C тех пор как лазеры стали массово устанавливать в проекторы, казалось, что вопрос с источниками света можно назвать решенным. Ведь лазеры мощнее, компактнее, экономичнее и даже лучше по цветопередаче в сочетании с люминофорами, чем лампы, но главное — они в несколько раз долговечнее, их не надо менять каждые 2-4 тысячи часов просмотра. При этом серьезных недостатков у них нет.
Однако исследования в поиске оптимальных источников света не прекратились и уже дали новые плоды. Прорыв случился там, где его и не ждали: в светодиодной сфере. Ведь известно, что в проекторах диоды прижились только в самых маленьких, почти карманных моделях — на большее им не хватает яркости. И за почти двадцать лет с момента первого показанного светодиодного проекторах яркость взросла совсем незначительно. Даже в автомобильных фарах на самых дорогих модификациях лазеры вытесняют светодиоды.
При этом развитие все же идет, достаточно посмотреть на мощные диодные ручные фонари из Китая, чтобы понять: диоды могут быть очень, просто потрясающе яркими.
В итоге яркие диоды стали ставить и в проекторы, так скажем, совсем не компактного класса. Компания BenQ, которая всегда славилась смелостью в вопросе внедрения новых технических решений, в 2020 году презентовала сразу несколько проекторов с новой технологией 4LED, в которых использовались не привычные триады RGB, а по четыре светодиода, точнее, диодных сборки. При этом в этом мини-линейке моделей присутствовали лишь презентационные и так называемые игровые модели проекторов.
В этом году BenQ представила первую кинотеатральную модель W4000i с такой технологией, которая и попала к нам на тестирование незадолго до начала официальных продаж.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/7d/dac03e6-5cce-4954-bb69-7fa136027e6e.jpg)
Обманчивая внешность
Этот проектор совсем не похож на относительно дорогую кинотеатральную модель. Только черный матовый корпус намекает, что это не офисный аппарат. Объектив небольшой по диаметру, расположен сбоку, а не по центру, но главное, что всех смущает — это размеры. BenQ W4000i очень компактен для относительно дорогой кинотеатральной модели.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/d5/5547c33-99f7-42f6-a76f-9319c7384394.jpg)
Все привыкли к солидным габаритам. Но, думаю, настало время менять свое мнение о типичных размерах проекторов, ведь их определяет конструкция, а не статус.
Схема 4LED достаточно компактна сама по себе. Выглядит она примерно так:
![](https://img.stereo.ru/v3/images/54/4e27acd-405d-4fd1-94eb-0eb9fc6799eb.png)
Примерно — потому что две синих светодиодных сборки применяют в офисных и игровых моделях, а в W4000i используются две зеленых, причем разных: для получения расширенного цветового охвата. Он, по заявлению разработчиков, у W4000i соответствует стандарту DCI-P3 (и это, забежим немного вперед, соответствует действительности).
Сборки содержат по четыре диода, которые имеют общую площадь около 0,6 см² каждая. Поставляет их компания Osram. Так как в проекторе используется характерная для всех непрофессиональных моделей одночиповая DLP-схема, то в оптическом блоке нет ни цветоделительной, ни суммирующей призм. А из-за наличия попеременно включающихся диодов в проекторе нет и вращающихся фосфорных и цветовых колес, которые в обычных аппаратах требуют определенного пространства и дополнительного охлаждения.
Кстати, об охлаждении. Оно у мощных диодных проекторов тоже весьма специфическое и поэтому тоже компактное. Яркие светодиоды невозможно охладить привычным способом, то есть с помощью обдува: они нагреваются очень точечно. Поэтому для них используется специальное жидкостное охлаждение, а радиатор выводят ближе к внешнему периметру корпуса — у W4000i он хорошо виден за решеткой вентиляции на передней панели.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/11/128fad2-2c27-4829-bca2-7b3d746de438.jpg)
Что касается объектива, то он, несмотря на свои размеры, тоже имеет весьма продвинутую конструкцию. Он короткофокусный с немаленьким для DLP-проектора 1,3-кратным зумом и возможностью оптического смещения в двух плоскостях — по горизонтали и вертикали.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/73/308c91c-a4e4-46ab-bd68-cadd6c551cd7.jpg)
При этом по части качества к нему, несмотря на поликарбонатные линзы, нет никаких претензий: межпиксельная сетка легко «ловится» фокусировкой, а искажений типа аберраций нет в силу отсутствия трехчиповой схемы.
В остальном W4000i — это типичный 4К DLP-проектор. В нем используется 0,65-дюймовый DMD-чип с оптоэлектронной системой XPR, позволяющей создавать UHD-изображение на экране с помощью оптического сдвига картинки на полпикселя. А переключение на вторую ОС в виде Android реализовано традиционно посредством переключения на вход, к которому подключен донгл — «флешка» с HDMI-выходом, собственным процессором и Wi-Fi-модулем. На задней панели для нее предусмотрена небольшая ниша.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/a8/8450b5a-33e2-42ad-a09d-271cf5fbb2ca.jpg)
Яркий по умолчанию
«Просыпается» проектор почти мгновенно — через секунду после нажатия кнопки питания на экране появляется первое изображение. При этом в начале всегда выводится список источников, а по умолчанию выбирается Android-донгл: подразумевается, что пользователи предпочитают стриминг и подключать проектор ни к чему более не нужно, вести какие-то кабели и т.д.
Вне зависимости от выбора источника W4000i при первом включении старается показать максимум своих возможностей, включая по умолчанию самый яркий режим изображения — Bright. Именно в нем он демонстрирует максимальный световой поток и яркость картинки на экране. По официальной информации он составляет 3 200 лм. Измерения показали похожее значение — 3 008 лм, что для светодиодного проектора очень неплохо.
Для кино этот режим ожидаемо не подходит, но и другой, Bright Cinema — тоже. Насыщенность всех цветов — низкая, картинка высветленная и по всему диапазону яркостей отдает в зеленый цвет, но при этом любые растения и листва на деревьях выглядят бледно, хотя охват в зеленой части спектра больше, чем Rec.709. Без калибровки световой поток с ним меньше — 2 047 лм.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/3e/e634ac9-cfaa-418f-b23a-266c2c122380.jpg)
Все кардинально меняется просто при выборе любого «не яркого» режима. Для SDR-видео лучше подойдет тот же Пользовательский. В нем без калибровки поток еще чуть меньше — около 1 860 лм, но при широчайшем цветовом охвате баланс цветов почти эталонный.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/67/7ccd79c-f737-4bd5-8ab3-62c644609983.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v3/images/2f/fae5efa-4298-4a9a-8269-c42fc2f6d87d.jpg)
Визуально с такими параметрами и кино, и документальные фильмы смотрятся на ура — редкий DLP-проектор может похвастать такой картинкой, как у W4000i. «Казино» Мартина Скорсезе с обычного Blu-ray выглядит так, будто включили HDR-версию этого фильма: сияющий ночной Лас-Вегас и костюмы Де Ниро просто взрываются красками, но лица остаются правильного телесного оттенка. Blu-ray-версия «Планеты Земля 2» тоже выглядит роскошно, почти как ее UHD-вариант.
Рок-концерты, в которых можно найти, пожалуй, самую динамичную картинку из всех типов видео, тоже смотрятся хорошо на этом BenQ, но только если включено динамическое управление контрастом, которое в полной мере доступно в так называемом интеллектуальном эко-режиме работы проектора.
Светодиоды, как и лазеры, в отличие от ламп могут менять яркость почти мгновенно и в очень широких пределах (с помощью ШИМ). Здесь управление ими выполняется почти идеально, поэтому при просмотре вообще не ощущается задержек и ошибок срабатывания, даже если яркость в сцене меняется постепенно, а не скачкообразно. Максимальный динамический контраст в режиме on/off составил 3 070:1 — проектор полностью не выключает диоды, что хорошо. Без динамической регулировки — 1 058:1, что типично для DLP-проекторов. В одном кадре на «шахматном поле» по стандарту ANSI — 338:1.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/de/ee30dbc-4f21-4643-b7d6-0b53d83b3b24.jpg)
Последнее значение вкупе с идеальным графиком гаммы подтверждают то, что видится глазами: на обычных сценах в SDR в кино и на «документалках» картинка выглядит почти безупречно даже без особых настроек. Все сбалансировано, нет ни провалов и перебора яркости.
В HDR-видео вне зависимости от стандарта — так же, но при условии выполнения ряда настроек. Проектор поддерживает не только обязательные HDR10 и HLG, но и формат HDR10+ с динамическими метаданными. Но по умолчанию при выводе HDR-видео всегда включает режим Filmmaker, внося изменения в картинку и делая ее более «киношной», а не показывая сигнал как есть без изменений.
В частности, он делает лица более красными, чем надо. Лучше в такие моменты переключать его в режим HDR или HDR10+ при соответствующем сигнале. При этом важно не ошибиться в настройке яркости изображения в нит в плеере, который подключен к проектору. BenQ, как и любое другое видеоустройство, преобразует динамический диапазон сигнала под свои возможности, поэтому пересветит картинку, если в плеере выставить 1 000 нит, как для телевизора, вместо 500 нит.
Отрадно, что в любом из режимов изображения, включая Filmmaker, проектор позволяет регулировать любые параметры картинки — блокирующихся настроек нет вообще. И настроек этих масса, на вкус самого придирчивого калибровщика. Например, помимо управления цветом (регулировка пространства) и привычной настройки температуры по двум параметрам на цвет здесь есть и дополнительная более точная регулировка баланса для градаций яркости — такое не встретишь и в аппаратах за несколько миллионов.
Очень полезной оказалась регулировка локального контраста изображения (Local Contrast Enhancement), особенно для HDR по причинам, описанным выше. Причем ее можно и даже нужно применять скорее по вкусу, чтобы, например, высветлить некоторые детали в тенях, которые алгоритмы проектора постарались сделать слишком темными.
То же самое относится и к обработке движений. Вообще без нее (режим — отключена) смазывания преподносятся как-то слишком выраженно, что немного напоминает алгоритмы телевизоров: раньше за DLP-проекторами такого не водилось. Поэтому иногда рекомендую включать минимальную интерполяцию кадров, так получается более естественно.
И еще: в плеере не стоит выбирать выходное разрешение Auto и отключать EDID в проекторе. В противном случае Full HD-видео будет показываться в небольшом окне: повышающая разрешение система XPR отключается, и матрица начинает работать со своим истинным разрешением.
Выводы
Первый специализированный кинотеатральный проектор с источником света 4LED получился на удивление зрелым. У него нет недостатков офисных моделей с четырьмя диодными сборками. Он обладает образцовой картинкой, а светового потока вполне хватает для экранов с диагоналями 100-120 дюймов. При этом яркие режимы могут позволить смотреть на таких экранах футбол и при частичной засветке.
Скажу больше: ничто не мешает производителям в дальнейшем значительно повысить уровень яркости, просто поставив сборки с большим количеством таких же диодов. Так что перспективы у данного типа проекторов есть, и весьма многообещающие. 4LED вполне может составить конкуренцию лазерам в проекторах многих классов.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/3d/d0c2995-6a59-4e77-a6b8-9eff2edb37a9.jpg)
Отличная цветопередача, множество настроек изображения, поддержка HDR10+
Яркость высока только в режимах, не предназначенных для кино
659 000 руб
Технология проекции: один 0,65-дюймовый DMD-чип Texas Instruments
Физическое разрешение матрицы: 1920х1080
Выходное разрешение: 3840x2160
Источник света: 4 светодиодных сборки, ресурс до 20000 ч
Световой поток (максимальный): 3200 ANSI-лм
Контрастность: 2 000 000:1
Проекционное отношение: 1,15 - 1,5
Коэффициент масштабирования: 1,3
Оптическое смещение объектива по вертикали/горизонтали: ±21%/±15%
Поддержка HDR: HDR10, HLG, HDR10+
Звук: 1 x 5 Вт
Входы/выходы: HDMI v2.0 (2), Trigger (мини-джек, 12 В пост. тока)
Энергопотребление: 380 Вт
Габаритные размеры (ШxВxГ): 420x135x312 мм
Масса: 6,6 кг