Для меня до сих пор загадка: почему чуткие ко всяким новизнам и актуальным тенденциям японцы не влились до сих пор в ленточно-аналоговый американо-европейский мэйн-стрим? Тем более, что тему тиражирования общедоступных мастер-копий аналоговых лент на 38-й скорости они начали еще в середине далеких 70-х, когда весь остальной мир выпускал бытовые копии на заводских катушках на 9-й и 19-й скорости.
TBM, TEAC, Studio 76, T0A 38 — эти японские коробочные мастер-копии стали поводом для охоты посвященных на интернет площадках, и коллекционеры аналогового звука гордятся обладанием подобного. Тем не менее, это прогрессивное начинание страны Ниппон кануло в реку забвения, пожалуй, кроме существующего и сегодня японского Audio Lab. Record и его основателя Окихико Сугано.
ТВМ прекратил, увы, свою деятельность еще в начале века сего. Тем не менее, практически все записи от The Three Blind Mice — общепризнанные шедевры и повод для отдельного собирательства у многих.
Такэси Фудзии, по прозвищу «Ти» (Takeshi "Tee" Fujii) — основатель и продюсер ТВМ — положил начало этому проекту независимого японского джаза в 1970 г.
Годом ранее звукорежиссер Окихико Сугано основал свою JAPAN AUDIO LABORATORY, ставшую вскоре Audio Lab. Record.
Появление в моих руках двух редчайших изданий на тиражной мастер-ленте от ТВМ и Audio Lab побудили меня к нижеследующему исследованию.
Итак, начнем...
Окихико Сугано (Okihiko Sugano, 菅野沖彦) родился в далеком 1932 году в Токио. Друзья звали его просто Оки. В середине 60-х он уже был вполне опытным звукорежиссером, работая на Takt и Trio, поэтому его лейбл ALR — это студия звукозаписи в первую очередь.
«Слепые мышки» были свободны в этом смысле, не имея собственных студийных помещений и оборудования. Пожалуй, единственно общим у ТВМ и ALR был джазовый пианист Кунихико Сугано (Kunihiko Sugano) — брат Окихико, который записывался сразу у двух конкурентов.
Фудзии-сан не скрывал, что эталоном для него был лейбл Blue Note и звук, созданный Руди Ван Гелдером. Вот почему ТВМ часто называют «японским Blue Note». RVG в основном записывался в своей домашней студии, тогда как японский лейбл выбирал в качестве места записи известные токийские студии, такие как AOI Studio или Epicurus, а при необходимости записи производились во время концертов c «выездным» арендованным оборудованием. Различия в философии записи RVG и ТВМ очевидны. В то время как Ван Гелдер записывал звук в 60-х непосредственно в стерео, TBM сразу записывали сессии на многодорожечные магнитофоны.
Для записи в студии AOI Studio использовался шестидорожечный магнитофон фирмы 3М со скоростью 76 см/сек, мастеринговый магнитофон — Philips PRO-51 (38 см/сек) и микшер MM-II от той же фирмы. Для прослушивания использовались колонки Altec 604E. Однако каждый раз у Такеши и ТВМ система и результат зависела от выбранной студии. Что касается характера звука, то все это было связано, в первую очередь, с Есихико Каннари, ответственным за большинство записей TBM. И именно он — Каннари-сан автор такого характерного «звучания ТВМ». Но самые выдающиеся издания, например, «Blow Up» Исао Судзуки, записывались как живая сессия сразу на два канала в стерео.
Есихико родился в 1943 году на Сахалине и по сравнению с Окихико Сугано в 1970 совсем пацаном был.
Сугано к 1969 году прошел подготовительный период в процессе студийной записи, сведения, подготовки мастеров к нарезке виниловых лакеров и даже в дизайне обложек. Кроме того, к моменту начала самостоятельной деятельности, Окихико перезнакомился с многими джазовыми исполнителями и не только.
У «Слепых мышей» все начиналось иначе.
Такэси Фудзии ответил как-то: «Почему мы Three Blind Mice? Мы втроем были просто любителями в мире записи и продюсирования и толкались как три слепых мышонка в начале... Но детская история с мышками у нас ассоциировалась с японской пословицей: "слепой человек не боится змей..."» — (мой корявый перевод с японского)
Если ТВМ — это исключительно джазовая тема, то ALR кроме джаза записывал и классику.
Про звук
Когда примерно шесть лет назад в Москве появились первые две коробки с лентами от ТВМ, то почти вся магнитофонная публика и сочувствующие набились в гости к Андрею Шишло слушать. Это были записи «Midnight Sugar» и «Misty» Tsuyoshi Yamamoto.
У меня, к сожалению, нет фотофиксации этого события, но поверьте — на лицах присутствовавших был взрыв эмоций.
Что важно отметить: Сугано-сан использовал базовую стереофоническую модель магнитофона Scully 280-2 для записи музыки и модель 280 для резки лакеров. При этом Сугано практически не пользовал для записи микшерную консоль.
Scully в то время был звуком Роллингов на Декке и Хендрикса, вроде не совсем джазовый прибор по подаче.
Однако необходимо упомянуть несколько важных в нашем случае исключений. Его флагманский проект Kazuo Yashiro Trio, альбом «Side by Side», был записан в 1974 с помощью магнитофона Ampex AG-440 B, с которым он уже имел дело, работая на Trio Records. Большинство релизов у ТВМ также записаны на Ampex AG-440 B, фактически direct on tape. Эти записи и сравним, поскольку у Scully звук своеобычный, а с Ампекс все более понятно.
Итак, мы возвращаемся к Сугано-сан. Поскольку он был главным звукорежиссером, работавшим над выпущенными им релизами от начала до конца, он записывал непосредственно на стереофонический магнитофон сам. Это были записи с нескольких микрофонов, но они всегда и сразу микшировались вживую на два канала.
С лентой же ALB Kazuo Yashiro Trio мне пришлось побегать в поиске студийного блока DBX и перезаписывать с NAB в CCIR естественно (жаль не поставили немцы на ASC отключаемый DBX).
А как сравнение, спросите вы наконец? Да не нужно это сравнивать, нужно слушать и ощущать наполненность материалом и тем и другим. Ведь, собственно, и у TBM, и у ALR — шедевры звука, с поправкой, что Судзуки на лентах у Фудзи-сан пробирает до мурашек, а запись с Кацуо Ясиро в трио без ударных лирична, мягко стелет и завораживает. Использование у ALR в записях на мастере и в копии DBX 122, кстати, дает практически нулевой фон с учетом того, что запись и лента — Scotch 206 c 1974 года.
Интересно, что ALR и винил выпускали с DBX, и владельцам сих шедевров приходилось поиздержаться.
Забавно, что восемь лент от TBM (две с Suzuki, две с трио Yamamoto, две с Tokyo Union и по одной Nakamoto и Masaru Imada) выпущены были в 1977-78 годах тиражом по 100-200 единиц, а цена в тех японских йенах была 18 000. Это несравнимо с практически тысячными тиражами лент у ALR. Цена была одинаковой.
Цены же на TBM достигают сейчас на аукционах 2 000$, а ALB раза в четыре дешевле в пределе...
Ну и что у нас там на торте? Совершенно ни с чем не сравнимая Скандинавская сюита от Bingo Miki, Tatsuya Takahashi & The Tokyo Union ТВМ-1005. Мужчины, которые змей не боятся, записали Биг Бэнд из 20 музыкантов — фантастика концептуального фьюжн авторства Бинго Мики.
Жаль, что на ленте всего 30 минут...
И вам удачной охоты (с DBX)...
Кстати, если вы не лентоводы, можно найти прекрасные трансферы лент, изданные ALR на SACD.
И еще немного эмоций и продвинутых впечатлений...
Audio Lab. Records, The Three Blind Mice