Добрый Всем день. В предыдущем очерке я упомянул намерение озвучить личные впечатления от прослушивания нескольких ЦАПов. Для меня это не публичное мероприятие, а приватный «квест» направленный на выбор «иквипмента» в свою систему. Весь дальнейший текст несет сугубо субъективные, личностные оценки, хотя постараюсь быть точным и беспристрастным.

Снова дорога в Москву. Ожидаемо поднялся ветер и затем повалил снег. Когда я выезжал было минус 12, подкачивая колеса на заправке - заиндивел под леденящим «ветродуем». Еле отогрелся в машине. Незаметно пошел снежок и уже километрах в 200-х от СПб начался настоящий буран. В жизни, походу, всегда есть место подвигу)))

В целом доехал легко, машин было немного, только на МКАД часа на 2,5 встрял. Что не особо и удивительно, поскольку снега навалило много. Прорвался и даже успел повидаться с Трусовым Александром. Мы с ним поболтали и договорились, что он даст мне для теста прототип предусилителя к разрабатываемым моноблокам. Еще он мне передал для «уестествления» цап Weiss DAC Minerva, не DAC202 как я хотел, но все же Weiss…

На следующий день, в пятницу, у меня не было никаких дел, и я несколько часов промозолил глаза Александру. Он занимался текущей сборкой двух Бегемотов под заказ. Я попытался сунуть нос в этот процесс, но слегка обжегшись паяльником посвятил оставшееся время ознакомлению с планировкой цеха и перекусону в рабочей столовой. Кстати очень «нажористый» обед выкатили.

Вечером взял такси и поехал в гости к Епанчинцеву Евгению Сергеевичу, вдохновителю бренда ESE Audio. Собственно, его направление это ЦАПы и вообще все что связано с цифровой областью аудио. У него в гостях был его друг Константин. Костя не связан с брендом, но они с Евгением давно дружны и очень плотно общаются. Константин, как я понял, индивидуально завершает многолетнюю разработку музыкального компьютера. Женин ЦАП торжественно «восседал» на столе. Слушать мы его не стали, а просто упаковали в специальный кейс и посвятили оставшийся вечер общению. Как-то так получилось, что только часов в одиннадцать вечера я вынырнул из неспешной беседы и засобирался. Москва гораздо масштабнее Питера, времени на дорогу уходит больше)))

Там же, у Евгения, я получил приглашение приехать в гости к Константину, на следующий день, для сравнительного теста звучания файлов с его компьютера и с СD проигрывателя REVOX. Позже выяснилось, что в тест включили упомянутый мною вариант файлов. Я однажды заметил, что все что качается с Qobuz загружается в контейнерах FLAC с компрессией от 20-ти до 50-ти процентов. Долго не обращал на это внимания, понимая, что распаковка, вероятно, предполагается в момент воспроизведения, налету, так сказать. А потом, как-то нашел у себя полупрофессиональную «прогу», которая может конвертировать файлы FLAC в WAVE уже без компрессии. Сравнил и срочно отконвертировал всю свою фонотеку в WAV. Звук получается пространственнее и глубже, отчетливее и «вкуснее» в серединке. В общем Константин тоже попробовал так сделать и оценил.

Еще одна причина теста была неочевидна для меня, как человека со стороны, не вовлеченного в процессы доводки звука с компьютера. Незадолго до описываемых событий Евгений закончил сборку и отладку USB платы. Она то и была применена в тот вечер на машине собранной Константином.

Сначала мы перекусывали и болтали. Константин с супругой очень гостеприимные люди и дома у них не чувствуешь скованности. Огромное спасибо им за такой уютный поход к жизни))).                                                       Затем, собственно, мы занялись тем, на предмет чего и собирались. Константин приверженец бренда Threshold, поэтому мощник, пред и цап представлены девайсами Нельсона Пасса. Однако для теста, вместо Threshold, подключили второй Женин  eSe DAC.

Акустика – винтажная Yamaha. Несмотря на мое «легкомысленное» отношение к этому бренду должен сказать, что данная пара звучала очень достойно.

Слушали CD диски, отрипованные c СD во FLAC файлы и затем отконвертированные из FLAC в WAV. В итоге единогласно было решено, что WAV переиграл с Костиного компьютера и CD, и FLAC. Потом подъехал Валера Литвак и привез USB кабель LIVING ATHMOS. Не буду вдаваться в детали, но L.A. не подкачал.  Валера и Костя договорились о записи его системы с родным обвязом и с кабелями LIVING ATHMOS.

И снова мы все вынырнули в действительность в двенадцатом часу. Хорошо, что Валера вызвался довезти меня до гостиницы. А ведь в багажнике машины у отеля одиноко мерз всеми забытый и покинутый цифро-аналоговый преобразователь ESE Audio DAC. Сказочное свинство, с моей стороны конечно. Наверно поэтому ЦАП со мной не заговорил ни разу, до самого Питера))).

На следующий день выехал пораньше и был дома часам к пяти вечера. Затащил ЦАПы и  предусилитель на третий этаж. Поставил оттаивать. Сим был завершен самый суетный этап мероприятия.  Уставший с дороги, согретый флюидами домашнего уюта рано пошел спать, предвкушая последующую приятную возню…

Итак, приступаем. Цапов набралось аж 5 штук:

1.       Berkeley Alpha DAC Series II MQA (балансный)

2.       Weiss Minerva (вроде как балансный)

3.       Meitner ma2 (балансный)

4.       ESE Audio (вход AES/EBU, выход на RCA)

5.       Concert Fidelity DAC-040 (вход BNC, выход ламповый на RCA)

Еще до полного сбора компонентов я сообразил, что межблочных кабелей RCA у меня не осталось вообще. Пришлось осуществить заимствование у Перевезенцева Валерия (VPAcoustics), но после XLR эти разъемы кажутся хлипкими и ненадежными, учитывая толщину и вес кабелей LIVING ATHMOS. Да и по звучанию XLR, на мой взгляд, гораздо богаче.

Мой Berkeley довольно сильно уступил Meitner, Minerva расположилась рядом с Berkeley, сравнивать их напрямую не стал. Достаточно того, что они выбыли из дальнейших тестов сразу. Довольно долго гонял Meitner ma2, звук богаче, но кажется немного смягченным. Потом позже понимаешь, что эффект смягчения мнимый и вызван он скорее раскладкой всех звуков на тончайшие составляющие, довольно сильно увеличивается глубина сцены, отлично читается локализация микродинамической «сволочи»))). Очень подкупающий, своей вкрадчивостью, звук. Однако певучести и натуральности немного не хватает. Со временем становится скучновато его слушать. Возможно ему будет дано слово еще раз после окончания теста, для закрепления и окончательной оценки.

Фаворитами стали ESE Audio и Concert Fidelity. Они же повергли меня в тяжелые раздумья по поводу выбора. Думаю, что начать стоит с ЦАПа ESE Audio. Выдающийся девайс без оговорок и условностей. Внешне все строго без излишеств. Отлично читаемый дисплей. Вместо пульта в комплекте идет полноценный смартфон с установленным приложением для управления и настроек. Несмотря на отсутствие блока аналогового выхода никакой «цифирьки» не прослеживается. Звук очень подробный и упругий, по всему диапазону. Например, я не помню, чтобы обращал внимание на то, что у всяких там колокольчиков и тарелочек проявлялась бы ярко выраженная «атака». Скорее ждешь этого от барабанов, гитары и клавиш. Но вот жеж … очевидность, х…лле!))) Это сразу обращает на себя внимание и привносит в микродинамический узор свежесть и вкусноту восприятия. Этот эффект есть на всех инструментах, мы ему особо и не удивляемся, но полнота проработки становится очевидна именно по краям диапазона слышимых частот. Потрясающая чистота «воздуха», в котором «живут» звуки. Ничто не вязнет в полураскрытом виде, никакой недосказанности в послезвучиях.

В Екатеринбурге данный цап был противопоставлен DCS Vivaldi, ни один из тех, кто участвовал в тесте не смог с полной определенностью отдать предпочтение тому ли другому. На таком уровне уже не работает определение «хуже-лучше». Скорее личностное восприятие, некоторое подсознательное взыскание тончайшего плана звуковых образов, которое очевидно только самому слушателю индивидуально. Я был и остаюсь потрясен услышанным.

Следом был подключен Concert Fidelity DAC-040. Это модель десятых годов нашего века. Честно говоря, после ESE Audio, я не ждал уже ничего, что стоило бы слушать, скорее для очистки совести подключил. Пока он прогревался отметил только, что «картинка» не менее масштабная и глубокая. Но когда цап «прижился» и «вошел в режим», то меня ждал еще один «фантомный дыб», если словами Пелевина. Такой кристальной ясности, конечно же, он не дает, хотя почти не уступает по детализации. Concert Fidelity имеет совсем иную подачу звукового материала, сосредотачивая внимание на душевно-сокровенном. Допустим, хоть и грубо, но можно привести такое сравнение: работы Брейгеля максимально детально передают суть изображенного события, тем не менее смотрятся цельно и вовлекающе. А вот работы Мане можно воспринимать только целиком, через игру цвета и светотеней впитывая настроение и глубину завораживающе живых образов.

Повторюсь, что это довольно грубое и поверхностное сравнение. Для наглядности в разнице к подходу.

О бренде Concert Fidelity и его творце Масатака Тсуда сведений немного. Это официальная информация из интернета. Известно только, что он, как Мастер, очень востребован в высокоинтеллектуальных кругах профессионального аудио, неплохой музыкант, исповедует традиционный, утонченно-изысканный подход к звукам, свойственный японской музыкальной культуре. Его изделия можно встретить на студиях высочайшего уровня, а также цифроаналоговые преобразователи Concert Fidelity стали основой данных процессов у Стива Хоффмана.

Должен сказать, что по итогам «бдений» я устыдился собственной горделивой уверенности в успехе мероприятия. Получилось, что я даже не в состоянии однозначно определить к чему больше тяготеет мое аудиофильское естество. Если бы мог себе позволить, то оставил бы оба ЦАПа и, будьте покойны, отсортировал бы фонотеку по наилучшей принадлежности к категории цифро-аналогового преобразования. Но! В силу обстоятельств прагматического характера придется выбирать что-то одно. Припомнилось, что мне уже за пятьдесят и не пристало исполнять неврастенические «кунштюки» из «пубертатного» аудио периода. Предстоит еще много чего услышать, чтобы однозначно говорить о своих предпочтениях. А пока фиксирую факты, в «копилочку», осмысливаю их и делюсь наблюдениями.

Теперь постараюсь рассказать об ESE Audio поподробнее:

ESE Audio, как я уже упоминал - детище Епанчинцева Евгения Сергеевича. Он сам из г. Тюмень, но перебрался в Москву вместе с семьей. Самые первые разработки были представлены на Урале, преимущественно в Екатеринбурге. Во многом изначальная известность бренда ESE Audio приобреталась усилиями Дмитрия Панькова, одного из самых крупных дилеров и энтузиастов Уральского региона. Выход нового бренда на рынок аудио всегда сопряжен с огромным количеством трудностей и преодолением «косности» восприятия. Частенько, добиваясь определенного результата, Аудиофилы «закукливаются». Кто-то в самом себе, кто-то в рамках небольшого сообщества, сформировавшегося за годы «эзотерических практик». Новые веяния извне встречается в штыки, в багинеты, так сказать. Правильно донести информацию, не травмируя и не разрушая опытные построения, формировавшиеся десятилетиями, удается не всем и не всегда. А вот, грубое и беспардонное вторжение в трепетную сферу сокровенного встречает категоричное неприятие и даже агрессию со стороны Аудиофилов среднего и старшего поколения. Поэтому, высказывая свое собственное любительское суждение, воспользуюсь информацией технического содержания, любезно предоставленной Евгением. Возможно сухие строки конструктивных параметров кому-то скажут больше, чем мои велеречивые «трели» лирического свойства)))

«eSe DAC реализован по принципу bit to bit (бит в бит), sample rate to sample rate (без изменения частоты дискретизации входного сигнала). Возможно включение/отключение цифровой фильтрации в сигнале с пульта дистанционного управления. Цифровой фильтр выполнен на широко известной микросхеме SM5847. Цифровые сигналы, независимо от входа, проходят стабилизацию, так сказать «очистку», от наведенного в них джиттера. Иными словами, остаются только данные, все остальные сигналы формируются заново, с внутреннего генератора ФАПЧ.

Кроме того, в ЦАПе установлены две ПЛИС от компании Intel, серии MAXV. Первая ПЛИС занимается мультиплексированием сигналов со входов с определением частоты дискретизации (sample rate) и разрядности цифрового звукового сигнала (resolution). Вторая ПЛИС отвечает за формирование всех необходимых сигналов необходимых для корректной работы микросхем digital to analog converter (ЦАП), коммутацией сигналов цифрового фильтра и управлением генератором ФАПЧ, с предельно низким уровнем собственного джиттера.

 

Устройство выполнено на мультибитных микросхемах ЦАП используемых в аэрокосмической промышленности и применяемых в высокоточной промышленной измерительной аппаратуре. Питание всех блоков ЦАП осуществляется по принципу – каждому потребителю свое питание.

 

ЦАП управляется с приложения eSe установленного на телефоне или планшете под операционной системой Android.

Корпус выполнен методом фрезерования. Передняя и задняя панели сделаны из дюралюминия Д16Т и имеют толщину 20 мм. Основание выполнено из этого же материала и имеет толщину 5 мм. 

Устройство имеет следующие характеристики: 

Входные интерфейсы:

                - SPDIF, входной разъем RCA (WBT);

                - USB, входной разъем USB B;

                - UPnP, входной разъем RJ45 Ethernet;

                - I2S, входной разъем RJ45 (не балансный, уровень TTL 3,0 – 5,0 вольта);

                - I2S, входной разъем HDMI (балансный, уровень LVDS);

Выходные интерфейсы:

                - аналоговый выход не балансный, разъем RCA (WBT);

Поддерживаемые форматы.

- SPDIF вход.  PCM сигнал - от 44,1 до 192 КГц, 16 или 24 бита.

- USB вход. PCM сигнал - от 44,1 до 384 КГц, 16 или 24 бита. DSD сигнал – DSD64, DSD128, DSD256.

- UPnP вход. PCM сигнал - от 44,1 до 384 КГц, 16 или 24 бита. DSD сигнал – DSD64, DSD128, DSD256.

- I2S входа. PCM сигнал - от 44,1 до 384 КГц, 16 или 24 бита. DSD сигнал – DSD64, DSD128, DSD256.

Примечание: сигнал форматов DSD преобразуется в PCM сигнал с частотой дискретизации 352,8 KHz разрешением 24 бита и далее преобразуется в аналоговый сигнал.

Технические характеристики.

                Диапазон воспроизводимых частот:

Для сигнала с частотой дискретизации 44,1 КГц с разрешением 16 или 24 бита – 10 Гц – 20,5 КГц по уровню минус 6 dbFs. (1)

Для сигнала с частотой дискретизации 48 КГц с разрешением 16 или 24 бита – 10 Гц – 22 КГц по уровню минус 6 dbFs. (2)

Для сигнала с частотой дискретизации 88,2 КГц с разрешением 16 или 24 бита – 10 Гц – 40 КГц по уровню минус 6 dbFs. (3)

Для сигнала с частотой дискретизации 96 КГц с разрешением 16 или 24 бита – 10 Гц – 42 КГц по уровню минус 6 dbFs. (4)

Для сигнала с частотой дискретизации 176,4 КГц с разрешением 16 или 24 бита – 10 Гц – 82 КГц по уровню минус 6 dbFs. (5)

Для сигнала с частотой дискретизации 192 КГц с разрешением 16 или 24 бита – 10 Гц – 94 КГц по уровню минус 6 dbFs. (6)

Для сигнала с частотой дискретизации 352,8 КГц с разрешением 16 или 24 бита – 10 Гц – 172 КГц по уровню минус 6 dbFs. (7)

Для сигнала с частотой дискретизации 384 КГц с разрешением 16 или 24 бита – 10 Гц – 194 КГц по уровню минус 6 dbFs. (8)

АЧХ во всем диапазоне воспроизводимых частот составляет – 0,5 db; (9)

Коэффициент гармонических искажений – 0,04%:

Уровень собственных шумов – минус 120 db. (10)

Примечание:

(3 – 8). Данные получены при использовании специализированного цифрового генератора сигналов. Уровень минус 6 dbFs это подаваемый уровень со специализированного цифрового генератора сигнала. Выбран исходя из условий, что максимальный уровень на звуковых записях не превышает данное значение.

(9) АЧХ во всем диапазоне воспроизводимых частот для (3-8) может отличаться от значения 0,5 db.

(10) Реальное значение может достигать минус 130 db при подключенной нагрузке 1 КОм.»

Если кому то потребуется дополнительная информация Евгению лучше писать на почту: [email protected]

 

 

Думаю, что «сим малым» можно бы и завершить первую публикацию, не убоюсь громкого слова, об Эпохальном событии в отечественном ЦАПостроении. А поскольку теперь мы с Евгением почти приятели, то осмелюсь пообещать, что все его последующие «прорывы» в области цифровых технологий для аудио будут освещаться мной, по мере их поступления в область вещественно-осязаемого)))

Далее, во второй части, опишу одно интересное наблюдение, связанное с практикой применения прототипа предусилителя от А. Трусова, предназначенного для моноблоков, его же разработки. Пока это набор компонентов, замаскированных под незамысловатый деревянный ящичек. Вручая изделие, Александр выудил откуда-то «колотушку», дыхнул на нее и оттиснул на крышке суровое предостережение для критиканов – «ПРОТОТИП!!!» Внешне, в прямом сравнении со строгим, брутальным Бегемотом, выглядит он немного несуразно и я обозвал его «Гонзиком», уж не знаю почему, но вот «Гонзик» и все)))…

 

Продолжение следует…

 

Всем Хорошего Звука! Да пребудет с Вами Аудиофильская Эпическая Сила!

 

Fishmerchant