C тех пор как лазеры стали массово устанавливать в проекторы, казалось, что вопрос с источниками света можно назвать решенным. Ведь лазеры мощнее, компактнее, экономичнее и даже лучше по цветопередаче в сочетании с люминофорами, чем лампы, но главное — они в несколько раз долговечнее, их не надо менять каждые 2-4 тысячи часов просмотра. При этом серьезных недостатков у них нет.

Однако исследования в поиске оптимальных источников света не прекратились и уже дали новые плоды. Прорыв случился там, где его и не ждали: в светодиодной сфере. Ведь известно, что в проекторах диоды прижились только в самых маленьких, почти карманных моделях — на большее им не хватает яркости. И за почти двадцать лет с момента первого показанного светодиодного проекторах яркость взросла совсем незначительно. Даже в автомобильных фарах на самых дорогих модификациях лазеры вытесняют светодиоды.

При этом развитие все же идет, достаточно посмотреть на мощные диодные ручные фонари из Китая, чтобы понять: диоды могут быть очень, просто потрясающе яркими.

В итоге яркие диоды стали ставить и в проекторы, так скажем, совсем не компактного класса. Компания BenQ, которая всегда славилась смелостью в вопросе внедрения новых технических решений, в 2020 году презентовала сразу несколько проекторов с новой технологией 4LED, в которых использовались не привычные триады RGB, а по четыре светодиода, точнее, диодных сборки. При этом в этом мини-линейке моделей присутствовали лишь презентационные и так называемые игровые модели проекторов.

В этом году BenQ представила первую кинотеатральную модель W4000i с такой технологией, которая и попала к нам на тестирование незадолго до начала официальных продаж.

Обманчивая внешность

Этот проектор совсем не похож на относительно дорогую кинотеатральную модель. Только черный матовый корпус намекает, что это не офисный аппарат. Объектив небольшой по диаметру, расположен сбоку, а не по центру, но главное, что всех смущает — это размеры. BenQ W4000i очень компактен для относительно дорогой кинотеатральной модели.

Все привыкли к солидным габаритам. Но, думаю, настало время менять свое мнение о типичных размерах проекторов, ведь их определяет конструкция, а не статус.

Схема 4LED достаточно компактна сама по себе. Выглядит она примерно так:

Схема с официального сайта BenQ

Примерно — потому что две синих светодиодных сборки применяют в офисных и игровых моделях, а в W4000i используются две зеленых, причем разных: для получения расширенного цветового охвата. Он, по заявлению разработчиков, у W4000i соответствует стандарту DCI-P3 (и это, забежим немного вперед, соответствует действительности).

Сборки содержат по четыре диода, которые имеют общую площадь около 0,6 см² каждая. Поставляет их компания Osram. Так как в проекторе используется характерная для всех непрофессиональных моделей одночиповая DLP-схема, то в оптическом блоке нет ни цветоделительной, ни суммирующей призм. А из-за наличия попеременно включающихся диодов в проекторе нет и вращающихся фосфорных и цветовых колес, которые в обычных аппаратах требуют определенного пространства и дополнительного охлаждения.

Кстати, об охлаждении. Оно у мощных диодных проекторов тоже весьма специфическое и поэтому тоже компактное. Яркие светодиоды невозможно охладить привычным способом, то есть с помощью обдува: они нагреваются очень точечно. Поэтому для них используется специальное жидкостное охлаждение, а радиатор выводят ближе к внешнему периметру корпуса — у W4000i он хорошо виден за решеткой вентиляции на передней панели.

Что касается объектива, то он, несмотря на свои размеры, тоже имеет весьма продвинутую конструкцию. Он короткофокусный с немаленьким для DLP-проектора 1,3-кратным зумом и возможностью оптического смещения в двух плоскостях — по горизонтали и вертикали.

Регулировки фокуса и зума можно спрятать под крышкой

При этом по части качества к нему, несмотря на поликарбонатные линзы, нет никаких претензий: межпиксельная сетка легко «ловится» фокусировкой, а искажений типа аберраций нет в силу отсутствия трехчиповой схемы.

В остальном W4000i — это типичный 4К DLP-проектор. В нем используется 0,65-дюймовый DMD-чип с оптоэлектронной системой XPR, позволяющей создавать UHD-изображение на экране с помощью оптического сдвига картинки на полпикселя. А переключение на вторую ОС в виде Android реализовано традиционно посредством переключения на вход, к которому подключен донгл — «флешка» с HDMI-выходом, собственным процессором и Wi-Fi-модулем. На задней панели для нее предусмотрена небольшая ниша.

Яркий по умолчанию

«Просыпается» проектор почти мгновенно — через секунду после нажатия кнопки питания на экране появляется первое изображение. При этом в начале всегда выводится список источников, а по умолчанию выбирается Android-донгл: подразумевается, что пользователи предпочитают стриминг и подключать проектор ни к чему более не нужно, вести какие-то кабели и т.д.

HDMI-2 выбран специально, чтобы показать меню в целом

Вне зависимости от выбора источника W4000i при первом включении старается показать максимум своих возможностей, включая по умолчанию самый яркий режим изображения — Bright. Именно в нем он демонстрирует максимальный световой поток и яркость картинки на экране. По официальной информации он составляет 3 200 лм. Измерения показали похожее значение — 3 008 лм, что для светодиодного проектора очень неплохо.

Для кино этот режим ожидаемо не подходит, но и другой, Bright Cinema — тоже. Насыщенность всех цветов — низкая, картинка высветленная и по всему диапазону яркостей отдает в зеленый цвет, но при этом любые растения и листва на деревьях выглядят бледно, хотя охват в зеленой части спектра больше, чем Rec.709. Без калибровки световой поток с ним меньше — 2 047 лм.

Все кардинально меняется просто при выборе любого «не яркого» режима. Для SDR-видео лучше подойдет тот же Пользовательский. В нем без калибровки поток еще чуть меньше — около 1 860 лм, но при широчайшем цветовом охвате баланс цветов почти эталонный.

Визуально с такими параметрами и кино, и документальные фильмы смотрятся на ура — редкий DLP-проектор может похвастать такой картинкой, как у W4000i. «Казино» Мартина Скорсезе с обычного Blu-ray выглядит так, будто включили HDR-версию этого фильма: сияющий ночной Лас-Вегас и костюмы Де Ниро просто взрываются красками, но лица остаются правильного телесного оттенка. Blu-ray-версия «Планеты Земля 2» тоже выглядит роскошно, почти как ее UHD-вариант.

Рок-концерты, в которых можно найти, пожалуй, самую динамичную картинку из всех типов видео, тоже смотрятся хорошо на этом BenQ, но только если включено динамическое управление контрастом, которое в полной мере доступно в так называемом интеллектуальном эко-режиме работы проектора.

Светодиоды, как и лазеры, в отличие от ламп могут менять яркость почти мгновенно и в очень широких пределах (с помощью ШИМ). Здесь управление ими выполняется почти идеально, поэтому при просмотре вообще не ощущается задержек и ошибок срабатывания, даже если яркость в сцене меняется постепенно, а не скачкообразно. Максимальный динамический контраст в режиме on/off составил 3 070:1 — проектор полностью не выключает диоды, что хорошо. Без динамической регулировки — 1 058:1, что типично для DLP-проекторов. В одном кадре на «шахматном поле» по стандарту ANSI — 338:1.

Последнее значение вкупе с идеальным графиком гаммы подтверждают то, что видится глазами: на обычных сценах в SDR в кино и на «документалках» картинка выглядит почти безупречно даже без особых настроек. Все сбалансировано, нет ни провалов и перебора яркости. 

В HDR-видео вне зависимости от стандарта — так же, но при условии выполнения ряда настроек. Проектор поддерживает не только обязательные HDR10 и HLG, но и формат HDR10+ с динамическими метаданными. Но по умолчанию при выводе HDR-видео всегда включает режим Filmmaker, внося изменения в картинку и делая ее более «киношной», а не показывая сигнал как есть без изменений.

В частности, он делает лица более красными, чем надо. Лучше в такие моменты переключать его в режим HDR или HDR10+ при соответствующем сигнале. При этом важно не ошибиться в настройке яркости изображения в нит в плеере, который подключен к проектору. BenQ, как и любое другое видеоустройство, преобразует динамический диапазон сигнала под свои возможности, поэтому пересветит картинку, если в плеере выставить 1 000 нит, как для телевизора, вместо 500 нит.

Отрадно, что в любом из режимов изображения, включая Filmmaker, проектор позволяет регулировать любые параметры картинки — блокирующихся настроек нет вообще. И настроек этих масса, на вкус самого придирчивого калибровщика. Например, помимо управления цветом (регулировка пространства) и привычной настройки температуры по двум параметрам на цвет здесь есть и дополнительная более точная регулировка баланса для градаций яркости — такое не встретишь и в аппаратах за несколько миллионов.

Очень полезной оказалась регулировка локального контраста изображения (Local Contrast Enhancement), особенно для HDR по причинам, описанным выше. Причем ее можно и даже нужно применять скорее по вкусу, чтобы, например, высветлить некоторые детали в тенях, которые алгоритмы проектора постарались сделать слишком темными.

То же самое относится и к обработке движений. Вообще без нее (режим — отключена) смазывания преподносятся как-то слишком выраженно, что немного напоминает алгоритмы телевизоров: раньше за DLP-проекторами такого не водилось. Поэтому иногда рекомендую включать минимальную интерполяцию кадров, так получается более естественно.

И еще: в плеере не стоит выбирать выходное разрешение Auto и отключать EDID в проекторе. В противном случае Full HD-видео будет показываться в небольшом окне: повышающая разрешение система XPR отключается, и матрица начинает работать со своим истинным разрешением.

Выводы

Первый специализированный кинотеатральный проектор с источником света 4LED получился на удивление зрелым. У него нет недостатков офисных моделей с четырьмя диодными сборками. Он обладает образцовой картинкой, а светового потока вполне хватает для экранов с диагоналями 100-120 дюймов. При этом яркие режимы могут позволить смотреть на таких экранах футбол и при частичной засветке.

Скажу больше: ничто не мешает производителям в дальнейшем значительно повысить уровень яркости, просто поставив сборки с большим количеством таких же диодов. Так что перспективы у данного типа проекторов есть, и весьма многообещающие. 4LED вполне может составить конкуренцию лазерам в проекторах многих классов.

Один пульт управляет непосредственно проектором, второй - Android-донглом

Отличная цветопередача, множество настроек изображения, поддержка HDR10+

Яркость высока только в режимах, не предназначенных для кино

659 000 руб

Технология проекции: один 0,65-дюймовый DMD-чип Texas Instruments

Физическое разрешение матрицы: 1920х1080

Выходное разрешение: 3840x2160

Источник света: 4 светодиодных сборки, ресурс до 20000 ч

Световой поток (максимальный): 3200 ANSI-лм

Контрастность: 2 000 000:1

Проекционное отношение: 1,15 - 1,5

Коэффициент масштабирования: 1,3

Оптическое смещение объектива по вертикали/горизонтали: ±21%/±15%

Поддержка HDR: HDR10, HLG, HDR10+

Звук: 1 x 5 Вт

Входы/выходы: HDMI v2.0 (2), Trigger (мини-джек, 12 В пост. тока)

Энергопотребление: 380 Вт

Габаритные размеры (ШxВxГ): 420x135x312 мм

Масса: 6,6 кг