Многие компании, выпуская юбилейные продукты, поступают так: взяв за основу одну из существующих моделей, немного ее дорабатывают, добавляют к названию «Anniversary», а к ценнику — десяток-другой процентов, и объявляют количество экземпляров ограниченного тиража. В Arslab пошли по другому пути. Anniversary 10 не входит ни в одну из существующих линеек, стоит заметно дороже остальных напольников фирмы, разработана полностью с нуля. Будет выпущено ровно 100 пар этих АС, так что в их цене заложена и определенная коллекционность, и желание компании отметить десятилетний юбилей демонстрацией накопленного опыта.
За 150 тысяч рублей вы получите трехполосную систему в оригинальной отделке натуральным шпоном «коричневого дымчатого дуба» с входными клеммами WBT. На шильдике можно увидеть голографическую наклейку Arslab и серийный номер, как обещано, от 1 до 100. Чуть ниже — пара портов фазоинвертора, сделанных из алюминия. В отличие от многих производителей, уделяющих особое внимание очертаниям раструба и наносящих различные ребра для улучшения движения воздуха и уменьшения призвуков, вызванных турбулентностью, инженеры Arslab не стали делать никаких украшательств. За этим индустриальным штрихом на фоне нарядной отделки юбилейных АС видится прагматизм разработчиков: если элемент конструкции не вносит искажений, то зачем его менять? Разве что в маркетинговых целях или ради слушателей синусоид, ведь на реальном музыкальном сигнале работа всех этих насечек и закруглений обычно не слышна, да и точность настройки может пострадать.
Обойдя колонки, возвращаемся к фронтальной панели. Здесь тоже есть место разнообразию, теперь в плане используемых для диффузоров материалов. За НЧ отвечает заказной 8-дюймовый басовик с бумажным конусом, за средние частоты — 5-дюймовый излучатель с диффузором из плетеного синтетического волокна (внешне похож на кевлар); оба с фазовыравнивающими наконечниками. Ленточный твитер, воспроизводящий частоты до 30 кГц, тоже заказной. Как и с другими моделями Arslab, при расчете фильтров и согласовании динамиков создатели не упустили из виду зависимость импеданса от частоты — оно у колонок не опускается ниже заявленного, что должно благоприятно сказаться на совместимости с различными усилителями.
Корпус тяжелый, хотя и собран он из однослойных плит MDF, на постукивание костяшками пальцев отзывается неохотно. Такая инертность достигнута применением внутренних распорок и звукопоглотителя двух типов: битумных листов и поролона.
Юбилейный подарок
По заявлению производителя, примененные материалы, динамики и технологические решения заслуживают более высокой цены, чем та, за которую предлагается эта модель. При подготовке репортажа «Продолжение осмотра на Барабанном» я уже успел убедиться в том, что эти АС способны достойно выступить и в системе более высокого класса. Поэтому неудивительно, что для этого теста в партнеры Anniversary 10 были предложены компоненты T+A: проигрыватель SACD 1250R и усилитель PA 2000R. Акустический кабель использовался Cold Ray Loudspeaker Line CU, а межблочный — Cold Ray Interconnect Line AG. Записи в Hi-Res я, как обычно, воспроизводил с рекордера Sony PCM-D100.
Сочетание ленточных излучателей и «обычных» динамиков часто приводит к тому, что колонки предъявляют особые требования к размещению их самих и слушателя в комнате. Но не в этот раз. Наоборот, Anniversary 10 формируют устойчивую сцену практически при любой расстановке (в разумных пределах, естественно). Наилучшие результаты получились при небольшом повороте внутрь.
Интересно, что даже заметная асимметрия по направлению не дает ощутимых изменений в фокусировке воспроизводимых ими звуков, и выверять углы есть смысл лишь для самоуспокоения. Можно вставать, ходить в поле их излучения — сцена при этом сохраняется, а музыка не отпускает — тянет вновь в кресло. Если отодвинуть его подальше, нарушив правило равностороннего треугольника, сцена немного вытянется в глубину позади АС. Похвальная неприхотливость.
Без искусственных добавок
Мои попытки выделить сильные стороны или обнаружить основные недостатки в звучании Arslab успехом увенчались лишь частично. Большинство свойств этих АС находятся в балансе: работа с ритмом у них нормальная, то есть скорость они не подчеркивают, но и не отстают; разрешение достаточное для любых предлагаемых фонограмм, но не провоцирующее погрузиться в анализ, и так далее. Разве что обертонам средних частот уделяется чуть больше внимания. Особенно выигрывает от данного свойства фортепиано: его гармониками можно наслаждаться бесконечно, ставя все новые записи. А в треке «Chain Of Life» с альбома «Music From The Body» (рип с винила 192 кГц/24 бит) было интересно проследить, как голос Роджера Уотерса приближался в значимых для разборчивости текста моментах и отдалялся на длинных нотах за счет манипуляций с коротким эхом, которое то добавлял, то убирал звукорежиссер.
Если говорить о подаче музыкального материала, то Anniversary 10 за счет ясности и фокусировки привносят некоторую мониторность, порой сопоставимую даже с работой полочных АС в ближнем поле. Но, как уже сказано выше, зацикливаться слушателю на этом не приходится. Через какое-то время колонки словно исчезают из тракта, оставляя его наедине с музыкой. Впрочем, кое-что от себя они тоже добавляют, в чем я смог убедиться на примере концертной записи Saga «Worlds Apart Revisited». Этому спектрально блеклому альбому Arslab придали приятную насыщенность.
В другой концертной записи — «Billion Dollar Babies» (Deluxe Edition) — голос Элиса Купера не тонул в аранжировке, как это бывало с некоторыми АС, да и на реальных концертах. В миксе он действительно звучал на уровне остальных инструментов, но это не мешало вокалу читаться — как тембрально, так и в плане артикуляции.
Беспристрастность или осторожность?
Изучая работу колонок с разными вокалистами, я пришел к выводу, что в этом аспекте к Anniversary 10 не придерешься. Какой-либо окраски не наблюдалось на любых голосах. Но все же с участием Брендана Перри из Dead Can Dance (DSD64, альбом «Into The Labyrinth») мне удалось обнаружить одну особенность этих АС, в определенных условиях способную превратиться в недостаток. Это некоторая скупость на верхний бас, особенно заметная на малых уровнях громкости. Я попытался компенсировать этот эффект, заручившись поддержкой стены позади колонок, и остановился сантиметрах в 30 от нее.
Понятно, что в большинстве помещений возможности установки акустики в свободном пространстве сильно ограничены, и, скорее всего, ей придется работать как раз не слишком далеко от стены. Вдобавок в этом диапазоне, как правило, сосредоточены основные резонансы жилых комнат, поэтому такая осторожность облегчит владельцу задачу размещения. Однако записи с не очень ровной АЧХ могут преподносить сюрпризы. Так, на альбоме «Vivacitas» группы The Nice низкие частоты будто бы возникали ниоткуда и исчезали внезапно и бесследно. На большой громкости, впрочем, ситуация немного выравнивалась. На примере Noisia колонки показали, что динамика и басовый потенциал у них достаточен даже для клубной музыки.
Выводы
Anniversary 10 настолько сбалансированы и нейтральны, что почти с любой фонограммой умеют самоустраниться из процесса прослушивания, не выпячивая свои таланты (которых у них немало). Простенькую музыку они отыгрывают, как примерный студент на экзамене, со сложной помогают добраться до ее сути. Совсем неприхотливы в установке — необязательно сидеть по центру и выравнивать углы и расстояния до них. Разве что может понадобиться поддержка стены для более ровных НЧ.
Достоинства: безупречная сцена, классная отделка, полная нейтральность, изысканный средний диапазон
Недостатки: слишком осторожны с верхним басом, особенно на малой громкости
Официальный сайт: Arslab Anniversary 10
Цена: 149 000 рублей
Паспортные данные
Количество полос: 3
Акустическое оформление: фазоинвертор
ВЧ-излучатель: ленточный, заказной
СЧ-излучатель: 127 мм
НЧ-излучатель: 203 мм, заказной
Диапазон частот: 35 Гц – 30000 Гц (± 3 дБ)
Импеданс: 4 Ом
Чувствительность: 88 дБ
Входные разъемы: винтовые клеммы WBT
Отделка: коричневый дымчатый дуб
Габариты (ШхВхГ): 255x1055x310 мм, 255x1085x310 мм (с учетом шипов)
Вес: 23 кг