Новый фильм «Снеговик» (The Snowman) многие, в силу самых разных причин, называли «долгожданным». Кто-то предвкушал идеальный морозный триллер, кто-то до сих пор находится под впечатлением от «Девушки с татуировкой дракона», кому-то просто хотелось увидеть еще один фильм с Майклом Фассбендером. Не забываем и о поклонниках писателя Ю Несбё — им, возможно, больше всех была любопытна экранизация любимого романа.

Но что-то пошло не так. Лента с треском провалилась: рейтинги низкие, отзывы в большинстве своем негативные. Неужели все и правда настолько плохо?

Ю Несбё прославился задолго до того, как стал писателем. Читая его биографию, на ум приходят банальности о талантливом человеке, талантливом во всем. С детства мечтал стать футболистом, но рано ушел из спорта, получив травму ноги. Работал журналистом и брокером, пел в группе Di Derre (в 94-м заняла первое место в Норвегии по продажам). Но настоящую популярность амбициозному Несбё принес цикл романов об инспекторе Харри Холе. Многослойный образ блестящего, но выпивающего следователя помог получить писателю ряд престижных литературных премий и любовь читателей по всему миру.

Итак, авторитетный сыщик Харри Холе расследует серию жестоких убийств в Норвегии. Вместе с напарницей — умницей и красавицей Катриной Братт (Ребекка Фергюсон) — они пытаются выйти на след убийцы. Последний предпочитает «охотиться» в снегопад, орудует раскаленной петлей и лепит снеговиков на месте преступлений и под окнами своих жертв.

В качестве режиссеров картины рассматривались кандидатуры Ридли Скотта и Мартина Скорсезе, в итоге режиссерское кресло досталось Томасу Альфредсону, известному нашему зрителю по фильмам «Впусти меня» и «Шпион, выйди вон!».

Томас Альфредсон и Майкл Фассбендер на съемочной площадке

Сегодня, кажется, перед зрителем никто особо не расшаркивается, а энергичный трейлер несет на себе бесцеремонную приписку «Основан на мировом бестселлере» или «...на реальных событиях». Поэтому — всем шагом марш на премьеру!

«Отпечатки отсутствуют, как и голова жертвы», — многозначительно молвит наш герой (Фассбендер). В общем, в планах было дать атмосферу потяжелее и тайну поглубже. Для нас же тайной за семью печатями остается сам факт — как можно было на таком благодатном для постановки материале, собрав созвездие актеров (помимо вышеупомянутых, в фильме задействованы Шарлотта Гензбур, Хлоя Севиньи, Вэл Килмер и Дж. К. Симмонс), снять настолько скучное, второсортное кино? Может быть, снова Скорсезе виноват, как уже было с натужной ностальгией сериала «Винил»?

Актриса Ребекка Фергюсон

Складывается ощущение, что сценаристы читали роман Несбё в кратком содержании, как школьники «Войну и мир» перед экзаменами. Ведь несоответствий в картине — воз и маленькая тележка. Или большая. Персонажи не только далеки от книжных, но и абсолютно поверхностны. Общее между романом и его экранизацией — имена героев, (да и то Харри Холе — Гарри Хол!). Вместо очень яркого персонажа, сына одной из жертв, безликая кудрявая девочка. Где, в конце концов, нерв самого Холе? На экране он, будем откровенны, слишком напоминает корпоративного менеджера какого-то евроконцерна.

А ведь Несбё считается автором, умеющим тонко прописать даже второстепенные персонажи. Ну и конечно, напряжение романа: сцена погони за Сильвией — у гражданина-читателя от нее мурашки по коже, как у некоторых от прослушивания музыки. А что видит на экране гражданин-зритель?

Простите, но стоит признать: мертвая головешка приятной актрисы Хлои Севиньи в данном случае смотрится эффектней ее появления в кадре. В это трудно поверить, но на фоне «Снеговика» даже предыдущий неудачный проект с Фассбендером «Кредо Убийцы» всплывает в памяти как очень даже ничего — смысла ноль, зато есть экшн.

Что же мы имеем здесь? Ни игры актеров (им просто нечего было играть), ни цепкого триллера, ни драмы.
Роман представлял собой довольно увлекательную беллетристику на вечном топливе одиночества, сексуальной зависимости и нелюбви. Снежный ландшафт, экстремальная эротика, насилие и рефлексии героев, узнающих неприглядную правду о своих близких, — из всего этого и складывается особое настроение книги.

Если бы сценаристы поменьше купировали авторские нюансы, у фильма был бы шанс стать как минимум «атмосферным скандинавским триллером». А получилась одна сплошная неловкость под робкий лепет некоторых критиков, мол, расслабьтесь и попытайтесь получить удовольствие от просмотра. Чего именно — прекрасных видов Норвегии? Спасибо, но лучше мы Дискавери посмотрим. Или книгу перечитаем на досуге.