Принцип действия электростатических излучателей представляется очевидным: некая жесткая поверхность колеблется как единое целое, приводя в волнообразное движение воздух, что и порождает звук.
Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги, поэтому первая АС, основанная на этом принципе, была выпущена лишь в середине 50-х годов британской компанией Quad. Можно припомнить еще несколько фирм, бравшихся за выпуск электростатов, но в настоящий момент колонки такого типа прочно ассоциируются с американской компанией MartinLogan.
За более чем 40 лет работы в этом направлении эта фирма дальше всех продвинулась в преодолении сопутствующих трудностей — как в плане создания оптимальных конструкций, так и чисто технологических сложностей, связанных с процессом производства.
Электростатические излучатели представляют собой раму, на которой закреплены чаще всего две жесткие металлические перфорированные панели — статоры — а между ними натянута тончайшая пленка из майлара с электропроводящим покрытием. Эта диафрагма несет положительный заряд и находится под напряжением в несколько киловольт, а на статоры подается особым образом подготовленный музыкальный сигнал, который и заставляет пленку колебаться.
У электростатических излучателей имеется несколько неоспоримых преимуществ, главное из которых — способность точно и без временной задержки преобразовывать электрический музыкальный сигнал в звуковую волну. Однако «в нагрузку» идет ряд проблем, которые должны преодолевать производители и с которыми сталкиваются владельцы таких колонок при их использовании.
Одна из них связана с тем, что для создания басов требуются панели больших размеров, поэтому данный диапазон, как правило, поручается привычным динамикам, которые требуется согласовать с электростатическими панелями так, чтобы разница способов излучения не отражалась на целостности звучания.
Вторая обусловлена тем, что панель одинаково посылает волны и вперед, и назад. Это обстоятельство повышает требования к акустическим свойствам и размерам помещения, в котором размещаются колонки.
Третья состоит в том, что электростаты имеют сложную угловую диаграмму направленности, поэтому их очень важно правильно установить и найти точку оптимального прослушивания.
Чисто технологические проблемы весьма существенны: требуются особые материалы, большая точность при изготовлении элементов конструкции, а также квалифицированный ручной труд опытных рабочих, не говоря уже о талантах разработчиков АС. Необходимые компетенции нарабатываются годами, и, как видно, компания MartinLogan обладает ими в полной мере.
Гибридная конструкция
На сегодняшний день в ее ассортименте представлено порядка десяти моделей колонок с электростатическими излучателями, и лишь одна из них — MartinLogan CLX Art — оснащена только ими, как для работы в басовом диапазоне, так и в других частях звукового спектра. Остальные электростаты двух линеек — Masterpiece и ElectroMotion — представляют собой гибридные конструкции: нижние частоты у них воспроизводятся сабвуферными секциями с более традиционными электродинамическим головками.
MartinLogan Expression ESL 13A занимает достаточно высокую позицию в старшей Masterpiece Series и отличается внушительными габаритами. Число 13 в названии означает ширину электростатического излучателя в дюймах — в более привычных нам единицах это 33 см. В высоту сама панель имеет 112 см, а АС в целом — 156 см.
Нижняя часть колонки «тянется» назад аж на 70 см, что и неудивительно, ведь ESL 13A, по сути, оснащена парой сабвуферов. Ее корпус внутри поделен на две части перегородкой — с собственным 25-см динамиком в каждой. Излучение одного направлено вперед, второго — назад, а расстояние между ними, то есть как раз глубина корпуса, в совокупности с диаметрами динамиков и мощностью встроенных усилителей определяет нижнюю границу частотного диапазона — а именно 24 Гц (±3дБ).
Такая конструкция НЧ-секции — фирменная технология MartinLogan. Она позволяет настраивать и контролировать басовый отклик, что обеспечивает большую свободу расположения колонок в различных помещениях — в том числе и допустимость их установки на небольшом расстоянии от задней стены. Для этого на тыльной стороне корпуса предусмотрено два регулятора. Кроме того, ESL 13A поддерживает опциональную систему калибровки с микрофоном ARC (Anthem Room Correction), разработанную компанией Anthem.
Внешний вид Expression ESL 13A непривычен, и меньше всего они напоминают мебель, а многим так и вовсе навевают ассоциации с парусниками. Однако в этих воздушных конструкциях есть своеобразное очарование, которое опытные дизайнеры интерьеров могут взять за основу. Разработчики слегка облегчили им задачу, снабдив колонки отключаемой подсветкой в нижней части.
Установку и настройку этих АС, особенно с учетом цены, лучше всего поручить специалистам. Следует также тщательно подбирать остальные компоненты аудиотракта, не упуская из виду даже мелочей.
Мнения о звучании электростатов довольно противоречивы, однако не самые лестные, как кажется, зачастую обусловлены легкомысленным отношением к их размещению и приведению в рабочее состояние. Не стоит забывать также и о длительном прогреве. Стоит заметить, что компания MartinLogan снабжает свою акустику дельным Руководством пользователя.
Дотошное и эмоциональное звучание
В сформированной для тестирования системе компаньонами MartinLogan Expression ESL 13A выступили сетевой аудиоплеер Aurender A10, усилитель Boulder 865, а также целый набор аксессуаров от Mudra Akustik, начиная с кондиционера для электропитания. Прослушивание проходило в большом шоуруме, а колонки располагались на значительном расстоянии от стен. Точкой оптимального прослушивания оказалась вершина равностороннего треугольника, образованного парой АС и мной.
Чтобы разобраться, что к чему, для начала запускаю «Путеводитель по оркестру для юношества» Б. Бриттена — и 17 минут экскурсии проходят в сплошных ахах и охах. Инструменты свободно и без путаницы размещаются на просторной, по-настоящему объемной сцене, их голоса насыщены тембрами и легко узнаваемы.
Каждая часть произведения посвящена одной из их групп, и ESL 13A позволяют расслышать ранее ускользавшие от внимания подробности: где-то прямо-таки ощущаешь, как пальцы скрипачей в пиццикато щиплют струны или как из-под порхающих над арфами рук вылетают чудесные переливчатые звуки с нежными тембрами.
Группа контрабасов, расположившая на самом краю сцены, порождает объемную, весомую, но весьма подробную басовую линию. Духовые, то сливаясь в многоголосье, то ведя перекличку, радуют насыщенными характерными голосами. И барабанные дроби, и мощные удары самого большого представителя семейства подаются четко, с отточенными фронтами каждого звука. А тут и финал с его фугой и мощнейшим крещендо, которые благодаря сильной и вариативной динамике дается ESL 13A без малейших усилий.
На этом можно было бы закончить с прослушиванием и приступить к написанию обзора, отмечая высочайшую детальность, отменную согласованность поддиапазонов, глубочайший бас, легкость и эмоциональность восприятия музыки — но рука сама тянется к планшету с управляющим приложением с тем, чтобы начать проигрывание любимых композиций.
Фортепианные сонаты Бетховена подаются просто поразительно: чувствуешь, что перед тобой рояль с поднятой крышкой, и от него исходят полновесные, отточенные, равноценные по всем октавам звуки. За каждой нотой тянется послезвучие, особенно заметное в «Лунной» — так что музыка просто окутывает тебя, а динамичная, взрывная «Аппассионата» вызывает экстатический восторг.
Симфоническую музыку ESL 13A исполняют просто замечательно, создавая достоверную иллюзию присутствия на концерте. Джазовые композиции с ними также доставляют массу удовольствия. Знаменитая «Take Five» Дейва Брубека звучит задорно и изысканно: сцена наполнена воздухом, инструменты квартета четко сфокусированы.
Соло на ударных не только заражает ритмичностью, но и заставляет удивляться вновь выявленным нюансам, которые раньше ускользали от внимания. А вот саксофон показался несколько обобщенным, как будто бархатистым, хотя в целом и его партия отличалась выразительностью и достаточной проработкой.
Немного отклонившись от насиженного места, нетрудно расслышать изменения в тембрах инструмента — так проявляется на деле неоднородность угловой диаграммы направленности электростатов. Однако такие недочеты заметны лишь на фоне высочайшей детальности и насыщенности обертонами всех музыкальных звуков.
Продолжая джазовую тему, хочется упомянуть прекрасную артикуляцию и тонкую нюансировку динамики в пении Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд — их далекие от канонического совершенства голоса хочется слушать и слушать. Expression ESL 13A полностью соответствуют своему названию (пер. с англ. — выразительность). Также они позволяют оценить по достоинству ремастеринг старых записей, обеспечивший баланс стиля ретро и современных подходов.
То же можно сказать и об альбоме «Machine Head» группы Deep Purple. «Highway Star» звучит быстро, насыщенно, с завидным драйвом, динамические акценты ставятся уверенно и там, где надо. Все очень четко и детально прописано, но аромат ушедшей эпохи не утрачен.
А нынешние достижения технологий создания студийных записей с массой акустических эффектов ESL 13A демонстрируют на композициях группы Muse — к примеру, «The Globalist». Атмосферное начало с шумом дождя подается весьма достоверно — хочется достать зонтик. Переход к более экспрессивным и динамичным пассажам выполняется с большим размахом и уверенностью, а также без малейших затруднений и искажений.
Вывод
Колонки MartinLogan Expression ESL 13A невозможно порекомендовать всем и каждому, однако те, кому они по карману, могут стать обладателями замечательно точных и выразительных исполнителей музыки самых разных жанров. При правильном размещении и настройке их достоинства с лихвой компенсируют небольшие недостатки и обеспечат многие часы увлекательного прослушивания.
сбалансированное, исключительно детальное, энергичное звучание; микродинамика; глубочайший контролируемый бас; ритмичность; просторная, четко организованная сцена; жанровая универсальность.
требовательность к размещению колонок и слушателей; высокая цена.
1 500 000 рублей
Конструкция: гибридные АС с электростатическим СЧ/ВЧ-излучателем и активной НЧ-секцией
Динамики
СЧ/ВЧ: 112х33 см, электростатическая панель
СЧ/НЧ: 2х25,4 см; алюминиевые диффузоры, закрытый корпус
Частота раздела полос: 300 Гц
Мощность встроенных усилителей: 2х300 Вт
Чувствительность: 91 дБ
Сопротивление: 4 Ом
Частотный диапазон: 24 Гц — 23 кГц
Максимальная мощность: 600 Вт
Двухкабельное подключение: нет
Габариты: 156х34х70 см
Вес: 46,8 кг
Варианты отделки: черный лак, белый лак, орех