Последний магнитофон Studer Revox был собран в 2002 году. Примерно в 2015 из складских запасов японцы собрали последний магнитофон Otari. Но то были разработки еще из 80-х и казалось, что тема канула в Лету. Но уже в 2017 году на промышленной выставке в Гамбурге часовщик Роланд Шнайдер (Roland Schneider) из Германии, представил первый прототип нового профессионального магнитофона.

«Когда речь идет о качестве звука, ничто иное в аналоговом мире так не приближает вас к ощущению присутствия в студии звукозаписи, как запись на магнитофонной ленте»
Роланд Шнайдер (Roland Schneider)


Авторское фото предоставлено Bernd Ahrens

Над первой моделью абсолютно нового профессионального магнитофона Роланд Шнайдер работал примерно шесть лет. Однако согласитесь, друзья мои, что одно дело выпускать успешные хронографы типа Triplex, а создать с «нуля» абсолютно новый магнитофон — совсем другая история. Так удалась ли в итоге «неистовому» Роланду роль нового Вилли Штудера?

Есть ли для ответа на подобный вопрос некий контрапункт или вообще любая точка отсчета? Четыре магнитофона за четыре года: три «для себя» в серии Ballfinger (про М063 уже была катушечная битва) и один «для друга» — Thorens TM 1600.

Thorens TM 1600

Примерно лет шестнадцать тому назад, промышленный дизайнер Роланд Шнайдер основал компанию с новаторской дизайнерской разработкой, которая быстро завоевала уважение в отрасли и рыночный спрос. Архитектурное решение настольной лампы Ballfinger основано на двух классических примерах: лампе Anglepoise 1933 года Джорджа Карвардина и светильнике Artemide Tizio Ричарда Саппера 1971 года, но с добавлением совершенно нового подхода.

В этой новой настольной лампе Ballfinger, Роланд впервые использовал шаровые шарниры и карданную подвеску, позволяющие добавить движение вокруг третьей оси.

Роланд и его команда вошли в мир High End аудио в 2013 году. В отличие от большинства проигрывателей винила того времени, полагающихся исключительно на точную механику, новый проигрыватель Ballfinger PS 2 наполнен электроникой. В Ballfinger PS 2 используется радиальный тонарм (своеобразный аналог тангенциального тонарма), линейным перемещением которого управляет встроенный процессор. Отслеживание положения тонарма осуществляется в режиме реального времени.

В то время как ренессанс винила внедрялся повсюду, это движение затронуло и Роланда, но осознанное и особенное увлечение Шнайдера магнитной лентой и магнитофонами уже начало прорастать и давать плоды. Как дизайнер с глубоким уважением к классике и страстным желанием изобретать заново, Роланд поставил сам себе высокую планку.

«Магнитная лента предъявляет самые высокие требования к точности, дизайну и технологичности, — поясняет Роланд. — И как меломан, я давно подсел на этот формат. До начала 1990-х технология магнитной аналоговой записи была отправной точкой для всех других форматов, от винила до компакт-дисков. Затем цифровые технологии изменили все, но они не смогли заменить ленту навсегда. Ее звуковые характеристики не улучшались десятилетиями, поэтому жизненно важно, чтобы магнитофон и ленты продолжали существовать вновь вместе с цифровыми записями. Кроме того, хотя новые технологии вначале всегда соблазнительны, мы, люди, хотим еще большего, больше чем просто пользовательский интерфейс, нам также нужна реальная сущность, ее физические ощущения. В конце концов, мы физически существуем в физическом мире».

Физический и тактильный комфорт осязаемости. Отсюда такой высокий уровень внимания к деталям любых изделий. Такой же уровень внимания к деталям проявляется и во внешнем виде Ballfinger M 063 и М002Р. Их простой, продуманный и понятный дизайн не только эстетичен, но и отличается строгим соблюдением хорошо продуманной проектной эргономической сетки, созданной для обеспечения образцового удобства использования и простоты обслуживания, ремонта и модернизации. Например, все элементы, используемые для воспроизведения, находятся слева, а для записи - справа, а все функции контроля привода расположены посередине.

Роланд заявлял прессе официально, что получил запросы на распространение своих магнитофонов от более чем 80 компаний, в том числе в США, Гонконге и Дубае. Это звучит впечатляюще и очень обнадеживающе, ибо подтверждается, что потенциально в мире существует не один десяток стойких поклонников катушечных аппаратов.

С помощью Михаила Саморукова, владельца NewAmbience и дистрибютора Ballfinger в России, нам удалось организовать интервью с Роландом и задать ряд вопросов.

BigD: Уважаемый Роланд, мы собрали ряд вопросов к вам от владельцев магнитофонов и интересующихся темой и вот первый — как вы пришли к идее создать абсолютно новый R2R проект?

Роланд Шнайдер: Потому что никто этим не занимался до сих пор и на это есть спрос. Если бы мы начали с вертушек для винила, нам с самого начала пришлось бы конкурировать с большим количеством признанных производителей, что очень дорого и требует много времени. Да, конечно же усилий по разработке было бы гораздо меньше, чем с магнитофоном, но всегда оставался бы вопрос, имеет ли смысл выводить на рынок еще один проигрыватель винила.

BigD: Роланд, что отличает ваш Ballfinger и вообще ваш R2R-проект от классических Studer, Telefunken и прочих, столь популярных у коллекционеров мастер-копий?

Роланд Шнайдер: Требования к студийному оборудованию в основном относятся к оптимальному удобству использования и интеграции в студийную среду. Например, студийные машины должны быть в состоянии быстро адаптироваться к разным типам лент. Для этого на платах усилителей записи и воспроизведения регуляторы расположены на внешнем крае плат с протяженной коммуникацией, что не очень хорошо для звука. У нас нет этих требований, но мы можем сделать электронику воспроизведения как можно более компактной, потому что наши устройства предназначены для меломанов при частном использовании. Здесь требование рынка скорее состоит в том, чтобы устройства звучали как можно лучше и могли быть интегрированы в концепцию гостиной без визуального доминирования в интерьере и системе.

Я прекрасно понимаю, что многие наши клиенты хотят господства R2R машины, ее доминирования, но это еще не все. На данный момент R2R-интересующиеся — это на 99,9% мужчины. Это должно измениться в будущем, если мы хотим расширить рынок R2R. Если вы понаблюдаете за рынком винила, вы увидите рост числа молодых женщин, которые начинают интересоваться физическими музыкальными носителями. Но женщины не интересуются техническими памятниками и играми с приборами, им интересны красивые вещи, с которыми легко обращаться и мы должны помнить об этом.

С технической точки зрения отрасль изготовления компонентов для магнитофонов сегодня предоставляет все больше и, прежде всего, лучших по качеству компонентов для разработки ленточных машин. Например, контроль натяжения ленты теперь можно свести к минимуму движущихся частей, что также повышает надежность и качество звучания. Так называемые TTL-graves для ленточного транспорта и его электроники больше не нужны, и качество полупроводников также значительно улучшилось за последние 20 лет. Соленоиды для ленточных транспортеров и индуктивные трансформаторы для аудиоэлектроники также больше не требуются.

BigD: Новая R2R дека, как транспорт только для воспроизведения лент — насколько это актуально сегодня?

Роланд Шнайдер: Дмитрий, это очень актуально. Предложение записанных лент с мастер-копиями постоянно увеличивается. Точно так же растет спрос на новые воспроизводящие устройства для них с оптимизированной электроникой воспроизведения, что показывает, что лента все больше становится основным средством воспроизведения у многих. Это так похоже на винил, но более бескомпромиссно, с наилучшим качеством звука. Так что ленточный транспорт может быть ключом к долгосрочному выживанию аналоговой технологии магнитных лент. Также с технической точки зрения звука лучше сделать отдельный усилитель воспроизведения и не нужно брать в расчет и учитывать в объеме разработки и в весе магнитофона записывающую электронику с HF-частью.

Транспорт М063 и усилитель Ballfinger

BigD: Как вы оцениваете будущее развитие рынка современных магнитофонов?

Роланд Шнайдер: Ну, большую часть ответа я уже сказал. Я считаю, что для потребителя аналоговая лента на четверть дюйма должна развиваться как можно быстрее и что крупные музыкальные лейблы должны участвовать в этом. В настоящее время стоимость лицензий на материалы, копирование и музыку все еще слишком высока, но мы работаем над этим. Не каждый желающий готов платить за катушку с записью больше 200 евро.

BigD: Собираетесь ли вы создать профессиональный мастер-рекордер для студийных работ, мастер-машину нового поколения?

Роланд Шнайдер: Об этом определенно стоит подумать. Со стороны музыкальных профессионалов растет спрос на технически простые и, следовательно, технически надежные мастер-системы, такие как Telefunken M15a и подобные ему. Ответ на этот вопрос должен быть дан нами в ближайшие несколько лет.

По информации от Салон АВ, Роланд готовит более продвинутую студийную версию магнитофона M063PR. Аппарат основан на схожей системе сервоприводов и высокоточном трехголовочном лентопротяжном механизме, но получит другой контроллер и блок индикации для нижнего модуля. Этой частью отличаются все модификации в «шестьдесят третьей» серии, начиная с M063HX, предназначенной только для проигрывания, и завершая M063H5 с полным функционалом рекордера. При всем этом есть возможность реконфигурировать модульные элементы (мониторы, усилители, панели управления) магнитофона на свое усмотрение. Пока это версия развития M063. Проапгрейдить до Pro-версии не получится только модификацию Ballfinger M063H1, которая отличается укороченным шасси.


BigD: Процесс 3D-печати комплектующих делает R2R машину более доступной?

Роланд Шнайдер: Процесс 3D-печати гарантирует нам только то, что даже небольшие партии менее 300 единиц могут быть произведены без точных инструментов для изготовления деталей для магнитофона и компонентов, цена которых мгновенно достигает шестизначной суммы. 3D-печать позволила серийно производить R2R в небольших количествах. В целом можно сказать, что только одна деталь, напечатанная на 3D-принтере, всегда во много раз дороже, чем деталь, изготовленная методом литья под давлением.

Вот пример: пластиковый сердечник NAB для катушки диаметром 27 см стоит около 18 евро как деталь, напечатанная на 3D-принтере. Как деталь, изготовленная методом литья под давлением, та же самая деталь стоит от 50 центов до 2 евро, в зависимости от того, сколько деталей производится за один цикл (здесь играет роль время переналадки машины). Но инструмент — станок для литья под давлением стоит 5000 евро. Вопрос: сколько катушек вы хотите продать, а затем посчитайте итог.

Плита, на которой собран весь лентопротяжный механизм М063

И еще: также случается, что некоторые детали нельзя ни фрезеровать на ЧПУ, ни отливать под давлением из-за их геометрии. Тогда единственная возможность — это 3D печать. По этим причинам Airbus использует этот процесс при серийном производстве своих самолетов. Так что использовать этот способ изготовления для серийного производства нормально и нет ничего особенного в этом.

BigD: Как вы видите дальнейшее развитие магнитной записи? Ведутся ли разработки в этой сфере, в том числе вами?

Роланд Шнайдер: Нужно ли это в стабильной ситуации? Эти работы наверное ведутся, но я в эту тему пока не вникал.

BigD: А велика ли команда Ballfinger?

Роланд Шнайдер: Еще двое постоянно и несколько фрилансеров по необходимости. Мы можем собрать и выпустить 200-300 магнитофонов за год.


BigD: Какой музыкальный материал предпочитают на Ballfinger для оценки звучания и почему? И как выглядит комната для прослушивания?

Роланд Шнайдер: Про КДП ответ однозначный: для нас главное - аппаратный контроль. Вопросы тестовых отслушиваний и оценок в очень большой степени лежат в сфере эмоционального состояния индивидуума в каждый конкретный момент. Тем не менее, мы внимательно анализируем отзывы владельцев магнитофонов Ballfinger, в том числе и из числа профессионалов. Это позволяет совершенствовать конструкцию аппаратов и думать о будущем.

BigD: А что дома, на чем душа отдыхает?

Роланд Шнайдер: Я большой любитель старой немецкой школы. Есть Braun etc., есть пара активных Backes & Müller. Есть свой интегральник собственной разработки под магнитофон и свой новый проигрыватель винила, которые ждут своей очереди на запуск в серию, но все основное время уходит на магнитофонную ленту, а у вас?

Braun РС4000 из личной коллекции Роланда

BigD: Англо-немецко-итало-японо-русский коктейль для цифры и винила, но в основном ленты и Studer Revox. Винил слушаю на следующий день.

Роланд Шнайдер: Да, про музыкальный материал! Это здесь — Analogy Records 15 IPS Sampler Tape for Ballfinger. Мы работали совместно с Роберто Виго из Analogy Records и очень довольны результатом!

BigD: Работы великого Эла Шмитта предпочитаете?

Роланд Шнайдер: Он умеет делать ленту!


Analogy Records for Ballfinger: демонстрационный эксклюзивный материал

15 ips Special Edition Sampler tape made by Analogy Records for Ballfinger on Studiomaster SM 900. With exclusive and unreleased contents, from jazz to pop to world to contemporary. Premium line packaging, aluminum flange, custom box and booklet.

Format: 2 Tracks, 1/4″ Tape: RTM SM900 / SM468 Speed: 15 IPS / 38 cm/s EQ: CCIR / NAB

Tracklist:

Track 1: Both Sides Now (EXCLUSIVE and UNRELEASED – Andrea Celeste Quartet – recording by Al Schmitt) Genre: Acoustic Pop

Track 2: La Barca Ubriaca (from AR009 – Elias Nardi Group – Flowers Of Fragility) Genre: World-Jazz

Track 3: Hay Burner (from AR018 – Nine Pennies Big Band – The Sunny Side Of The Swing vol.1) Genre: Swing-Jazz

Track 4: Serenity (from AR011 – Norchestra & GNU Quartet – Suite For The Seagulls) Genre: Jazz-Pop

Track 5: Oleo (from AR014 – Moroni/Gomez/La Barbera – Kind Of Bill vol.2) Genre: Jazz

Track 6: extract from “Tempo Di Sabba” (from AR017 – Alessio Pisani – The Bogeyman) Genre: Contemporary Classical

Track 7: Blackbird (EXCLUSIVE and SOLD OUT – from SP01 – Andrea Celeste Enter Eyes) Genre: Pop-Jazz

Track 8: Saved (from AR007 – Red Wine – Pickin’ Friends vol.1) Genre: Jazz-Pop

Такие вот жанровые предпочтения у Роланда Шнайдера.

Все фотографии в данном материале любезно предоставил Михаил Саморуков.

Продолжение следует...