Какую древесину выбрать для DIY акустики? • Stereo.ru
Вопрос VelociTyger 84

Какую древесину выбрать для DIY акустики?

Сразу оговорюсь — MDF, HDF и фанеру не рассматриваю, поэтому ее не обсуждаем.

Как я понял, покурив всякие "сундуки", вегалабы пр., лучше брать как можно более тяжелую, плотную древесину со сложной структурой волокон (позапутаннее), т.е. дуб, бук, тик, граб, ясень и т.п. Ваши советы?

Кроме того, на складе древесины рекомендуют вместо доски брать стабилизированный мебельный щит (мол, его не поведет).

Ответы

Classic

Мне знакомый мебельщик отказался делать тумбочки из мебельного щита- мол, неизвестно как его сушили и не треснет ли он или ещё чего. Так что один из критериев- правильно "приготовленная" древесина. Но вот как это выяснить?

Radiolyubitel @VelociTyger

По степени влияния на звук древесина - самый худший вариант, потому что она имеет самый низкий декремент затухания - т.е. звук в ней не глушится а наоборот резонирует. Поэтому все музыкальные инструменты делают из древесины, кроме того для увеличения резонансных свойств и звука инструментов еще и обрабатывают специальными лаками. Лучший вариант для акустических систем - мелкозернистая ДСП, имеющая самый высокий декремент затуханияиз-за своей неоднородной структуры и поэтому сильнее всего глушит нежелательные резонансы. Именно поэтому большинство АС сделано из MDF, HDF. Неплохой вариант в этом плане и склейка нескольких слоев фанеры через виброизолирующие прослойки. А для оклейки шпоном можно отдать ящики мебельщикам.

bluesevich @Radiolyubitel

Всё же ДСП и МДФ - совсем разные материалы, как по составу, способу изготовления, так и по характеристикам на звук. Поэтому ДСП не используют уже почти 20 лет, даже в дешёвых колонках от музцентров. И ДЗ у ДСП не очень высок, как раз из-за связующих.

VelociTyger @Radiolyubitel

Ну вот у фирмы Broadmann подход к созданию акустики как раз как к музыкальному инструменту, мол, корпус должен "звучать". Заглушу изнутри спецматериалами, к тому же, акустика будет невысокой мощности двухполосная, думаю, сильных резонансов не будет.

Ambigo

Щит лучше т.к из небольших ламелей склеен. Но древесина может звенеть если не глушить. И обязательно чем то укрывать, масла или лаки . У меня акустика сделана, передняя панель фанера 32мм. боковые и задняя часть МДФ 21мм. + распорки. где то на форуме есть фото.

kostinAB @Ambigo

это надо найти щит изготовленный из правильно высушенной древесины,правильно склеенный,правильно хранившийся и т.д.... такие где -то есть но стоииит.....

kostinAB @Ambigo

С нашими материалами и рукож...ами,которые клеют,щит хуже. Вот ежели самому клеить да из проверенного материала....

artemf

А почему не рассматриваете "MDF, HDF и фанеру"? Думал, MDF (или даже HDF) это лучший вариант для акустики. Они более жесткие, чем просто дерево.

kostinAB @VelociTyger

Да! Только сорт смотрите 1/2( I / II) - 4/4 это черновая фанера. И если есть возможность выбрать лист - выбирайте!!! Самый большой лист идет 1250 х 3050 мм.

VelociTyger @dead_rat

Из-за необычной формы 26 мм. Иначе динамики не влезут. И еще много импортной экзотики продается, тик, ятоба, эбиара... Можно из них делать? Дорого, конечно, но уж очень рисунок древесятины красивый.

bluesevich @kostinAB

Лиственница способна преподносить сюрпризы. Как на велотреке в Крылатском, когда при испытаниях покрытия велосипедист к нему прилип :))

Vladimir1971

Самая тяжёлая и твердая древесина что я видел это самшит ,твердый как камень ,но хоть он у нас в Абхазии растет в больших количествах толстые стволы ни разу не встречал, ну да бог с ним, если надо все же твердую деревяшку ,то советую махагон или кавказский тис,оба относятся к красным деревьям ,твердые тяжелые в воде тонут ,и достать не сложно,махагон темно коричневый ,кавказский тис розовый,со временем темнеет ,по твердости примерно одно и то же ,у меня из этой древесины двери в доме межкомнатные,заказывал в местной столярке, думаю что и в России достать не проблема,только когда будете пилить респиратор надевайте, а то опилки как мука получаются при вдыхании можно травануться, красные деревья токсичны при попадании во внутрь организма

Vladimir1971 @kostinAB

разумеется вредна всякая пыль ,но вот пыль от некоторых пород дерева вредна гораздо сильнее ,как собственно ядов то на свете много но есть те что убьют тысячной долей грамма ,а есть те что надо килограмм употребить для эффекта, а вы зачем восклицательный знак поставили в конце своего нравоучения ,типа чтоб более поучительно было? в таком случае прежде чем поучать ,ознакомьтесь с предметом по ближе и тогда как бы удивительно это не было для вас ,но вы узнаете что при распилке древесины многих пород красных деревьев ,меры предпринимаемые для безопасности органов дыхания должны быть выше

bluesevich @Vlamin

Из мрамора сложно, это "жильный" камень. С.Д. Бать тоже делал из мрамора, так на одну пару до трёх слэбов уходило. Поэтому надо подбирать, простукивать, прослушивать, а то может неприятный резонанс вылезти в самом неожиданном месте. Лучше уж из искусственного мрамора, типа Поликам. Но его не выпускают в промышленном масштабе, а самому сделать - цех нужен. Но у меня вот так получилось


allkef @bluesevich

Игорь Анатольевич, респект, это достаточно круто!

Лично я всегда думал, что акустика должна быть из дерева, потому что корпуса вносят свой вклад, как у музыкальных инструментов.

Получается, ошибочно)

bluesevich @allkef

В данном случае это военный безрезонансный материал. Сергей Давидович аж побелел, когда увидел в патенте показатели декремента затухания, и послал меня на три буквы:)) Сказал, что такого не бывает :))

В этой акустике корпус абсолютно нейтральный, играют только динамики.

bluesevich @bluesevich

Ниже любого искусственного камня минимум в пять раз. Акустику хотели продавать, но не срослось. Этот образец...ну не знаю даже...

Bbhob @Vlamin

третья часть сонаты для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 35 Шопена на таких АС должна звучать особенно выразительно.

Wadim

Очень интересно и необычно делают корпуса для Penaudio. Сочетание фанеры из довольно толстого шпона и МДФ.

bluesevich @Nikiniko

Резонансы неприятные вылезают. На некоторых частотах. Ведь камнем эти материалы чисто условно называют. Там на 80% связующее - смолы, акрил... Так что это пластик. И ЛГ и Самсунг пытались в конце 90-х делать акустику из своих искусственных камней, отказались. Ну а стук по плитке о звуковых свойствах материала не скажет.

AlexM

Ни в коем случае не из лиственницы. И конечно не сосна. Или вот ясень, твёрдый, но звенит...

Сам кое что из дубового полотна делаю, кстати Игорь Анатольевич видел и слушал)

https://stereo.ru/to/5bwhs-ste...

Но тут одна из важных задач получить крепкий, устойчивый к механическим не дай бог воздействиям корпус, тем не менее он при этом неплох и в звуке.

kostinAB

Мне думается,что целиком из дерева не стоит делать...Дерево "играет" независимо от породы - какое то более выражено,какое то менее. Вот использовать его в качестве отделки - более рационально.

montes-audio

Уже много лет акустические системы разрабатывают и делают мебельщики и маркетологи. Инженеры-акустики исключены из этого интересного, творческого, научного процесса. Поэтому и возникают неукротимые споры на тему декремента затухания ДСП и ДВП (MDF). ДВП просто дешевле. Конструкции современных АС на 90% диктуются дизайном или современным представлением о красоте и к акустике, как к науке, не имеет никакого отношения. Очень часто головки устанавливаются в торцы цилиндрических корпусов а это сильно искажает АЧХ систем. Влияние формы корпуса на АЧХ АС промерено и описано лет 50-60 тому назад. Советую ознакомиться со Справочником по акустике глава 6.2 стр 149 рис 6.26. Эту главу написал В.И. Шоров. Очень интересно и познавательно. И на счет материала. Пластмасса, металл, бетон, камень, слоистый пластик, кевлар, дуб, бук, тик (нервный) граб, ясень, член дядивасин, все едино. Но по моему скромному мнению и по соотношению"цена-качество" и технологичности, лучше толстой шлифованной фанеры ничего нет. Только вот декремент подкачал. И еще., плохо торцы обрабатываются и проявляются со временем и под пленкой и под шпоном и под краской с лаком. Советую обратить ваше внимание на материал прокладок под головки АС. Они не должны сильно деформироваться со временем. Поролон- не хорошо. И в заключении. Качественный мебельный щит не ведет, он трескается по швам и это видно на финишном покрытии.

kostinAB @montes-audio

Если сильно захотеть - можно в космос полететь... Соединение в 45 градусов никто не отменял - получится без торцов. Единственно,что без станков не выйдет....

w-oleg

из древесины пожалуй ссмый худший вариант, поскольку не известно как поведет себя в дальнейшем. Перепады температуры- дерево дерево будет игрмть. Фанеру многие производители выбирают именно березовую. Но с ней тоже можно получить нехороший результат, поскольку неизвестно насколько хорошо проклеены слои. Если где-то между слоями будет дефект склейки, получите резонанс. Поэтому если фанеру, то только высокого качества. А зашпонировать не так уж дорого. Зато и результат будет не колхозный.

Bloody

Хотел бы услышать мнение знающих людей к такому устройству корпуса, в моем случае сабвуфера (ЗЯ): "сендвич" состоящий из фанеры 22мм/ толсто (5мм) намазанный силиконовый герметик/ стекло 4мм/ силиконовый герметик намазанный шпателем. При постукивании по корпусу (оклеен карпетом) очень, очень глухой звук.

kostinAB @Bloody

Делал корпус для саба по инструкции производителя динамика. Там была заложена фанера 15 мм. Я сделал из 18 мм - по ощущениям монолит. А тут 22 мм...

Wadim @kostinAB

Ну, раз начали про корпус, то стоит указать, что он очень не простой. А засыпной. Идея очень замечательная.

EGW

Попробуйте отойти от парадигм древесины.

Почитайте про цеолит! Это очень пористый материал, комплимируется глиной в автоклаве 200 гр., любая форма. Обработка легче мрамора, однородность гарантируется. Сверлим, ЧПУ- легко.
Недостаток- можно разбить кувалдой.

Panlab

мужики, давно имею желание собрать корпус для колонок из дуба, своя столярка, с деревом умею работать, а вот с динамиками и тд нет, может есть кто разбирается и кому инстересно было бы собрать что нибудь прикольное

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.