Преобладают проплаченные елей и чудесные сказки. Продавцы не новодела всеми правдами и не правдами продвигают свой товар, скрывающиеся под масками продавцы новодела яростно сопротивляются. Истина же, как водится, посередине.
Как выяснилось, звучание отремастеренного новодельного винила многим по вкусу: песка нет, щелков мизер, и вообще громко-смачно-чётко. Что-ж, бытие определяет сознание, вкус формируется в процессе познания, а всё узнаётся в сравнении (разумеется, беспристрастном).
Black Sabbath "Heaven and Hell" (BMG – BMGCAT784DLP) 2021 remaster
Не зависимо от издания виниловые грампластинки одного выпуска (с одной и той же матрицы) могут звучать по-разному. Иногда существенно, иногда нет. Причина в количестве отштампованных пластов - типичный штамп пресса рассчитан на 700-1000 "разков". Первые пласты отличные, а чем ближе к концу жизни штампа, тем хуже. Если же допечатка до 1500 разков (коей и фирмачи не брезговали), то швах. Если масса винила качественная - разница меньше. Если оснастка штампа новая/настроенная, то разница тоже меньше. Эти факторы нигде не отражены. Так что любой винил - рулетка. В том числе пресловутый первопрессный.
Поэтому сравнивать винил надо бы с оговорочкой, отбраковывая явные выбросы. Сравнение проводить на одном настроенном вертаке и с одной проверенной иглой. В одном и том помещении на одной и той же аппаратуре, или в одних и тех наушниках. Иначе, смешаются кони и люди.
Для контроля прослушивания (и самоконтроля) необходим спектральный анализ. Хотя бы простенький.
Очень полезно отслеживать результирующий спектр, получающийся накоплением во времени максимальных значений по каждой частотной составляющей. Таковой на графиках ниже обозначен красной линией. Вы удивитесь, но для одного жанра музыки результирующий спектр винильчиков очень близок (технология изготовления постаралась). Поэтому любое значимое отклонение от типичного такого спектра - выброс заведомо.
Завал выше 10-12 кГц практически на каждом виниле. У большинства пластов спад начинается с 2 кГц, к которому прибегли в студии, дабы аккуратно прибрать цикающие сибилянты в области 6..8 кГц. Минимизация амплитуд высоких частот обусловлена технологией изготовления винила.
Если винил записан басовито, то в области 100 Гц просматривается бугорчик. Как правило, при ремастеринге сейчас приподнимают НЧ и ВЧ, а СЧ поджимают динамическим компрессором для пущей чёткости. На острые пики выше 20 кГц не обращаем внимания, они привнесены фонокорректорами, лентами аналоговых исходников и прочей чехардой. Напомню, выше ~16 кГц на виниле полезных составляющих нет по определению!!!
Начнём-ка с двух примеров (фрагментов в формате WAV 24-96) взятого наугад в Инете 3-го трека с эпохального альбома Black Sabbath "Heaven and Hell", увидевшего свет в 1980-м году:
1 - https://disk.yandex.ru/d/OmV1yxAVwOvyqA (148 Мб) - винил 1980 года
2 - https://disk.yandex.ru/d/hpHXYGwAUEIeqw (146 Мб) - винил перевыпуск 2021 года
Так-с, и что мы слышим? В чём именно разница состоит и насколько существенна?
Слух у людей очень сильно отличается. Кроме того, у каждого гомо сапиенс формируется свой вкус, свой эталонный образец звучания как аппаратуры, так и записей. И зачастую сей выросший из сермяжной практики мысленный образ ни в какие ворота не лезет с точки зрения правильного звука. При этом золотые сечения и каноны истинного звучания давно определены. По ним учат звукорежиссёров, остальной народ сам доходит методом набивания шишек, в частности, бесконечно покупая и продавая аппаратуру без навара.
Ещё раз отмечу (повторение - мать учения), что любой винил звучит специфически (иначе, чем тот же правильно записанный сидюк) по причине полосовой компрессии сигнала, применяемой на этапе изготовления матрицы для штампа пресса. Помимо обязательной "трамбовки" динамического диапазона в 40-45 дБ (амплитуда самого тихого и самого громкого звука различается в 100 раз), в студии колдуют со средними частотами, делая таковые более "чёткими" на слух. Именно поэтому звучание винила многим нравится.
Однако в погоне за продажами регулярно переиздаваемого новодела, последний ремастерят во всю ивановскую, раскрашивая звучок для пущей завлекательности. Глянем-ка на кусочек дифференциальной спектрограммы того же альбома Black Sabbath "Heaven and Hell", а именно Lady Evil издания 1980 года (RJ7672) и ремастера 2021 года , оцифрованных самолично:
Синий цвет означает, что сигнал новодела тише, а жёлтый/красный/зелёный, что громче. Флаки данных треков см здесь https://t.me/uniscope_88/18 . Оба пласта без признаков брака звука. Ремастер вообще аж 1е проигрывание.
В версии 2021 года активизированы частоты до 7кГц (особенно в области 1 кГц), дабы подчеркнуть вокальные экзерсисы и электрогитарные пассажи. Приподняты ВЧ (10 и 13 кГц). В области ультразвука вплоть до 47 кГц можно наблюдать проявления особенностей штамповки и свойств массы винила.
Так, а может это старпёрский Корвет-038 с его древней ГЗМ-018 что-то там наковырял? - воскликнет бдящий. И будет прав. Поэтому перепроверим-ка на свеженькой новенькой AT120 с хвалёной иголочкой Шибата:
Как видим из спектрограмм, новомодная перекомпрессия вылезает прежде всего в районе 1 кГц.
На слух AudioTechnica на ВЧ звучит помягче Корвета, т.е. высокочастотный спад явно сильнее. Флаки в формате 24-96 см: https://t.me/uniscope_88/21
Но в области 1 кГц разница между новодельным и неноводельным винилом ещё шибче! А в ультразвуке вообще зашквар (получается, Шибата на 95-м подвесе плодит широкополосный шум), хотя выраженных призвуков для летучих мышей (ГЗМ-018 расстаралась) выше 40 кГц не наблюдается.
Между прочим, новодельный винил парадоксально (не раскатался есчо, аль шлёпают без энтузиазма?) шелестит сильнее, и микро щелчков больше:
Насколько благозвучен ремастер??? Мнения наверняка разойдутся ;)))
===============================================================
http://dayrecords.ru/index.php/master-klass/39-pro-mastering-pod-vinyl
https://www.sst-ffm.de/en/frequently-given-answers#c127