Дефект в проигрывателе Электроника 060 • Stereo.ru
Вопрос avionics 75

Дефект в проигрывателе Электроника 060

В моем винтажном проигрывателе Электроника 060 появился интересный дефект: после установки тонарма над начальной дорожкой грампластинки диск не начинает вращаться, и только после легкого прикосновения включается в работу. В остальном работает нормально. Что может быть причиной данного дефекта?

Ответы

IvanTerekhov

Без обид, но не обманывайте себя - советская арпараткра это НЕ винтаж. Винтаж - это КАЧЕСТВЕННЫЕ старые вещи, чего про советскую аппаратуру сказать нельзя. По причине низкого качества советской аппаратуры с ней всегда проблемы с надежностью и качеством звука.

avionics @Wadim

Диск начинает вращаться после легкого прикосновения к диску и после этого работает нормально, точно поддерживается частота вращения. Не хватает пускового момента. Там три статорных обмотки L1-L3, диск является ротором. Если хотя бы одна обмотка не работала, то и точной частоты вращения бы не было. Как вариант, что одна обмотка не работает в момент пуска, а потом начинает работать, хотя никаких переключений в схеме не происходит.

alexgenator

Я правильно понял, что не хватает стартового крутящего момента, чтобы стронуть диск с места? И Вам приходится чуть-чуть помогать пальцем? Тогда надо смотреть в двух направлениях:

1. Стартовый вращательный момент стал ниже, чем раньше;

2. Стартовый момент не изменился, но его стало не хватать.

Привод прямой или пассиковый?

bluesevich @said

Не очень сейчас помню, как был организован привод в Электронике, но такая проблема была и у абсолютно новых вертушек. Лечилось всё в гарантийном порядке заменой чего-то. Так что ищите мастера или обратитесь к форумчанину Ростиславу Назарову (Ros).

alexgenator @said

Тогда - первое. Второе можно не рассматривать. Неисправность скорее всего не в механике, а в электронике. И как тут пишут - типовая. Придётся обращаться к мастеру.

JuNiK

Что бы сделал в этой ситуации я?:

1. Снял диск (как понимаю диск-мотор) и во всех видимых местах смазки снял старую смазку и положил новую. Только с количеством смазки не переборщить!

2. Используя схему нашел бы все электролитические конденсаторы, которые отвечают за питание диск-мотора и, скорее всего, заменил эти конденсаторы. Но так как автор не имеет достаточных навыков в такой работе, то тут нужно действительно искать мастера. Адреса сайтов выше написали.

Удачи!

Gray

Доброй ночи!

С данным проигрывателем не знаком. Нашёл и открыл (первую попавшую) описание и схему проигрывателя. Довольно интересное схемное решение. 155 логика, транзисторы, операционники. Блок питания. Есть описание функциональных узлов. Один из них - генератор опорной частоты - 1,8 МГц. есть фазовый детектор... сравнение опорной частоты и реальной (т.е. должен быть датчик вращения). Без осциллографа не разобраться. А так - да... померять питающие напряжения, емкости... При касании рукой, возможно, изменяется емкость (паразитная) - начинает вырабатываться разностный сигнал ... Хотя корпус - металл или пластмасса, в месте касания?

Имея приборы, схему, и сам аппарат - можно ремонтировать. Выход - уже озвучен - если есть желание - к специалисту... И да, деньги...

Удачи и успехов!

alexgenator @Gray

Ну вот и ключ к разгадке. Фазовый детектор. Фазовому детектору все равно, крутится ли диск с номинальной скоростью или стоит на месте. Для него обе ситуации совершенно нормальны. Значит, должен формироваться стартовый импульс, который страгивает диск с места и дальше позволяет работать фазовому детектору. Либо должны быть дополнительные цепи, которые делают ненормальной для ФД ситуацию неподвижного диска. И да, вполне возможно, что человеческое тело как раз и выполняет сейчас роль этих цепей.

Но я не только об этом. На самом деле, специалистов по радиоэлектронике на этом форуме хватает. Только они не сразу включаются в беседу, так как подумать сначала надо.

Другое дело, что здесь нет специалистов, для которых ремонт подобной техники был бы рентабелен. Точнее, он рентабелен при цене ремонта, которая заметно превышает стоимость этого аппарата.

Однако профессиональный зуд есть. Видите, Вы и схему посмотрели, любопытно же!

Был бы этот аппарат у меня в собственности, для начал вжился бы в схему. Иногда приходили бы в голову какие-то идеи, при случае проверял бы. Глядишь, за год может и починил бы. Но ремонтировать другому в условиях ограниченных сроков... Это надо иметь оснащенную мастерскую с выстроенной логистикой по запчастям.

Поэтому осмысленных путей у аппарата и ТС немного. Потихоньку погружаться в схему и пытаться устранить неисправность самому. Идей накидали достаточно. Либо за очень дешево отдать другому владельцу. Могут еще принять в мастерских, специализирующихся на подобной технике, где из двух-трех аппаратов собирают один на продажу.

Для себя тоже тему с ремонтом тоже закрыл. Пока. В IT зарабатывать больше получается. Вот выйдем на пенсию, может и вернемся к этой деятельности.


avionics @Gray

Легкое касание диска задает пусковой момент, которого не хватает, а затем проигрыватель работает в полном соответствии с ТТ. Так происходит при каждом пуске.

Gray

С тонармом связан выключатель... При перемещение его в зону проигрывания контакты замыкаются/размыкаются... Тоже для замены (проверки). Трение в подшипниках - смазка.

Тему для себя закрыл. Пока закрыл.


avionics @Gray

При установке тонарме над дорожкой проигрывания контакты РАЗМЫКАЮТСЯ (т.е. переключатель не причем т.к. при замкнутых контактах включается режим торможения при окончании проигрывания) , включается в работу генератор синусоидальных колебаний, сигнал с генератора подается на датчик положения и с датчика через детектирующие диоды на операционные усилители и после усиления на включенные звездой обмотки статорных катушек L1-L3.

Подробное описание схемы в журнале Радио №7 за 1987 год (www.archive.radio.ru/web/1987/07.

JuNiK @avionics

А частота опорного генератора правильная или "ушла"? Нет ли там какого-нибудь кварцевого резонатор? А то они в свое время были не ахти...

avionics @JuNiK

Нужен пусковой ток и пусковой момент. Как придраться к генератору непонятно, так как частота вращения ПОСЛЕ пуска

поддерживается точно автоматически.

Ros

Отсюда сложно сказать. Нужно напряжения промерить, посмотреть, при запуске двигателя по схеме что и где должно быть и чего нет... А может дело в банальном микропереключателе, окислился от времени, такое тоже иногда бывает. Если сами боитесь лезть, ищите спеца в вашем городе.


Bbhob @Ros

да, надо посмотреть схему, определить стартовый режим, протестироватьтего цепи, вычислить неисправную деталь и заменить ее... все просто)))

Я вот знаю, что «советское значит отличное!!!» (от нормального, добавляю про себя каждый раз) и поэтому уверен, что там вылет одной детали накладывается на десяток дефектов сборки и это не починить никогда.

avionics @Bbhob

При пуске сигнал подается одновременно на три статорные обмотки L1-L3 и пускового момента не хватает из-за (

(допустим) недостаточного напряжения на одной из обмоток). Но ведь после пуска (после легкого касания диска) частота вращения поддерживается точно, без отклонений. Возможно ли такое, если напряжение на одной из обмоток меньше нормы?

Bbhob @avionics

Вы уверены что в устройстве высшей!!! категории сложности нет стартового режима? Я вот сто тыщ пяцот советских электродвигателей встречал, которые запускаются от двух кнопок. Пуск и Работа.

avionics @Bbhob

Нет отдельной пусковой обмотки. При пуске напряжение подается одновременно на все три обмотки

статора и в рабочем режиме ничего не меняется.

alexgenator @avionics

Конечно, возможно. Ведь фазовый детектор обеспечивает обратную связь, которая заставляет движок вращаться с нужной скоростью. Поэтому до определенных пределов обратная связь будет стремиться бороться с недостаточным напряжением на одной из обмоток, повышая его насколько сможет.

Мне кажется, надо копнуть еще сюда. Смотрите. Мы прекрасно понимаем, как работает обратная следящая связь в установившемся режиме. Но пока плохо понимаем, как обеспечивается выход на этот режим. Микрик, допустим, разомкнулся, напряжение на двигатель пошло, на одном из входов ФД - тактовая частота. На другом - ноль, так как двигатель стоит. То есть не с чем образцовую фазу сравнивать и давать корректирующие напряжения. Нет второй фазы. Мне кажется, фазовый генератор должен включаться с небольшой задержкой, а до этого двигатель должен выводиться на режим принудительно-силовым способом. Надо внимательнее посмотреть на цепи запуска двигателя и управления фазовым детектором.

Ros @Bbhob

В изделия выпущенных позже 90-го года, дефекты сборки вполне могут быть. Но и советским такое считать с натяжкой. А так, если не брать изделия, которые делали "для плана", то это оччень редкие исключения, если мы говорим про нормальные аппараты 1-го и высшего класса.

А со сборкой обычно проблемы редко встречал, вот непропаи, да. Всякая халтура, в изделиях выпущенных в декабре - тоже попадалась.

Обычно всё чинится, кроме каких-то особых случаев. Промерить напряжения, понять как работает эта схема, посмотреть глазами, и найти косяк. Я думаю если 30+ лет оно работало без нареканий, дефектов сборки быть не может, они бы уже давно проявились.

Gray

Господа, вижу, Вас заинтересовало... Что бы облегчить участь... еще раз скачал описание, там есть и схемы... (поиск в интернете "проигрыватель Электроника 060" - http://rw6ase.narod.ru/00/el_p... - справочник Алексеева... инструкция... фотки).

Из описания в справочнике: - привод линейного двигателя включает в себя (стр. 184):

- генератор гармонических колебаний - устройство управления генератором - регулятор фазовой автоподстройки - датчик положения ротора - фильтр нижних частот - трехканальные усилители привода - статорные катушки - устройство управления режимами работы - усилители тормоза - усилитель-ограничитель.

Сигналы для привода формируются с помощью LC-генератора (транзистор VT6). Запуск генератора (60 кГц) - при повороте тонарма - микровыключатель размыкается ... При возврате тонарма в исходное положение генерация срывается (микрик замкнут) ... Ну и далее по описанию ... стр 185. Много чего есть - и функциональных связей, и много использовано буковок...Удалённо в схему не влезешь, а ремонт требует замеров и размышлений...

С высказанными мнениями, очень ценными, согласен. Тем не менее, всё по прежнему - к специалисту с приборами... тестер, осциллограф (лучше 2-х канальный - два сигнала - и есть результирующий). Там и генератор опорной частоты 1,8 Мгц, и цифирь, а ЦАП, и фильтры, и ключи, и термостабилизация. Удаленно - гадание...

Удачи и успехов!







avionics @Gray

Ясно, что не хватает пускового момента. Для пуска двигателя нужен пусковой ток и Мпуск. АПЧ и ФАПЧ будут стабилизировать частоту вращения диска на номинальных оборотах в пределах +_ 9,9% . Для создания Мпуск они не нужны. После пуска частота вращения поддерживается точно, кнопочная подстройка не требуется. В данном случае специальная (силовая) схема пуска не просматривается. Силовые схемы запуска используются для двигателей, где требуется "бешеный" пусковой ток.

alexgenator

Тоже схему смотрю. Я так понял, электролиты C1, C2, C3, C4, C5, C9 - Вы уже меняли. Это первое, что напрашивается, когда "в руках кроме молотка ничего нет" (С). Правда, при этом, по хорошему, надо будет уточнить положение переменника R9.

Если еще не меняли, можно не спешить и пойти более осмысленным путем.

Я бы для начала отключил все цепи автоматических регулировок. Проще всего и сравнительно безболезненно для монтажа это можно сделать, припаяв проволочку между эмиттером и базой транзистора VT5. Если цепи ПОСЛЕ транзистора VT5 рабочие, то диск должен успешно трогаться с места и вращаться с заметно завышенной скоростью. Этим мы исключаем влияние механики (смазка оси диска и т.п.). По результатам - думаем дальше.

alexgenator @avionics

В описании написано, цитирую: "Частота вращения диска стабилизируется регулированием амплитуды синусоидального сигнала на выходе генератора...". Имеется в виду генератор на транзисторе VT6, который на 60 кГц. Если разорвать обратную связь, напряжение этого генератора будет максимальным. Вот Вам и пусковой момент. Для его формирования достаточно, чтобы цепи слежения подключились с некоторой задержкой, когда уже началось хоть какое-то вращение. Дальше напряжение генератора будет плавно уменьшено транзистором T5 для достижения номинальной скорости.

Специальных цепей формирования стартового импульса не вижу. Ищем времязадающий элемент этой задержки.

alexgenator @avionics

Дополнение и исправление. Напутал один момент. Для того, чтобы амплитуда генератора VT6 была максимальной, транзистор VT5 должен быть не закрыт, а полностью открыт, так как именно через него идет питание на транзиcтор генератора VT6. И если VT5 будет полностью открыть хотя бы первые полсекунды, сформируется очень неплохой стартовый импульс. А затем транзистор VT5 под действием сигналов с частотного и фазового детекторов подзакроется, питание генератора снизится, амплитуда синуса упадет, и наступит следящий режим.

Теперь надо идти по схеме в обратном направлении и понять, предусмотрен ли здесь такой импульс.


Gray

В блоке питания, судя по описанию (отдельная плата), 4 стабилизатора напряжения. Можно замерить напряжения...

Далее, когда перемещаем тонарм - момент пуска и торможения - почитать по описания, посмотреть по схемам где именно - должен быть разный управляющий сигнал... Где-то на базах, коллекторах транзисторов (срыв колебаний генератора) - фильтрации - может и усиления. Вечером посмотрю по схемам... Т.е. на катушки (обмотки ротора - статора) в итоге идет разное напряжение...

В этом смысле пусковые токи и токи торможения... Моменты пуска и торможения (из-за взаимодействия магнитных полей катушек).

avionics @Gray

Там есть интересные подстроечные сопротивления R23, R24 (а также С9) через которые подается какой-то сигнал на входы всех трех ОУ статорных обмоток.

alexgenator @avionics

Сигнал на них подается с генератора синуса 60 кГц (транзистор VT6). Этот синус, промодулированный сигналами с частотного и фазового детектора, и крутит двигатель. Точнее, не синус, а его положительная огибающая, которая выделяется на диодах. С9 - удаляет несущую 60 кГц. R23 и R24, по идее, должны компенсировать разбросы параметров обмоток мотора. Методику их установки, видимо, можно найти только в заводской документации. Обратите внимание, что сюда же подмешиваются сигналы, снимаемые с датчика движения A1. Вопрос был задан не мне, поэтому ждет второго авторитетного мнения :)

avionics @alexgenator

Сигнал с датчика положения ротора А1 пойдет после пуска. Сигналы через R23 и R24 пойдут сразу, в момент пуска? Когда два стартера работают на одну нагрузку (например для раскрутки авиадвигателя) их подбирают по пусковому току, чтобы разница не превышала допустимых пределов. Здесь 3 обмотки работают на одну нагрузку, поэтому разница пусковых и рабочих токов должна быть не больше допустимых пределов.


alexgenator @avionics

Сигналы через R23 и R24 должны пойти сразу же после размыкания микропереключателя. Сигнал представляет из себя синус частотой 60 кГц. Должен, но, как говорится, не обязан. Потому что есть транзистор T5, который управляет питанием генератора, а также может его полностью выключить.

Анализ этого фрагмента схемы показывает, что для того, чтобы генератор работал, должно выполняться любое из двух условий. ИЛИ с выхода фазового детектора, ИЛИ с выхода частотного детектора должен поступать сигнал, постоянная составляющая которого достаточно положительна. Со стороны частотного детектора даже задается порог этой положительности (подстроечник R9). Если уровень сигнала на выходах обоих детекторов низкий, генератор 60 кГц не работает, так как транзистор VT6 не получает питания в коллекторную цепь.

Получается, что для старта достаточно, чтобы частотный или фазовый детектор выдавали положительный сигнал при отсутствии вращения диска. Причем речь скорее о частотном детекторе. Сдается мне, что он первый вступает в работу, а фазовый - с небольшой задержкой.

Так что переключайтесь на изучение частотного детектора. Надо понять, какое у него ДОЛЖНО быть напряжение на выходе, когда идет только опорный сигнал, а сигнала с датчика движения еще нет.

Также хочу еще раз посетовать, что с осциллографом процесс пошел бы в сто раз быстрее. Схема просто перенасыщена всякими очень причудливыми временными диаграммами. Грех их не посмотреть.

avionics @avionics

Давайте попробуем пока обойтись без осциллографа. Что, легким касанием диска я запускаю частотный, фазовый детектор, а заодно и генератор? В момент пуска не нужно напряжение с АПЧ и ФАПЧ. Они не должны регулировать частоту от 0 до ном. Только +_9,9% от ном. Сигнал с АПЧ и ФАПЧ идет на все 3 канала одинаковый, но расходится на 3 ОУ. Дефект в одном канале.

Сравниваем напряжение на обмотках, сравниваем Uвх. на ОУ. Если в одном канале отличается, то дефект в элементах от обмотки до выхода генератора синусоидальных колебаний.

alexgenator @avionics
Что, легким касанием диска я запускаю частотный, фазовый детектор, а заодно и генератор?

Не исключено. Все-таки примененная здесь схема двухконтурной автоподстройки частоты - это система с обратной связью. Которая при неисправности какого-либо элемента в контуре обратной связи может потерять устойчивость. А это может выражаться и таким столь экзотичнвм образом.

В момент пуска не нужно напряжение с АПЧ и ФАПЧ. Они не должны регулировать частоту от 0 до ном. Только +_9,9% от ном.

И это не столь однозначно. Можно сделать, что специальная схема разгонит диск. А затем отдаст управление следящей системе. А можно сделать красивее. Например, при стоящем диске и отсутствии сигнала с датчика движения схема подстройки частоты выдает максимальное напряжение на статоры диска, а по мере набора скорости это напряжение снижается до номинального. Таким образом автоматика, будучи включенной с самого начала, быстрее раскрутит диск. Почему нет?

Сравниваем напряжение на обмотках, сравниваем Uвх. на ОУ. Дефект в элементах от обмотки до выхода генератора синусоидальных колебаний.

Вполне может быть так. А может быть и не так. Был бы осциллограф - давно бы знали ответ на этот вопрос. Вольтметр здесь не поможет. Так как практически нигде нет постоянных напряжений. Везде гуляют импульсы с разной скважностью, а кое-где и с несущими частотами.

avionics @avionics

Согласитесь, что создавать схему для регулировки частоты +_100% или +_9,9% -это две большие разницы. Наверное, первый вариант менее практичен, да и подороже выйдет.

Gray

Осмысление проблемы. Вариант II

В электромеханическом проигрывателе (автомате - механика + электроника) обнаруживаются следующие состояния:

1. Стоит на ровной поверхности. Напряжение ~ 220V не подано.

2. Напряжение ~ 220V подано. Горят индикаторы.

3. Тонарм перемещен в зону начальной дорожки.

4. Началось вращение диска (ротор линейного двигателя)

5. Вращение ротора установилось. Смотрим на индикацию.

6. Нажимаем кнопочки, при необходимости:

6.1. «33-45»

6.2. «+»

6.3. «-»

7. Воздействуем на рычажок микролифта… Головка опустилась.

8. Слушаем (работает АПЧ и ФАПЧ).

9. Достигнута выводная канавка. Либо нажата кнопка «Возврат».

10. Головка поднята.

11. Тонарм перемещается в исходную позицию.

12. Торможение.

13. Напряжение ~ 220V снято.

Примерно так. Это моё личное мнение. Можно почитать инструкцию по эксплуатации.

Требуется ремонт, т.к. п.4 не выполняется.

И пойдем по пунктам (состояниям):

П.1. С осью тонарма связан микропереключатель (ПК-В-27), расположен на ползуне. К контактам подпаяны провода, которые идут на платы. Обязательно замерить сопротивление замкнутых контактов (тонарм - на стойке, исходная позиция)! Должно быть достаточно малое, не более 1 Ом. Лучше 0,1 Ом. Замерять лучше в месте подпайки проводов на платы.

Выполнить П.3 (тонарм над вводной канавкой), при этом П.2 пропустить (напряжение ~220V не подавать). Повторить замер - контакты микропереключателя должны быть разомкнуты.

Проверили работу механики и микропереключателя (очень важный элемент и момент управления!).

П.2. Блок питания. Три вторичные обмотки трансформатора выдают ~21V,~8V,~5V. Три диодных моста – получаем +24V, +7,6V, +3V. На выходе стабилизаторов напряжения +12V (из +24V), и +5V (из +7,6V). Надеюсь, рассмотрел всё. Замерить напряжения (на соответствие ± %), пульсации (должны быть достаточно малыми). Электролиты, считаем, исправны.

П.3. Момент пуска.

Контакты микропереключателя разомкнуты. Генератор sin на VT6 работает. Транзисторы VT7 и VT8 – закрыты. Напряжение на коллекторе VT8 – половина питающего напряжения, т.е. +6V, на выходе ОУ DA1.1, DA1.2 – около +6V. Напряжения замерить! Сигналы с датчика положения ротора поступают на входы соответствующих усилителей привода. Идет разгон ротора (должен идти).

П.9. При торможении:

Контакты микропереключателя замыкаются. С R13–R14 на базу VT7 идет напряжение, (ротор ещё вращается, АПЧ и ФАПЧ работает), транзисторы VT7 и VT8 – открываются. Напряжение на коллекторе VT8 – близко к питающему напряжению, т.е. около +12V. Через катушки A2 - A3 +12V – на входе и выходе ОУ DA1.1, DA1.2. Участвуют диоды … Генерация sin на VT6 срывается. На входы соответствующих усилителей привода идут сигналы торможения. Ротор останавливается.

Напряжения замерить! Это основа управления...

Имея замеры напряжений, можно будет думать дальше... Почему управление не доходит до усилителей привода ... АПЧ ФАПЧ...

Удачи и успехов!


avionics @Gray

После легкого касания диска все работает. Сигнал на управление идут с АПЧ и ФАПЧ и расходится на 3 обмотки:

в момент пуска:

1.Если напряжение на всех обмотках одинаковое, но недостаточное для пуска, тогда надо проверять U=+12V.

2. Если на одной обмотке существенно меньше, чем на двух других, то дефект в элементах от обмотки до выхода АПЧ ФАПЧ.

alexgenator @Gray

п.3. Так вот: работает ли генератор? Вот в чем ключевой вопрос. Запускается ли генератор 60 кГц после размыкания контактов микрика? Или он ничего не генерит, так как закрыт VT5? Что в свою очередь произошло из-за того, что ФАПЧ не смогла "схватить" слежение? Один раз ткнуть осциллографом, и сразу ясно, направо идти в сторону управления статорами или налево в сторону ФАПЧ? TC предлагает решить проблему чисто теоретически, сам пока еще НИ ОДНОГО измерения НИ В ОДНОЙ точке не сделал :(

avionics @alexgenator

Прежде чем решать проблему, нужно ее тщательно изучить с привлечением опытных специалистов. Если генератор не работает в момент пуска, почему он начинает работать после пуска?

alexgenator @avionics

Я бы уточнил "с использованием" опытных специалистов. Без всякого желания с Вашей стороны облегчить им работу. Специалисты могут быть и против :). Если бы мы знали, включается ли генератор 60 кГц в начале работы, или нет, мы были бы гораздо ближе к цели.

Генератор может не работать, потому что ФАПЧ встал враскоряку, и не может выйти на режим, кроме как после внешнего человеческого воздействия.

Против идеи, что проблема в силовых схемах управления статорами говорит то, что в установившемся режиме все работает прекрасно, скорость держится мертво, детонацию не слышим.

Поэтому именно момент запуска нас интересует.

avionics @alexgenator

Читаем описание принципа работы:"При повороте тонарма начинает вращаться диск электропроигрывателя, одновременно размыкаются контакты микропереключателя SA1 и включается

генератор синусоидальных колебаний." Т.е. сначала начинает вращаться, а потом (или параллельно) включается генератор. Во всяком случае авторы не выделяют причинно-следственной связи между включением генератора и моментом пуска диска.

alexgenator @alexgenator

“Частота вращения диска стабилизируется регулированием амплитуды синусоидального сигнала на выходе генератора...» Больше амплитуда - выше скорость вращения. То есть в этом месте текста причинно-следственная связь имеется.

avionics @alexgenator

"Частота вращения диска стабилизируется регулированием амплитуды" на частотах +_9,9% от номинальных 33. Момент пуска гораздо раньше.

Gray

Проблему можно решать разными методами. Да, не мешает подумать и решить всё в уме... Иногда выходит ... Интуитивно...

Иногда строится гипотеза, замеры подтверждают или опровергают. Последовательными шагами приходим в нужному результату. При ремонте чаще всего использую этот метод.

Я не специалист по данному проигрывателю.

Но вчера сбросил давно забытый пароль администратора на компьютере. Прочитав теорию... и перейдя к практике. По данному методу сброса пароля (один случай - а статистика требует более 30, чтобы делать выводы) буду считать себя специалистом...

Аппарат сейчас довольно редкий. Опытные специалисты? Буду верить себе... своему опыту... ценным подсказкам...

Если замеры отвергаются, а аппарат довольно сложный? Я не вижу электрические и магнитные процессы... Осциллограф?

Кстати, VT4 - на нем сделан фильтр... Есть порог открывания для VT5. Так до определенного момента АПЧ-ФАПЧ и не работает... А у генератора 60кГц - есть видимо, подстроечный сердечник... А там, на схеме, рядом, и контрольные точки 8 и 10. Может, авионикс и ответит, зачем они, да и что там замеряют?

Ни одно из предложений что-то замерить не прошло. Уж сомневаюсь, а измерялась ли емкость электролитов, да и была ли их замена - это же не теория...

Гадать на проигрывателе нет желания.

Удачи и успехов!


avionics @Gray

Будет время, дойдут руки и до замеров, тогда и будут проверены все ценные идеи. Спасибо за проделанную работу.

alexgenator

Хочу немного о другом. Первая половина 80-х годов, предперестроечное время. Бытовая электроника развивается в сторону неоправданного усложнения. Причем все эти сложные схемы делаются на рассыпухе, что надежности не способствует. При этом технологический уровень производства не растет, если не сказать падает. И становится ну уж совсем неадекватным сложности и громоздкости нашей аппаратуры. Рассматриваемая Электроника - типичное детище этого времени. Ее судьба - часто ломаться.

Можно ли ее относить к винтажу? Не знаю.

Можно ли лишать всю советскую технику права называться винтажной? Не согласен, очень удачные модели и у нас были.

Но вот такие громоздко-замудреные схемы точно к удачным моделям не отнесешь, ибо краткость - сестра таланта.

Кстати, если бы ТС полазил по вегалабовским форумам, куда его направляли, он бы понял, что неисправность с диском достаточно типовая. Возможно, и готовый ответ есть.

А вдруг тут и нет никакой неисправности. Изначально схема была спроектирована без достаточных технологических запасов на уход параметров элементов? И если раньше пускового момента еле-еле хватало, то сейчас перестало... А это уже другая ситуация, тут не ремонтировать надо, а усовершенствования вносить.

Как бы то ни было - чисто теоретически понять эту сложную схему ОЧЕНЬ затратно по времени. Над это схемой целый отдел голову ломал в свое время и квартальные премии получал. Я понимаю, это проблема покупать осциллограф для ремонта целенаправленно этой вертушки. Осциллограф примерно столько и стоит, сколько она сама в исправном состоянии.

Разумный путь этой Электроники - отправиться во владение к тому, кто этот осциллограф уже давно купил... Если оно надо ему, конечно.

avionics @alexgenator

Я эксплуатировал много образцов советской техники. не хочу критиковать лишний раз качество. Без меня критиков полно. В последнюю очередь меня волнует как ее называть, винтаж не винтаж, некоторые называют хлам, кто-то

металлолом. Некоторые при обсуждении, например, акустики B&W :" да они сейчас одно дерьмо выпускают, а вот у меня друг купил колонки никакого сравнения с этим хламом".

Данный аппарат изготовлен на оборонном предприятии: адрес почтовый ящик. Эксплуатировал его с 1987 года по

1993. Отказов не было. Потом он был законсервирован, хранился в домашних условиях. В связи с возрождением интереса к винилу и с появлением импортных грампластинок в свободной продаже (при СССР помните как с этим было) достал из шкафа и использовал его в составе своей системы исключительно из спортивного интереса для сравнения с CD. Был дефект в блоке питания из-за электролитов. Заодно были заменены все электролиты на плате управления

приводом. Не сразу, но через некоторое время появился обсуждаемый дефект. Готового ответа в интернете пока нет. Думаю, что он найдется: может в интернете, а может и без интернета.

alexgenator @avionics

Конечно, найдется. С осциллографом УЖЕ БЫ нашлась. Раз уж Вы убеждены, что неисправность сосредоточена после резисторов R23-R24, не разбирались Вы с тем, как влияет на работу схемы усилительный каскад на DA1.2? Он ведь тоже добавляет свой сигнал в управление обмоткой L1?

alexgenator @avionics

Да, теперь тоже вижу. И Gray об этом писал. Я вот одного никак понять не могу. По идее, переменные сигналы, которые идут на L1, L2 и L3, должны быть сдвинуты друг относительно друга по фазе. А я этого не вижу. Как оно тогда крутится на уровне магнитных полей? Думал, все просто. Теперь пытаюсь представить и не могу.

avionics @avionics

"Пространственное расположение катушек таково, что сдвиг фаз между сигналами их обмоток

составляет 120 градусов" Журнал Радио№7 за 1987год.

alexgenator @avionics

Здесь есть файлик elektronika-ep-060.djvu. Это - заводская схема. Прорисованы сигналы в цепях управления статорами. Стало понятно, зачем понадобилась несущая 60 кГц, видно, какой сигнал подается на обмотки L1..L3. И также понятно, что без несущей 60 кГц ничего работать не будет.

Gray

Благодарю за ссылку, хотя я ее уже скачал (на другом компьютере). Есть по ранее указанной ссылке и описание из справочника... Там же приведены данные на моточные изделия, режимы транзисторов, рекомендации по смазке - чем мазать и чистить.

Вычитал и рекомендации прозвонить все катушки - намотаны тонким проводом - могут быть обрывы... Высмотрел регулировочный резистор R9 - типа им задается усиление цепи АПЧ.

Ну и вспомнил, что в серьёзной аппаратуре на 5-10 корпусов логики ставили керамический конденсатор, плюс электролит по питанию, у ввода напряжения на плату.

В интернете гуляет несколько схем, описаний. Видимо, нужно рисовать свою схему...для удобства.

R9, R23, R24 прозвонить обязательно, особенно контакт с ползунком...

Ну и как бы раздербинить на отдельные блочки - для проверки... Но это уже в процессе ремонта.

Удачи и успехов!

Gray

ЭП-060 с линейным двигателем (ротор и статор)

Ротор - диск весом 900 г.; на внутренний обод наклеено кольцо из магнитной резины с намагниченными на нем 120 полюсами (т.е. радиус и шаг).

Статор - статорные катушки L1, L2, L3. Магнитопровод катушки: сердечник и два ярма с 4-мя зубцами, разнесенными на определённый угол и загнутыми под прямым углом. Пространственно установлены на металлическом кольце, на определённом расстоянии друг от друга (радиус и шаг), в корпусе. В зависимости от направления протекающего через катушку тока ярмо становится северным или южным полюсом.

Вращение диска - результат одновременного взаимодействия 24-х магнитных полюсов ротора и статора (3 катушки по 8 полюсов - 8 зазоров ярма магнитопровода). При относительно малой массе диска достигается высокая стабильность момента вращения (+ АПЧ и ФАПЧ).

Баланс инерционных сил

Личное осознание. Не претендую на истину в последней инстанции.

Силы трения сведены к минимуму чисткой и смазкой опорного узла диска.

R23 - настраивают баланс токов в L1 и L2.

R24 - подстройка тока в L3 к току в L1 и L2.

Здесь Sin от генератора на VT6, предполагается, не промодулирован.

Момент вращения настроен нейтрально, сбалансировано - каждая катушка "магнитит" одинаково. Если на все три катушки подать один и тот же чистый Sin, диск должен стоять. При толчке (рукой) бодро и долго вращаться.

Как заставить вращаться диск

Время вернуться к датчику положения ротора A1 (на металлическом кольце). Три катушки (обмотки) с сердечниками из магнитомягкого феррита плюс постоянный магнит, устанавливающий режим работы датчика (?). Обмотки соединены звездой, пространственно расположены так, что сдвиг фаз между сигналами их обмоток - 120 градусов. Подаётся Sin от генератора на VT6. Магнитное поле полюсов ротора изменяет плотность магнитного потока в сердечниках датчика - Sin ток модулируется по амплитуде. Частота модуляции зависит от частоты вращения ротора. Поступает через диоды VD4-VD5-VD6, где детектируются (фильты R32 С14, R33 С15, R34 С16), огибающая - на входах каждого из трех усилителей привода (операционный усилитель + буферный каскад на транзисторах), далее на статорные катушки.

Много? Мало? (модуляции тока, что бы сдвинуть диск с места) ...

А еще есть тормозные узлы A2, A3 - 4 катушки, по две в узле. Расположены там же, на металлическом кольце, симметрично по окружности, друг против друга - поэтому обмотки включены противофазно.

При этом узел A2 - одновременно и датчик частоты вращения диска. Сигнал поступает на DA1.2, через C18 на компаратор DA2.1, далее в схему управления, на триггер Шмидта DD9.1, DD9.2, на удвоитель частоты DD9.3 - DD9.4...

Две обратные связи:

- с DD13.4 - частотный детектор - на базу VT3;

- c DD25.1 - DD25.2, через VT8 - VT9 - фазовый детектор - на базу VT2.

VT4 - VT5 - собираем, фильтруем и модулируем питание Sin-генератора на VT6.

Далее тонарм, микрик. Разгон и торможение (отдельная песня).

А как с торможением?

Чего-то много всего... Без осциллографа не разберешся...

Удачи и успехов!

Gray

Ласковую и нежную силушку можно приложить по касательной... или по радиусу к центру... Может, дело в разбалансе схемы. О возможных причинах написали уже много. Расписывать, что может произойти в управлении - нет, чур не я... Пора к приборам. Аккуратненько посмотреть - есть синус или нет... И так далее...

Автору темы решать, что и как... Может, что-то где то мы не додумали, неверно выразили... Кажется, в целом правильно...

Удачи и успехов!


victorsyt

Как ситуация разрулилась?... Мне попался такой же проигрыватель полностью рабочий, без дефекта старта. Переставил с него все платы, ввиду хорошего внешнего состояния (не копанные), на другой такой же проигрыватель, но с отличным внешним видом. Не заменял только трансоформатор питания и статор. И на новом, куда переставил, не работает старт. Катушки того, где работало по 30 Ом, того куда переставил по 31, 5 Ом. Вот такие дела :) Для прикола даже ротор (диск) проверял заменой. Все, что можно смазать, смазано и очень добротно. Внесение неисправностей при демонтаже-монтаже исключаю. Браслеты, заземление паяльника, качественная быстрая пайка (причем, понятно, только на контактных местах проводов, без прогрева каких-либо элементов)... МИСТИКА.

Gray @victorsyt

Согласен с Александром. Формально не меняли транс и статор. Могу посоветовать только найти осциллограф или спеца с ним...

alexgenator @victorsyt

Вдогонку. Схему в другой аппарат Вы перенесли практически полностью. Но ведь теперь по хорошему надо и регулировку повторить. Настроечных резисторов тут хватает...

french_alex
диск не начинает вращаться, и только после легкого прикосновения включается в работу

После прикосновения к чему? К тонарму? К диску? К кончику носа? К иконе Богоматери?

Вы это серьезно считаете каким-то конкретным вопросом и ждёте ответа "по существу", не боясь использовать судебную терминологию? )))) Смешно ))

Так вот, если вы диск толкание, то хана системе прямого привода. Учитывая количество дискретных элементов, нужно быть героем, чтоб туда лезть. Про это вам сказали уже выше.

Если у вас зона включения суть дальше - надо смотреть, что там с механикой

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.