В бюджетном сегменте акустики конкуренция, пожалуй, самая высокая. Слушателям хочется войти в мир хорошего аудио с минимальными затратами, а тем, кто технику создает — произвести хорошее первое впечатление и побудить пользователя двигаться по модельному ряду компании вверх. В каталоге DALI место одной из стартовых линеек теперь заняла Oberon, пришедшая на смену Zensor, и мне выпала возможность познакомиться с младшими полочниками.
Вся линейка Oberon выполнена по канонам современного скандинавского дизайна — простые цвета, четкие формы, разве что немного игривости и ретро-налета добавляют закругленные грили. Корпуса акустики изготовлены из плотного МДФ, внутри усилены распорками. Мне на тест пришла версия, покрытая черным винилом с фактурой дерева, матовой черной фронтальной панелью и черным же грилем. Рядышком стояли Oberon 3 в бело-серой расцветке, и по сравнению с ними темные колонки выглядели серьезнее, собраннее, но банальнее. Дизайн в целом к себе располагает: и сочетания цветов, и фактурная ткань на грилях, и скругления добавляют внешности акустики уюта.
В новой линейке решили использовать уже знакомые по старшим моделям технологии. За высокие частоты отвечает крупный 29-мм твитер с ультралегкой мембраной, на средних частотах и басе ему помогает нагруженный на фазоинвертор 133-мм динамик с диффузором из фирменного материала — армированной деревянными волокнами бумажной массы.
Увеличенный размер твитера обеспечивает лучшее согласование с СЧ/НЧ-динамиком и играет в более широком диапазоне частот, чем модели меньшего размера. На фланце твитера есть насечки для лучшей дисперсии звука, а сам динамик чуть утоплен вглубь. В СЧ/НЧ-динамике используется магнитная система на основе материала SMC (Soft Magnetic Compound), что, как утверждает компания, позволяет снизить искажения за счет создания более равномерного магнитного поля. Ранее этот материал использовали только в динамиках старших серий. С SMC, кстати, и связано название линейки: окончание «-on» используется только в тех моделях, в которых стоят динамики с этой магнитной системой.
Oberon 1 — совсем крошечные, аккуратные колонки, которые компания в промо-материалах предлагает слушать в первую очередь на стойках, но им найдется место и на полках, и на столе, и, конечно, их можно закрепить на стене. Стойки, которые стояли в шоуруме, оказались для столь небольших колонок низковаты — всего 60 см. Дисперсии по вертикали младшим Oberon не хватило, потому слушать их пришлось сидя на полу: так мои уши оказались практически на оси твитеров, совсем немного ниже. Садиться можно как в углу равностороннего треугольника при параллельном расположении колонок, так и подальше — чуть меняется глубина звучания, сцена расширяется, но теряет конкретику, а характер, детальность и ритмичность остаются теми же. Сами DALI, как известно, подразумевают параллельную установку акустики при проектировании и разворот на слушателя не рекомендуется.
В моем случае Oberon играли с Densen B120 в качестве усилителя и с девайсами из линейки Naim Uniti — Star и Atom — в роли источников. Думаю, можно было бы ограничиться одними Uniti: им хватит сил для того, чтобы справиться с этими колонками, да и характер у них вполне совместимый.
Приготовьтесь, будет громко
То, что слушать колонки пришлось непосредственно с пола, возможно, наложило небольшой отпечаток на ощущения от звука — он в первую очередь показался очень приветливым и открытым. Традиционно для DALI доминируют верха, но делают это правильно. Так, скрипучее начало в «King James» от Buckethead не разрывает уши, но при этом звучит резко, дерзко и вызывающе.
На Infected Mushroom поразил объем, а ритм в этих крохотных полочниках почему-то заглушал гитару с дисторшеном, являющуюся центральным элементом трека «Herbert The Pervert». Особо сильной отдачи на низах, конечно, от таких колонок ожидать нет смысла, но фазоинвертор старался, воздух гонял.
Вообще удивительно, но характер у Oberon 1 в первую очередь тусовочный. Они радостно вываливают на передний план средне- и высокочастотные звонкие детали, которыми изобилует электронная музыка, и при этом четко, без лишних послезвучий отрабатывают ритм-секцию. Со скрипками в неоклассике тоже могут справиться и подать их увлекательно.
Хрипловатый вокал Уиллоу Смит колонки отыграли округло, крупно, живо. Верхний регистр фортепиано в спокойных треках BadBadNotGood («Hedron» или ремикс на «Saria's Song» из «Legends of Zelda») звучал чисто, но нежно и даже немного интимно. Небольшой размер колонок очень сильно чувствовался на саксофоне у тех же BadBadNotGood и 1/2 Orchestra — ему хватало истерики, но недоставало массивности и напористости. Та же история и с любыми треками с Les Paul: в них попросту не было мяса, присущего хамбакерам и толстому корпусу.
С нагнетанием эпичности в саундтреках «Wolfenstein» и нового «God of War» колонки справились. Очень интересно они обошлись с многослойностью в альбоме «The Fall of Math» от 65daysofstatic, превратив его из шумного месива электрогитар, пианино и сэмплов в по-страшному детальную слуховую галлюцинацию. Но со сложными миксами, в которых присутствовали акустические гитары, дело обстояло не так хорошо: звон струн скатывался в очень навязчивое цыканье на периферии, постоянно перетягивающее на себя внимание и не дающее следить за мелодией. Так что повышенная детальность в средне- и высокочастотном диапазоне не всегда играла на руку.
Много далишности в маленькой коробке
Странно это осознавать, но колонки получились цельными и очень далишными. Ясно, что компания, скорее всего, позиционирует их в первую очередь в качестве тыловых каналов в кинотеатральной системе, но и в отрыве от старших товарищей Oberon 1 более чем могут существовать.
Для того, чтобы разместить их в квартире, понадобятся стойки повыше, но можно поставить их на столе в качестве мониторов ближнего поля. Правда, звук у акустики получился совсем не мониторный — слишком уж у Oberon 1 заводной и увлекательный характер, несмотря на крохотные размеры. На низкой громкости колонки не теряют детальности, но слегка теряют цельность: яркий верх сильнее доминирует над басом.
В итоге у DALI вышли классные, небольшие, недорогие колонки с неожиданно крупным и задорным для этих размеров и этой ценовой категории звучанием. Да, в их случае требуется продумать расположение, поставить их повыше, чем стандартные полочники, иначе полностью ощутить их возможности не удастся. Но вот характер DALI и их семейные особенности Oberon 1 показывают ярко — и потому отлично подходят для первого знакомства с брендом.
увлекательный, масштабный для таких размеров звук, цена
фирменная окраска DALI не всем подходит и ярче себя проявляет на низкой громкости, чувствительны к высоте
30 200 рублей
Акустическое оформление: фазоинверторное
Количество полос: 2
ВЧ-динамик: 1x29 мм, тканевый купол
СЧ/НЧ-динамики: 1x133 мм, армированная древесными волокнами бумага
Частота кроссовера: 2800 Гц
Диапазон частот: 51-26 000 Гц
Чувствительность: 86 дБ
Импеданс: 6 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: 25-100 В
Габариты: 274x162x234 мм
Масса: 4,2 кг