В минувшую субботу, возобновив свои поиски новой акустической системы, послушал двух представителей Klipsch. (Дело было в салоне AVComfort, сотрудником которого уже размещен здесь соответствующий видеоролик; впрочем, его я заметил и посмотрел после того, как побывал на прослушивании, хотя выложен он был на день раньше – собственно, поэтому этот блог «вдогонку».) Поскольку я ищу напольники в помещение 35 – 40 кв.м., и обозначил верхнюю планку бюджета в 500К, то сначала подключили Heresy IV, а потом предложили посмотреть «чуть повыше» и это оказались Forte IV. Прослушивание проходило в акустически подготовленной комнате размером примерно 5х5, расположение акустики в пределах 1,0 – 1,2 м от задней и боковых стен, расстояние от места прослушивания до линии расположения систем примерно 2,2 – 2,5 м, усиление – ламповый интегральник Jadis (насколько разобрался, одна из вариаций I35…), музыка из Deezer посредством Airplay подавалась с «яблока» на Lumin T2 (Владимир, если вы здесь, и я что-то напутал – поправьте😉).

Это было мое первое непосредственное знакомство с Klipsh’ами.

Личное впечатление от внешнего вида – добротно сделанные «ящики» с внушительного размера басовиками. Рупор (два!) выглядит не совсем привычно, но не надо воспринимать его отдельно от системы в целом – тем более, что грили предусмотрены. Общий дизайн, конечно, не в современном тренде, но нечто эдакое в этой олдскульности есть😊, было бы желание – во многие интерьеры вписать можно. Вопросы могут быть по месту…

Heresy IV в случае их установки в качестве напольников за счет специфически реализованного производителем постамента располагаются под небольшим углом вверх. И, кстати, раз уж повернули вверх, – почему бы не довернуть и к центру?! В этом форм-факторе они, по моему мнению, предполагают некий эгоцентризм слушателя (двух?), расположившегося в каком-то кресле поближе к зоне стереоэффекта, а не бродящего по большой гостиной. В таком случае это может оказаться неплохим решением для второй системы, установленной где-то в кабинете или библиотеке загородного дома… 😉. Теоретически, они могут быть водружены на стойки – но при этом стойки потребуются весьма массивные; мне акустику в таком расположении увидеть и послушать не довелось.

Forte IV значительно крупнее, чем Heresy, и, хотя уступают в «росте» подавляющему большинству «столбиков», являются, несомненно, напольниками – хоть и невысокими, но крепкими и основательными. Так как на задней панели обнаруживается 15-дюймовый пассивный динамик, раскачиваемый передним 12-дюймовиком, думаю, что метр от задней стены – это их минимальное требование.

Ну, а теперь про музыку.

Размеры низкочастотников подсказали начать с записей, акцентирующих внимание на их рабочем диапазоне. И мрачноватая бас-гитара Джона Дикона в Another One Bites the Dust из The Game, и весьма живой контрабас Чарльза Мингуса в Haitian Fight Song из The Clown прозвучали мощно и плотно, при этом отчетливо и «вкусно» была слышна реверберация струн. Еще более низкие ноты в Spanish Harlem с альбома The Raven Ребекки Пиджеон выгодно подчеркивали чистый высокий голос певицы и служили для него и начинающейся ближе к концу первой минуты композиции партии фортепиано надежным фундаментом. Что важно – мне несколько раз встречались системы, на которых в голосе прорезались сибилянты, особо неприятные на фоне очень низких басов (кстати, на тех же системах и Меркьюри подсвистывал: «байтсс зе дассст» – брр…); здесь же этого не было.

В Please Mr. Jailer из альбома Джеффа Бека Rock’n’Roll Party – Honoring Les Paul убедительно звучала «бочка» (не менее убедительна она впоследствии оказалась и у Ларса Ульриха). А вот голос Имельды Мэй в этой песне был… узнаваемым, но… на мой вкус немного эмоционально обедненным. (Если бы я был тем тюремщиком – ее мужика не выпустил бы! Не так просила!!) Да и трио из двух саксофонов и трубы здесь показалось слегка подернутым вуалью. Но подчеркну, это не было «нехорошо», это вопрос моего личного восприятия.

All of Me в исполнении хора Стелленбошского университета с их альбома Shadows and Wings – одна из моих любимых записей при определении того, как акустика строит сцену. У Heresy если по ширине (с учетом отмеченного ранее форм-фактора и наклона вверх) было соразмерно ожиданиям, то «высоту» построения хора акустика преобразовала в «глубину», и певцы стали слегка дышать друг другу в затылок. Выражение «физику не обманешь» здесь применимо не к объему кабинета, а к его вертикальному размеру (любопытно, как было бы на стойках?). Несмотря на это, сами партии различались неплохо.

Вступление к Also Sprach Zaratustra Ричарда Штраусса (в исполнении Чикагского симфонического оркестра под руководством дирижера Пьера Булеза) прозвучало, в целом, неплохо. Не было сомнений, что эта композиция символизирует восход солнца. В идеале, в ней должно быть явственно слышно, что знаменитое «бум-бум-бум-бум-бум» исполняется не на одном большом барабане, а очень тихое начало должно становиться различимым как можно раньше.

«Пляска скоморохов» из «Снегурочки» Римского-Корсакова прозвучала живо и эмоционально, была именно пляской, а не степенным хороводом, и носились скоморохи по не самой маленькой лужайке.

Перекинули провода на Forte. Так как они стояли «снаружи» от Heresy, я отодвинулся примерно на полметра назад.

Скоморохи сразу разбежались куда-то за пределы не только акустики, но и даже и комнаты😊. Бас-гитара в Another One Bites The Dust зазвучала совершенно громоподобно, при этом реверберация струн осталась очень хорошо различимой (задним числом жалею, что не включил что-то, например, из Yello или Infected Mushrooms – было бы интересно). Бочка в Mr. Jailer также стала громогласнее и четче, при этом медь – ярче и жизнерадостнее, а голос Имельды Мэй – гораздо чище, проникновеннее и убедительнее... Можно, конечно, сказать, что рупор немного подкрасил этот диапазон, но… в данном случае это точно, как минимум, не навредило. Ну не могут два саксофона и труба быть тоскливыми! 😊 Где-нибудь в произведениях Вагнера или «Реквиеме» Моцарта эта яркость, пожалуй, окажется лишней – но, может, ее там и не будет, кто знает?.. Гораздо заметнее и – не ярче, но оптимистичнее! – оказался на Forte и восход солнца в произведении Штраусса. Никаких проблем не вызвало воспроизведение Telegraph Road с Love Over Gold от Dire Straits – ни на тихих моментах, ни на достаточной «забойных» заключительных 4-х минутах. Вот разве что студентам Стелленбошского университета так и не удалось выпрямиться во весь рост, хотя они постарались, и прозвучал хор, конечно, лучше, чем на Heresy. В этом, несомненно, сыграли роль общий «рост» кабинета и более высокое расположение динамиков.

Общее впечатление от прослушивания обеих систем – весьма положительное. Применительно к Heresy можно говорить о некотором тяготении к малым составам (на мой субъективный взгляд! а кто-то его может и не найти) и чуть более сдержанном, по сравнению со «старшими братьями» звучании. Конструкция Forte позволяет им более уверенно работать с симфоническими произведениями и хоровым исполнением. Можно обсуждать некую склонность акустики Klipsch к жанровости, но при этом не прийти к единому мнению о ее наличии. При этом у меня сложилось мнение, что некая яркость рупора, о которой на здешних страницах неоднократно упоминалось, вероятно, гораздо более присуща младшим линейкам производителя. В случае же с Heresy и Forte ее по вкусу несложно будет откорректировать чуть более «темным» усилителем. Важно, чтобы он при этом уверенно чувствовал себя в работе с 12". Сама же акустика хороша и интересна!

P.S. Поскольку полноценного теста в соответствии со стандартами корифеев я не проводил, то и фото свои не делал – взял с сайта производителя. По этой же причине не привожу и технические характеристики.

https://www.klipsch.com/products/heresy-iv-floorstanding-speaker

https://www.klipsch.com/products/forte-iv-floorstanding-speaker