Графство Кент так и осталось бы местом, где производят лишь чудесный яблочный сидр, не брось Раймонд Кук работу инженера в BBC. Именно здесь, на юго-востоке Англии, он и основал 55 лет назад компанию Kent Engineering and Foundry, под аббревиатурой которой ныне выпускается разнообразная акустика, известная во всем мире. И «градус» инноваций у этого продукта, поверьте, куда забористее, чем у местного хмельного напитка.

Кто сказал «кью»?

О всех технофишках марки рассказывать не станем, ведь сейчас речь идет о спикерах из далеко не топовой линейки, но главное упомянуть обязаны. Когда компании Раймонда уже шел третий десяток лет, инженер решил создать свою версию точечного излучателя звука, без которого, как тогда считалось, невозможно получить абсолютно точное воспроизведение стереополя. Разработка получила название Uni-Q и стала возможной благодаря новому магнитному материалу из железа, неодима и бора. Этот суперсплав позволял в центре звуковой катушки среднечастотника разместить маленькую, но очень эффективную пищалку.

KEF и сейчас неустанно модернизирует свой фирменный драйвер — его конструкция сменила уже не одно поколение. Но главное, что уникальное решение, применявшееся ранее только в акустике самого высокого ранга, смогли адаптировать и для недорогих моделей. Современная серия громкоговорителей Q — самые доступные «точечники» во всей гамме. На наше тестирование мы собрали комплект из напольников Q500 (фронт), полочников Q100 (тыл), центрального канала Q200c и сабвуфера Q400b.

Лопасти драйва

Внешним видом Q-головки мало отличаются от тех, что ставятся на топ-модели, такие как R-серия. 130-миллиметровый диффузор наделен ребристым «безрезонансным» подвесом Z-Flex. В центре — вогнутый волновод Tangerine, который является продолжением профиля диффузора и оснащен девятью «лопастями» специальной формы для лучшей дисперсии излучаемой волны. Под ним виднеется 25-миллиметровый купол пищалки. Разница лишь в том, что в бюджетной линейке для всех мембран применяется алюминий, а не хитрый сплав лития, магния и алюминия, а поверхность большого излучателя делается гладкой, без усиливающих радиальных ребер. Разумеется, есть также скрытые конструктивные и технологические отличия, но в такие детали производитель обычно уже мало кого посвящает.

Строение драйвера Uni-Q, установленного в акустике KEF серии Q

У напольных колонок KEF Q500 и спикеров центрального канала Q200c применено не слишком распространенное акустическое оформление с пассивным радиатором. Две вогнутые нижние «головки» ABR в башнях и одна на «голосовике» именно за это и отвечают. Нижний и частично средний регистр доверен у них 130-миллиметровому длинноходному драйверу. Диффузор у него такой же, как и у пассивных — из алюминия. Полочники Q100 построены по другой схеме: всего одна головка Uni-Q и фронтальный фазоинвертор.

Полочные спикеры KEF Q100

Все спикеры в нашем комплекте допускают раздельное би-вайринговое подключение полос, а соединение между клеммами обеспечивается не внешними перемычками, а внутренней контактной парой с удобным винтовым зажимом. На полочниках предусмотрен кронштейн для настенного крепления. У напольников — довольно широкие опоры с настраиваемыми шипами. Декорируются колонки качественным шпоном с бумажной основой и потому выглядят весьма достойно. Огорчить может лишь глухой (пустотный) звук, который издают стенки при постукивании — он может свидетельствовать о том, что внутри нет демпфирования битумной мастикой или о небольшой толщине листов для склейки корпуса колонки.

KEF вдвоем

Поскольку Q500 смотрятся привлекательно не только как основа для домашнего театра средней руки, но и как начальная серьезная акустика для классического стерео, то первые прослушивания проводим в двухканальном режиме, с полнодиапазонным сигналом и при соответствующей расстановке спикеров в комнате — с удалением от стен более чем на метр.

Констатируем отличный пространственный фокус и вполне вменяемое деление сцены по планам. Немного не хватает общей «атмосферности» воспроизведению, но это компенсируется похвально точной локализацией всех источников с высоким спектром.

Расстановка акустики во время тестирования

Пробуем выдвинуть акустику немного на себя, в ближнее поле, сохранив угол стеробазы, чтобы добиться более глубокой сцены, но вместо этого получаем интересный эффект — стереопространство осталось на своем месте, но более четко и материально «прописался» передний план. Повторяем эксперимент, поставив акустику, напротив, дальше от точки прослушивания и снова удивляемся: центр пространства приобретает чуть более иллюзорный характер, но сцена плоской не становится. Вот они — особенности точечного излучения!

С басом еще интереснее. При установке ровно в метре от стены акустика дает плотные низы, но глубоко в них не забирается; диапазон ниже 60 Гц трогает робко, хотя нельзя сказать, что мяса нет вовсе. В 80 сантиметрах плотность чуть спадает, лучше проявляется «инфра». В 60 сантиметрах бас тяжелеет и теряет структурность. Но ставишь еще ближе, практически у стены, и вдруг получаешь осязаемое улучшение и в силе, и в разборчивости нижнего регистра. Фиксируем: если нет возможности поставить акустику свободно, в ближнем поле, не стесняясь отодвигаем ее по максимуму. Она даже в углах не начинает бубнить, как некоторые. Такова, похоже, особенность пассивных излучателей.

Напольники KEF Q500 есть в черной и белой вариантах отделки

Тональные особенности. Заметный «ящичный» призвук в области 130-170 Гц скорее всего уйдет со временем, когда подвижные системы головок разомнутся как следует. Средняя полоса «подогрета» яркой компонентой, но в целом оставляет пристойное впечатление — она информативна и, главное, работает не в отрыве от баса, а гармонично дополняет его рельеф. Выше по спектру (примерно на 3 и 5 кГц) улавливается еще пара подкрашивающих звук акцентов, но далее на слух все более-менее линейно. По крайней мере, на ВЧ нет типичной для недорогой акустики замыленности или сиплости, а в воспроизведении звонких металлических инструментов даже чувствуется фирменная отточенность.

Впечатлила скорость и динамика, а огорчила микродинамика. Она — не реалистичная. Затухающие послезвучия скудны на тембры; шелест, скрипы, шорохи и прочие звуки в сцене неузнаваемы. Но ставить все это в вину акустике не будем. Она соединена с ресивером очень длинными акустическими проводами не самого высокого качества, вследствие чего детали и теряют свой реализм. Едва уловимая подкрашенность в передаче шума аналоговых записей, как и «песочек» на голосовых сибилянтах, — это все из той же «кабельной» оперы.

Поддержка снизу

Прежде чем перейти к многоканальной конфигурации, присмотримся к сабвуферу Q400b. Это закрытый почти кубический супостат, весь фасад которого занимает 25-сантиметровая головка. Усилитель эффективный, широтно-импульсный, хотя мощностью не поражает. 200 ватт для «класса D» — более чем скромно.

Сабвуфер KEF Q400b

Фильтром с крутизной спада 24 дБ на октаву можно подбирать верхнюю частоту среза в диапазоне 40-140 Гц. Фаза излучения меняется только дискретно. Имеет высокоуровневые входы (в виде контактной колодки, а не спикерных терминалов, что весьма грамотно) и стандартную пару гнезд RCA.

Коммутация и настройки сабвуфера KEF Q400b

О влиянии на звучание системы скажу коротко — вклад весьма деликатный. Это касается как точности воспроизведения, так и его силы. На сейсмические колебания не рассчитывайте. Главное достоинство Q400b состоит в том, что в процессе работы он почти не выдает себя какими-то призвуками. Совет: такую бас-машину есть смысл ставить рядом с точкой прослушивания.

Поддержка со всех сторон

Проверив в ресивере все временные задержки и уровни для каждого спикера, запускаем на воспроизведение Blu-ray c концертно-музыкальной программой. Снова нетрудно заметить все тональные огрехи недорогой акустики, но ощущения скудности на детали больше нет и в помине. Центральный громкоговоритель KEF Q200c не «перепевает» голоса на свой манер и отрабатывает не только свою партию, но и весь диапазон. Пожалуй, пара таких «центров» при стереоустановке могла бы выступить в качестве не слабых контрольных мониторов.

Центральный канал KEF Q200c хорошо отыгрывает даже низкие частоты

Используемые для тыла недорогие Q100 обратили на себя внимание тем, что не «привязывали» звук к себе, создавая в тоже время весьма подробный сурраунд и с лихвой восполняя отмеченный ранее дефицит «атмосферности». Лишь драйвовые свойства всей системы выступали «лимитером» удовольствия. Будучи в Q-серии самой мелкокалиберной, эта акустика явно больше тяготеет к романтическому саунду, чем к буйной экспрессии.

Выводы

Как комплект для домашнего театра в помещение площадью до 25 кв.м. этот набор состоялся если не на 100, то на 90 процентов точно. До систем высокого уровня он не дотягивает разве что по абсолютной динамике. А линейность воспроизведения при современных возможностях автокалибровки ресиверов уже давно имеет второстепенное значение.

В стереоконфигурации напольные Q500 показали себя не настолько точными и сбалансированными исполнителями, как хотелось бы. Но умения взаимодействовать с комнатой прослушивания, как и таланта выстраивать точную сцену, у них не отнять.

Рекомендованная цена (комплекта): 173 250 рублей.

Тестовая система

Проигрыватель: Theta Digital Compli Blu 3D Platinum

Ресивер: Primare SPA23

Кабели: Oehlbach 101, 102, 20533 (Sub), XXL Carb Connect MkII (HDMI)

Музыкальный материал

Dynaudio Volume Sampler 2 – P_ss_t! / Universal 534427-9 / CD Audio

3 Doors Down – Away From The Sun / Groovpix 199719 / DVD DTS

Chris Botti – In Boston / Sony Music 88697 45948 9 / BD DolbyTrueHD

Паспортные данные

Q500//Q200c//Q100

Акустическое оформление: пассивный излучатель // пассивный излучатель // фазоинвертор

Схема: 2,5 полосы // три полосы // две полосы

ВЧ излучатель: алюминиевый купол 25 мм

СЧ излучатель: алюминиевый диффузор 130 мм

НЧ излучатель: алюминиевый диффузор 130 мм

Частоты раздела кроссовера: 2,5 кГц // 2,5 кГц // 500 Гц, 2,8 кГц

Воспроизводимые частоты (-3 дБ): 40 // 50 // 49 Гц – 40 кГц

Импеданс (номинал): 8 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 15-130 // 15-150 // 10-100 Вт

Чувствительность (2,83 В/1 м): 87 // 85 // 86 дБ

Вес: 15/11/5,9 кг

Размеры (В х Ш х Г): 917х295х312 // 180x525x260 // 300x180x272 мм

Q400b

Акустическое оформление: закрытый ящик

НЧ излучатель: 250 мм

Частоты раздела кроссовера: 40 — 140 Гц

Воспроизводимые частоты (-3 дБ): 28 — 140 Гц

Входы: RCA и высокоуровневые

Мощность встроенного усилителя: 200 Вт

Максимальное звуковое давление: 110 дБ

Вес: 13,9 кг

Размеры (В х Ш х Г): 335 x 330 x 330 мм