Этот проектор — одна из самых ожидаемых новинок не только в России, но и во всем мире. Ожидаемых в том числе потому, что всех очень интересует, как будет показывать лазерный аппарат классического форм-фактора от законодателя мод в проекторном мире.
Этот интерес к дорогим лазерно-фосфорным проекторам и у профессионалов, и у простых потребителей отнюдь не праздный. Ведь уже несколько лет как всем стало ясно — будущее именно за лазерно-фосфорными источниками света. Они будут везде. Их уже встраивают даже в компактные модели проекторов и автомобильные фары, а значит, в проекторы среднего класса они проникнут точно. Но это в будущем, а пока идет процесс адаптации новой технологии к массовому производству, результаты которой всем так интересны. Ведь до последнего времени лазерно-фосфорные источники света применялись по большей части в коммерческих и экзотических кинотеатральных моделях. Sony, например, использовала их помимо инсталляционных и офисных решений лишь в двух ультракороткофокусных и одной сверхдорогой кинотеатральной модели. И только теперь представила проектор привычного форм-фактора.
Его очень ждали. Точнее, не совсем его, а замену популярной модели Sony VPL-VW1100ES, но японцы сделали сюрприз, представив на берлинской выставке IFA модель более доступного класса, которая в итоге стала еще более желанной. И нам первым удалось ее протестировать.
Sony VPL-VW760ES — большой проектор. В его описании на страницах Интернета часто говорится о том, что он имеет компактные размеры, но в реальности это не так. Он ощутимо больше не только младших собратьев вроде 550-й или недавно описанной 260-й модели, но и непосредственных конкурентов. Скажем, только в ширину он имеет 56 см, а по длине лишь 4 мм не дотягивает до полуметра. Что вполне логично — он дороже и выше по статусу, но это не главное. Он больше, поскольку кардинально отличается от них и по конструкции, и отдельными элементами. Фактически он оригинален на 90%.
Первое и самое главное — источник света. Он, естественно, не точно такой же, как в 1000-й и 5000-й моделях — меньше и не столь мощный. С его помощью 760-ая генерирует световой поток в 2000 Лм. Но он обладает всеми теми же преимуществами: более широким спектром, нежели у ламп с огромным сроком службы, достигающим 20 000 часов. Но в сравнении с лампами ему необходима принципиально другая система охлаждения, которая потребовала смены корпуса, поэтому данный проектор даже внешне отличается от 550-й, 360-й и 260-й моделей.
Другой у данного проектора и объектив. Он также наделен моторизованным управлением и всеми регулировками, включая зум, фокус и сдвиг по вертикали и горизонтали. Да и по основным характеристикам он полностью совпадает с таковыми у младших моделей, но при этом отличается от них даже основными элементами, что видно с первого взгляда на работающий аппарат — и тубус, и линзы у него другие.
Электронная начинка у Sony VPL-VW760ES, по заявлениям разработчиков, тоже отличается от таковой у младших моделей. А роднят с другими 4К-моделями фирмы данный проектор, конечно же, уникальные матрицы. В вопросе их применения у Sony на сегодня нет конкурентов: это единственная компания, которая уже много лет для всех проекторов сверхвысокой четкости использует только чипы с реальным 4К-разрешением, равным 4096х2160 пикселей. Причем чипы самой продвинутой на сегодня схемы (которая у Sony имеет фирменное обозначение SXRD) — ЖК-матрицы с отражающей кремниевой подложкой (LCoS). За счет большой апертуры, то есть большей рабочей площади, получившейся из-за уменьшенного межпиксельного расстояния, они обладают большой собственной контрастностью.
Однако для достижения действительно высоких показателей реальной контрастности, помимо них, Sony почти во всех «ламповых» проекторах применяет динамически управляемую диафрагму. Здесь ее нет за ненадобностью, потому что лазеры позволяют динамически менять световой поток еще эффективнее. И правда, при просмотре невозможно было даже заметить, что яркость свечения как-то менялась — настолько быстро и естественно подстраивалась система под особенности видеосигнала. Ни запаздываний, ни ошибок в освещенности, ни несоответствия гаммы — ничто не портит впечатления. Показывает идеально! И картинка воспринимается однозначно как очень контрастная.
Тогда почему же многие с таким нетерпением ждали реальных тестов этого проектора после его официальной презентации? Ведь по всем параметрам перед нами просто идеальный аппарат, который априори должен класть конкурентов на обе лопатки. А дело в том, что причиной беспокойства стали сами презентации этого проектора, проводимые официальными лицами компании. Как истинные потомки самураев они беспрекословно действовали согласно заветам руководства и с соблюдением нерушимых традиций, выбирая те режимы, которые положено выбирать, невзирая на итоговый результат. Их настойчивость и консерватизм вызывают уважение — без них, боюсь, мы бы не увидели таких прекрасных аппаратов, пойди они на компромиссы при каждом шаге в разработке.
Но ситуация на рынке стремительно меняется, и параметры для режимов сами разработчики тоже меняют, исходя из соображений маркетинга. В итоге сами отправные точки со времен показа первых 4К-аппаратов значительно изменились. Но ничего страшного не произошло, просто в качестве основы нужно брать другой режим картинки в меню, настроить все — и к изображению невозможно будет придраться. Лазеры, а точнее фосфор дает более широкий спектр, чем у типичных ламп — от этого картинка действительно становится полноцветной, красочной и естественной, а не глючной, как неоновое панно. Sony VPL-VW760ES по цветам показывает реально на голову лучше, чем «ламповые» проекторы. В этом его главное и, что важнее, очевидное преимущество.
Измерения
Все измерения параметров производились с минимальной коррекцией настроек в меню. Выбором пресетов менялась лишь общая цветовая температура. Чтобы исключить влияние экрана, параметры замерялись напрямую, то есть без учета отражения от полотна. Измерения проводились в полностью затемненном помещении с темно-серой отделкой. Размер изображения — 135 дюймов по диагонали.
Как уже говорилось выше, замеры принесли немало сюрпризов. Соответствий требованиям HDR по части цвета никто не ожидал (все-таки перед нами самая простая 4К-модель в линейке), однако охват, полученный при включении режима HDR, по умолчанию или принудительном выборе цветового профиля ВТ.2020 оказался не только не самым широким из возможных вариантов, но даже меньшим по площади, нежели границы стандарта ВТ.709! Вот, полюбуйтесь:
Профиль ВТ.2020, который японцы выбирали для показа 4К-видео на презентациях, имеет более широкий охват, но все контрольные точки в нем имеют значительное смещение. Возможное смещение предполагается, т.е. некоторое смещение контрольных точек в стандарте заложено, но они не настолько сильно должны сдвигаться, как в этом случае. Здесь разработчики, желая показать разницу режимов, явно перестарались, да так, что ошибку не исправить никакой калибровкой — вырезанную часть цветов настройкой не вернуть.
Напротив, выбрав безымянный профиль, обозначенный в меню «Color space 2», вы получите столь же широкий цветовой охват, но близкую к идеалу точку белого и некупированные цвета в очень важной для восприятия красной области. Его-то и стоит выбирать для просмотра новейшего видео с HDR и особо красочных фильмов с простых дисков Blu-ray, а также мультфильмов всех мастей. Его же имеет смысл выбирать и в качестве отправной точки для калибровки.
При выборе пресета D55 получаем почти идеальный баланс:
В общем, если калибровка потребуется, то кардинально менять настройки не придется, и сохранится большая часть цветового диапазона, а с ним и разнообразие оттенков на экране.
Яркостные характеристики в абсолютных значениях, понятно, зависят от выбора цветового профиля и баланса цветов, но даже при «теплых» настройках они получаются лучше, чем у моделей прошлого. Яркость белого поля по центру экрана при выборе установки D55 составила 739 кд/м². При выборе профиля HDR (цветовая температура около 7800К) — 841 кд/м². Уровень черного при любых настройках был одинаков — 0,001 кд/м², то есть при выводе чистого черного цвета на экран проектор по умолчанию отключает подсветку практически до нуля.
Выводы
В секторе 4К-проекторов Sony с самого начала стала законодателем мод, а теперь лишь подтвердила свое звание, установив новое правило на рынке: отныне лучшие проекторы должны быть лазерными. И если вы не можете ответить на этот вызов — вы проиграли.
Реальное разрешение 4К, высокая контрастность, отличная цветопередача, огромный срок службы источника света, моторизованные регулировки оптики с большим диапазоном
Цена выше, чем у конкурентов
1 199 000 рублей
Технология проекции: три 0,74-дюймовых панели SXRD
Разрешение: 4096x2160
Объектив: моторизированный, х2.06
Сдвиг линз: по вертикали +85%/-80%, по горизонтали +/-31%
Источник света: лазерно-фосфорный, ресурс до 20 000 ч (экономичный режим)
Диагональ изображения: от 60 до 200 дюймов
Световой поток (максимальный): 2000 ANSI люмен в максимальном режиме работы
Контрастность: нет данных
Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 4096 x 2160/30p
Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 3840х2160/60р
Входы/выходы: HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (RGB/Y Pb/Cb Pr/Cr), Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN.
Акустический шум: 24 дБ
Габаритные размеры (Ш x В x Г) (без выступающих частей): 560 x 230 x 496 мм
Масса: 20 кг