Warner спешно выпустил несколько произведений украинского композитора Валентина Сильвестрова. «Снегири» — Шнитке, такого которого вроде бы никто не слышал, или слышал не так. А талантливые и мастеровитые русские джазмены издают себя сами, делая продукт мирового качества. Только давайте без шуток про «импортозамещение» и прочую банальщину!
Мировая музыка. А музыка — она мировая, что называется, по определению. Про современность — с привкусом вечности. Сейчас, конечно, по техническим причинам все больше камерных записей, совсем минималистичных по составу, или переизданий. Но и всякое разное еще можно выловить. Мы и стараемся.
Valentin Silvestrov. Ivan Monighetti, Alexeï Lubimov. Trois Sonates Pour Piano, Sonate Pour Violoncelle Et Piano
84-летний живой классик, один из того крутейшего кружка советских авангардистов (Шнитке, Губайдуллина, Денисов — you name it) недавно покинул родину и переехал в Германию. А что: он хорошо известен на Западе, номинировался на Grammy…
Далее об участниках проекта. Иван Монигетти — московский виолончелист-виртуоз, один из последних учеников Ростроповича, записывался с ним (Ростропович как дирижер). Алексей Любимов — пианист-виртуоз, пионер новой музыки и при этом профессор в области исторического исполнения, аутентист то бишь.
Знаете, музыка Сильвестрова — как облака при ветре: вроде что-то обрывчатое, быстрое такое, невесомое, с контрастной неба синевою… Совершенно уникальный мелодический дар и абсолютно какое-то свое ощущение формы. При этом никакого нарочитого «авангарда» с непременным «шоком». Короче, если вы еще не слышали произведений Валентина Сильвестрова — самое время начать сейчас, и прямо с этого альбома.
Pavel Skornyakov Quintet «Personal Storm»
Саксофонист Павел Скорняков не совсем чужой нашему порталу: несколько раз в обзорах упоминался как участник записей Натальи Скворцовой и Сергея Хутаса.
Это его второй сольный релиз. Первый вышел в 2018 на гамбургском лейбле Nagel-Heyer Records, этот он выпустил сам, и правильно, и молодец — издатели эти, возись с ними! Есть идеи, драйв, аудитория — все, больше ничего не надо. У него — есть.
Звучание изменилось, как и композиции (почти все — авторские), и мелодии. Но есть общее: снова перед нами — авторский пост-боп, очень яркий, драйвовый и слушабельный. Скорняков вообще очень изобильный музыкант. У него всего много: техники, энергии… Чистые нотки как дождь из ртутных капель — увесисто!
Звук разнообразный; свой саксофонный язык с несколькими диалектами, так скажем. Шероховатый в низах, нежно блюзовый в середине, вверху изматывающе-истерично визжащий, что твой Девид Сэнборн (странно американского классика smooth jazz тут упоминать, но влияния слышны, никуда не денешься).
Ну и да, милая деталь: «Personal Storm» вышел 25 апреля 2022 года, в день 35-летия музыканта. Сайдмены — а точнее сказать, полноправные участники-подельники — Николай Куликов (гитара), Артем Третьяков (рояль) и элитарная ритм-секция в виде контрабасиста Макара Новикова плюс барабанщик Александр Зингер.
Евгений Варавко (кларнет), Андрей Стукалов (фортепиано) «Фантазии для кларнета на темы итальянских опер»
Собственно, странный заголовок обзора намекает на этот альбом. Концепция, кратко: фантазии, попурри на темы итальянских опер. Хитовые мелодии, обработки, сделанные уже забытыми композиторами. Но обработки-то живы-здоровы, никуда не деваются!
Это — первый сольный альбом кларнетиста по имени Евгений Варавко (экс-солист известного камерного ансамбля Musica Viva). Сделан в очень современном формате альбом: дуэт, акустика, классика. Получив от «Мелодии» пресс-релиз, я испугался: а ну как будут напевы «Либьямо, либьямо» сплошное?
О, нет! Мотивы знакомые, напевные, романтично-драйвовые, но не избитые. Нет, начинается-то с хрестоматийного: «Кармен-фантазия» Пабло Сарасате (здесь в переложении современного французского кларнетиста Николя Бальдеру). Далее — обработки итальянских мелодий от немца Карла Бермана, итальянцев Луиджи Басси и Карло делла Джакомо, созданные этими забытыми композиторами полторы сотни лет назад. Звучит притом как будто вчера написано.
Но, я бы сказал, главное тут — не «диджей-сет», набор удачных мелодий и их соответствие друг другу, а все-таки мастерство самого Варавко, которое подкупает сразу. Буквально с первого такта: кларнет его звучит низко, тепло, как рычание нежное… Потом вступает фортепиано — начинается радостная дуэль или бег наперегонки. Вот правда: для радости музыка, для позитива.
«Три Степени Свободы. Музыка. Кино. СССР. Альфред Шнитке»
Первая часть большого просветительского проекта Олега Нестерова («Мегаполис») о феномене советской киномузыки. Которую, как мы помним, создавали гонимые авангардисты (см.верхнюю рецензию на Сильвестрова). Уникальная ситуация, действительно: композиторов-новаторов не пущают в концертные залы, притесняют всячески, но… легко пускают в совершенно коммерческую сферу, кино то бишь! Советский абсурд… Которому, мы, впрочем, обязаны тем, что миллионы людей слышали произведения этих странных композиторов, пусть и не зная имен-фамилий.
Итак, первая часть проекта — Шнитке. Его, казалось бы, играли и играют, и записывают. Но тут — оригинальные дорожки для кино, и издатель отмечает, что «подавляющее большинство этой музыки никогда и нигде не издавалось, это оригинальные звуковые дорожки из фильмов, найденные на киностудиях, в государственных и частных архивах. Ее не было в цифровом пространстве».
«Похождения зубного врача», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и другие — постмодернистские игры в деконструирование старинных стилей. Все эти приятно изломанные вальсики и менуэтики… Ух. Освежает восприятие. Страшно-притягательная «Агония». Все вместе — и без картинки! — воспринимается особенно остро. Да, и похвастаюсь: рецензию строчу, слушая эти записи на виниле. Заказал на краудфандинговой платформе зимой еще, оплатил, теперь вот дошло из-за границы, к счастью.