Не перестаю удивляться амбициям в этом богом забытом углу. И это при том, что блошиные обороты аудио-видео бизнеса несоразмерны с какой-нибудь фармакологией или стройматериалами. Но тем не менее важничают здесь с размахом галактического флота. Недавно какие-то обиженные по пустячному поводу взяли и обвалили сайт Stereo.ru DDoS-атакой. Этот случай напомнил еще одну классическую историю.
В этой саге я не буду называть имен. Во-первых, нечего делать рекламу. У нас ведь как, некоторые граждане сразу побегут по принципу «хорошие сапоги, надо брать». А во-вторых, история настолько типичная, что годами повторяется почти слово в слово с той или иной степенью хамства. Поэтому не стоит считать это персональным сведением счетов с классом самоделов. Аналогичные сцены я наблюдал в квартирах торговцев винтажом и аудиосалонах вроде покойного «Пурпурного легиона». Это как в автобусе все время говорят: «Проходите, середина же свободная». С неизменным ответом: «Куда проходить, на голову?»
Я обратился в одну контору с целью привести к жизни CD-проигрыватель, принадлежащий пожилому человеку, который не ведал, как и где его чинить. Была у меня и другая цель, исследовательская. Контора занималась апгрейдами, предлагала каких-то своих франкенштейнов на базе Hi-Fi-компонентов, старых и не очень. В одном месте находилось немало винтажных цифровых источников. Мне как раз это и было нужно. Получить возможность, наконец, сравнить и измерить поведение мультибитных и дельта-сигма ЦАПов на различных режимах, в том числе с имитацией современного мастеринга под 0 dBFS.
На вполне учтивый письменный запрос о ремонте я получил довольно безапелляционную отповедь — отнести сей плеер на помойку, учитывая какой отстойный чип в нем стоит, и как мало у Мастера времени на подобную чепуху из-за вала заказов. Забегая вперед, совету я не внял, и о своем опыте с этим CD-плеером расскажу в следующий раз. А пока вечер перестал быть томным.
Слово за слово и стало понятно, что меня учит жизни очередной лекарь с завиральными представлениями о переносе звука на носитель. Вот знаете этих Hi-Fi-оракулов конца девяностых/начала нулевых, когда у людей понемногу стали появляться деньги. Боже, что они несли! И спустя почти двадцать лет риторика ни на йоту не изменилась! Цитирую выдержки самопрезентации из переписки:
Вот даже сегодня приехал мальчик, который сам записывает музыку, т.е. прекрасно в курсе звучания инструментов и охреневший от результата, забрал ламповый усилитель с рупорной акустикой.
А вторая пара, которая отслушала огромное количество систем ценовых категорий 10 000+, выпала в осадок от эффекта реалистичности происходящих аудиодейств и уже заказала рупорные системы и задумались о дизайне лампового усилителя, заказываемого у меня.
Еще один, приехав послушать полочную акустику, тоже приглядел себе из моих изделий, т.к. сравнивал их звучание с заводскими Танноями не самой младшей линейки.
И это только за сегодняшний день прослушиваний.
Далее привожу зернистый диалог, возникший из уточнения, какие демо брать с собой:
Мастер (далее М): Берите источник. Заодно прогоним его через внешний ЦАП. Получите представление, чем отличается запись на заводском CD от флака.
YG: От флака данные на CD отличаются несколькими секторами со служебной информацией, я сам такие файлы отправлял в печать. Никакой специальной магии в сидишках нету.
М: Вот и приезжайте на послушать. Буду вам мифы развенчивать :)))
YG: Вы о каких мифах? Тех, что на любых копиях упакован одинаковый код РСМ, или что оптический носитель имеет преимущества перед остальными?
М: После прослушивания на уровне происходящих физических процессов вам и опишу, в чем ваши заблуждения. Не вы первый, не вы последний, зараженный этими мифами, но впоследствии получившие представление, что все совсем не так...
YG: Минуточку, вы утверждаете, что при переносе из хард-драйва компьютера в студии звукозаписи на компакт-диск музыка звучит лучше? Просто скажите, да или нет?
М: Если музыка писалась в цифровом формате, то все будет нормально. Однако только в том случае, если сами студийщики пожелают выложить цифровой исходник в сеть.
Только ведь ни один здравомыслящий студийщик не выложит в сеть исходник, он работает под заказ продюсера. А самые «вкусно записанные» записи вообще из эпохи чисто аналоговой записи. И все флаки в инете — всего лишь снятые непонятно как образы с компакта. Т.е. имеем огромную навозную кучу, в которой нужно выискать пару жемчужин.
YG: Уже много лет цифровые исходники используются даже для виниловых прессов. Там одна радость, что мастеринг не такой жесткий, как под цифровое издание. Меньше компрессии громкости, иначе игла слетит с дорожки. Вот потом и разговоры о мягком виниловом звуке. Флаки в инете, к вашему сведению, не только на торентах, но и продаются официально, в том числе и хайрезы на HDtracks, Bleep, eClassical, Bandcamp и других ресурсах.
М: Дискуссии бессмысленны. Вы себе пока весьма поверхностно представляет всю эту «мировую кухню». И проблема платных ресурсов в том, что у них для оцифровки практически никогда не бывает действительно приличных исходников... Все это уже давным-давно пройдено и прощупано. Несете свой источник с флаками и слушаете разницу в тракте высокого разрешения в сравнении с хорошо прописанными CD хорошего разлива.
А потом решаете — нужна вам такая разница или нет... Хотя, если не готовы платить за исходный материал, то, может, не стоит и соблазняться? :)))
(конец переписки)
Да, финальный аккорд выдавал сомнения Мастера, который понял, что к нему прицепился настоящий въедливый зануда. Но уже было поздно, я почувствовал азарт. Столько всего вкусного сказано, чего стоят одни только гномы-студийщики, которые сидят на сокровищах. В общем, письмо позвало в дорогу, надо ехать!
***
В одном Мастер не выдумывал: в приемный день у него действительно топтался народ. Слушали демо (разумеется, Нопфлер!), делали заказы на апгрейды, выбирали что-то из готового. Цены, к слову, божеские, никаких миллионов, все предельно доступно. В одной маленькой колонке на большой громкости начала резонировать панелька, но в принципе, если не брать словесную чепуху, то, что я услышал, мне скорее понравилось, чем нет.
Я уже приготовился уладить недоразумения и выбрать что-то на опыты, как освободившись от очередного клиента, Мастер вдруг превратился в Учителя. Я был усажен в центральное кресло слушать CD-R с каким-то треком из Чайковского. Сначала на одном усилителе, затем на другом. Посыпались вопросы, экзамен велся по всей строгости.
— Что вы чувствуете? Что изменилось? Опишите разницу. Что такое, по-вашему, высокое разрешение?
Один усилитель играл погромче, со всеми вытекающими. Почерк изделий конторы показался мне довольно звонким. Хотя я и люблю звонкие компоненты, но для меня это было too much, в чем честно и признался. Высокое разрешение можно оценивать через АЧХ, искажения, сигнал/шум — т.е. любые параметры, затеняющие суть оригинального аудиосигнала. Разве нет?
Мои ответы, по-видимому, не устроили Мастера и потонули во встречной лекции о подлинных жемчужинах и коварстве мирового маркетинга (в комнате по-прежнему присутствовали несколько клиентов). Досталось и SACD, и хайрезам, возражать было бесполезно. Просто не перекричать. Достойными были только особенные компакт-диски на апгрейдированных компонентах Мастера. Забавно, но энергия этого полива по форме и температуре как раз и напоминала смесь корпоративного коуча с телепроповедью миссии преподобного Коупленда.
Когда дошло до сравнений, взятый с собою диск лейбла ECM был низложен — как записанный бездарно. Ох, ладно, пусть будет ваш Чайковский на CD-R. Я скопировал трек на ноут и собрался сравнить подачу цифры с компьютера и CD-плеер конторы глубокого апгрейда. Теперь этот файл могут скачать и оценить все желающие.
Оптический кабель в мой USB-преобразователь SOtM был воткнут хозяином шоу с таким полемическим задором, что у того отвалилась и застряла шторка выходного разъема TosLink. Поправить казус взялся седой усач-помощник. На контрасте с супербодрым ведущим он был весьма меланхоличен, иногда со вздохом резюмируя какие-нибудь немудрящие житейские истины, вроде «дело все в кабеле».
У чертовой шторки, похоже, все-таки отломалось одно ушко, а новая, взятая из развала деталей на верстаке, ни за что не желала вставать на место. Этот день определенно был испытанием для всех нас. А затем настал черед USB-преобразователя SOtM отомстить мне за поруганную честь в чужом краю.
В ответственный момент он взял и перестал исполнять свой долг. На всех трех выходах моего ноута, спасибо Windows 10! SOtM присутствовал в диспетчере устройств, но отказывался выводить аудиопоток. Пауза затянулась, и хозяева и гости переключили внимание друг на друга.
Скачать и переустановить драйвера в этой промзоне не представлялось возможным. Пришлось отправить на ринг резервную китайскую коробочку ЦАП Leaf Audio, которую я также захватил. Китайчонок сыграл не так звонко, как источники маэстро, к абсолютному его ликованию. Стоит ли говорить, что такой ерундой, как согласование выходных уровней, никто не озаботился и в этот раз. С озадаченным видом я продолжал открывать и закрывать вкладки аудиоинтерфейса.
К тому времени, когда мне пришло в голову поискать исходный драйвер SOtM в папке загрузок (я же скачивал его когда-то!), в помещении остался всего один клиент. Да и хозяева тоже притомились. Как и ожидалось на одном ЦАПе, CD-привод и SOtM продемонстрировали идентичный результат. И даже заслужили позитивный кивок усача, вздохнувшего лишь, что лучше все-таки жить без лишних преобразований в USB из USB. Мастер тоже отнесся к SOtM достаточно благосклонно. Но с ремаркой, что до подлинного высокого разрешения его CD-плееров после апгрейда SOtM все-таки не дотягивает! Спасибо и на этом, хозяин. Показалось, что некий общий консенсус нащупан, прощался я с уговором, что через пару недель будет что-то новенькое в свободном пользовании, и можно попробовать сделать тест. Не тут-то было. Далее цитирую финал переписки, интегрирующий все цвета и цитаты аудиофильской радуги в клозетах и головах:
M: Я не особо заинтересован именно в вашем обзоре... Сорри. Я не уверен в вашем понимании сути данных аппаратов и способности донести до конечного потребителя их ценность... Проще самому понемногу проводить демонстрации их достоинств. Возможно, найду иные альтернативные издания, если буду уверен в их способности понимания предлагаемого продукта... У вас иной взгляд и подход оценки аппаратов. Не плохой или хороший — просто иной. А соответственно, иной круг потребителя. Потому проще двигаться каждому своим путем.
YG: Ну, я так и понял, что измерения покажут вашу технику не с лучшей стороны. Тогда вам на память от меня диаграммка того самого трека с Чайковским, который вы демонстрируете клиентам в качестве референсного. Не знаю, кто делал эту оцифровку, но по громкости там видно перегруз. Сигнал более чем в 50 точках уходит в клиппинг 0 dBFS, что помимо искажения, также является тяжелым режимом для ЦАПа и ростом ультразвуковых помех.
В общем, оцифровка сделана в духе современного мастеринга аудио, который вы так воодушевленно клеймите перед слушателями.
M: Вы, простите... пытаетесь цифрами прикрыть собственную несостоятельность в плане понимания аудио в целом. В частности, даже самого принципа звукоизвлечения из тех или иных инструментов, отличий экземпляров инструментов, принципов их записи.
К вашему сведению: та запись Фрица Райнера является нетиражной!!! Не имеет ни малейшего долбирования и компрессии, а потому вам так непонятна. Те, у кого с звуковосприятием все в порядке, обычно охреневают и, перебрав все свои топовые записи, не могут найти даже приближенной к ней по разрешению и прорисовке естественности происходящего. Ходите периодически в филармонию хотя бы... Привыкайте слушать инструменты, работающие в зале с приличной акустикой... Вы же так и не смогли мне ответить, какие инженерные параметры отвечают за разрешающую способность.
У меня вообще-то высшее радиотехническое образование и я прекрасно знаю все шаблоны, которым народ обучают. И прошел все эти заморочки с упором на замеры. Только результата так и не было.
Вы решили полезть в бутылку — ну так скажу откровенно: вы не прошли тест, который я устраивал. А потому последующая дискуссия с вами была просто дань приличным манерам, хотя можно было сразу сказать: «Вам непонятно, что я предлагаю и соответственно — не тратьте свое и мое время». Общайтесь с кругом людей, с которыми вы оперируете едиными понятиями. Я себе создаю принципиально иной круг общения, который ведет к развитию направления аудио, а не его деградации, воспитывающей такое восприятие, как у вас...
(конец переписки)
Вот так-то. И смех и грех. Жалко только, что Фриц Райнер не дожил почти двадцать лет до первых компакт-дисков и уже не даст по шапке охламону, завалившему оцифровку в клиппинг. А может, и хорошо, что он и местные аудиогуру разъехались в разных мирах-автобусах. «Проходите, середина же свободная!»