Принцип действия электростатических излучателей представляется очевидным: некая жесткая поверхность колеблется как единое целое, приводя в волнообразное движение воздух, что и порождает звук.

Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги, поэтому первая АС, основанная на этом принципе, была выпущена лишь в середине 50-х годов британской компанией Quad. Можно припомнить еще несколько фирм, бравшихся за выпуск электростатов, но в настоящий момент колонки такого типа прочно ассоциируются с американской компанией MartinLogan.

За более чем 40 лет работы в этом направлении эта фирма дальше всех продвинулась в преодолении сопутствующих трудностей — как в плане создания оптимальных конструкций, так и чисто технологических сложностей, связанных с процессом производства.

Электростатические излучатели представляют собой раму, на которой закреплены чаще всего две жесткие металлические перфорированные панели — статоры — а между ними натянута тончайшая пленка из майлара с электропроводящим покрытием. Эта диафрагма несет положительный заряд и находится под напряжением в несколько киловольт, а на статоры подается особым образом подготовленный музыкальный сигнал, который и заставляет пленку колебаться.

У электростатических излучателей имеется несколько неоспоримых преимуществ, главное из которых — способность точно и без временной задержки преобразовывать электрический музыкальный сигнал в звуковую волну. Однако «в нагрузку» идет ряд проблем, которые должны преодолевать производители и с которыми сталкиваются владельцы таких колонок при их использовании.

Одна из них связана с тем, что для создания басов требуются панели больших размеров, поэтому данный диапазон, как правило, поручается привычным динамикам, которые требуется согласовать с электростатическими панелями так, чтобы разница способов излучения не отражалась на целостности звучания.

Вторая обусловлена тем, что панель одинаково посылает волны и вперед, и назад. Это обстоятельство повышает требования к акустическим свойствам и размерам помещения, в котором размещаются колонки.

Третья состоит в том, что электростаты имеют сложную угловую диаграмму направленности, поэтому их очень важно правильно установить и найти точку оптимального прослушивания.

Чисто технологические проблемы весьма существенны: требуются особые материалы, большая точность при изготовлении элементов конструкции, а также квалифицированный ручной труд опытных рабочих, не говоря уже о талантах разработчиков АС. Необходимые компетенции нарабатываются годами, и, как видно, компания MartinLogan обладает ими в полной мере.

Гибридная конструкция

На сегодняшний день в ее ассортименте представлено порядка десяти моделей колонок с электростатическими излучателями, и лишь одна из них — MartinLogan CLX Art — оснащена только ими, как для работы в басовом диапазоне, так и в других частях звукового спектра. Остальные электростаты двух линеек — Masterpiece и ElectroMotion — представляют собой гибридные конструкции: нижние частоты у них воспроизводятся сабвуферными секциями с более традиционными электродинамическим головками.

MartinLogan Expression ESL 13A занимает достаточно высокую позицию в старшей Masterpiece Series и отличается внушительными габаритами. Число 13 в названии означает ширину электростатического излучателя в дюймах — в более привычных нам единицах это 33 см. В высоту сама панель имеет 112 см, а АС в целом — 156 см.

Нижняя часть колонки «тянется» назад аж на 70 см, что и неудивительно, ведь ESL 13A, по сути, оснащена парой сабвуферов. Ее корпус внутри поделен на две части перегородкой — с собственным 25-см динамиком в каждой. Излучение одного направлено вперед, второго — назад, а расстояние между ними, то есть как раз глубина корпуса, в совокупности с диаметрами динамиков и мощностью встроенных усилителей определяет нижнюю границу частотного диапазона — а именно 24 Гц (±3дБ).

Традиционная для MartinLogan конструкция НЧ-секции колонок в ESL 13A модернизирована. В ней применены новые 300-Вт блоки ШИМ-усиления, приводящие в действие два 10-дюймовых динамика с алюминиевыми конусами. Их работу контролирует 24-разрядный звуковой процессор Vojtko DSP Engine и система автокалибровки ARC

Такая конструкция НЧ-секции — фирменная технология MartinLogan. Она позволяет настраивать и контролировать басовый отклик, что обеспечивает большую свободу расположения колонок в различных помещениях — в том числе и допустимость их установки на небольшом расстоянии от задней стены. Для этого на тыльной стороне корпуса предусмотрено два регулятора. Кроме того, ESL 13A поддерживает опциональную систему калибровки с микрофоном ARC (Anthem Room Correction), разработанную компанией Anthem.

Внешний вид Expression ESL 13A непривычен, и меньше всего они напоминают мебель, а многим так и вовсе навевают ассоциации с парусниками. Однако в этих воздушных конструкциях есть своеобразное очарование, которое опытные дизайнеры интерьеров могут взять за основу. Разработчики слегка облегчили им задачу, снабдив колонки отключаемой подсветкой в нижней части.

Фирменная технология ForceForward, примененная в ESL 13A, позволяет настраивать работу динамиков так, чтобы отраженная от задней стены волна не вносила искажений в басовый отклик. Эти колонки допустимо ставить на расстояние не ближе 13 дюймов (33 см) к стене, а с помощью двух регулировок на задней панели проводить тонкую доводку АЧХ

Установку и настройку этих АС, особенно с учетом цены, лучше всего поручить специалистам. Следует также тщательно подбирать остальные компоненты аудиотракта, не упуская из виду даже мелочей.

Мнения о звучании электростатов довольно противоречивы, однако не самые лестные, как кажется, зачастую обусловлены легкомысленным отношением к их размещению и приведению в рабочее состояние. Не стоит забывать также и о длительном прогреве. Стоит заметить, что компания MartinLogan снабжает свою акустику дельным Руководством пользователя.

Дотошное и эмоциональное звучание

В сформированной для тестирования системе компаньонами MartinLogan Expression ESL 13A выступили сетевой аудиоплеер Aurender A10, усилитель Boulder 865, а также целый набор аксессуаров от Mudra Akustik, начиная с кондиционера для электропитания. Прослушивание проходило в большом шоуруме, а колонки располагались на значительном расстоянии от стен. Точкой оптимального прослушивания оказалась вершина равностороннего треугольника, образованного парой АС и мной.

Чрезвычайно жесткая рама выполнена из алюминиевого сплава, применяемого в авиакосмических изделиях. Ее конструкция отвечает главному требованию — минимальному влиянию на создаваемый звук. Изогнутая форма позволяет улучшить согласование излучения двух разнородных источников у гибридных АС, а также способствует расширению зоны оптимального прослушивания

Чтобы разобраться, что к чему, для начала запускаю «Путеводитель по оркестру для юношества» Б. Бриттена — и 17 минут экскурсии проходят в сплошных ахах и охах. Инструменты свободно и без путаницы размещаются на просторной, по-настоящему объемной сцене, их голоса насыщены тембрами и легко узнаваемы.

Каждая часть произведения посвящена одной из их групп, и ESL 13A позволяют расслышать ранее ускользавшие от внимания подробности: где-то прямо-таки ощущаешь, как пальцы скрипачей в пиццикато щиплют струны или как из-под порхающих над арфами рук вылетают чудесные переливчатые звуки с нежными тембрами.

Группа контрабасов, расположившая на самом краю сцены, порождает объемную, весомую, но весьма подробную басовую линию. Духовые, то сливаясь в многоголосье, то ведя перекличку, радуют насыщенными характерными голосами. И барабанные дроби, и мощные удары самого большого представителя семейства подаются четко, с отточенными фронтами каждого звука. А тут и финал с его фугой и мощнейшим крещендо, которые благодаря сильной и вариативной динамике дается ESL 13A без малейших усилий.

Металлические сетки статоров обеспечивают максимально свободное прохождение акустических волн. Кроме того, они защищают диафрагму излучателя и, будучи покрытыми специальным материалом, гарантируют электроизоляцию

На этом можно было бы закончить с прослушиванием и приступить к написанию обзора, отмечая высочайшую детальность, отменную согласованность поддиапазонов, глубочайший бас, легкость и эмоциональность восприятия музыки — но рука сама тянется к планшету с управляющим приложением с тем, чтобы начать проигрывание любимых композиций.

Фортепианные сонаты Бетховена подаются просто поразительно: чувствуешь, что перед тобой рояль с поднятой крышкой, и от него исходят полновесные, отточенные, равноценные по всем октавам звуки. За каждой нотой тянется послезвучие, особенно заметное в «Лунной» — так что музыка просто окутывает тебя, а динамичная, взрывная «Аппассионата» вызывает экстатический восторг.

Симфоническую музыку ESL 13A исполняют просто замечательно, создавая достоверную иллюзию присутствия на концерте. Джазовые композиции с ними также доставляют массу удовольствия. Знаменитая «Take Five» Дейва Брубека звучит задорно и изысканно: сцена наполнена воздухом, инструменты квартета четко сфокусированы.

Соло на ударных не только заражает ритмичностью, но и заставляет удивляться вновь выявленным нюансам, которые раньше ускользали от внимания. А вот саксофон показался несколько обобщенным, как будто бархатистым, хотя в целом и его партия отличалась выразительностью и достаточной проработкой.

Немного отклонившись от насиженного места, нетрудно расслышать изменения в тембрах инструмента — так проявляется на деле неоднородность угловой диаграммы направленности электростатов. Однако такие недочеты заметны лишь на фоне высочайшей детальности и насыщенности обертонами всех музыкальных звуков.

Продолжая джазовую тему, хочется упомянуть прекрасную артикуляцию и тонкую нюансировку динамики в пении Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд — их далекие от канонического совершенства голоса хочется слушать и слушать. Expression ESL 13A полностью соответствуют своему названию (пер. с англ. — выразительность). Также они позволяют оценить по достоинству ремастеринг старых записей, обеспечивший баланс стиля ретро и современных подходов.

То же можно сказать и об альбоме «Machine Head» группы Deep Purple. «Highway Star» звучит быстро, насыщенно, с завидным драйвом, динамические акценты ставятся уверенно и там, где надо. Все очень четко и детально прописано, но аромат ушедшей эпохи не утрачен.

А нынешние достижения технологий создания студийных записей с массой акустических эффектов ESL 13A демонстрируют на композициях группы Muse — к примеру, «The Globalist». Атмосферное начало с шумом дождя подается весьма достоверно — хочется достать зонтик. Переход к более экспрессивным и динамичным пассажам выполняется с большим размахом и уверенностью, а также без малейших затруднений и искажений.

Вывод

Колонки MartinLogan Expression ESL 13A невозможно порекомендовать всем и каждому, однако те, кому они по карману, могут стать обладателями замечательно точных и выразительных исполнителей музыки самых разных жанров. При правильном размещении и настройке их достоинства с лихвой компенсируют небольшие недостатки и обеспечат многие часы увлекательного прослушивания.

сбалансированное, исключительно детальное, энергичное звучание; микродинамика; глубочайший контролируемый бас; ритмичность; просторная, четко организованная сцена; жанровая универсальность.

требовательность к размещению колонок и слушателей; высокая цена.

MartinLogan Expression ESL 13A

1 500 000 рублей

Конструкция: гибридные АС с электростатическим СЧ/ВЧ-излучателем и активной НЧ-секцией

Динамики

СЧ/ВЧ: 112х33 см, электростатическая панель

СЧ/НЧ: 2х25,4 см; алюминиевые диффузоры, закрытый корпус

Частота раздела полос: 300 Гц

Мощность встроенных усилителей: 2х300 Вт

Чувствительность: 91 дБ

Сопротивление: 4 Ом

Частотный диапазон: 24 Гц — 23 кГц

Максимальная мощность: 600 Вт

Двухкабельное подключение: нет

Габариты: 156х34х70 см

Вес: 46,8 кг

Варианты отделки: черный лак, белый лак, орех