Встроенным ЦАПом сейчас сложно кого-то удивить: такие решения встречаются как в бюджетном, так и в дорогом сегментах. Даже именитые High-End-производители встраивают ЦАП или предлагаются опциональный модуль. Честно говоря, у меня складывается впечатление, что в скором времени ЦАПы будут встречаться в усилителях так же часто, как в прошлом встроенные фонокорректоры. Т.е. в базовом варианте этот модуль будет присутствовать почти всегда, а раздельными функциями станут обладать только очень дорогие аппараты.
Но это все скорее теория, а что же в данном конкретном случае мы имеем на практике? Компания Rotel всегда относительно комфортно чувствовала себя в бюджетном сегменте, к которому относится и наш испытуемый. Да, это старший усилитель в линейке, но сама линейка — младшая в каталоге производителя.
Небольшой по размерам, но увесистый усилитель внешне совершенно точно идентифицируется как Rotel, если вы хоть раз видели продукты компании предыдущих лет. Внешне фирменный стиль выдержан четко, и это привычный, классический усилитель. Кнопка включения слева, там же гнездо для наушников и хорошо знакомый из прошлого переключатель для выбора пар акустических систем. Дисплей и переключение входов по центру, справа — регулятор громкости.
Сами органы управления весьма наглядны: это не тот случай, когда за все настройки отвечают пара кнопок и какое-нибудь хитрое меню. К тому же управление дополнено классическим пультом ДУ. Функционал усилителя достаточно богатый: линейные входы, ММ-фонокорректор, да и цифровых входов предостаточно — коаксиал и оптика, USB для подключения к компьютеру и USB на передней панели для iOS устройств, вдобавок и беспроводное подключение Bluetooth с поддержкой aptX.
Кроме непосредственной работы с разными источниками есть масса дополнительных настроек, начиная от таймера, который включает уход в ждущий режим, до параметров громкости для различных входов. Здесь во все нюансы можно и не вдаваться, а лишь сделать акцент на том, что функционал (а он богаче среднестатистического) позволяет сконфигурировать аппарат по своему усмотрению под большинство домашних задач.
Коммутация и управление
Исходя из описания, уже легко представить и заднюю панель, плотно заполненную входами (правда, только небалансными) и дополнительными интерфейсами: выход с предусилителя, выход на вторую пару акустики, управляющая коммутация, включая триггеры и RS232, LAN разъем и дополнительный USB исключительно для зарядки подключенных устройств. Много всего, не правда ли? Да, но в данном случае это не просто удобно, но и является возможностью использования аппарата для работы с большим количеством разных устройств. Как я писал выше, если в High End разделение функционала приветствуется, то среднебюджетному «комбайну» все же чем больше, тем лучше.
Хотя в плане «больше и лучше» к аппарату есть определенные вопросы. Например, подключение к сети только кабельное, Wi-Fi нет. Использоваться это подключение может только для сервисных нужд, таких как обновление прошивки или управление — никаких функций стриминга данное подключение не поддерживает (впрочем, качественный стриминг в этой ценовой категории вещь невероятная, видимо, поэтому его и не реализовали).
Однако если вы захотите использовать приложение Rotel Remote (есть для iOS и Android), вам тоже придется подключить провод. Отмечу, что на мой вкус приложение довольно примитивное, к тому же iOS-версия заметно притормаживала. Не знаю, как оно работает на Android, но рассчитывать на простое управление я бы не стал. Надеюсь, компания доработает и обновит его, и мы получим еще один удобный способ работать с техникой Rotel, ну а пока, если правильно подойти к коммутации, вполне можно обойтись и несколькими кнопками штатного пульта.
Под крышкой четырнадцатого
Теперь пора заглянуть под крышку аппарата. Внешне все выглядит прилично. Сборка аккуратная, конструкция уверенно-добротная. Дорогих аудиофильских комплектующих, понятное дело, нет, но кто бы стал их здесь искать? Зато есть классическое транзисторное усиление в классе AB (80 Вт / 8 Ом на канал) и внушительных размеров силовой тороидальный трансформатор. В схожем сегменте сейчас нередко встречается усиление D-класса, но пока все то, что мне довелось послушать, не убедило меня в однозначных преимуществах класса D. Встречались полуисключения, когда звучание, пожалуй, было неплохим, но вот чтобы однозначно лучше — нет. Поэтому усилительную часть Rotel A14 запишу в плюсы, но выводы оставлю на момент прослушивания.
В целом корпус аппарата заполнен «под завязку»: в конструкции несколько плат, в том числе верхнюю часть корпуса занимает плата ЦАПа, построенного на чипе AKM с поддержкой сигналов до 32 бит/768 кГц. По оптике и коаксиалу ЦАП понимает сигналы вплоть до 24 бит/192 кГц, а по USB есть поддержка DSD и DoP. Для систем на Windows нужно скачать и установить с сайта Rotel специальный драйвер, системы на OSX воспринимают ЦАП нативно.
Фонокорректор усилителя рассчитан только на работу с ММ-головками и никаких настроек не имеет. В целом это логично, и, пожалуй, попытка встроить бюджетный фонокорректор с поддержкой МС головок была бы в данном случае излишней.
Сначала грейте, потом слушайте
Процесс тестирования я построил следующим образом: сначала подключил усилитель в паре со внешним ЦАПом, чтобы попробовать оценить его именно как усилитель, а потом перешел на встроенный ЦАП в связке с компьютером. Переключался между акустикой и наушниками, послушал виниловые пластинки, а напоследок оставил подключение с разных гаджетов.
В состоянии «только из коробки» усилитель звучит резко и грубовато, поэтому я отправил его некоторое время поработать на шумовых сигналах, но без прослушивания. А через несколько дней подобных включений аппарат уже отправился на тест.
Звук усилителя светлый, верха чуть-чуть ярче нормы, но в целом звучание не лишено обаяния. Вспомнив прежний опыт общения, я подумал о том, что звук Rotel узнаваемый, и преемственность этот усилитель соблюдает.
В подаче заметна некоторая акцентированность на основных тонах, но выражено это умеренно — ощущения как от прослушивания военных маршей точно не возникает, да и послезвучия слышны и читаются хорошо. Однако заметную долю силового напористого характера со счетов не спишешь. Вообще у аппарата хорошее чувство ритма, динамика получается ровной по всему диапазону, нигде ничего не запаздывает, не смазывается, не возникает ощущения торопливости.
Бас глубже и объемнее, чем я ожидал, с хорошей наполненностью. Серединка не выпадает из общего характера подачи, но в ней прослеживается некоторое не то чтобы упрощение, скорее — усреднение звука. Нюансы и оттенки разных хорошо знакомых записей менее заметны, чем хотелось бы. В подаче верхних частот есть доля яркости и некоторая прямолинейность, но до уровня резкости или утомительности эти черты точно не доходят.
Сцена получается средней по ширине, но с небольшой глубиной. Образы и планы несколько упрощены, и аппарат делает акценты, опять же, на основных составляющих, а не на деталях и нюансах.
Детальность высокая, но, как я уже говорил, некоторое усреднение услышать можно, особенно на сложных записях и больших составах. По остальным чертам характера усилитель всеядный и примерно одинаково справляется как с малыми составами, так и с записями посложнее. Да, везде есть некоторая легкая усредненность, склонность к сглаживанию нюансов, есть и легкий акцент на ВЧ, и специфика ритмической подачи.
Прослушивание со встроенным ЦАПом
С родным ЦАПом звук получился немного другим. Чуть мягче, с более аккуратной подачей верхних частот, цельной, как бы округлой. Определенно больше слитности. Однако есть и формализация, как бы усреднение звука, вне зависимости от записи — заметно это как на обычных, так и на хайрезных изданиях. В итоге сглаживаются недостатки урезанных форматов типа MP3. Понятно, что 128 Кбит/с вы заметите легко, но при меньшей компрессии угловатость звука будет не так явно указывать на свою «пожатую» природу.
Если сравнить воспроизведение с компьютера, с Bluetooth aptX плеера и с телефона при кабельном подключении к USB разъему на передней панели, то можно заметить, что аппарат пытается в некоторой мере уравновесить характер звука, сгладить его недостатки. Разница в форматах слышна, и сравнивать какое-нибудь потоковое радио с планшета и воспроизведение хайреза с компьютера некорректно. Точно так же, как нельзя утверждать, что аппарат все играет одинаково. Разница заметна, однако недостатки компрессированных форматов не так режут слух.
В целом аппарат может выдавать достаточно цельный упругий звук, пусть не сверхдетальный, но честный, с неплохим объемом и наглядно-понятной сценой.
Что касается фонокорректора — он нормально справляется со своими задачами в поставленных рамках. В сочетании с бюджетным проигрывателем и ММ-головкой результат будет точно не хуже, а подчас и лучше, чем при использовании бюджетного внешнего фонокорректора. Хотя в ряде случаев, например, когда виниловых пластинок слушается много, можно задуматься и о выборе отдельного фонокорректора.
Что-то похожее можно сказать и о выходе на наушники. Какие-то серьезные наушники здесь будут излишними, но модели среднего сегмента, стоимостью примерно до 6-7 тысяч рублей вполне могут использоваться, и звук в равной мере будет зависеть от наушников и от усилителя — это уже точно тот случай, когда компоненты стоит подбирать достаточно внимательно. Хотя это утверждение справедливо в отношении любой составляющей тракта.
Выводы
Качественный аппарат с добротным ЦАПом на борту и хорошим набором функций. И это классический по многим параметрам усилитель, который будет интуитивно понятен и тому, кто купил свой первый аппарат и тому, кто первым усилителем обзавелся несколько десятилетий назад. Но в то же время по набору функционала усилитель абсолютно современен. Для своего сегмента Rotel A14 и выглядит весьма неплохо, и может быть использован в самых разных системах — от классического сочетания с CD-проигрывателем и проигрывателем винила до варианта, когда в стереосистеме собран звук (как с классических, так и с нескольких источников цифровых, включая телефоны-планшеты) и вплоть до вывода в стереорежиме озвучки для телевизора.
По результатам наблюдений и сравнений акустику к усилителю, на мой взгляд, лучше подбирать не очень тугую, но и не очень яркую по звуку. С яркой акустикой можно получить слишком акцентированные верха и жесткий звук. К колонкам с низкой чувствительностью стоит относиться аккуратно, но еще большее внимание при выборе следует обратить на импеданс. Если он склонен в процессе работы падать ниже явно 4 Ом, то не стоит рассчитывать на то, что такая акустика сработается с этим усилителем: звук получится упрощенный и с потерями, особенно заметными на небольшой громкости. А с правильно подобранной акустикой усилитель может звучать хорошо.
честное транзисторное усиление, уравновешенный звук, возможности для работы с большим количеством разных источников
склонность сглаживать недостатки записей даже тогда, когда речь идет о некомпрессированных форматах, ограниченный функционал при подключении к сети, отсутствие беспроводного подключения
72 900 рублей
Номинальная выходная мощность, непр.: 80Вт/канал
Общие гармонические искажения THD: (20Гц–20кГц) <0.03%
Частотная характеристика: линейные входы —10Гц - 100кГц ±0.5дБ, цифровые входы — 10Гц - 80кГц ±3дБ, вход Phono: 20Гц - 15кГц ±0.5дБ
Отношение сигнал/шум (IHF взвешенное по кривой А): линейные входы — 100дБ, цифровые входы — 103дБ, вход Phono — 90дБ
Интермодуляционные искажения (60Гц:7кГц, 4:1): <0.03%
Демпинг-фактор: 220
Входная чувствительность: линейные входы — 230 мВ, цифровые входы — 0 dBfs, вход Phono (MM) — 3,4 мВ
Входное полное сопротивление: линейные входы — 24кОм, цифровые входы — 75 Ом, вход Phono (MM) — 47 кОм
Перегрузка по входу: линейные входы — 4В, вход Phono — 50мВ, выход предусилителя — 1,2В
Выходной импеданс: 470 Ом
Регулировка тембра: ±10дБ в 100Гц / 10кГц
Декодируемые сигналы с входов Coaxial/Optical: LPCM (до 24-бит/192кГц)
Декодируемые сигналы с входа PC-USB: USB Audio Class 1 (до 24/96), USB Audio Class 2 (до 32/384), DSD и DoP
Требования к электропитанию: 230В, 50Гц
Потребляемая мощность: 280Вт
Потребление в режиме ожидания: <0.5Вт
Габариты: 430х93х345 мм
Масса: 8.2кг