Производители всегда предлагают модульные конструкции как универсальное решение — мол, если вам вдруг что-нибудь надоест, нужно будет менять не весь девайс, а лишь какой-то его кусочек. А еще, по их словам, таким образом можно будет долго поддерживать актуальность, постоянно выпуская все более и более современные модули, напичканные всеми современными функциями.

Звучит приятно, но утопично. Примеров удачной реализации модульной конструкции в нашей аудиосфере не так уж и много. Но тем и интересен Cayin N6 MK II.

Начнем с того, что сам плеер вышел аж в 2019 году. Несмотря на то, что 2020 год у многих попросту выпал из жизни, технологии все равно не стояли на месте. И если поначалу для N6 Mk II существовал только один модуль, то теперь их целых четыре.

Металлическая оболочка

Но вернемся к самому плееру. Это кирпич. Классный, по-хорошему увесистый алюминиевый хайэндный кирпич, с острыми ребрами, с плоскими гранями, без каких-либо дополнительных красивостей — утилитарный и суровый. Черный и матовый. В чем и заключается его прелесть. 

Задняя стенка у него стеклянная, и под ней желтоватым золотом переливается логотип бренда. Практически всю фронтальную панель занимает экран — достаточно яркий, вполне читаемый на летнем солнце, если выкрутить яркость на максимум, и с неплохим разрешением: 720 х 1 280 на 4,2 дюйма. Под экраном одна сенсорная клавиша — «назад».

Кнопок не так уж и много: на правой грани совмещенный с клавишей включения поворотный регулятор громкости, под ним еще три кнопки управления воспроизведением. На левом боку — лишь слот для карточек. На нижнем торце два разъема: I2S и USB-C. 

Плеер работает под управлением кастомизированной версии Android 8.1. Не самая новая система, но ее вполне хватит для тех функций, которые должен выполнять плеер. С полноценным Android на борту (хоть и старым) есть возможность устанавливать сторонние приложение — и самих плееров, и стриминговых сервисов — что позволяет расширить доступ к самой разной музыке. В отличие от брендов, которые предпочитают модифицировать приложения под свои полупроприетарные платформы, тут проблем с совместимостью в ближайшем будущем быть не должно.

Сам плеер построен на базе процессора Snapdragon 425 и обладает 4 Гб оперативной памяти, потому работает он достаточно шустро. Для музыки и приложений предусмотрено 64 Гб встроенной памяти, но можно дополнить MicroSD объемом до 512 Гб. 

Из беспроводных подключений доступны двухдиапазонный Wi-Fi и Bluetooth 4.2 с поддержкой всех более-менее качественных кодеков: aptX и LDAC. А вот aptX HD не завезли. Причем с кодеками LDAC и SBC плеер работает в режиме как ресивера, так и трансмиттера — то есть может и передавать сигнал в таком формате, и принимать его с других источников.

Использовать Cayin N6 Mk II можно как в роли, собственно, плеера, так и в качестве USB-ЦАПа. Здесь у меня есть небольшая претензия к интерфейсу: выбор режима работы USB-порта запрятан слишком глубоко. Это достаточно важная функция, которую стоило бы вынести в андроидную шторку, как это делают некоторые другие бренды.

Конечно, можно сразу выставить режим USB-ЦАПа и забыть об этом, но с ним подзарядка от ноутбука почему-то идет медленнее, чем в режиме зарядки. А стоит учесть, что у N6 Mk II есть еще и режим OTG, который позволяет подключать к USB-C всякие флешки и прочие жесткие диски через переходник.

Батареи в зависимости от громкости, частоты включения экрана и подключенных наушников хватит на 10–14 часов, если верить официальным характеристикам. У меня в среднем за время теста плеер жил часов по 7–9 — подозреваю, что именно из-за экрана, потому что я постоянно гуляла по плейлистам и разным приложениям. Не самый серьезный показатель среди плееров.

Как выбрать?

Заметьте, что про плеерные характеристики пока что не было сказано ни слова. А все потому, что именно звук Cayin N6 Mk II содержится не в самом плеере, а в заменяемых модулях. Они держат в себе не только усилитель и не только ЦАП, а все сразу. И мне вместе с плеером выдали два варианта: E01 и T01. 

Модули вставляются в плеер сверху и полностью закрывают всю верхнюю грань. Стыкуются они хорошо, сидят крепко, даже если их не закручивать, и визуально образуют с корпусом единое целое — все четко, ровно, без лишних зазоров и люфта.

Сами модули черные, со ступенькой, в которую вмонтированы разъемы, и более узкой частью, в которой находится сама плата. Интерфейс, по которому модули подключаются к плееру — Mini PCI-e. 

Кстати, в комплекте со сменными модулями идут две дополнительные пары винтиков (на случай, если потеряются) и отвертка T5, причем у каждого модуля она своего цвета: у T01, например, красно-оранжевая. Модули дополнительно следует прикрутить к корпусу плеера, потому что на одном разъеме держать такую конструкцию все-таки несолидно.

В Cayin рекомендуют отключать плеер во время смены модулей, но во имя науки я проверила, как N6 Mk II реагирует на горячую замену — оказалось, что никак. Система продолжает работать, можно ползать по приложениям, выбирать треки — в целом плеер чувствует себя прекрасно. Только звука нет — потому что выводить его некуда.

Но такая горячая замена позволяет быстро переключиться между модулями и достаточно скрупулезно сравнить ощущения: играет уже новый модуль, а звук старого ты забыть не успел.

Идеологически платы значительно отличаются друг от друга. Модуль T01 построен на базе двух чипов ЦАПа PCM1792A с поддержкой декодирования DSD до 256 и PCM до 24 бит/192 кГц. Достаточно олдскульный ЦАП — и весь модуль выстроен по полностью балансной схеме с цифровым регулятором громкости. За усиление отвечают четыре операционника OPA1622, которые выдают 530 мВт на канал на 32-Омные наушники по балансному выходу, а по небалансному — 245 мВт. 

Из разъемов у этого модуля доступны 4,4-мм балансный выход на наушники, совмещенный с линейным, 3,5-мм небалансный и отдельный 3,5-мм линейный. Вариантов подключения много. 

Модуль E01 визуально выглядит проще: выход у него только один — 3,5 мм. Он построен на основе одного чипа ES9038PRO, и это первый портативный девайс от Cayin на таком чипе. Схема дискретная — усиление собрано на полевых и биполярных транзисторах. И в усилении вся суть этого модуля: в нем доступны два режима — класс A и AB.

Добиться нормальной реализации класса A в портативном девайсе в дискретном виде не так-то просто, поэтому транзисторы пришлось очень тщательно подбирать по параметрам вручную и вручную же устанавливать их на плату перед пайкой. К тому же, нежные биполярные транзисторы очень трепетно относятся к статике, так что в каждой плате еще и вручную подкручивали параметры резисторов. 

В классе A такой модуль выдает по 105 мВт на канал на 32 Ом, в классе AB же — по 150 мВт.

Тонкие материи

Сравнивать модули между собой было очень сложно. Как минимум из-за того, что у них разные разъемы — балансный выход есть только у T01. И с подходящими наушниками он звучит невероятно — чисто, четко, ярко и плотно.

У меня были Campfire Audio Andromeda — и, несмотря на то, что мне в них было не очень удобно сидеть, перестать слушать их с Cayin было тяжело. Эта связка нашла идеальный баланс между техничностью звучания и музыкальностью.

Переключаться в голове между аналитичным прослушиванием и меломанским очень легко — все детали на месте, но они не подаются излишне навязчиво и без проблем готовы уйти в тень, уступив место основной канве повествования. Хотя подача все же тяготеет к нейтральной.

Если сменить балансный кабель на небалансный и попробовать парочку других наушников, можно понять, как ведет себя 3,5-мм выход. Он помягче, поспокойнее, покруглее, намного нежнее обходится с раскатистым басом, оставляя элегантные хвостики послезвучий, затухающие в почти идеальной темноте, и располагая их на разных уровнях.

На этом выходе с полноразмерными наушниками идеально звучали стоунер, дарк-джаз и джаз-хоп — истеричные запилы саксофонов, сдобренные тягучим контрабасом, шаманские завывания, перемежающиеся гулом толстых струн. Здесь фокус с техничности уже сам по себе смещался на эмоциональную составляющую музыки.

В серединке много жизни и энергии, и эта живость тоже находится в балансе с технически правильной подачей. Объема много — в первую очередь за счет будто бы дополнительного воздуха на верхах, гуляющего между стрекотом сэмплов и звоном клавиш, какой-то такой нарочитой прозрачности. 

И по сравнению с E01 он кажется темным. Как ни странно, с моими полноразмерными наушниками E01 вел себя не в пример точнее небалансного T01 — что в режиме класса A, что в AB. Бас более панчевый и четкий, больше задора, короче затухания, звук будто бы дополнен HDR-фильтром и кажется контрастнее. 

Пространство здесь — не просто абстрактный воздух, а уже практически осязаемая сцена. В AB покрупнее, помасштабнее, в A — поближе и поинтимнее, но все же фактурная донельзя. 

В классе A вокал сочнее, теплее, вся середина будто бы более переливчатая, чем в классе AB, что удивительно хорошо сочетается с более четким басом. В AB же все наоборот — середина строже, а вот бас будто бы немного распущен.

В целом AB-режим на E01 чем-то близок к небалансному подключению на T01. Здесь так же хорошо сочетаются техничность и живость музыки, просто чуть больше смещен акцент в сторону детальности. Класс A же больше внимания уделяет динамике и скоростным характеристикам, добавляя массы. 

Если взять «BFG Division» из саундтрека «Doom», без которой у меня не обходится ни один тест, то она будет прекрасно звучать на всех платах во всех режимах, но совершенно по-разному. Больше всего мяса, как ни странно, появится при небалансном подключении к T01 — инфернальная бочка будет накатывать неумолимым цунами.

А на E01 в режиме AB больше внимания уделяется фоновым завываниям, стрекочущим сэмплам, контрасту между грохотом и тихими моментами. Балансный режим в T01 и A-класс у E01 находятся где-то посередине между этими двумя вариантами, кренясь то в одну сторону, то в другую.

Похожая история и с треком «Граф Цепеш» от 1/2 Orchestra. Балансный ЦАП, как ни странно, добавляет звуку иммерсивности, ярче очерчивает стереоэффекты. Небалансный же звучит чище, точнее, но при этом солиднее.

Тут я хочу сказать, что обе этих платы я не смогла слушать с Beyerdynamic Amiron Wireless по причине того, как они подают высокие частоты. В обоих случаях они очень ясные, светлые, энергичные и отличаются в первую очередь лишь по степени естественности — именно тут чувствуется фирменный почерк ESS ярче всего. Поэтому наушники я подобрала потемнее. 

Два брата

Среди этих плат нет победителя или проигравшего. Они очень похожи и отличаются в тех нюансах, которые даже не всегда можно осознать и описать словами. 

Сам по себе Cayin 6N Mk II — отличная машинка. В жару +33 он у меня перегрелся, находясь на подзарядке, и полчаса не мог включиться, но такие форс-мажоры в нашей средней полосе встречаются нечасто, и записывать этот момент в негативные особенности не стоит.

Им удобно управлять, на него можно ставить самые разные приложения, он шустро сканирует фонотеку в почти тысячу файлов. Вот режим USB бы закинули в шторку — было бы славно. Например, режим работы усилителя на модуле E01 меняется как раз из шторки — так почему и с USB так не сделать?

Про модули-платы можно сказать, что они очень близкие родственники. Яркая, светлая подача на верхах — чуть более естественная у E01, чуть более вычурная у T01. Любовь к деталям и полнотелому басу, фактурному и живому, более точному в E01. Живая середина, более техничная в T01 и более натуральная в A-классе E01. 

Вся разница — в мелочах, и для того, чтобы их отследить, с плеером нужно провести не час и не два. Хорошо, что тестовый образец нормально реагирует на горячую замену модулей, хоть это и не рекомендуется делать — иначе разобраться в особенностях звучания не удалось бы и за месяц.

Но наиболее универсальным для моего персонального парка наушников и музыкальных предпочтений мне показался E01. В разных режимах он расставлял акценты — что на старом роке, что на саундтреке из «Yakuza Kiwami», что на Мадонне — именно в тех местах, где я люблю. Если вдруг что-то звучало «не так», всегда можно было переключить режим усиления — и становилось «так». И работало это в любую сторону.

Если же у вас есть наушники с балансным штекером, T01 — отличный вариант, соблюдающий равновесие между точной технической подачей и живой музыкальной.

Главное — чтобы в будущем, с релизом новых модулей, владельцы Cayin N6 Mk II не начали играть в игру «собери их всех». А то один модуль стоит примерно как целый среднебюджетный плеер.

Cayin N6 Mk II — хорошо работающая «база» для сменных модулей, сама по себе модульная конструкция;

Модуль T01 — балансный выход, живое и техничное звучание;

Модуль E01 — два режима усиления, естественная, но при этом точная подача, приятная аналоговость в звучании в A-классе.

Батарея превращает N6 Mk II с любым из этих модулей практически в стационарное устройство; слишком сложно выбрать подходящий модуль; если выпустят ламповый модуль, как у N8 — будет страшно интересно.

Cayin N6 Mk II с модулем T01, модуль E01

Cayin N6 Mk II с модулем T01 — 117 790 рублей, Cayin N6 Mk II с модулем E01 — 105 990 рублей

Cayin N6 Mk II

Процессор: Snapdragon 425

Экран: 4,2 дюйма, сенсорный IPS, 1280х720

Память: 64 Гб встроенной, один слот под карты MicroSD до 512 Гб

USB-ЦАП: USB-C, поддерживает PCM 32 бит/384 кГц, DSD 128

Bluetooth: поддержка кодеков aptX, LDAC, функция беспроводного усилителя/ЦАПа

Wi-Fi: 2,4/5 ГГц, HiByLink

Аккумулятор: 5 900 мАч, заявлено 10–14 часов работы на одном заряде

Габариты: 70х121х21 мм (без учета регулятора громкости)

Масса: около 290 г в зависимости от используемого модуля

Модуль T01

ЦАП: PCM1792A х 2

Усиление: OPA1622 х 4

Выходная мощность: балансный выход — 530 мВт на 32 Ом, 75 мВт на 300 Ом; небалансный выход — 245 мВт на 32 Ом, 32 мВт на 300 Ом

Коэффициент гармонических искажений: балансный выход — 0,0009% (1 кГц/32 Ом); небалансный выход — 0,0009% (1 кГц/32 Ом)

Разделение каналов: балансный выход — 95 дБ; небалансный выход — 75 дБ

Выходное сопротивление: балансный выход — 0,9 Ом; небалансный выход — 0,6 Ом

Соотношение сигнал/шум: балансный выход — 117 дБ; небалансный выход — 117 дБ

Модуль E01

ЦАП: ES9038PRO

Усиление: дискретная схема на полевых и биполярных транзисторах, возможность работы в классе A или AB

Выходная мощность: класс A — 105 мВт на 32 Ом, 11 мВт на 300 Ом; класс AB — 150 мВт на 32 Ом, 16 мВт на 300 Ом

Коэффициент гармонических искажений: 0,003% (1 кГц/32 Ом)

Разделение каналов: 75 дБ

Выходное сопротивление: 0,6 Ом

Соотношение сигнал/шум: 119 дБ