Вот и пришло время для теста младшей акустики в линейке Focal Sopra, модели №1. К этому тесту у меня был особенный интерес по множеству причин, потому что двухполосная «полочная» акустика и конструктивно, и по свойствам сильно отличается от своих напольных трехполосных собратьев. Такие конструкции в большей степени хочется рассматривать не как младшие в линейке, а как нечто самостоятельное. К тому же на примере «полочных» мониторов с их аскетизмом и прозрачностью можно понять, насколько отточены технологии, из которых складывается большая часть звука и характера всей линейки.

Начну с того, что мне в рамках этого теста  вообще не хотелось бы упоминать расхожее название «полочник». Исторически так повелось, что термином  этим часто называют небольшую двухполосную акустику или колонки, которым для нормального функционирования нужна какая-то подставка. Но даже беглого взгляда на Focal Sopra №1 достаточно, чтобы понять — они совсем не предназначены для жизни на каких-то полках или столе. Эта акустика представляет собой единое целое вместе со стойкой и никак иначе.

Маленький — понятие условное

Определение, которое дает в описании Focal, — «маленький домашний монитор»,  на мое мнение, куда лучше отражает действительность. Правда «маленький» — понятие условное, поскольку ни габариты, ни вес ему не соответствуют, разве только в сравнении со старшими моделями линейки Sopra. Наконец, согласно рекомендации производителя, оптимальным для этой акустики станет помещение до 25 квадратных метров, но «если вдруг», то можно и до 50. И о степени «одомашненности» я бы тоже не стал делать преждевременных  выводов.

Система, в которой проводилось тестирование Focal Sopra №1

Конструктивно эта акустика очень близка ВЧ/СЧ-секциям моделей Sopra №2 и №3, по крайней мере, так кажется на первый взгляд. По внешности и дизайну родство угадывается безошибочно — материалы, формы и изгибы корпуса, характерный угол между секциями динамиков, те же магнитные защитные грили. Во всех моделях стоит одинаковый твитер с вогнутой бериллиевой мембраной и нагрузкой на задемпфированный волновод.

Во всех трех моделях Sopra, опять же, использован одинаковый среднечастотник: 16,5-сантиметровый динамик со сложным профилем подвеса и W-диффузором, изготовленным с применением целлюлозных волокон. Только у старших моделей это именно среднечастотник, а у двухполосной Sopra №1 этот динамик отвечает за весь СЧ/НЧ диапазон.

Смотрятся Focal Sopra №1 очень изящно, никакой тяжеловесности в конструкции

Также все модели в линейке схожи основанием и верхней поверхностью из закаленного стекла, защитными металлическими сетками и регулировочными ножками, предназначенными для установки колонки по уровню. И еще клеммами для подключения акустического кабеля: их тоже только по паре, и сами клеммы во всей линейке одинаковые. А дальше начинаются отличия.

Корпус, при том, что сделан по схожей технологии (отдельные камеры для твитера и  СЧ/НЧ-динамика), имеет существенное отличие. Корпус твитера расположен сверху, а СЧ/НЧ-драйвер — снизу. Кажется, что для полочника это очевидно, но, например, инженеры Dynaudio не считают нужным менять конфигурацию, переходя в некоторых линейках от напольной модели к полочной. Получается, Focal исповедует традиционный подход, и выглядит это логично — раз акустика двухполосная, значит и фильтр будет сделан иначе. Тогда как у старших моделей труба фазоинвертор выведена снизу и направлена в стеклянное основание, у Focal Sopra №1 щелевой порт расположен сзади.

Защитная сетка, закрывающая сзади корпус, в котором расположен твитер и волновод

Проанализировав детали конструкции, я предположил, что разработчики не ставили перед собой цель упростить технологическую цепочку, а все же сконцентрировались на звуке конкретной модели.

Обязательная часть конструкции

Подставка, как я уже говорил, — обязательная часть конструкции. И эта часть хорошо проработана инженерами. У нее массивное стеклянное основание с удобными для регулировки по уровню ножками-опорами, весомая металлическая часть и верхняя площадка из толстого стального листа. Предусмотрено крепление корпуса акустики к площадке стойки, для чего используются винты, и крепление получается очень надежным. Так и корпус акустики лучше демпфируется, и устойчивость всей конструкции на порядок выше. 

В конструкции стойки предусмотрен кабельный канал для проводки внутри акустического кабеля. Правда есть одно «но» — многие аудиофильские кабели через такой канал не пройдут из-за всевозможных утолщений, которые часто делают там, где цельный кабель разделяется на плюс и минус. Остальным же кабелям ширины канала будет достаточно. Думаю, особенно он будет полезен в многоканальной инсталляции, где Sopra 1 играют роль тыловой системы.

Выход кабельного канала в стойке акустики. Вход — на нижней поверхности стойки

Чтобы позже не отвлекаться от результатов прослушивания, сразу расскажу про расстановку Sopra №1. Как и в случае со старшими моделями, лучше потратить время на подбор вариантов установки. Причем делать это на слух, и помнить, что акустика может стоять как параллельно слушателю, так и с некоторым разворотом на него. Лично мне второй вариант кажется предпочтительнее. Также напомню, что порт фазоинвертора расположен сзади, а значит, не надо ставить колонки близко к стене.

И все же одна особенность конструкции вызвала у меня двоякие чувства. А именно — высота акустики и стоек в целом. Если при прослушивании сидеть на стуле, то ВЧ- динамики оказываются заметно ниже привычного уровня. Если  вместо стула стояло бы удобное аудиофильское кресло или невысокий диван, пожалуй, получилось бы что нужно.

Основание стойки из закаленного стекла и регулируемая ножка-опора

Расстановка — вещь индивидуальная. Комнаты и мебель у всех разные, но если вдруг кому-то ближе не диванчик, а высокое кресло с прямой спинкой, то подкорректировать высоту акустики можно при помощи дополнительных подставок из камня или другого материала. Однако наилучшим решением стала бы опция основной опоры для стойки — что я и советую сделать производителю. Двух вариантов высоты на выбор достаточно, а технологически это не сложно — стойка поставляется в разобранном виде и все детали кроме основной опоры были бы одинаковыми.

Метры звуку не помеха

Условия для прослушивания и тестирования сложились очень удачно в том смысле, что все три модели линейки Sopra тестировались в одном помещении и с одним комплектом техники, к тому же техники, на мой взгляд, хорошо подходящей по характеру этим системам.

Первый вопрос, который хочется задать самому себе при первом же включении — это действительно двухполосные мониторы играют? В помещении более 50 кв.м с высокими потолками акустика чувствует себя абсолютно уверенно. Она действительно наполняет звуком это помещение. И не так, как можно ожидать от небольших колонок (преобладание высоких и средних частот), — нет, звук полноценный и полновесный.

Focal Sopra №1 с защитным грилем и без. Сеточка, закрывающая бериллиевый твитер несъемная

Точку прослушивания я выбрал несколько дальше, чем рассчитывал изначально, — расстояние в 3-4 метра никак не портит впечатления, но можно сесть и поближе. В целом, даже младшая Utopia, формально схожая по параметрам, играет более камерно. Жаль, не получилось провести прямое сравнение (даже если считать таковое не совсем корректным).

Прослушивание я начал с записи Ray Bryant Trio, кстати, издание на XRCD — великолепный пример того, как может быть обработана старая монозапись при наличии исходника и соответствующих умений у тех, кто занимался переизданием. Звук в исполнении подопытного тракта получился объемным, с очень приличной раскладкой монофонической записи по глубине и прекрасно разделяемыми партиями всех инструментов. Точность и аккуратность обращения с музыкальным материалом на очень высоком уровне. Внимание к деталям и послезвучиям, их протяженность, ощущение воздуха, отличная ритмика — все есть. Ожидать от этой записи глубокого баса или запредельных верхов не стоит, но весь имеющийся диапазон подается слитно, цельно, умаления краев диапазона я не услышал. И при всем этом — никакой аудиофильской нарезки на составляющие, только музыка во всей полноте и отличный баланс между детальностью и слитностью. 

СЧ/НЧ-динамик Focal Sopra №1. Крепления динамика закрыты точеным металлическим кольцом

Если разобрать звучание и характер акустики более формально, то на примере этой записи можно выделить следующее: очень слитная, детальная и аккуратная подача, полновесная по масштабу, по объему и по эмоциональной насыщенности. Сшивка полос у акустики просто отличная, ее никак не получается услышать. 

Следующий диск — Charlie Parker «The Savoy Recordings». Запись специфическая сама по себе, очень похоже, что в качестве исходника взяли шеллачные пластинки:  на записи слышен характерный шум, да и частотный диапазон сильно порезан. Учитывая возраст записей, понятно, что выбирать было особо не из чего, а слушать эту музыку хочется. На некоторых системах подобные записи звучат плоско и безжизненно, а на других навязчиво из-за почти «телефонного» спектра. Однако на Sopra 1 никакого дискомфорта у меня не возникло. Огрехи записи, конечно, хорошо слышны, но вместе с тем понимаешь, что слушаешь очень интересную музыку, которая  звучит объемно, детально и полновесно настолько, насколько и ожидать было сложно. Отличный результат, даже отличный вдвойне, потому что ни окраски, ни перекосов от тракта я не услышал.  

Клеммы и порт фазоинвертора

Еще диск, уже несколько другого свойства, Stan Getz Quartet «Live at Montmartre». Прекрасно слышна специфика концертной записи. Но в первую очередь хочется слушать музыку, и тракт к этому предрасполагает: вовлеченность высокая, а утомления от прослушивания нет. Хорошо и правильно строится сцена как по ширине, так  и по глубине. Образы точно очерчены, воздух и объем ощущаются настолько, что вовсе не верится в то, что звуки воспроизводят двухполосные мониторы средних размеров. 

Уже на этом этапе прослушивания можно сделать некоторые выводы о характере акустики, но для полноты картины нужно все-таки пройтись и по более современным записям, и по разным жанрам.

Главное бас не потерять

Альбом Satoko Fujii Quartet «Bacchus». По диапазону охват очень хороший, все цельно и слитно. Басовые способности акустики просто выдающиеся — это касается и качества, и количества баса, и его умения не теряться в помещении. Детальности хватает даже на сложных скомканных фрагментах джазовых импровизаций. Звук, когда нужно спокойный, когда нужно — экспрессивный и даже нервный — все сообразно музыке и записи. Баланс между основными тонами и послезвучиями выдержан идеально.

Стеклянное основание

Возьмем более ритмичную и плотную музыку —  Marc Ribbot's Ceramic Dog «Party Intellectuals». Выдать хлесткое «мясо» акустика может легко, даже на плотно-зажатых фрагментах записи детальность впечатляет. При достоверном воспроизведении записи и эмоций совершенно не появляется огрубление или вульгарность в звуке. И снова меня не оставляет ощущение, что играет-то напольная акустика... К тому же, ее можно слушать в той точке, на которую акустика настроена, а стоит немного отойти в сторону — и картина меняется, но не схлопывается. Focal Sopra №1 (да и остальные модели линейки) совершенно точно подойдут не только для вдумчивого прослушивания любимой музыки наедине с собой, но и для аудиофильско-меломанских посиделок. 

А если еще поплотнее и потяжелее музыку взять? Поставил альбом Moonspell «The Great Silver Eye». Объем звучания и глубина откровенно удивляют и радуют. Детальности с динамикой более чем достаточно. Все инструментальные партии отлично читаются, а ударные вообще выше всех похвал. Разве что иногда хочется чуть более темного звука. Тем не менее, я совершенно не могу сказать, что композиции прозвучали легковесно или «добрее и ласковее», чем должно.

Сверху — тоже закаленное стекло

Единственный альбом в тесте, звучание которого мне не совсем понравилос,ь — Gary Moore «Blues for Greeny». Как-то плоско, с завалом по краям, слегка упрощенной показалась подача вокала. Хотя претензий здесь больше к записи, а не к ее воспроизведению. На моей памяти только что-то большое, рупорное, с ярким ламповым усилением вытаскивало жизнь из этого альбома. Но если быть честным, то этот эффект называется окраской, а тестируемой акустике запишем в плюсы непредвзятость и отсутствие этой самой окраски.

И последняя запись в этом тесте — «L’Orfeo» Клаудио Монтеверди в очень неплохом, на мой вкус, исполнении. Ладно, что вступление и партии духовых в самом начале отыгрываются отлично, иначе было бы странно, с учетом всего уже услышанного. Но кроме этого и ударные инструменты звучат сообразно-пропорционально и достоверно. Разумеется, надо учитывать размеры акустики, но услышанное все равно намного лучше ожидаемого. Детальности и динамики  для этой записи вполне хватило, окраски или перекосов я не услышал, все прозвучало на уровне и очень достойно.

Выводы

Позволю себе высказать сначала именно личное отношение к этой акустике. Для меня Focal Sopra №1 стала любимой во всей линейке. Вся линейка безусловно хороша, но в классе двухполосных мониторов очень немного акустики, способной на схожие результаты. Если не брать что-то очень редкое или существенно более дорогое, то в схожем сегменте окажется не так уж много моделей, и Sopra №1 — одна из самых цельных. По крайней мере, среди того, что мне приходилось слушать, а этот список весьма велик.

Если подойти к формальным оценкам, поругать эту акустику фактически не за что. Разве что за низкую высоту стоек, но это вещь индивидуальная. Зато похвалить ее можно за многое. Кроме динамики, детальности и тембральной достоверности в первую очередь, конечно же, сделаю акцент на масштабном полновесном звуке, который совсем не тушуется даже в просторном помещении.

И еще один момент. Совершенно не зря в компании Focal охарактеризовали Sopra №1 как «маленький домашний монитор». Точность звучания не уступает очень хорошим профессиональным мониторам, которые, кстати, в каталоге Focal имеются. Ну а к «одомашненности» и вовсе не стоит придираться, это скорее условность.

Музыкальный материал

1.Charlie Parker — Bird - The Savoy Recordings (Master Takes) — Nippon Columbia COCY 80500-1 / Mono

2.Gary Moore — Blues for Greeny — Virgin Records CVD 2784 — 7243 8 40507 2 6 / Stereo

3.Marc Ribbot's Ceramic Dog — Party Intellectuals — Pi Recordings PI27 / Stereo

4.Monteverdi — L'Orfeo — Concerto Vocale, Rene Jacobs — Harmonia Mundi HMC 901553.54 / Stereo

5.Moonspell — The Great Silver Eye — Century Media Records 8354-2 / Stereo

6.Ray Bryant Trio (piano / prestige 7098) — Prestige / Victor VICJ-60212 / Mono

7.Satoko Fujii Quartet — Bacchus — ONOFF MZCO-1136 / Stereo

8.Stan Getz Quartet feat. Niels-Henning Ostred Pedersen — Live at Montmartre — SteepleChase SCS-1073/74 / VACS-1009 / Stereo

Focal Sopra №1

750 000 рублей (со стойками)

Акустическое оформление: фазоинвертор

Схема: два излучателя / две полосы

ВЧ излучатель: 27 мм. вогнутый купольный с бериллиевой диафрагмой

СЧ/НЧ излучатель: 16,5-см с «W»-диффузором и TMD подвесом

Частоты раздела кроссовера: 2200 Гц

Воспроизводимые частоты (-3 дБ): 45 Гц – 40 кГц

Нижняя граница (-6 дБ): 41 Гц

Импеданс (ном/мин): 8/3,9 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 25 – 150Вт

Чувствительность: 89 дБ (2,83 В/1 м)

Вес: 19 кг акустика, 18,5 кг штатная стойка

Размеры: (В x Ш x Г): 425 x 279 x 396 мм акустика, штатная стойка: 475х360х600 мм