Над отечественными самоделкинами у нас любят посмеяться, а напрасно. В иных условиях «белые вороны» становятся технокутюрье, которым выражают почтение самые влиятельные лица медиаиндустрии.
Участь «белой вороны» для Александра Понятова была предрешена буквально. Белогвардеец, родом из зажиточной купеческой семьи, — с такой биографией советские граждане сидели тихо до самой смерти. Говорят, потом мистер Poniatoff скучал по родине, велел высаживать березки возле офиса, но в 1920-м году было не до сантиментов. После долгого противоборства большевики одержали свою победу, и 28-летнему колчаковцу пришлось спасаться бегством в Китай. В отличие от западных, восточные диаспоры бывших подданных Российской империи 20-30-х годов вообще плохо изучены. Вот, например, чем занимался Юл Бриннер в Харбине?
Изначально Понятов планировал двинуть в США, но в итоге провел в Китае целых семь лет. Старые документы не сохранились, да и средств на путешествия не было. Однако пригодился опыт учебы в трех вузах: Казанском университете, Московском Императорском колледже и техническом колледже в немецком Карлсруе. В Шанхае Понятов устроился в местную компанию Power, занимающуюся электрооборудованием. Многолетний стаж позволил собрать 2000 долларов на дорогу и рекомендательные письма, а Лига Наций в 1927-м, наконец, стала выдавать беженцам паспорта.
В США Александр Понятов продолжил работу по специальности, хоть и начинал с небольших должностей. Но это были ведущие компании страны: General Electric, Pacific Gas and Electric и Dalmo-Victor Westinghouse. В последней удалось скопить стартовый капитал для собственного бизнеса. Помогала-таки крепкая хозяйская закваска Александра Матвеевича! Разумеется, он не был классическим Левшой — изобретателем-одиночкой не от мира сего. Это был толковый, цепкий инженер и организатор, который хорошо разбирался в людях, умел подобрать команду. Например, тот самый Рэй Долби начинал свою карьеру именно в Ampex.
Шла Вторая мировая война, и американское правительство не скупилось на заказы. Новая фирма Ampex была названа по инициалам основателя — Александр Матвеевич Понятов (Alexander M. Poniatoff Excellence) — и первоначально занималась все тем же электроборудованием для милитаристских нужд: генераторы, приводы, навигация. Но любая война рано или поздно заканчивается, и нужно было искать новые области сбыта.
![](http://img.stereo.ru/YG/b177a0e0c21de6f6fb3e13f5466f5862.jpg)
После разгрома Германии победители, СССР и США, основательно покопались в работах немецких специалистов. И не только космические и ядерные технологии отправились на новые квартиры. В поле зрения Понятова попал магнитофон AEG-Telefunken, чье производство началось еще в 30-х. На этом, несколько доработанном трофее демонстрировал фонограммы Джек Маллин — аудиофил-инженер. Пытаясь заинтересовать местных боссов, он имитировал живое выступление музыкантов и показывал в конце магнитофон за занавеской. Крупные игроки вроде RCA (кстати, тоже основанная соотечественником Давидом Сарновым) тогда проглядели потенциал магнитной записи и сосредоточились на грампластинках. Понятов принял решение заниматься магнитофонами, а финансовую руку помощи протянул Бинг Кросби.
![](http://img.stereo.ru/YG/cf4588cb1d5bb7c212f44fdabe000806.jpg)
До сих пор все музыкальные выступления по радио исполнялись вживую. Знаменитому певцу, который также вел радиошоу, совсем не нравилась атмосфера прямого эфира. Именно он воодушевился новинкой и сделал инвестицию в размере 50 тысяч долларов, а Джек Маллин пополнил маленькую команду Ampex. В то время это было 6 человек, включая самого Понятова. Пройдет не так много времени, и персонал Ampex будет исчисляться тысячами.
Первая модель магнитофона Ampex-200 в 1948 году стоила невялых 4 тысячи долларов. Это было дороже среднего автомобиля. Но после первых выступлений Кросби, будущее магнитного носителя стало очевидным. Причем не только для радиостанций, но и в других областях — от телеметрии до вычислительной техники. А профессиональные студии стали входить во вкус монтажа и многодорожечной записи, которую предложил Ampex в 1954 году.
![](http://img.stereo.ru/YG/52d3f992518b2bb295519cf5fb165722.jpg)
Но пионеров магнитной записи уже волновал следующий рубеж. После войны во многих домах появились телевизоры, стремительно развивались трансляционные сети. Репортажи, концерты, и прочая хроника — раньше все переносилось кинорегистраторами на пленку, что подразумевало определенную многочасовую процедуру: проявка, сушка и т.д. На конференции NARTB (Ассоциации телерадиовещания) рассказ о новых технологиях вице-президента CBS Уильяма Лоджа воспринимался как обычно — разговоры в зале, кто-то пришел, кто-то ушел. Но вдруг речь закончилась и на мониторах возникло изображение записи оратора с той же самой речью. Народ повскакивал с мест — мгновенная видеозапись! За занавеской оказался видеомагнитофон Ampex VRX-1000: они провернули тот же фокус, что и с трофейным «телефункеном» десять лет назад!
![](http://img.stereo.ru/YG/d75100c03c3c223c371e9de343fd4a18.jpg)
Не только Понятов и его команда собирались пристроить магнитофон под нужды видеозаписи. RCA, BBC и другие могущественные конкуренты экспериментировали на эту тему. Но только в Ampex догадались преодолеть одно очень важное техническое ограничение. С 1953 года в США работает хорошо нам известный стандарт NTSC. Фиксация и передача видео требует в сотни раз большей полосы пропускания частот. Это значит, что скорость дорожки относительно магнитной головки должна быть совершенно сумасшедшей — до 40-50 метров в секунду: такой агрегат было невозможно эксплуатировать.
Специалисты Ampex предложили поперечно-строчную запись на 2-дюймовую ленту блоком из четырех вращающихся головок. Каждая из них чертила в магнитном слое риску, содержащую 16 строк телесигнала. При этом сохранялись 38 см/с линейной протяжки ленты, но скорость нанесения поперечной риски при этом достигала требуемых 40 метров в секунду. Новый формат видеозаписи получил название Q и был в профессиональном употреблении от NASA до локальных телестудий около двух десятков лет.
![](http://img.stereo.ru/YG/d6511be319493fe86960ee69ad363c82.jpg)
В 1959 году Ampex VRX-1000 демонстрировали на выставке США в Сокольниках. Генсеку Хрущеву сказать было особо нечего, поэтому он включил режим шукшинского героя из рассказа «Срезал» и просто троллил будущего президента Ричарда Никсона. Американцы в долгу не остались и подарили на память видеозапись беседы, которую было не на чем воспроизводить.
60-е годы — период всемирного признания Ampex благодаря новым функциям электронного монтажа; поскольку в первых моделях обходились микроскопом с ножницами. Ampex HS-100 появился в 1967 году и имел возможность замедленного воспроизведения, что качественно изменило концепцию спортивных мероприятий и индустрию рекламы. Тогда же была выпущена переносная модель VR-3000, оцененная репортажниками. Как и ксерокопирование, видеозапись тогда называли «ампексированием».
![](http://img.stereo.ru/YG/2f4a5405615b86e889926e6f7abae11b.jpg)
![](http://img.stereo.ru/YG/4dcf3a2741db7942017a1087d30e2ba8.jpg)
Цены на технику Ampex измерялись десятками тысяч (еще тех!) долларов за единицу, но экономически это было даже выгодно. Представьте типичную задачу трансляции передачи с Восточного побережья США в другом часовом поясе. Раньше час кинопленки с проявкой обходился телестудии в 3000 долларов, а теперь можно было использовать катушки Ampex за 300 баксов, причем многократно.
В конце концов, в Ampex начали выпускать относительно недорогие компоненты и для обычных пользователей. Но в 70-х бытовой рынок пришлось уступить Sony и JVC, которые и так, скрипя зубами, вместе с остальными гигантами электроники выплачивали различные патентные отчисления Ampex даже после ухода компании с рынка.
Следующим аккордом компании были разработки системы видеографики и спецэффектов. К тому времени Понятов, который разменял девятый десяток, в инвалидной коляске, все также ездил на работу. В 1974 году его навестила советская делегация, но на родину он так и не съездил, слишком большими оказались противоречия между двумя странами. Старые обиды плохо забываются; Набоков например, вообще не верил в полет Гагарина, считал «потемкинской деревней». Александр Матвеевич тяготился ситуацией, у него даже не было наследников, кому можно было передать бизнес. И все-таки это была головокружительная карьера: Понятов умер в 1980 году в возрасте 88-и лет абсолютным авторитетом. Его компания пережила его, занимаясь цифровыми накопителями и в 2005 году получила 12-ю премию «Эмми» за исторический вклад в цветную видеозапись с замедленной скоростью. Остались имя, память, патенты и отличная техника, которую ценят все профессионалы.
![](http://img.stereo.ru/YG/c35170505a121dcc7333156af9be3264.jpg)