Именно в этом контексте стоит рассмотреть произведения Скрябина, такие как «Прометей», «Божественная поэма» и незаконченный «Мистериум». Эти работы направлены на поиск реального синтеза искусств, чтобы полнота духовного мира, скрытая от большинства, могла раскрыться через использование всех чувств: всепоглощающее искусство, способное привести в экстаз.

Историческим событием в искусстве звука и цвета стала первая красочная симфония А. Скрябина «Прометей — Поэма пламени», (1910). На обложке партитуры — картина бельгийца Жана Дельвиля (Jean Delville), его друга, художника и последователя теософии. Мы видим в ней лицо Прометея с пламенем между глазами. Прометей — титан, похитивший огонь, символ духа, у Зевса, чтобы подарить его человечеству. Миф о Прометее — очень важный момент в эволюции истории творения: он символизирует обретение человеком сознания.

Прометей — предвидящий (тот, кто видит прежде), по этой причине и пламя у него между глаз, в том самом месте, где находится шестая чакра, чакра ясновидения. Он тот, кто, похитив огонь у богов, позволяет человеку развиваться самостоятельно, освобождаясь от божественного, но тем не менее неразрывно связанного с землей.

Наверное, нетрудно поверить, что Скрябин увидел в своем творчестве новый поступок Прометея, через который род человеческий сможет постичь метафизический мир Дэвачан («жилище богов» согласно теософии Е.П. Блаватской — прим перев.), сотворенный из звуков и цветов, хотя он сам так и не развил собственные духовные чувства. Прометей находится в центре лиры (символа и инструмента космической гармонии), которая своими семью струнами (символизирующими планеты) соединяет Солнце (божественный элемент) с Землей (домом человечества). В основании лиры находится логотип Теософского общества.

Шестиконечная звезда, «Печать Соломона» или «Звезда Давида», представляет в теософской мысли тройственный божественный аспект в его двойственном проявлении: дух и материя, мужское и женское начало. Направленный вверх светлый треугольник символизирует дух или сознание.

Это также символ Троицы: в христианстве Отец, Сын и Святой Дух; в индуизме Брахма, Шива и Вишну; Гор, Исида и Осирис в египетской религии. Направленный вниз темный треугольник символизирует материю или субстанцию. Тот факт, что два треугольника переплетены, означает взаимозависимость между духом и материей: одно не может существовать без другого.

Змея, заглатывающая свой хвост символизирует круговорот природы, это символ вечности, начала и конца, Альфы и Омеги, бесконечный поток жизни. Наконец, свастика (свасти — «хороший», санскрит), символ творческой энергии. Круг, замыкающий свастику — это так называемое «Кольцо Не Преступи», которое является границей вокруг нашей вселенной, внутри которого творческая сила постоянно развивает жизнь.

Еще одним важным аспектом нашего анализа является первая нотная строка партитуры «Прометея».

Она явно посвящена цвету. Скрябин использовал термин «свет» (в партитуре — Luce, прим. перев.) для обозначения конкретного инструмента, который должен был играть вместе с музыкой, реализуя написанный цветовой контрапункт. Скрябин не стремился перевести звук в цвет, а хотел использовать их оба для обогащения эстетической информации и усиления художественного воздействия.

Он писал: «...сначала я пытался найти своего рода параллелизм, благодаря которому световые впечатления усиливали бы звуковые эффекты, но сейчас мне этого уже недостаточно! Теперь контрапункты света мне совершенно необходимы. Свет движется в соответствии со своей мелодией, как и звук. [...] Есть и другая возможность: мелодическая линия начинается в одной художественной форме, а заканчивается в другой, подобно тому, как кларнеты могут играть тему, а скрипки могут ее подхватывать и заканчивать в оркестровки произведения. [...] То есть, мелодия может начинаться со звуков, но продолжаться симфонией светящихся линий».

Скрябин создал систему, с помощью которой он мог соотносить звук, цвета и чувства, используя свое синестетическое восприятие и связывая квинтовый круг с хроматическими вариациями цветов в спектре:

C — Красный, Воля

G — Оранжевый, Творческая Игра

D — Желтый, Радость

A — Зеленый, Материя

E — Лунный Свет или Морозные Сны

B — Голубое или Жемчужно-Синее Созерцание

F# — Ярко-Синее или Фиолетовое Творчество

Db — Фиолетовая Воля (Духа-Творца)

Ab — Фиолетовое или Сиреневое Движение Духа в Материю

Eb — Серо-стальной, Человечность

B — Розовое или металлическое сияние, Жадность (неумеренное желание) или энтузиазм

F — Темно-красный, Разнообразие воли

Композитор воображал, как во время исполнения симфонии все пространство, окружающее зрителей, наполняется цветом. Однако никаких указаний по этому поводу он не оставил. Известно, что Скрябин поручил Александру Мозеру, фотографу и преподавателю электромеханики московской МВТУ, изготовить специальный аппарат, состоящий из 12 цветных лампочек, расположенных по кругу на деревянной подставке, которые включались кнопками. К сожалению, этот инструмент был закончен лишь через несколько месяцев после премьеры «Прометея» (15 марта 1911 г.).

Теперь мы должны вспомнить другого художника, сделавшего важный вклад в развитие отношений между звуком и цветом. Это Томас Уилфред (Thomas Wilfred). Он родился в Дании в 1889 году, как Ричард Эдгар Лёвстром (Richard Edgar Løvstrom), и умер в Нью-Йорке в 1968 году. Он стал известен своей визуальной музыкой Lumia и своими цветовыми органами «Clavilux». Его отец руководил фотостудией, и Уилфред рано приобщился к искусству.

Он изучал живопись и поэзию в Париже и добился первых успехов как «Лютнист Уилфред», путешествуя по Европе и Америке и исполняя песни менестреля на архаичной лютне. Примерно в 1905 году он начал свои эксперименты с кусочками цветного стекла и источниками света.

Переехав в Нью-Йорк, он вместе с архитектором Клодом Файеттом Брагдоном (Claude Fayette Bragdon) в 1919 году основал теософскую группу под названием «Прометейцы» (Prometheans). Это движение занималось духовными исследованиями с помощью современного художественного выражения.

Введя термин Lumia, он стал первым, кто заговорил о свете как о настоящей форме искусства, «восьмом искусстве», способном существовать и самовыражаться без поддержки другими средствами. Поэтому он охарактеризовал свои работы, как «немое искусство». Уилфред был первым, кто использовал свет чисто абстрактно, но позже он решил добавить в качестве основных элементов форму и движение. Он получил эти эффекты с добавлением фильтров, которые позволили проецировать на экран геометрические фигуры в движении. 

Самым известным из его экспериментальных цветомузыкальных инструментов был Clavilux, разработанный в 1922 году и стоивший более 16 000 долларов. Clavilux был представлен публике 10 января 1922 года в Нью-Йорке после более чем десяти лет экспериментов. Главный инструмент Уилфреда, в котором использовались шесть проекторов, управлялся с клавиатуры, состоящей из набора ползунков. Сложный механизм мог наклонять или вращать призмы в любой плоскости вокруг каждого источника света. Интенсивность цвета менялась шестью отдельными реостатами с ручным управлением. Геометрические узоры создавались оригинальной системой уравновешенных дисков. 

Хотя по большей части сольные концерты Уилфреда проходили в полной тишине, он также принимал участие и в совместных выступлениях, где музыка интерпретировалась в цвете. Например, в 1926 году он участвовал в исполнении «Шехерезады» Римского-Корсакова с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского. 

Opus 147 "Multidimensional" (1957) by Thomas Wilfred

(Продолжение следует)

A Historical Perspective on the Relationship Between Sound and Color, from Newton to the XXI Century