Отечественные ламповые усилители — достойная альтернатива брендам или печальный компромисс? • Stereo.ru
Вопрос sema 54

Отечественные ламповые усилители — достойная альтернатива брендам или печальный компромисс?

Вопрос возник совершенно внезапно. Решил строить систему на основе английского усилителя, транзисторного. Слушаю, читаю... Есть даже тема, на предмет нового или б/у. Во время прослушивания очень понравилось как звучат Sonus Faber Sonetto I с Copland за пол мильона рублей (ужас). Брендовые модели нынче запредельно дороги, в районе до 200 тыс только хороший Китай.

И возникла у меня мысль, что в принципе, те фирмы какие мне нравятся (Грем Сли, Экспошур, та же Рега) — это в общем фирмы одного человека, как уже где-то звучало, чьи производства — ангары в английских деревнях. И решил посмотреть в сторону отечественных производителей: Astra audio, Art Audio Lab., Razin & Musatoff, Audioinstrument, Клячин.... Связался с большинством из этих производителей, отвечают на вопросы, дают разъяснения. Стоит отметить, что у большинства сайты — как из 90-х... у многих и внешний вид — тоже, оттуда)))

Какие есть мнения на их счет? Кто пользовался, слушал? Какие есть замечания и беды? Какие усилители, по вашему мнению, действительно достойны внимания как альтернатива известным брендам?

С нынешним курсом рубля, тема может быть весьма актуальной. Хочется аргументированных ответов, ответы из серии "наше все гумно" — не интересны.

Ответы

Alex

Здравствуйте!

Аргумент может быть только один! Дешево сделать качественно ламповый усилитель с достойным качеством звучания и приличным уровнем изготовления НЕ РЕАЛЬНО!

Достаточно взять калькулятор и сложить стоимость хороших комплектующих, расходных материалов... Прибавить к этому стоимость изготовление корпуса ( более менее приличного уровня на производстве), плюс затраты на НИР ОКР,

з/п . наконец. налоги и хотя бы минимальную прибыль, без которой не имеет смысла что- либо изготовлять, плюс расходы на рекламу и продвижение товара... И Вы сразу поймете, что, конечно, из г... и палок, на коленке, можно что- то слепить, но это никогда не будет альтернативой качественному брендовому изделию... Я,знаю много замечательных частных мастеров, которые делают ламповые усилители, фонокорректоры и даже DAC с ламповым выхом, которые играют интереснее подобных брендовых изделий, но стоят такие изделия очень дорого... т

Вывод прост! Если у Вас нет денег на достойный брендовый или авторский ламповый усилитель, то бросаться во все тяжкие, конечно не стоит... Не имеет смысла покупать дешевые самоделки или поделки с алишки, т. к . хорошему звуку в таких изделиях, просто неоткуда взяться!

А под видом «лампового» усилителя на алишке, вообще можно купить бутафорию, где лампы не работают в схеме, а стоят для антуража, ))) а усилитель сделан на микросхеме...

Но, отчаиваться Вам не стоит!

Во первых, есть очень приличные ламповые усилители, которые только производятся в Китае, а разработкой усилителей занимаются серьезные компании в Европе или Японии, а во вторых есть вторичный рынок, где можно иногда «выловить» хороший брендовый усилитель за относительно доступные деньги...

sema @Alex

Спасибо) сумма в 100-150 тысяч как считаете достаточная? Понятно, что за 40-50 тыс сделать, я считаю, ну...не очень))) поэтому смотрю в диапазоне ок 100-150. Из китайцев приличных смотрел и слушал ПримаЛуну (кстаи, неплоха весьма), Кайин еще не слушал, но планирую.

sema @Delya

Вы понимаете. когда еще лет 7 назад я впервые о них подумал, стал мониторитьь, изучать историю. У меня создалось впечатление, что голландскость ПримаЛун - исключительно маркетинг. Но могу ошибаться. Хотя усилители хорошие в любом случае

Alex @sema

Традиционно рекомендую Вам послушать ламповые усилители VINCENT T.A.C.-34 Dream и 22, по звучанию они более прозрачны, чем ПримаЛуна очень тихие аппараты, с великолепной динамикой и микродинамикой и живым звучанием. Усилители прекрасно справляются, как с рок музыкой, электроникой, так и классикое и джазовой музыкой и уверен, эти усилители не оставят Вас равнодушным слушателем, они умеют увлечь слушателя и погрузить в волшебный мир Музыки!

sema @Alex

Посмотрел, да, очень интересные варианты. есть и на вторичке. А насколько они имеют отношение к Германии всеж? Надо будет попытаться их послушать найти. Если Вы их знаете, можете кратко охарактеризовать? Если не сложно

Delya @sema

Год назад выбирал себе ламповый усилитель, прослушивал ПримаЛуна и Vincent TAC-34. Vincent понравился больше, особенно хорошо на нём звучит вокал.

sema @Alex

и как быть с наушниками тогда... output позволяет воткнуть его к усилителю для наушников?

S-Lic

Для того,что бы правильно выбрать усилитель нужно знать с какого источника будет взят сигнал и на какую акустику будет подан.Вам дают советы об усилители,но слушать вы будете все в комплексе,а он должен быть максимально согласован.

sema @S-Lic

источника два: винил ПроДжет Х2 и будет сетевой плеер, видимо в сегменте до 50. скорее всего Ямаха 303, акустику хочу купить Сонус Фабер Сонетто 1

Alex_Bob

Недавно слушал с усилителем PAS-240, модель 6, акустику питерского специалиста Владимира Павликова. На меня такой комплект произвёл впечатление. Рекомендую обратить внимание... Также готов рассказать про недорогую, качественную, обвязку...

S-Lic

А Андронников тоже"сасоделкины имеют смысл в бюджетном"?А ведь и он не брезгует изготавливать изделия из отечественных радиодетелей,тех же старинных кремневых транзисторах ГТ402,а отечественные фторопластовые конденсаторы ФТ и ФЧ ставит в один ряд с лучшими зарубежными.Если вы не в курсе,то большая часть американских усилителей изготовлена на отечественных "Светлановских лампах",которые изготавливают в Питере.А широкополосники Новосибирской Ноэмы использует вся страна,а на их эстрадниках и усилителях звучат большинство кинотеатров и стадионов за Уралом.Прецизионные и сверх прецизионные сопротивления В-29 и высокочастотные с2-10 лучше импортных аналогов и т.д.Или Сухов со своим усилителем,Константин Мусатов,которых переделывает импортные динамики.Значит они все "ну максимум среднем сегменте".Прекрасно!

Dorius_Audio

Зимой делал для заказчика индивидуальный проект акустики под превосходный ламповик "Антрацит" Константина Мусатова. Усилитель играет весьма масштабно, объём, сцена, осязаемые рельефные образы. При этом всё в порядке и с микродинамикой, и с наполненностью тембров. Заказчик брал его под манибек, сравнивал с именитыми аналогами, но в итоге решил оставить именно его. С довольно тугой и мощной АС на топовых сканах справился шутя, контроль полный. Взял бы с удовольствием для себя, если бы не цена ))).

Понравились по выставкам ещё варианты от Астры и Кирилла Остапова, правда, вдумчиво послушать в своём тракте пока не привелось.

Wadim

С Астрой довольно хорошо знаком, хорошие положительные впечатления по очень доступному ценнику, лично знаком с разработчиком. Есть знакомые, которые довольны усилителем. Рекомендовать сложно, усилители далеко не универсальны и нужно вполне определенно понимать под какие задачи они заточены.

Свой последний усилитель разрабатывал сам и покупал трансформаторы на "Исток2". Трансы очень качественные и доступные. Меня всегда по жизни сопровождают ламповые усилители, но они не универсальны и не претендуют на роль основного. Одно время прям сильно горел собрать на прямонакалах, но с временем свободным туго, а последние несколько лет вот прям совсем... Но, надеюсь, воплощу в железе свою идею.

Покупая подобные вещи нужно понимать, что перепродать их практически не получится. Я просто отдавал знакомым. Но, с другой стороны, вы уже сразу изначально несете затраты в несколько раз меньше импортного бренда.

Alex @Wadim

Вадим, я согласен со многим, что Вы сказали и в первую очередь с тем, что продать самоделку потом будет крайне сложно или даже невозможно! Особенно если это посредственная и не универсальная самоделка...

Igor_Golochshapov

Спорить не берусь: народ не врёт. Тем не менее, в звукотехнике следую принципу, вытекающему из бритвы Оккама. Когда в начале миллениума делал свой SE на двух лампах от МИГа впараллель, пришёл в итоге к однокаскадной конструкции. Музыка на максимально простом устройстве (а так же катодный повторитель для наушников на этой же лампе) самая вовлечённая.

Попытки улучшить, сэкономить, сделать более правильно по характеристикам, схемотехнике у меня всегда лишало воспроизведение какой то искры. Как будто сама музыка внутри звуковоспроизведения чахла. А вдруг и правда работает антропный принцип. И мы создаём реальность.

Как самопальщику, на фото сразу вот что понравилось - выводы вторички, похоже являются продолжением обмоточного провода. По крайней мере, видна лаковая изоляция на концах.

Adenotom

Буквально на этой неделе слушал продукцию audio stand art. Очень понравились компоненты, как усилители, так и акустические системы.

Rodomir

Из вполне доступных на вторичке слышал Octave v50, с источником в виде винила и акустикой на шириках (у его хозяина такие - танрй и гудманс были) весьма понравился!)

Посмотрите!

Urii

В основном я согласен с Аlex, что "Дешево сделать качественно ламповый усилитель с достойным качеством звучания и приличным уровнем изготовления НЕ РЕАЛЬНО!" Но можно попытаться найти приличный вариант на вторичке, например, английский усилитель Rogers. Модель Е 40
(40 вт. в классе А, вес 18-20 кг. Или вариант попроще, модель Е 20а (18 вт. в классе А, вес 14 кг). Уложитесь в рассматриваемую Вами цену 150 тыс.

 

Aleksandr108

Себестоимость брендовых усилителей и другой аудиоэлектроники примерно 25% от стартовой розничной цены у дилера (обычно потом дают скидку 15-20 %, дают иногда и 30% и более, зависит от бренда). Если производитель продаёт напрямую покупателю, без дистрибьютора и дилера, то и цена будет в два раза ниже розничной (а иногда и ещё ниже). Действительно хороший ламповый усилитель это примерно от 7000 долларов. То есть у нашего хорошего мастера сопоставимый аппарат обойдётся примерно в 3500 или 3000.

Rodomir @Aleksandr108

В части Вы правы, но не стоит забывать, что за брендом стоят инженеры, многолетние разработки и испытания, объективные замеры и доступ к материалам и технологиям, которых нет у простых смертных!

Конечно цена часто завышена, особенно на такую экзотику как лампа, но зато результат более предсказуем и соответствует заявленным характеристикам.

У Кулибиных же часто все делается на коленке, на слух и эксплуатация громких названий (начиная от брендовых компонентов, заканчивая чудесными запасами советской военки). Изделия хорошие наверняка есть, но попасть на деньги гораздо проще даже с учетом того, что сами продукты дешевле брендов!

По мне сасоделкины имеют смысл в бюджетном, ну максимум среднем сегменте, дальше лучше напрячься и взять бренд! Лично мое мнение…)

Urii @Rodomir

Тоже верно. Конкурировать с ведущими фирмами практически невозможно. Но, даже если допустить, что отдельные Кулибины могут сделать не хуже, разве можно быть уверенным, что попадешь на такого ?

Rodomir @Urii

отдельные Кулибины могут сделать не хуже, разве можно быть уверенным, что попадешь на такого ?

Я об этом и писал - слишком невелика вероятность, надо ну очень хорошо разбираться и быть в ламповой теме, с брендами же проще, но дороже.)

S-Lic

"Конкурировать с ведущими фирмами практически невозможно."Возможно и еще как.Назовите мне импортный усилитель,который линейно может воспроизводить 2мГц,мощьность 1000Вт,иметь двухуровневое питание + -72в и второй уровень 144в.А у меня таких 2 моноблока весом 16кг каждый.Приведите пример динамика с механической добротностью более 21,а у меня такие 18".И все сделано совместно с Новосибирском по моим проектам.И это маленькая часть моей 50 летней деятельности.

Nikiniko @S-Lic

Это конечно очень круто, но зачем вам такая мощность? Кладбищенские оградки сваривать?

P.S. У меня у Голдмунда +/- 0,1дБ до 1 мГц, а по звуку - ничего особенного, считаете что ещё один мГц изменит ситуацию?

Aleksandr108

Такие мастера есть, а в поиске помогут рекомендации коллег по увлечению.

Есть и уже достаточно известные усилители, например, S.A.Lab, которые часто тестируют. Один минус - дорогие. Что касается ликвидности - брендовый усилитель б/у можно продать за 50-40% ритейла, это если повезёт, и в любом случае при продаже деньги теряешь и ещё неизвестно, где больше, при продаже брендового или отечественного. Тут с арифметикой ясно, а с качеством вопрос извечный, так это всегда, с любым производителем.

S-Lic

А вы,что покупаете,что бы продать или слушать?Я делаю для себя и ни о какой продажи речи быть не может.Таких нестандартный изделий -единичные экземпляры.Нельзя творчество ставить на поток.Или деньги или эксклюзив.

sema

Обратил внимание, что мы постепенно перешли, как пример хорошего отечественного, к усилителям топ ценовой группы. Стоит отметить, что если бы у меня были лишние пол-ляма, я бы тогда купил Копланд. Не потому, что не хотел за эти деньги наше. Просто не знал (понятное дело понимал, что такие есть, но качественной инфы не было)о существовании таких. Теперь знаю. Да и самоделками их трудно назвать)

Однако хотел бы вернуть обсуждение в русло цен в районе 100-150 тыс . Сейчас общаюсь с рядом производителей, с кем-то продуктивно, с кем-то не очень.И решение пока не вызрело. В условные 100 тыс (плюс/минус) можно купить б/у транзисторный бренд предтопового уровня (тот же Роксан К2- еще и на провода останется), середнячков транзисторных, типа Аркам SA20, весьма неплохих, чуть дороже - китайская лампа, типа Каин, Т.А.С. И это все будет иметь некоторую гарантию качества, ликвидность на вторичке (если не подойдет), ну и качество звука вполне себе на достойном уровне. И вот как тут решиться на покупку аппарата от фирмы, название которой только узнал, сайт (за редким исключением) топорный, роликов на ютубе - ноль с половиной. И ведь не к тому я, что это плохие аппараты. Скорее к умению продавать и доносить данные о товаре до потребителя.

Меня очень заинтересовали некоорые варианты от Астры, Арт Аудио лаб. Буду пока изучать тему, и может решусь. И, к слову, китайцы нормальные, тоже не вызывают отторжения. В общем, время у меня есть, деньги пока копятся, буду в поиске)

Dorius_Audio @sema

Я просто хотел поделиться личным опытом общения с одним из усилителей Кости Мусатова, естественно, он делает отличные аппараты и в других ценовых категориях.

Вообще, с нынешним курсом, на мой взгляд, с цифры 100-150 т.р. только-только начинается что-то звучащее транзисторное, что у брендов, что у наших мастеров (я про новые аппараты), начальная лампа - та же Quad - уже дороже. Кайины, айкины и иже с ними изначально подразумевают выбросить в помойное ведро исходные китайские лампы и довольно затратно перебирать новые комплекты самому, пока не заиграет (это тоже из личного опыта, в утиль сразу отправились pswane kt-88).

Так что, я бы поднял планку, ну, или бы искал только на вторичке.

sema @Dorius_Audio

Вы знаете, мне кажется тут не только в курсе дело. 100-150 тысяч - это же по сути 1500-2500 долларов. В общем то раньше, и в 500 долларов были нормальные аппараты, а в эти деньги так вообще - хайэнд. А сейчас, такое впечатление, что техника в этом ценовом сегменте в у.е. проигрывает технике в этом ценовом сегменте лет 15 назад. Может конечно это из серии, что раньше деревья были больше, и трава зеленее, но такое ощущение есть. Или это просто я уже избаловал себя более дорогой техникой, и смотрю сквозь губу на аппараты в 40-50 тыс.

Dorius_Audio @sema

Соглашусь с Вами, у меня то же ощущение - сейчас за условный доллар/евро получишь меньше звука, чем 15-20-30 лет назад. Производство, что в Китае, что в Европе, дорожает непрерывно.

А скажите, Вы только лампу рассматриваете? В пределах 150 есть отличные каменные варианты Эридан Аудио и Профиль Аудио, чуть дороже - исключительно прозрачные и музыкальные аппараты Игоря Виноградского (Ноосфера). Все эти изделия подолгу трудились у меня в шоу-руме с разными АС и источниками, так что смело могу рекомендовать. Если интересно, готов поделиться своими впечатлениями о них более подробно.

А лампа, увы, накладывает ещё и довольно жёсткие ограничения на АС, с камнем выбор попроще...

prokhor0382 @Dorius_Audio

Оу, раз уж такой опыт, выскажите пожалуйста свою точку зрения.

Если говорить точечно, какие отечественные модели можете похвалить за превосходство над конкретными брендовыми усилителями "из-за бугра"?

К примеру, ноосфераХ за 10уе переигрывает ямаху2200 за 20уе но пасует перед денон2500 который 30уе?

Dorius_Audio @prokhor0382

Если спросите про конкретные модели, с удовольствием расскажу обо всех особенностях их звучания, которые смог расслышать, порекомендую в конкретную систему. Но вот понятия "переиграл", "пасует" слишком индивидуальны - сколько раз было на сравнительных прослушиваниях, что сидящие на соседних стульях люди отдавали предпочтения диаметрально наоборот.

Если уж заговорили о Ямахах - младшие усилки просто высверливают мне мозг. Что совершенно не мешает мне делать специально под них заказные АС, и заказчик балдеет от звука.)))

sema @Dorius_Audio

На самом деле, чтоб быть честным с собой, лампа в первую очередь из-за эстетики. Более того, до этого Копланд с Сонусами, в том бюджете, чио смотрел ранее, камни у ламп выигрывали, не знаю, стоит ли тут перечислять фирмы, но это были Unison Research, PrimaLuna, Sinthesis. Прелпочитал им Экспошур, Садген, Аудио аналог в прямом прослушивании. А вот Лаконик с наушниками понравился больше, чем FiiO Q5, Смотрю не только лампу, есть мой пост про выбор английский усилителей, новый или б/у. Я скорее выбираю в бюджете определённом

Dorius_Audio @sema

Понятно. Кмк, при таком разбросе вариантов надо от акустики плясать. С Sonetto I уже определились? И насколько большое помещение?

sema @Dorius_Audio

Помещение 17 будет. Соентто да, если позволят деньги. Если не позволят, возьму Оперу Мецца. Заинтересовали PAS 240.

Dorius_Audio @sema

Pas-240 у меня стоял последовательно пятой, обновлённой пятой и шестой модели. Каждое обновление давало ощутимый прирост в звуке, шестая версия получилась просто на голову выше предыдущей.

Играет очень драйвово, весьма приличный контроль баса, чётко отрабатывает пики без смаза и каши. Тембры насыщенные, натуральные. Сцену строит за пределы АС, но образы иногда кажутся гипертрофированными по размерам. Лично для меня немного не хватает прозрачности, тонких вторых-третьих планов.

Сильно чувствует кабельную обвязку. Имея на выбор разных атласов, VdH, QED, в итоге остановился на полном комплекте от Юрия Овчинникова (VectorVox). Вход ощутимо лучше подключать по балансу, если позволит источник. Какого-то особого эффекта от фирменной системы компенсации влияния проводов не заметил, чаще слушал без неё. С SF подключать не доводилось, но могу предположить, что фирменная сонусовская певучесть и "сладкоголосость" очень хорошо дополнится грубоватой энергетикой Pas-240.

S-Lic

SEMA!Подумайте над покупкой эстрадного усилителя.Да не удивляйтесь-обьясняю;есть балансные входа,у эстрадника мощность не 100 или 200вт(будут хорошо отрабатываться пики),все почему то зациклились на бытовой аппаратуре,а эстрадник звучит не хуже(мои знакомые используют и довольны,т.к. не страшно если у акустики сопротивление местами проседает до 2-х Ом.Новосибирские НОЭМОВСКИЕ),Перепелкин постарался и изготовил линейку усилителей(мне на заказ изменили немного с уклоном в музыкально-бытовую область)с очень эффективной системой защиты и хорошей элементной базой(на выходе Тошибовские полевики) и продать будет легче,шире круг покупателей,и вес в 16кГ о чем то говорит.А,кто хочет качественный саб-рекомендую покупать не активный,а пассивный с усилителем для саба отдельно.И заменить легче с меньшими потерями финансов и смоделировать звук можно под себя любимого.Может надо некоторые стереотипы уже менять?

Nikiniko

ИМХО если знаешь с какой стороны держат паяльник имеет смысл купить кит. Лично я серьёзно подумываю о такой штуке , дедушка который их делает в своё время даже в списке “А” Stereophile побывал. Останавливает мысль о том, что если пользоваться теми лампочками которыми пользуюсь обычно, комплект обойдётся в 2400€ не считая НДС 🙃

Nikiniko @Igor_Golochshapov

Ну, у Плитрона есть даже такая неординарная вещь как тороидальный выходной трансформатор для однотактников , а тут-то торы в питании, что отнюдьне редкость, а сам то усилитель - OTL

sema

Хотел еще спросить у знатоков про горизонтальное расположение ламп в усилителе. Место конечно экономит, но то, что они располагаются, например, над контактной группой входов усилителя - это не есть не очень хорошо?

Shumer @sema

Вот читаю про муки душевные и сомнения, и не пойму, чего не хватет или не может хватать в принципе в хорошо отлаженном усилителе от отечественных "самоделкиных" или отечественного бренда? Мощи ламповика в 10-25Вт на канал хватает для любой комнаты,... если динамики с чуйкой 92-97дБ. )) У меня акустика на головках 4а32В просит вынести её в чисто поле уже на половине громкости! (а в комнате хватает 2-5Вт за глаза!) Это наш отечественный совковый "ширпотреб" стоявший в большинстве эстрадной аппаратуры и в кинозалах. Ему простор нужен,... или ящик не менне 200литров! Что вообще хотим услышать?!))) Как крутой ламповый забугорный усь с крутыми колонками-полочниками (я имею в виду крутые цены) кардинально изменит изначальное звучание голов и кабинетов Маршал и Фендер в записи рока? Ну я пойму если будем сравнивать студийную запись живой музыки и вокала, духовые, струнные и т.д.(симфониии, оперу, джаз...). У каждого свои музыкальные склонности, свой уникальный слух (или отсутствие его). Может отдельные забугорные экземпляры и универсальны для всех стилей. (Сказка!)

Тут видимо нужно мыслить категориями "нравится"/"не нравится".

Можно при самом изысканном музыкальном слухе не увидеть разницы между забугорным аппаратом и нашим отечественным (с разницей в цене в 10 раз!) при слепом прослушивании. Один и тот-же усилитель производит часто разное впечатление даже при замене ламп на их полные аналоги из другой партии.

Выходной трансформатор можно заказать и за бугром, если к нашим доверия нет, а все прочее под него у нас самоделкины просчитают и изготовят в лучшем виде(в том числе и блок питания - второй важный компонент для любого уся). Схемы усилителей практически не изменились за 50лет! ))) Только начните как положено, с акустики (включая помещение для прослушивания).)) Одной "таблетки" на эту тему нет. Одному нужен звук, другому графики с анализатора спектра. Один не хочет видеть, другой не хочет слушать.)))

(По поводу горизонтального расположения ламп,...- если в паспорте указано "любое", то не парьтесь по поводу провисания сеток. На 5ц3с указано -"вертикальное" рабочее, это да.)) По остальным- скорее катод откажет вам в добросовестной эмиссии, чем сетка провиснет.)))Даже в гитарных усилителях, где предварительные каскады работают на перегруз, и иногда жарятся при напряжениях на аноде выше паспортных, проблем от провисания сеток за последние 40 лет я не отмечал. )

Igor_Golochshapov

например, над контактной группой входов усилителя Над входными группами обычно располагаются соответствующие маломощные входные лампы. Тепла от них немного, а больше лампы особо ничем не навредят. Скорее наоборот, в горизонтальном положении самим лампам не очень - сеточки могут провиснуть. Уплывут характеристики, а если лампа редкая, дорогая и т. д.

Igor_Golochshapov

Дедушка явно вынужденно их ставит. У него там на первой картинке пики от сети и её гармоник неслабые. И это с тороидом, который, как известно, наружу мало поливает. Я понял, что OTL, тем более.

Делают торы разного применения, но я в принципе, не очень за их использование в звуке. Особенно в такой деликатной сфере, как выходник для SE. Почему, из философских и практических соображений.

Igor_Golochshapov

Точно не знаю, самый очевидный путь - зазором, в принципе, в промышленных условиях реализуем. Пришлифовка торцов, само собой. Главное обуздать магнитострикцию. В силовом торе за счёт сильного натяжения ленты при сборке сердечника это получается само собой.

В сердечнике из двух полуколец, соседние витки ленты ничем не прижимаются. Первое, что приходит в голову - склеить долгосрочным клеем. Мне видится так: при проклейке внутренняя часть каждого из полуколец опирается на цилиндр. На наружную накладывается половина втулки соответствующего диаметра. Потом под двойной пресс, вертикальный и горизонтальный.

Видел в сети идею компенсировать подмагничивание внешними, тоже тороидальными постоянными магнитами. Три обычных тороида с обмотками, плюс четыре магнита в единой конструкции на один канал. По характеристикам всё нормально, как будет петь, вопрос.

Nikiniko @Igor_Golochshapov

Да народ вроде хорошо отзывается. Компенсация подмагничивпния - первое что пришло в голову, у меня самого SE с компенсацией. Хотел документацию Plitronовскую посмотреть - фиг, у них прямо сейчас происходит поглощение Noratel-ем и переезд в Миссисаугу, концов не найти)))

Вот так выглядят ихонные SE na 300B

Igor_Golochshapov

Про 1 и 2 мГц постами выше, согласен с оговоркой: а вот если знать, как правильно распорядиться таким аудиофильским богатством, можно сделать интересный и музыкальный УНЧ. Мои моноблоки JLH в биампинге имеют первый полюс 1 мГц и полосу 7,5 мГц. Не скажу, что это лишнее, хотя входной фильтр 200кГц присутствует.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.