Расписание голливудских релизов всегда работало точно, как хорошо настроенные часы: изящная пляска дат релизов, в которой студии лавировали, оптимизируя выход фильмов для получения большей прибыли, избегая других крупных блокбастеров, при этом жонглируя вечно меняющимися требованиями к монтажу, пересъемкам и спецэффектам.

Но закрытие кинотеатров в пандемию привнесло в этот точный механизм хаос, принуждая студии двигать даты релизов в паническом беспорядке. Каждый предыдущий сдвиг порождал ворох последующих: перенос даты релиза одного супергеройского фильма вынудил и саму студию, этот фильм создавшую, и другие сдвинуть релизы других картин, чтобы избежать накладок и потерь в прибыли.

Маленькие переносы переросли в большие: фильмы, которые должны были выйти в 2020 году, теперь запланированы на 2021. И все же во всей этой непредсказуемой свистопляске студии все равно очень не хотели прибегать в очевидному, в общем-то, решению — просто выпускать крупнейшие фильмы на одном из доступных стриминговых сервисов или онлайн-кинотеатров вместо офлайн-кинотеатров. Современная голливудская модель не создана для жизни без кинотеатров.

Объяснение недоверчивости Голливуда к стримингу очень простое: все деньги приносят кинотеатры, а стриминг — по крайней мере, на данный момент — не может с ними сравниться.

Традиционные кинотеатральные сети вроде AMC и Regal Cinemas все еще имеют огромную силу над современным киномиром. Объемы прибыли, поступающей к студиям благодаря этим сетям, настолько велики, что крупные студии вроде Disney и Warner Bros. готовы отстегнуть им практически половину (кинотеатры в среднем оставляют себе 45% прибыли).

Когда Universal всего лишь начала робко высказываться о возможности выпуска некоторых фильмов на стриминге параллельно с кинотеатральным релизом, глава AMC Адам Арон практически объявил студии войну, заявив, что больше никогда не будет показывать ее фильмы. Сейчас компании уже пришли к некоему соглашению, в рамках которого фильмы Universal могут появиться на стриминге всего спустя 17 дней после кинотеатрального релиза — что невероятно мало для больших картин, — но AMC получит долю с прибыли от стриминга.

Крое того, в кинотеатральном релизе есть некий престиж — а для крупных премий вроде Оскара это и вовсе одно из основных требований, без которого фильм не может претендовать на номинацию. Многие годы компании вроде Netflix и Amazon пытаются изменить представление общественности о том, что стриминг — это более простое развлечение.

Менее масштабные проекты в этом пандемийном хаосе выступили неплохо: некоторые — к примеру, «Тролли: Мировой тур» — и вовсе превзошли ожидания. Но несмотря на несколько исключений, крупные студии все же не решились рискнуть миллиардными фильмами на неизведанном рынке прямых продаж фильмов потребителю и стриминга.

Потому что это правда: современные блокбастеры приносят все больше и больше денег. Вспомните прошлогодний «Мстители: Финал», ставивший один мировой рекорд за другим и принесший 2,79 млрд долларов США. Но такие огромные фильмы получаются ценой огромных затрат: на производство «Финала» ушло около 400 млн долларов США, включая бюджет на съемки, зарплату таким звездам, как Роберт Дауни-младший, и затраты на масштабную рекламную кампанию.

А закрытие кинотеатров попросту заморозило весь бизнес — пока студии решают, что же делать с этими многомиллионными инвестициями, у которых теперь нет понятной и простой стратегии релиза.

Возьмем, к примеру, «Довод» Warner Bros. — блокбастер Кристофера Нолана должен был стать крупнейшим релизом студии в 2020 году, событием, которое в нормальное время привело бы в кинотеатры толпы зрителей и, по оценкам, принесло бы студии более 1 млрд долларов США.

Но вместо этого «Довод» перенесли, а потом еще раз, и еще раз — перед тем, как попытаться выпустить в кинотеатрах в соответствии с серьезными ограничениями, наложенными пандемией (что привело и к снижению цен на билеты). И тогда вместимость кинотеатров была сильно ограничена ради безопасности зрителей, а в самых важнейших для прибыли кино городах вроде Нью-Йорка и Лос-Анджелеса фильм и вовсе не появился на больших экранах.

Результаты невероятно удручающие: на мировом рынке «Довод» собрал неплохие 300 млн долларов США, а вот на домашнем — всего 57 млн долларов, что значительно меньше, особенно с учетом примерного бюджета на производство в 205 млн долларов (и в эти цифры даже не входят затраты на маркетинг).

Неудивительно, что такие результаты побудили студии перенести крупнейшие релизы на 2021 год и далее. Рискуя сотнями миллионов долларов за фильм, студии не готовы пойти на еще один разгромный релиз в США.

Но просто хранить фильмы за пазухой — тоже не решение. Каждый из этих фильмов — это инвестиция десятков и сотен миллионов долларов, которую студиям в какой-то момент каким-то образом удалось отбить и благодаря которой кинотеатры смогут существовать. Это хрупкий баланс: для того, чтобы выжить, киноиндустрии нужны деньги в краткосрочной перспективе, но также она зависит от многомиллионных прибылей, которые кинотеатральные релизы в 2020 году просто не могут принести.

Модель уже меняется — и студии, равно как и кинотеатры, начинают экспериментировать с новыми схемами.

Disney перенес релиз таких крупных картин, как «Гамильтон» и «Душа», на свой стриминговый сервис Disney+, и экспериментирует с премьерным доступом — функцией, которая позволит выпускать отдельные фильмы онлайн за большие суммы вместо релизов на большом экране. Правда, неясно, насколько много (или мало) принесла прибыли «Мулан», выпущенная таким образом.

Судя по всему, набив шишки на «Доводе», Warner Bros. пытается опробовать иной подход с ожидаемыми фильмами вроде «Чудо-женщины 1984» и всеми запланированными на 2021 год релизами. Начиная с декабря и до конца следующего года, Warner Bros. будет выпускать фильмы одновременно в кинотеатрах (где они работают) и онлайн на своем собственном стриминговом сервисе HBO Max.

Теоретически, такая схема позволит студии насладиться преимуществами обоих подходов: заработать на высокой прибыли с кинотеатральных билетов и при этом охватить аудиторию, которая не может (или не хочет) ходить в кинотеатры.

Все эти схемы пока что толком не проверены. В первую очередь, из-за огромных рисков: никто не хочет поставить на кон блокбастер, способный потенциально принести миллиардные прибыли — по крайней мере, без крайней необходимости. При этом неясно, смогут ли эти схемы в принципе принести сопоставимую с традиционными релизами прибыль. В 2019 году мировой бокс-офис достиг невероятных 42,5 млрд долларов США — так что новым методам есть, к чему стремиться.

2020 год показал, что Голливуд не создан для жизни без кинотеатров. Но 2021 год может приоткрыть нам завесу нового мира фильмов, границы которого выходят далеко за пределы стен кинозалов. Точно ясно лишь одно: то, как мы будем смотреть фильмы в будущем, сильно отличается от того, как смотрели последнюю сотню лет.

Оригинал: Hollywood wasn’t built for a year without theaters