трансляций. Писали на ленты типа AGFA, BASF PER 525 и PER 528 — это вполне долговечный носитель, и аналоговый архив грамотно хранили.

И на мой вопрос: есть ли в архиве записи японского джаза 70-х, Йорг ответил просто: «Их есть...»
Но вернёмся к истории вопроса. До конца 70-х прошлого века, пожалуй, только Sadao Watanabe был наиболее востребованным японским джазменом на фестивале примерно с конца 60-х.

Ватанабе выступал в основной программе фестиваля года три подряд и записывался на CBS — Sony.
И он не из «обоймы» The Three Blind Mice однозначно.
Официальный поисковик фестиваля в Монтрё показывает как начало нашей истории 1978 год — год дебютного выступления на фестивале Мери Накамото с Токио Юнион, что необычно само по себе. Да ещё и виниловое издание с этой записью — большая редкость.
Как бы то ни было, но видимо Клоду Нобсу «зашло» (Клод Нобс — основатель джаза в Монтрё, тот самый «funky Claude» из «Smoke on the Water»).
Через год в июле на фестивале был день японского джаза. Открывало программу трио Ямамото: Tsuyoshi Yamamoto, Kunimitsu Inaba, Tetsujiro Obara. Материал был записан, причем записывать приехал сам Йошихико Каннари.

А далее Bingo Miki сыграл там вообще на «двойной» Cyclone. Recorded Live July 11, 1979 by Mountain Recordings Studio, at Casino, Montreux. Бинго Мики (Bingo Miki) и его 25 японских оркестрантов 11 июля 1979 года выступили на фестивале в Монтрё в один день с Ямамото. Концерт был записан и вышел в виде альбома Montreux Cyclone — по названию сюиты, которая открыла шоу и которую сочинил Бинго.

В японском составе были заявлены Hidehiko Matsumoto, Masaru Imada, Tetsuza Furutani, Mari Nakamoto. Имада был и на пластинке заявлен как основной пианист, а вот про Мери на пластинке ничего не написано.
В качестве приглашенных звезд с японскими музыкантами выступили басист Ричард Дэвис, трубач Джон Фаддис, тромбонист Боб Брукмайер и гитарист Джо Бек. Причем все американцы, кроме Бека, исполняли свои композиции.
Режиссером записи здесь был Дэвид Ричардс, основной на Mountain Recordings.
Да и еще в 1983 году на фестивале отыграли известные TBM-овцы, создавшие проект Native Son: Kosuke Mine, Takehiro Honda, Hiroshi Murakami.

Альбом Carnival Live At Montreux, записанный Mountain Recordings выпустили на Polydor.
Такая история...
Я не удержался спросить Йорга: а что если попробовать издать эти ленты из архива Монтрё в мастер-копии официально, особенно исполнителей из ТВМ? «С большинством известных артистов очень сложно получить права на издание в мастер-копии, потому что крупные компании уже зашли в эту дверь, — ответил Йорг. — С другой стороны, мечтатель во мне не может не задаться вопросом, особенно теперь, когда мои работы распространяет Revox (т. е. довольно крупная компания): есть ли там какой-то переговорный вес по теме и бюджет?! Я наблюдаю за этим пространством...»
Интересная мысль... Revox перевыпустит The Three Blind Mice? Ну, а вдруг?
Montreux Jazz Festival, The Three Blind Mice