В линейке вертушек Thorens модель TD 206 занимает среднее положение, чуть ближе к бюджетным моделям. В этом семействе компания предлагает два проигрывателя: TD 206 и TD 209. Оба они частично позаимствовали технологии у давно выпущенного TD 309 и между собой различаются формой стола и внешностью. Причем 206-й в этой паре — классический аппарат.
Наследство и новизна
Предположу, что использовать в качестве идейной и технической основы модель Thorens TD 309 — верное решение. В свое время этот проигрыватель побывал у меня на тесте и показал отличные результаты даже в паре с бюджетной предустановленной головкой. В конструкции 309-го есть интересные решения, да и внешний вид для компании, отличающейся консерватизмом, довольно неожиданный. Вообще, это не первый раз, когда инженеры, реализовав что-то в дорогих моделях, транслируют техническое решение в модели помладше. Однако в данном случае из одного 309-го сделали сразу два проигрывателя: один с классическим дизайном, а второй — с этим самым оригинальным столом в виде щита.
На тест мне достался классический вариант проигрывателя — Thorens TD 206. Он имеет привычную форму и конструкцию, в основе которой стол, изготовленный из цельной пластины МДФ, куда и крепятся все основные узлы и детали. Отделка стола может быть разной: черный, белый или красный лак, под красное или эбеновое дерево.
Наш испытуемый был как раз в отделке под эбеновое дерево. Понять по внешнему виду шпон это или имитация сложно, но выглядит проигрыватель хорошо, качество лакового покрытия высокое. Это довольно красивое и аккуратно собранное устройство. Единственная небрежность, которую я заметил, — крепление петель крышки. Крышка легкая, петли у нее съемные пластиковые, а в столе имеются четыре отверстия, куда вставлены пластиковые держатели. Крышка снимается вместе с держателями, которые, как вы понимаете, должны оставаться на своих местах. Существенно ли это на общем благополучном фоне? Не думаю, но отметить стоит.
Стол, мотор, подшипник
Стол устанавливается на поверхность при помощи трех внешне массивных, но легких по весу сложносоставных ножек-опор. Проигрыватель контактирует со стойкой посредством колец на ножках, у которых малая площадь соприкосновения. Стойку такие опоры никак не повредят, не поцарапают, но виброразвязка в целом получилась слабая. Что хорошо — ножки регулируются, но не самым обычным способом: на верхней поверхности стола есть три отверстия, а в комплекте поставки — ключ-шестигранник и жидкостный уровень.
Подшипник у проигрывателя обычный, не инвертированный, с тонким шкивом и бронзовой вставкой стакана. Несмотря на то, что стакан закреплен в выточенном в МДФ углублении, точность подгонки хорошая и биения диска не наблюдается. У всей конструкции есть интересная особенность — в столе вокруг подшипника выбраны волнообразные, расходящиеся от центра борозды, видимо, с целью улучшения гашения резонансных эффектов в материале стола.
Основной диск — металлический, легкий, изготовленный при помощи пресса. С нижней стороны по внешнему радиусу имеется вклеенный обод из резиноподобного материала. По всей видимости, он призван уменьшить возможную звонкость диска. Устанавливается основной диск на шкив и пластиковый субдиск, на который в свою очередь и передается вращение с мотора при помощи пассика. Субдиск, очевидно, позаимствован от модели помладше — на его нижней поверхности есть пластиковая шестерня, нужная для работы автоматики, однако в этом проигрывателе никакой автоматики нет.
В комплекте к основному диску прилагается мат, очень похожий на толстую виниловую пластинку, лишенную бороздок. Интересна рекомендация производителя по его использованию: под мат положить шаблон для настройки головки — это просто тонкий картонный диск с нанесенной настроечной сеткой. И вот этот диск рекомендовано укладывать между основным диском проигрывателя и матом. Если подумать, решение простое, но изящное, и явно служит для дополнительной развязки диска и мата.
Мотор проигрывателя дополнительно развязан с установочным корпусом и закреплен в этом корпусе вне точки осевой симметрии. Таким образом, при необходимости можно, вращая корпус мотора, изменять расстояние между шкивом и субдиском и регулировать натяжение пассика. Хотя в инструкции упоминается, что после этого и скорости нужно будет подстраивать.
Возможность подстройки есть, но реализована она неудобно. На нижней части стола расположен кожух, за которым спрятана система управления мотором. Крошечные регулировочные винтики расположены в отверстиях на нижней поверхности кожуха, добраться до них и одновременно что-то подкручивать крайне сложно. Еще сложнее наблюдать за поведением стробоскопа (отмечу, что его нет в комплекте). В общем, без необходимости в эти настройки лучше не лезть, впрочем, сразу вам это и не понадобится: тестовый аппарат оказался довольно точно настроенным на заводе. К тому же пассики у Thorens хорошего качества, а значит, мала вероятность того, что новый пассик вдруг быстро провиснет (в случае, если вы купите оригинальный).
Возможно и условно возможно
Тонарм Thorens TP 90 похож на своего старшего собрата Thorens TP 92, внешний вид отличается буквально нюансами. Конструкция поворотная, основные детали изготовлены из алюминия. Шелл нестандартный и съемным его можно считать ровно настолько, насколько это упрощает установку новой головки, но вот о быстрой замене головок речь не идет. Чтобы поставить другую головку, сначала нужно снять площадку для крепления установленной головки, для чего открутить винт, соединяющий площадку и трубку тонарма. Дальше прикрутить-открутить головку и подсоединить провода.
При установке головки ее можно смещать вперед или назад в небольшом диапазоне, однако угол поворота не меняется. Настраиваться придется по штатному шаблону. Если захочется поменять головку — нужен подходящий ключ, в комплекте его нет.
Трубка тонарма алюминиевая, на середине ее длины установлен фирменный демпфер, давно уже знакомый по предыдущим моделям тонармов Thorens. Противовес для настройки прижимной силы имеет удобный ход регулировки, но на нем нет никаких делений, и настройка прижима без весов невозможна. Хорошо, что весы идут в комплекте. Пусть механические, но это тот редкий случай, когда сделаны они качественно, удобны в использовании и достаточно точны для штатной предустановленной головки.
Настройка магнитного антискейтинга, в свою очередь, не очень точная — опять же, для штатной головки ее хватит, ведь нужное значение предустановлено на заводе. В случае же смены головки, особенно на другую, выше классом, лучше проверять работу антискейтинга по тестовой пластинке.
Настройки азимута у тонарма нет, есть только регулировка высоты. Однако реализована она таким образом, что я бы сказал, регулировка «условно возможна». Для начала следует открутить на нижней поверхности проигрывателя два винта, фиксирующие тонарм. Потом аккуратно, не забывая о проводах, вытащить тонарм и подложить под него нужное количество специальных проставок (в комплекте их 12 штук, проставки ставятся отдельно под каждый винт). Дальше — закрепить тонарм обратно. После этого отрегулировать отдельно положение микролифта и отдельно — высоту держателя трубки тонарма. Получается, что в любом случае настройка возможна только с некоторым шагом, и хотя процедуру нельзя назвать простой и удобной, это все равно лучше, чем если бы регулировок не было вообще.
Зачистка
Выходные разъемы у проигрывателя — RCA, плюс, как и полагается, земляная клемма. Провод в комплекте выглядит убедительнее «безымянной лапши», в случае использования штатной головки его будет вполне достаточно. Одна характерная особенность: провод заземления вообще никак не разделан — это просто провод в изоляции, пользователю вертушки предлагается самому зачистить изоляцию, облудить концы или разделать их лопатками. Мелочь, но неудобно, особенно в тех случаях, когда это первый проигрыватель.
Даже если учесть некоторые особенности (а они есть у любого проигрывателя) и запускать проигрыватель со штатной головкой, вся процедура от распаковки до настройки займет около 15 минут. Ничего сложного нет — включай и слушай.
После 20 часов прогрева
Конечно же, сначала проигрывателю нужно поработать около 20 часов. Звучание неприработанной головки резкое, яркое и одновременно камерное — этакий лилипутский звук, слушать который не захочется. Но приработка головки — вещь неизбежная, особенно стоит помнить об этом эффекте начинающим и не ждать от аппарата полновесного звука от первой проигранной пластинки. В процессе приработки уходит камерность, появляется нормальный масштаб, выравнивается тональный баланс и уходит вуаль, вначале особенно заметная на средне-верхнем диапазоне. Еще в процессе приработки, прогоняя формальные пластинки, я заметил, что в целом головка менее восприимчива к дефектам и пыли, чем это обычно бывает.
Прослушивание я начал с пластинки Friends Of Charlotta «Live In Studio». Звук на удивление глубокий, с немного смягченным «обволакивающим» басом и искристыми верхними частотами, но почему-то с немного зажатой, как будто чуть формализованной серединкой. Динамика для этой записи вполне достаточна, детальность тоже неплоха, но иногда прослеживается склонность трактовать звук прямолинейнее, чем нужно. Впрочем, в той или иной мере эту черту имеют практически все ММ-головки, дорогие или дешевые. Характер подачи несколько суховатый, стройный, и в то же время мелодичный, певучий, но без расхлябанности. Сцена получается широкая и глубокая, с объемными образами и хорошей насыщенностью. Масштаб передается неплохо, без миниатюризации или наоборот неестественного раздувания.
Вторая пластинка в тесте — Richard Hawley «Standing at the Sky's Edge». Не самая моя любимая пластинка у музыканта, но для теста материал интересный, местами проблемный. Звук получился объемный, насыщенный, но без давящей на уши неповоротливой плотности. И что еще важнее — без грубости. Музыка читается и воспринимается хорошо, полновесно, есть подвижность и пластичность, но присутствует и доля стройности, аккуратность. На мой взгляд, все это только на пользу. Если вслушаться, замечаешь совсем небольшую долю окраски — малую долю смягченности (особенно по басу и нижней середине) и долю теплоты. Но это если вслушаться и придирчиво оценивать звук, к тому же оценивать в тракте, более подходящем для проигрывателя значительно старше. Так что в реальности можно счесть окраску незначительной.
Смена головки
Прослушав эти пластинки и еще нескольких записей, не вошедших в основной тест, я решил сменить головку, потому что понять потенциал проигрывателя только со штатной головкой было бы затруднительно. Ставить решил МС-головку, из имеющегося выбрал Ortofon Quintet Red: эта модель и по параметрам подходит, и по цене вполне разумно соотносится с проигрывателем, к тому же исторически связки Thorens и Ortofon многократно признавались удачными. Так почему бы не попробовать?
Поменял головку, перенастроил тонарм, результатами проверки по тестовым дискам остался доволен. К тому же по ощущениям связка получилась еще менее чувствительна к пыли, но более чувствительна к существенным дефектам. Снова переслушал те же две пластинки из основной тестовой подборки.
Из звука ушел слышимый ранее легкий налет сухости, воздух стал ощущаться более отчетливо, объем и нюансировка стали лучше. Звук получился чуть светлее, но яркости или резкости это не прибавило, в чем-то даже наоборот, за счет лучше слышимых послезвучий и тихих звуков основные тона стали не так резко выделяться на общем фоне. А вот стройность и аккуратность не только осталась, но и получила полноценное развитие — картинка в целом точная, с хорошей детальностью и высокой степенью прозрачности. Сцена по ширине и глубине изменилась не сильно, но улучшились локализация, прорисовка образов и разделение планов.
На контрасте можно отследить, что окраска, задаваемая столом и тонармом, хоть и присутствует, но выражена минимально, и ощущается скорее как настроение, а не как что-то навязанное и однозначное.
Следующая пластинка — Nils Peter Molvaer «NP3». Звучание динамичное и детальное, с неплохим объемом и глубиной. Основное интересное свойство тракта, заметное на этой записи — сочетание весьма честного звука и хорошей эмоциональной насыщенности, певучести. Переходы и оттенки тракт улавливает и передает с достаточным разнообразием палитры.
Смена мата
Во время теста я проэкспериментировал со сменой матов. Если захотите смягчить звук и немного сместить акцент с основных тонов на послезвучия — такого результата можно достигнуть, положив сменный мат Thorens Platter Mat Cork & Rubber вместо штатного. Желаете резкое звучание — оставьте штатный мат, но уберите картонную подложку под ним. Формально звук станет менее правильным, но диапазон, в котором в разных системах смещаются и смешиваются понятия «правильно» и «нравится», на самом деле велик.
Еще пластинка — Bohren & Der Club Of Gore «Dolores». Играет интересно, но неоднозначно. Звук ощущается масштабным, детальным, но к глубине странным образом примешивается ощущение камерности. Сложно передать словами, к тому же, чтобы услышать это, нужно досконально знать запись. Впрочем, эмоции передаются хорошо, без прямолинейности и деликатно, что, на мой взгляд, весьма ценное свойство.
Идем дальше. Das Wohltemperierte Klavier Баха в исполнении Густава Леонхардта: и сама запись хороша, и это исполнение — одно из моих любимых. Звучание клавесина получилось точным и детальным, без излишней резкости или посторонних акцентов. Все составляющие уравновешены и собраны в цельную и интересную для восприятия картину. Уверенно и хорошо — так мог бы отработать и более серьезный проигрыватель.
Последняя пластинка в рамках этого теста — запись симфоний (я выбрал вторую) Дмитрия Шостаковича. Сложный, очень сложный материал, и запись не идеальная. Выводы по результатам прослушивания этой записи следующие: иногда на сложных фрагментах звук немного упрощается и теряет в деталях. Но при этом тембральная подача достаточно достоверна. Детальность приличная, что заметно и по записи в целом, и по самым тихим ее фрагментам. Динамика на достойном уровне, точно лучше, чем можно было ожидать от этого аппарата.
Не просто, но универсально
Совершенно точно красивый, аккуратно сделанный и продуманный в деталях проигрыватель виниловых пластинок. Аппарат изначально укомплектован скромной головкой, но звук проигрывателя — это не только головка; тут же надо отметить, что хорошо известный многим недорогой звукосниматель раскрылся очень хорошо. Кому-то этого будет вполне достаточно, особенно учитывая то, что сменные иглы стоят совсем недорого. Если хочется использовать головку более высокого уровня — все возможно. Установка не из простых, но один раз пройти эту процедуру не сложно, вам потребуется аккуратность и время.
Как показал тест, проигрыватель может отлично себя чувствовать в том числе и с МС-головками классом намного выше предустановленной ММ-головки. И в обоих случаях можно рассчитывать на неплохой звук и жанровую универсальность.
Музыкальный материал
1.Bohren & Der Club Of Gore - Dolores / PIAS Germany PIASR 145 DLP / Stereo
2.D.Shostakovich - Complete Symphonies - Kirill Kondrashin, Moscow Philharmonic Orchestra / Мелодия/Victor VICX-15-28 / Stereo
3.Friends Of Charlotta - Live In Studio — Clearaudio LP 83035 / Stereo
4.J.S. Bach - Das Wohltemperierte Klavier 1+2 Teil - Gustav Leonhardt / Harmonia Mundi 59 291173-1 / Stereo
5.Nils Peter Molvaer – NP3 / Emarcy 017 795 1 / Stereo
6.Richard Hawley – Standing at the Sky's Edge / Parlophone P436 6981 / Stereo
105 000 руб.
Проигрыватель Thorens TD 206
Тип привода: пассиковый
Управление: ручное
Мотор: постоянного тока
Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин с возможностью подстройки
Размеры: (ШхГхВ) 475х370х125 мм
Вес: 5,6 кг
Тонарм Thorens TP 90
Эффективная длина: 232.8 мм (9.1 дюйма)
Заход: 17,8 мм
Эффективная масса: 11 грамм
Настройки: высота: (дискретно), заход, прижимная сила, противоскатывающая сила
Выходной кабель: RCA
Предустановленная головка звукоснимателя Thorens TAS 267
Тип: ММ
Игла: сменная
Импеданс: 47 кОм
Прижимная сила: 1,8-2 грамма
Головка звукоснимателя Ortofon Quintet Red
Цена на момент теста: 22 000 руб.
Тип: MC
Тип крепления
Тип заточки иглы: эллиптическая
Радиус заточки иглы: 8/18 мкм
Динамическая податливость: 15 мкм / мН
Диапазон прижимной силы: 2.1 - 2.5 г
Оптимальная прижимная сила: 2.3 г
Материал катушек: медь
Выходное напряжение: 0.5 мВ
Диапазон частот по уровню -3 дБ: 20 - 25000 Гц
Разделение каналов: > 21 дБ на частоте 1 кГц, > 14 дБ на частоте 15 кГц
Разбаланс каналов: < 1.5 дБ
Рекомендуемое сопротивление нагрузки: > 20 Ом
Вес: 9 г
Материал корпуса: пластик и алюминий