Узнать их с первого взгляда не получилось. Нужно снять грили, поднять в памяти кадры всякой исторической достоверности, потом воочию сравнить их с новым фирменным стилем. И только после этого стало ясно, что дань историям, заверения в наследственности и верности прежним канонам — все это остается лишь как небольшая приятная предыстория, которая окутывает читателя мягким маркетинговым пледом.

Перед нами не современная альтернатива первым трехполосным полочникам KEF, а полная аудиофильской инквизиции замена всем тем полочникам, которые вас по каким-то причинам не устраивают.

Не та Q

Раньше ведь как было: хочешь заиметь много звука, но при этом получить на руки чек с суммой, которую не придется прятать от семьи — идешь за KEF из серии Q. Колонки этой линейки уже давно превратились из номинального претендента на покупку в хайфайный стандарт коаксиального звука, без аналогов и альтернатив.

Но после очередного обновления серия Q взяла новые рубежи, вооружившись фирменной технологией Meta, которая раньше была по зубам только флагманским колонкам компании. Теперь здесь есть сразу три вида полочников — Q1, Q3 и Q Concerto, gk.c пара напольников Q7 и Q11. Центральный канал Q6, настенные Q4 и высотные каналы Q8 позволяют собрать продвинутый домашний кинотеатр. У каждой модели в названии будет приставка Meta, в комплекте — магнитный гриль, в породе — точечное излучение звука, над которым годы и годы работали британские инженеры.

Изюминкой обновленной линейки стали трехполосные полочники KEF Q Concerto Meta: делая реверанс в сторону более продвинутых, но аналогичных по компоновке R3, эта акустика в устах маркетологов перекликается с первыми трехполосными полочниками от KEF, датированными 1969-м годом. И вот теперь, уютно укутавшись в плед и никуда не торопясь, но и не затягивая драматургию финала, разберемся, из чего формируется чек.

Они вам не R3

Лицевая панель во многом повторяет стиль старших: в нижней части басовик, выше — фирменное блюдо от британских шеф-инженеров, в котором разместился коаксиальный драйвер. На верхней грани — небольшой выступающий шильдик с названием бренда, чтобы разбавить сложившийся минимализм. Лицевая панель с остальными сторонами кабинета сшита гладко, считай премиально, не выдавая взору ни одного стыковочного шва. А еще под ней ловко спрятаны магниты для крепления комплектных грилей.

Задняя панель наглядно демонстрирует, что Q Concerto находятся в лиге пониже, чем старшие прародители. У Q Concerto здесь обычный терминал с парой клемм, повыше — довольно крупный фазоинвертор. Объективных нареканий нет, все сделано добротно, стыки идеальные, а кабинет и выглядит, и ощущается плотно сбитым.

Расцветок бывает три: белый матовый, орех и черный матовый. Причем что черный, что белый в этот раз не простые, и даже не рояльно-лаковые, а с особенной фактурой, отмеченной тактильными черточками. На такой отделке не остаются отпечатки, и ухаживать за ней наверняка будет проще, чем за ювелирной огранкой старших серий. Тот случай, когда практичность победила лакшери под одобрительные аплодисменты домохозяек.

Технологии поколений

Разработка фирменного коаксиального драйвера KEF Uni-Q впитала в себя квинтэссенцию знаний не одного поколения профильных инженеров. Наверняка каждый из них стремился достичь вершин, дабы запечатлеть сокровенные чертежи в готовый, уважаемый и по измерениям, и на слух драйвер. Надо признать, что стратегия эта рабочая, и в 12-м поколении этого коаксиала есть все, о чем только могли мечтать изобретатели 5-го.

Вариация Uni-Q, которая используется в конструкции Q Concerto Meta, основана на СЧ-драйвере диаметром 10 см. В его центральной части находится твитер размером 1,9 см. Оба драйвера традиционно алюминиевые: СЧ имеет красивые и полезные радиальные насечки жесткости, твитер защищен ажурными лепестками, выполняющими роль первичного волновода.

С тыльной стороны твитер оснащен накладкой из метаматериала, изготовленой по патентованной технологии Meta. В свое время эта небольшая деталь в виде плоского лабиринта наделала много шума в инженерном мире: так ловко и компактно еще никто не посмел бороться с излучением обратной стороны драйвера. Теперь же ни для кого не секрет, что обратное излучение твитера блуждает в этом лабиринте без выхода, как аудиофил на выставке.

Акустическая энергия рассеивается на 99%, оставляя больше стерильного пространства для работы среднечастотника — как задумано, так и работает. Для серии Q это невиданные ранее технологии, как и новая корзина коаксиала Flexible Decoupling Chassis, которая раньше использовалась только во флагманских KEF Blade и Reference. Это шасси решает проблему вибраций от СЧ-излучателя путем их эффективного рассеивания еще до того, как они попадут на корпус и начнут вносить свои коррективы.

Uni-Q разместился в большом блюдце фирменного волновода Shadow Flare. Визуально эта глянцевая накладка с имитацией перфорации освежает лицевую панель. Но она не только красивая, а еще и с первыми отражениями работает, и диаграмму направленности корректирует.

С басовиком совсем другая история: это крупный драйвер на длинноходном подвесе с диффузором диаметром 16,5 см. Его поверхность алюминиевая, а под слоем металла обнаруживается традиционная бумага: такая гибридная конструкция обеспечивает легкость, прочность и прочие достоинства, за которыми повсеместно охотятся здравомыслящие изобретатели.

Басовик нагружен на тыловой фазоинвертор, для которого в комплекте есть поролоновые заглушки. Ну, на всякий случай, в качестве возможности тонкого тюнинга. Этому динамику отведен диапазон от 430 Гц вплоть до границыб заявленной в техпаспорте — 40 Гц. СЧ-драйвер подхватывает и озвучивает полосу от 430 до 2 900 Гц. Все, что дальше — удел твитера, до самых 20 кГц. Чувствительность акустики — 85 дБ, номинальный импеданс — 4 Ома с эпизодическим падением до 3,2 Ома. Рекомендуемая мощность усилителя — от 15 до 180 Вт, что выглядит весьма опрометчиво в свете предыдущего предложения.

Все будет хорошо

Тестовые испытания KEF Q Concerto Meta проходили в связке с самодостаточным усилителем Premiera T3S, у которого и лампы светятся, и стриминг искрится, как ВЧ в DSD.

DITZ — «Britney». Если вы не любите сложную музыкуб то скорее всего ваш сетап не в силах продемонстрировать, за что ее можно любить. Когда система обладает определенной глубиной прозрачности, любой материал становится опытным экземпляром для исследования (или даже для расследования, если вдруг какой-то момент композиции вызовет неподдельный, жгучий интерес).

Вот пример такого трека: он жутко странный, неправильный, грубый и даже кое-где неприятный. А потом ты включаешь его на коаксиальных трехполосных полочниках с усилителем на лампах в преде и потираешь бороду: а что, в этой песне определенно что-то есть. Грубые, рваные инструменты сложно ранжировать, а партии для гитары настолько исковерканы, что и гитарой это уже сложно назвать.

Все, что вам останется из привычного — непривычный для полочников глубокий, могучий бас, который правит всем этим балом безысходности. Общая картина узнаваема даже с закрытыми глазами, коаксиальность этих колонок не подлежит сомнению: ровная, открытая подача средних частот, внимательная к качеству проработка ВЧ и моментальное растворение колонок в материале, а материала в колонках. Мощь и глубина баса на фоне тщательного извлечения деталей из фонограммы — это сочетание, конечно, впечатляет. Если мыслить шаблонами, то в один ряд для сравнения с Q Concerto хочется поставить какие-нибудь напольники. Да и то, последним может не поздоровиться.

Kamasi Washington — «Lazarus». Камаси очаровывает, особенно когда делает музыку за деньги — в таких треках меньше абстракции и больше осмысленного сюжета, навязанного изображением на экране: делать саундтреки ему к лицу. Второе название этого трека — «Музыка для Q Concerto», но старина Камаси об этом пока что не в курсе. Серьезно, эта музыка с KEF выглядит притягательно, как фуршет после дня на пляже, как последний солнечный день под осенним небом, как уютное место под деревом в лесу.

Это артистичная, масштабная подача, она способна раскрыть эмоциональность, многогранность, искрометность материала. Во многом это достигается за счет масштаба, который звук получает благодаря весомому, иногда пугающе грозному басу: обычные полочники так не играют, инфа 100%. Изобилие фантазии аранжировщика, полет творческих фантазий сочинителя, авангардно настроенные замыслы исполнителей — картина складывается впечатляющая, с томным привкусом лета, которого не было. Без перегибов: давно стереосистема не давала столько очевидных, но часто недостижимых во многих других случаях впечатлений.

Nitin Sawhney — «Nadia». Что там у вас в комнате есть? Шкаф, комод? Тумбочка? Проверьте, чтобы это все стояло ровно, и подставки под провода закрепите — сейчас будет бас. Трек незамысловат, «любые колонки такое сыграют» — говорят те, кто слышал его на одной паре колонок. Q Concerto реагируют на него переливами низов, похожих на импульс проверки АЧХ. Бас массирует пространство; особенно это чувствуется, когда амплитуда подходит к нижнему порогу колонок: едва ощутимые вибрации, будто мираж, отдают тебе последнюю энергию импульса.

Панч при этом держит атаку, а вокал порхает, будто меломаны на распродаже винила. Звук легко ложится на слух, оставляя место для панч-выходок и вокальных взлетов. Ставишь на паузу, отдыхаешь минуту, возвращаешься — и снова получаешь удовольствие от густого, прозрачного и выверенного саунда. Эффект достигнут, потому что тишина в этой паузе воспринимается не как отдых, а как антракт перед изюминкой вечера. Яркости в этом звуке не будет, как и прочих бюджетно-хайфаных проделок для достижения головокружительности первых впечатлений. Зато будет эффект аудиофильского спокойствия, когда включаешь систему и понимаешь, что все у тебя в жизни хорошо.

Выводы

Назревает справедливый вопрос: а зачем мне трехполосные полочники, если с таким бюджетом можно смотреть на напольники? Аргументов можно найти много, с доводами в обе стороны. Единственное, что не получится поместить в аргументацию — это эффект от прослушивания.

Такое ощущение, что у разработчиков KEF получилось собрать трехполосный коаксиал. Потому что слитность, с которой звучат Q Concerto Meta — она не оставляет шансов слуху обнаружить какие-то сшивки диапазонов, какие-то нестыковки сложного материала или несоответствие скоростных характеристик драйверов. Это трюк, в котором фокусник зажимает в кулак купюру из трех частей, а через мгновение демонстрирует целую, неподдельную денежку, которую мы тут же откладываем в копилку на фирменные стойки для Q Concerto.

Да, это все еще KEF , и все еще линейка Q, которая кое-где уступает старшим собратьям. Но добавьте к ней правильный усилитель — и вы поймете, что эффект аудиофильского спокойствия отменяет любые привязки к ценам и линейкам.

nhb полосы; плотный, мощный звук с глубоким басом и монолитной коаксиальной сценой; качественная отделка и минималистичный дизайн

снова не недостатки, а особенности: учитывайте цифры в паспорте акустики - они там не просто так; уделите внимание подбору усилителя - его характер во многом определит итоговый результат

KEF Q Concerto Meta

175 000 рублей

Тип: пассивная полочная акустика

Количество полос: 3

Акустическое оформление: фазоинвертор

Излучатели: СЧ/ВЧ - фирменный коаксиальный драйвер Uni-Q 12-го поколения с технологией META, алюминиевый диффузор, ВЧ - 19 мм, СЧ - 100мм; НЧ - 165 мм, гибридная диафрагма из целлюлозы с алюминием

Частота кроссовера: 430 Гц, 2900 Гц

Частотный диапазон: 40 - 20 000 Гц (-6 дБ)

Чувствительность: 95 дБ (2,83 В / 1 м)

Импеданс: 4 Ом (3,2 Ом)

Габариты (ШхВхГ): 210 х 415 х 315 мм

Вес: 9,5 кг

Варианты отделки: черный матовый, белый матовый, орех