Давайте вспомним каноны, принятые для акустических систем, стремящихся к заветной «Высокой Верности» — то есть Hi-Fi. Это стремление к так называемому точечному источнику, для чего все динамики располагают поближе друг другу (иногда даже один внутри другого). И если точечный источник практически невозможен, то синфазность — наше все. С этой целью применяются даже регулировки смещения динамиков вдоль оси с помощью микрометрических винтов. Прибавим к этому монолитную неподвижность излучателей... Перечислять можно и дальше. Но вот что интересно — все названные принципы нарушены в акустике Copra. О том и речь.
Физик и одессит Максим Чижов первую известность в аудио получил с созданной им акустикой, использовавшей пульсации ионизированного газа. Эти системы экспонировались на одной из CES в Лас-Вегасе и IFA 2019. Но к серийному выпуску разработка оказалась не готова. Накопленный опыт и новый взгляд на диффузное звуковое поле, по его словам, и вдохновили разработчика на создание акустики Copra.
Почему Copra?
Copra — материал, который получают из волокна кокосовых орехов. И к кокосу акустика Copra имеет непосредственное отношение. В составе системы работает не одна, а целых четыре скорлупы кокоса.
Их применили в качестве корпусов для излучателей средних частот. Матушка-природа сама распорядилась так, что кокос отлично подходит для этой цели. Очень прочная оболочка, да еще и идеальная геометрия (с точки зрения акустики) — немного искаженная сфера. Нетривиальная идея была запатентована — и не зря именно она дала имя всему проекту.
По словам разработчиков Copra, они «влюблены в кокос». Но не все так просто. Во-первых, не всякий кокос подходит для акустики: точнее, как оказалось, в среднем — только один из пятисот. А избранный кокос проходит специальную обработку с применением патентованных ноу-хау, о которых разработчики умалчивают.
Затем в скорлупу кокоса устанавливают компактный, но мощный широкополосный драйвер с неодимовой магнитной системой, дополненной медным кольцом, охлаждаемой двойной голосовой катушкой и анодированным алюминиевым диффузором. Три таких кокоса устанавливаются на гибких гофрированных трубчатых штангах — наподобие тех, на которых часто устанавливают микрофоны в гарнитурах или источники света. Внутри крепления проходит акустический кабель, ну а сам «стержень» — очень жесткая и прочная, хотя и гибкая конструкция.
На таком же подвесе в колонках Copra установлен и ленточный твитер. Выбор типа излучателя обусловлен низкой массой подвижной системы. Это 4-дюймовая усиленная сэндвич-диафрагма, дрожащая в поле мощных неодимовых магнитов. Твитер, по данным разработчиков Copra, был выбран за низкий КНИ и большой запас по частоте — он способен работать до 40 кГц.
Широкая диаграмма по горизонтали и узкая по вертикали, по замыслу авторов Copra, резко уменьшит переотражения от пола и потолка, что важно для звуковой сцены при диффузном звуковом поле. Гибкий подвес твитера позволяет точно «довернуть» его в направлении слушателей, компенсируя любую «разницу в росте» — например, при различных вариантах высоты установки колонок и их прослушивания.
Бетонная основа
Четыре гибкие штанги выходят из корпуса-основы. Можно было бы сказать, «железобетонной основы» — и практически не ошибиться. Корпус основания акустики Copra выполнен из полимербетона. Материал по своим характеристикам близок к керамике, а с акустической точки зрения еще и весьма неплох по резонансным и прочностным характеристикам.
Низкочастотный модуль сделан в форме яйца, поставленного вертикально. Внутренний объем разделен горизонтальной перегородкой. В получившихся верхней и нижней части размещены два низкочастотных драйвера. Нижний динамик работает в пол, используя установочную поверхность в качестве части акустического оформления.
Он является нижним и по отыгрываемому диапазону частот — задокументирован низкочастотный предел от 18 Гц. Это 8-дюймовый вуфер с впечатляющей предельной экскурсией в 4 см. Катушка с алюминиевым каркасом и кольцом Фарадея намотана в четыре слоя медного проводника специальной конфигурации.
Естественно, особое внимание уделено подвесам, обеспечившим высокую степень линейности смещения подвижной части, эффективной системе охлаждения и вшитым 84-жильным подводящим проводами — для предотвращения усталости.
Второй низкочастотник, работающий в диапазоне 80–450 Гц, направлен вверх, и его звучание также распространяется на 360° через «окна» в верхней части корпуса. Этот динамик получил неодимовую магнитную систему. В нем предусмотрено дополнительное охлаждение 2,5-дюймовой голосовой катушки, намотанной на стеклотекстолитовом каркасе алюминиевым проводом. Диффузор выполнен из целлюлозы высокой жесткости.
Таким образом, по данным разработчиков, с одной стороны обеспечивается мощный и глубокий нижний бас, а с другой — быстрый и детальный верхний бас.
Усилитель у нас свой, и кабели — тоже
О том, как привести в движение все излучатели этой четырехполосной системы, пришлось очень серьезно задуматься. Судите сами: при наличии пассивного кроссовера усилитель должен быть выполнен с серьезным запасом. Для реальных 1 000 Вт в канале — это сколько получится?
И насколько хорошо все это будет работать? Создатели Copra пошли по пути раздельного усиления — по четыре усилителя на канал. По их данным, в усилителях применена глубокая отрицательная обратная связь, реализующая очень точный контроль. 8-кВт импульсный (а сколько бы весил классический трансформаторный?) блок питания получил батарею емкостей, способных практически мгновенно отдать в систему до 150 Дж энергии.
Продолжая тему конденсаторов, добавим, что во всех силовых цепях на каждом из восьми усилителей стоит по пять низкоимпендансных конденсаторов WIMA c реактивным сопротивлением в сотые доли ома. С той же целью снижения сопротивления намоточные элементы, трансформаторы и дроссели намотаны литцендратом. Платы оптимизированы для минимизации взаимных помех и наводок.
Сама схемотехника — гибрид ШИМ и ЧИМ в сочетании с каскадной схемой усиления с очень глубокой обратной связью. Разработчики говорят о сочетании мощности и эффективности цифрового усилителя с детальностью и естественностью аналогового. Соответственно, система готова обрабатывать как цифровой, так и аналоговый сигнал — на борту установлен ЦАП ESS SABRE PRO.
Внешне усилитель перекликается с дизайном акустики — первыми в глаза бросаются крупные «иллюминаторы» стрелочных индикаторов сигнала. Соответственно, комплектный акустический кабель представляет собой конструкцию из 16 жил из бескислородной меди сечением по 1,5 кв. мм в экранировке.
Wife-фактор, или Как это выглядит?
Как все это выглядит — вопрос, мягко говоря, непраздный. Почти любой продавец акустики может рассказать историю, заканчивающуюся словами «Или я, или эти круглые штуки в квадратном ящике!» Комплект Copra (а мы уже понимаем, что это именно комплект — и никак иначе) выглядит неординарно.
Системы напоминают скорее экзотические (возможно, даже хищные) домашние растения. Черное глянцевое покрытие основания никак не ассоциируется с бетоном, а фактура кокосовых корпусов на гибких штангах дополняет общее впечатление. Важно, что при этом облик Copra никоим образом не является чем-то статичным.
Гибкие штанги излучателей верхних и средних частот позволяют создавать самые разнообразные варианты их взаимного расположения. С одной стороны, здесь возможен чисто эстетический подход. Но нас больше интересует другой вариант — акустический.
И главное: как это звучит?
В ходе бесед с сотрудниками компании — в частности, с главным разработчиком, Максимом Чижовым — удалось узнать об их понимании преимуществ системы. При желании, можно сгруппировать среднечастотные «кокосы» вблизи твитера, получив почти классическую конфигурацию, максимально приближенную к тому самому точечному источнику. Никто не мешает, развернув один из «кокосов» на 180°, получить дипольный эффект — благо, последние играют до 10 кГц.
Важна также возможность «доворота» источников в сторону слушателя. Взаимное позиционирование также может быть использовано для весьма тонкой настройки звучания. Я знаю человека, который несколько месяцев просто искал место для своих напольников относительно задней и боковых стен комнаты. Представляю, что он бы проделывал с Copra!
Что касается критики недостаточно жесткой фиксации источников, авторы Copra утверждают, что резонансы отсутствуют благодаря высокому демпфированию на низких частотах и наоборот — достигнута отличная виброразвязка компонентов системы на средних частотах.
Прослушать Copra удалось, по крайней мере, в трех акустических ситуациях — во множестве вариантов взаимного расположения источников и, соответственно, изгиба штанг. Поначалу это было очень вытянутое (и, думаю, весьма гулкое) помещение без какой-либо акустической подготовки, где системы стояли на расстоянии около 2 метров от торцевой стены, а слушатели располагались перед ними — в несколько слабо заполненных рядов.
Copra выдала мощный клубный саунд (хотя бы потому, что применялись мощные клубные фонограммы) с отличным, сочным и вкусным панчем. При этом очень неплох был верхне- и среднечастотный диапазон — неожиданно для такого помещения собранный и четкий. Если учесть, что общая площадь была метров 100, то 1 кВт мощности, заявленный для вполне компактных систем, расходовался не зря.
Вторая же площадка позволила реализовать действительно полноразмерное прослушивание. Системы были установлены в специальном акустически подготовленном помещении студии звукозаписи (плавающие полы, акустические ловушки, специальные двери, потолки с непараллельными элементами и прочее). Помещение с нормированной собственной АЧХ и уровнем реверберации позволило хорошо поработать с набором тестовых фонограмм.
Можно сразу начать с выводов: Copra Hydra G.black Glossy Black (серия с гибкими держателями называется «Hydra», а выпускаемая модель черного цвета в глянце — «Glossy Black») — не самый точный акустический прибор. Но один из самых «вкусных».
О неточности Copra можно говорить много, кроме одного: это не та неточность, с которой слушатель упускает часть записанной в студии или на концерте аудиоинформации. Об этом речь не идет. Система отрабатывает аудио в высоком разрешении, в звучании — масса подробностей. Другое дело, что Copra располагает их несколько по-своему — причем каждый раз можно задаваться вопросом, насколько хороша та или иная интерпретация.
Сориентировав один из среднечастотников назад (о геометрических экспериментах с «Гидрой» можно написать отдельную статью), удалось прочувствовать неожиданный воздух в «Black Light» Джона Маклафлина (John McLaughlin). А ведь эта студийная запись кажется на первый взгляд несколько выхолощенной.
Традиционная для всех наших прослушиваний Peer Gynt (Пер Гюнт) «В пещере горного короля» показала всю ожидаемую микродинамику, хотя и без «кристальной» локализации, а особенно — глубины сцены. Но зато мощь финала в сочетании с «воздухом» пауз первых тактов — это было почти как в зале.
«Treat Her Right» Билли Гиббонса (Billy Gibbons) мы задействовали, «чтоб служба медом не казалась». У него там сигнал гитары кое-где, судя по всему, «упирается» в питание — со всеми вытекающими. Некоторые системы на этой фонограмме просто отказываются вести себя адекватно.
Copra отыграла этот зубодробительный трек непринужденно и вальяжно, во всех подробностях, добавив пару новых нюансов, и без напряжения. Классический слеповый «Knock Out» от Band Waggon прозвучал с отличной динамикой и собранностью. Вокал Sinne Eeg в «My Treasure» с одного из Dali CD был очень эмоционален — возможно, чуть больше обычного. А дуэт ударных и фортепиано в проигрыше — просто хорош без замечаний.
Вывод
Звучание Copra можно было бы назвать жанровым, но не в том смысле, что какие-то жанры этой системе противопоказаны. Нет, она всеядна. Просто почти каждый жанр в этом исполнении получает что-то новое. И да, менее всего этой системе свойственна «мониторность». А более всего — пожалуй, артистизм.
Артистичность дизайна и звучания, мощность и полнодиапазонность
Также артистичность звучания, порой создающая эффект, отличный от задуманного при записи
16 100 евро
Масса акустики: 38 кг
Высота: 142 см
Масса усилителя: 15 кг
ЦАП: ESS SABRE PRO 32 Bit
Мощность (акустика/усилитель): 2 х 700 Вт/2 х 1 200 Вт
КНИ + шум (1 кГц/90 дБ /1 м): <0,1%/<0,001%
Диапазон (акустика/усилитель): 18 Гц — 40 кГц/10–100 кГц