HI-END   в малогабаритной квартире

Рассуждения на заданную тему

 

                Я много лет увлекаюсь музыкой. Ну, в смысле, слушаю музыку. И конечно, мне всегда хотелось, чтобы дома была хорошая аудиоаппаратура. Хороший звук. Понятное дело, качественный звук дело недешевое, но аппаратура это не самое дорогое из того, что для этого нужно. Самое дорогое – это помещение, в котором эта аппаратура стоит. Желательно, чтобы это была специальная комната, предназначенная для прослушивания музыки. Ну, а если у вас средств нет, то есть денег не хватает, для такой шикарной жизни? Что делать тогда? Казалось бы, в век интернета, можно найти ответ на любой вопрос, ан нет.  На просторах сети я не нашел ни одной статьи, посвященной проблемме аудио в обычной малогабаритной квартире. Авторы большинства статей, посвященных домашнему звуку, исходят из предпосылки, что вы готовы выложить пару – тройку миллионов на оформление собственного концертного зала. А если нет, то и говорить с вами не о чем. Такая ситуация очень сильно меня расстраивала. В конце концов, я понял, что пора брать дело в свои руки. По крупицам собирая информацию на интересующую меня тему, я понял, что наконец могу сделать что-то хорошее, не влезая в кредиты и не питаясь впроголодь. И я хочу поделиться своим скромным опытом бюджетного улучшения звука в небольших помещениях. Я разбил свое повествование на несколько разделов. Вот они:

1.       Можно ли получить высококачественный звук в малогабаритной квартире?

2.       Кто вы: меломан, или аудиофил?

3.       Мы здесь живем.

4.       Бюджет вашего концертного зала.

5.       Размещение акустики в жилой комнате.

6.       Акустическая обработка помещения.

7.       Бас, он есть, или его нет?

8.       Вот оно, счастье! 

1.       Можно ли получить высококачественный звук в малогабаритной квартире? 

На мой взгляд, термин Hi-end зачастую используется в спекулятивных целях. Что может быть заманчивей для любителя музыки, чем заявление: «У меня дома hi-end акустика!». Это привлекает молодые, неокрепшие умы и сердца. На самом деле, понятие hi-end размыто, нет четких критериев: вот это hi-end, а вот это нет. Я использую этот термин в том  смысле, что в рамках предложенного бюджета и жилплощади, мы (вы, они) стремимся получить максимально качественный звук. О том, как этого добиться, я постараюсь рассказать в максимально сжатой форме. Во всяком случае, я надеюсь, что некоторых читателей развлечет мой рассказ, а некоторым он действительно поможет обрести кусочек счастья. Лично я до сих пор с удивлением и восхищением внимаю звукам, исходящим из моей средне-бюджетной  акустики. На основании своего многолетнего опыта мучений и поисков, я осмеливаюсь утверждать,  высококачественный звук в малогабаритной квартире получить можно!

2.       Кто вы, меломан, или аудиофил?

- «Я меломан, я меломан! »  Любители музыки со стажем наверняка помнят такую песню группы «Секрет». В те давние времена слово «аудиофил» было для меня практически ругательным, подразумевающим необоснованное (читай: нездоровое) стремление к усложнению и удорожанию всех компонентов системы воспроизведения звука. В некотором смысле, аудиофилы – изгои мира музыки, ведь самые известные и любимые массами композиторы и музыкальные коллективы, с точки зрения аудиофила, выпускают диски никуда не годного качества! Если вы читали обзоры самой дорогой акустики, наверняка обратили внимание на тестовые композиции, которые, с точки зрения автора обзора, позволяют наиболее полно раскрыть потенциал тестируемой акустики. Как правило, ни названия этих композиций, ни имена их авторов, ничего не говорят среднему любителю музыки. Создается впечатление, что для аудиофилов пишут музыку специально обученные люди. Может их композиции и не такие блестящие, как «Богемская рапсодия», зато какая детализация, какие сибилянты (или что там у них)! Ну, вы меня поняли. Так что я, конечно, меломан, меломан…

Однако, со временем, я проникся глубоким уважением к серьезности аудиофильского подхода, вниманию к «мелочам» и последовательности действий. Бесконечные исследования и эксперименты особо талантливых и упертых представителей этого племени привели к созданию целой науки: акустики персонального аудио. Конечно, в неразбавленном виде эта наука сильно попахивает религией, но основные принципы этой науки сами по себе достаточно просты и помогут нам улучшить звучание наших любимых с юности композиций. Так что, как говорит один мой знакомый, аудиофилы, спасибо за то, что вы есть!

3.       Мы здесь живем. 

Помните название статьи? Что значит малогабаритная квартира? Это значит, что вы с женой (в общем случае) живете в одной комнате, которая и спальня, и гостиная, и (если вы меломан) концертный зал. Тот самый, презираемый специалистами по акустике помещений, вариант: диван-кровать у одной стены, телевизор напротив. Опять же, если вы меломан, добавим сюда пару колонок. Куда поставим колонки? Конечно по бокам телевизора. Ну и усилок с компом будут где-то рядом. Не забудьте, мы здесь живем, значит, добавим шкаф-купе, комод и сервант. Как вариант, вместо серванта - гостиная. Обычная комната, три на четыре с половиной метра. Да, маловато для концертного зала, прямо скажем. Ситуация усугубляется тем фактом, что короткие стены заняты: одна окном и балконной дверью, другая дверью входной и шкафом-купе. Придется расположить диван вдоль длинной стены, Ваш потенциальный медиа-центр, соответственно, у противоположной стены.  Расстояние от колонок до противоположной стены получится не более 2,5 метров, до Вас, расположившихся на диване, итого меньше, около 2-х метров. Исключая откровенно фэнтезийные варианты расстановки мебели, такая композиция представляется мне единственно возможной. Вот что у нас получилось:

          

Конечно, было бы неплохо расположить колонки у короткой стены, отодвинуть их на полметра от стены, и т.д. и т.п., но мы не будем заниматься фантазиями. Авторов описывающих гипотетические комнаты для прослушивания предостаточно. Кому интересно, вот ссылка на прекрасную статью: https://www.audiomania.ru/content/art-4544.html. Подробно, понятно, достоверно, но абсолютно нереально для многих любителей музыки. В том числе и для меня. Не боюсь повториться, напомнив о том, что это жилая комната, в которой вы с вашей половиной живете, принимаете гостей, и все такое. Да, кстати, тут еще где-то собака лежит (живая) и кошка бегает. В общем, мы здесь живем.

4.       Бюджет вашего концертного зала (цены приведены на середину 2022 г.).

Если вы живете в такой живопырке, бюджет, отведенный вами на музыкальную систему, вряд ли тянет на миллион. Но! Каким бы скромным не был ваш музыкальный центр, вы можете помочь ему раскрыть свои таланты при помощи нескольких приемов, позаимствованных из арсенала аудиофилов. Для этого совсем не обязательно входить в серьезные расходы.

Для начала, заглянем на кухню производителей аудиотехники.  Как и все люди, живущие с процента от продаж, изготовители звуковой аппаратуры пускаются во все тяжкие, чтобы раскрутить доверчивого покупателя на бабки. Некоторые решения, принятые ими в процессе проектирования акустики, можно назвать техническими только с большой натяжкой. Итак, посмотрим, что можно изменить к лучшему в покупной акустике разных ценовых категорий.

4.1    Начальный бюджет.

К начальному бюджету, я, как меломан, отнес бы музыкальные центры стоимостью 10 000 ÷ 13 000 рублей. Люди, покупающие действительно дешёвую аппаратуру, не нуждаются в улучшении звука, им и так весело!

Но вернемся к нашим баранам. Вас никогда не удивляла толщина проводов, идущих от музыкального центра к колонкам? Даже у достаточно известных фирм, сечение проводов (у меня не поворачивается язык назвать это изделие гордым словом «кабель»)  в  нижнем ценовом диапазоне аудиотехники не превышает 0,35 мм2. Так и вижу такого серьезного японца, в очках и черных нарукавниках, с калькулятором в руках. Он ни чего не понимает в электронике, зато отлично разбирается в ценах на провода. Чем тоньше – тем дешевле. У вас нижний ценовой диапазон аудиотехники? Извольте соответствовать!  

Если вы не хотите тратить ни копейки на это дело, возможно у вас, или у вашего знакомого найдутся старые сетевые кабели достаточной длины, с сечением проводов, ну например 1,75 мм2. Разумеется медные, многожильные. Попробуйте заменить на них то, что установили экономные японцы, не пожалеете. Только не перепутайте полярность подключения акустики! Разумеется, обладатели новейшей техники с подключением колонок по bluetooth могут быть спокойны, у них проблема проводов решена радикально, и, на мой взгляд, неплохо.

Следующий пункт неоправданной экономии производителей – акустическое оформление колонок. У недорогих музыкальных центров колонки это, как правило, неразборный пластмассовый ящик, из которого колонка, как из носорога танцор. И снабженный, как будто в насмешку, фазоинвертором. Это такое отверстие в ящике, кто не знает. Может впереди, а может и сзади. Как ни странно, этот дешевый маркетинговый ход может помочь  вам несколько улучшить ситуацию с внутренними отражениям звука в колонках и улучшить разборчивость звучания системы. Через это отверстие можно аккуратно поместить в колонки некоторое количество синтепона. Между обратной стороной динамика и портом фазоинвертора желательно оставить пространство свободное от синтепона. Не надо трамбовать набивку, она должна лежать свободно. Скорее всего, рука в это отверстие не пролезет, поэтому не перестарайтесь, обратно вытащить лишнее будет затруднительно. Более серьезный апгрейд повлечет за собой материальные затраты сравнимые со стоимостью самого музыкального центра. Вам это надо? Если да, возможно вам стоит задуматься над приобретением более серьезной аудиотехники.

4.2    Средний бюджет.

Для меня это комп с хорошей аудиокартой, как источник звука, плюс колонки от 30 000 р. Стерео-усилитель от 30 000 р. Если все это у вас уже есть, отлично! Если нет, советую обратить внимание на вторичный рынок. Продавцы новой аппаратуры просто с ума посходили, задирая цены.

Итак, пошли по цепочке. Компьютер, скорее всего у вас есть. Какой, почти не важно. Главное, чтобы можно было его снабдить приличной аудиокартой. Зачем? Аудиокарта, собственно говоря, это ЦАП и предусилитель в одном флаконе. Чтобы не испортить все сразу, на этапе преобразования цифры в аналог, нужна хорошая звуковая карта. Ни одна из встроенных в материнскую плату звуковух не соответствует нашим целям.  Далее, медиаплеер. Здесь все ровно также. Все средства, предлагаемые Windows для воспроизведения звука, весьма посредственны, и годятся, разве что, для просмотра Ютуба. Прочитав пару  обзоров, вы легко найдете в сети хорошие плеера, как бесплатные, так и за символические деньги.

С компом разобрались. Теперь колонки.  Если они у вас уже есть, и менять их вы не собираетесь, последующие рассуждения можно пропустить.

Если вы хотите приобрести новую акустику, стоит сначала разобраться в структуре рынка, чтобы ваши кровные денежки не пропали зря. Есть фирмы, которые, на голубом глазу, выпускают все компоненты аудиосистем. Таких фирм много. Не хочу никого обидеть, поэтому не буду приводить названия. Кроме того есть фирмы, которые выпускают не только колонки и усилители, но и пылесосы, холодильники, телефоны и даже портовые подъемные краны. Кажется весьма разумным, приобрести все компоненты одного производителя. Изготовитель наверняка позаботился о совместимости плеера, колонок и усилителя. Да, это так. Но есть и другая сторона медали. Фирмы, которые выпускают только колонки, имеют многолетний опыт изысканий именно в этой области. Они постоянно работают над совершенствованием своей продукции, чтобы выжить в жесткой конкурентной борьбе. Тонкая настройка каждого элемента – это про них. Индустриальным гигантам это просто не нужно, они бьют по площадям. Поэтому, за одни и те же деньги вы, скорее всего, приобретете более качественный продукт, остановив свой выбор на узкоспециализированных производителях. Особенно, если вы точно знаете, что вам нужно в плане звука. На этом уровне звуковых предпочтений, появляются такие понятия, как «английский звук», или «немецкий звук», и прочая, и прочая. «Английский» звук более музыкален, но несколько мягковат. «Немецкий» – более четкий, но и более жесткий. Тут, как говорится, на вкус и цвет. Об остальных практически ничего не знаю.

Вы выбрали производителя акустики. Поговорим о размере. Размер имеет значение. Стало общим местом говорить, что большие колонки для больших помещений, маленькие для маленьких. Чтобы озвучить большие объемы, нужны мощные (читай большие) динамики, а в маленьком помещении они не смогут правильно работать, будут «задыхаться». Вроде бы, все логично. Но, давайте разберемся. Чем же отличаются маленькие колонки от больших, кроме размера? Сразу оговорюсь, речь пойдет о не очень красивых вещах, в духе теории заговоров, поэтому я намеренно не называю брендов производителей. Подставьте в текст любое название и попадете в точку. Обратимся к цифрам.

Младший брат из популярной линейки акустических систем имеет следующие основные характеристики:

Цена                                                    35 000 р.

Объем ящика                                  13 л.

Диапазон частот                            51 – 28 000 Гц

Мощность                                        100 Вт

Сопротивление                             8 Ом

Флагман этой же линейки:

 Цена                                                    130 000 р.

  Объем ящика                                 60 л.

  Диапазон частот                            44 – 28 000 Гц

Мощность                                        200 Вт

 Сопротивление                             8 Ом                                    

Остальные параметры, в рамках настоящего расследования (не побоюсь этого слова), нас интересуют мало.  Как говорится, найдите десять отличий. Ну, хотя бы четыре. И так, как говаривал Сократ, давайте исследуем. Посчитаем разницу по основным позициям:

                               В цене                                                3,7 раза

                               В мощности                                     2 раза

                               В объеме                                          4,6 раза

                               В частотном диапазоне             7 Гц (зато каких!)

Вспомните, когда вы последний раз включали свой 50-ти ваттный усилитель больше чем на 20% мощности?  В прошлую субботу? Бедные ваши соседи. Конечно, хорошо иметь запас по мощности, нелинейные искажения меньше, и т.д., но в маленькой комнате вполне достаточно  того, что предлагает младшая модель линейки. С запасом.  А если учесть, что специфика нашего помещения не позволит насладиться по-настоящему глубоким басом (об этом поговорим отдельно), то и 7 Гц добавки в басовом диапазоне окажутся невостребованными. Получается, что с нас просят денег в четыре раза больше просто за большой ящик. Конечно, большой ящик это хорошо, но все остальное просто идет прицепом, ущемляя ваш, и без того не королевский бюджет. То есть, и увеличенные размеры динамиков, и пассивные радиаторы нам совершенно ни к чему. Вполне возможно, что у старшей модели разделительные фильтры более качественные, и это уже серьезный бонус, но тут уже вам решать, стоит ли оно того.

Резюме: соотношение цена – качество стремительно растет с увеличением цены. Это конечно не открытие, но напомнить не вредно. Если вы собираетесь  озвучить 15 квадратных  метром жилплощади, выбирайте младшие модели акустики, там установлены практически такие же динамики,  как и в старших моделях. Если вы заморочитесь небольшим апгрейдом вашей акустики (без переделок корпуса), вы получите очень приятный звук за очень приятную цену.  Такой апгрейд будет заключаться в борьбе с внутренними отражениями и паразитными вибрациями корпуса. Снимите мидбасовый динамик и, через образовавшееся отверстие, обклейте корпуса  колонок изнутри сендвичем  из битумной виброизоляции и акустического поролона, а остатки объема заполнив распушенным синтепоном, соблюдая правила приведенные в п. 4.1, вы получите желаемый результат. Есть еще одна доработка, которая будет уместна на данном этапе совершенствования вашей акустики. Замените электролитические конденсаторы в разделительных фильтрах ваших колонок на более качественные. Это даст вам вполне ощутимую прибавку в качестве звука, особенно высоких частот.

                                                          

                                               Обработка внутреннего объема колонок.

 

  А если у вас золотые руки и светлая голова, вы, рассчитав и сделав новые корпуса, можете из вашего малыша сделать полноценную акустику, которая будет звучать (в вашей комнате) не хуже флагмана. Но это еще одна отдельная тема, найти по ней информацию не составит труда.

С другой стороны, если вы решились на покупку более крупных (и более дорогих) колонок, нет совершенно никаких противопоказаний для использования их в вашей комнате. Безусловно, большие колонки (40 - 60 литров) по умолчанию предоставляют динамикам больше свободы для жизни и песни. Главное, чтобы они вписались в ваш интерьер и, что не менее важно, в ваш бюджет.

Ну и конечно, при таком бюджете аудиотракта, нужны серьезные соединительные кабели, иначе все усилия по улучшению звука накроются медным тазом. Плавали, знаем. Если вы первый раз всерьез занялись проблемой акустических проводов, вам нужно знать несколько правил:

1.Провод должен быть толстым. При длине кабеля, соединяющего усилитель с колонками, до 4-х метров будет вполне достаточно проводов сечением 2,5 мм2.

2. Народная примета: мягкий кабель – чистый звук. Хороший многожильный медный провод жестким не бывает.

3. Не берите самые дешевые провода. На момент написания статьи, цена приличного акустического кабеля была примерно 300 ÷ 500 рублей за метр.

4. Почитайте обзоры, желательно, несколько. Не все, что там пишут это маркетинговые трюки. Провода и правда бывают музыкальные, жесткие, мягкие (в акустическом смысле) и т.д.

Пару слов об усилителе. Для среднего бюджета будет вполне достаточно мощности 40 ÷ 50 Вт. И, конечно, крайне желательно, чтобы его музыкальные вкусы совпадали с пристрастиями вашей акустики.

4.3    Высокий бюджет

Не думаю, что обладателю системы за 5 000 000 р. будут интересны наши потуги впихнуть невпихуемое. Разве что, чисто поржать. Наверняка они также являются обладателями отдельной комнаты для прослушивания музыки. Для таких клиентов есть масса информации по обустройству персональных концертных залов. Ничего нового по этому вопросу я им сообщить не могу. Могу только пожелать им, получить такое же удовольствие от обладания своей великолепной техникой, какое получает ученик третьего класса, купивший, на  отжатые от школьных завтраков деньги, свою первую bluetooth-гарнитуру. 

 

5.       Размещение акустики в комнате.

«Самый бюджетный способ улучшить звучание домашней акустики». Это прямая цитата из одной из многочисленных статей посвященных акустической обработке помещения. Вот ссылка на нее: (https://muzmedia.info/samyj-byudzhetnyj-sposob-uluchshit-zvuchanie-domashnej-akustiki/). В этой статье приведены пространные рассуждения о возможных вариантах улучшения акустических свойств вашей гостиной. А в качестве одного из примеров предлагается  фото одного бюджетного (по мнению автора), интерьерного решения этой проблемы:

Одного взгляда на сию инсталляцию достаточно, чтобы понять: автор страшно далек от реальных  бюджетных проблем. Статья не слишком профессиональная, на мой взгляд, но очень характерная. Создается впечатление, что авторы большинства опусов, посвященных этой теме, напрочь игнорируют самый широкий слой любителей музыки – людей живущих в «хрущобах» и «кораблях». Может, эти люди недостойны высочайшего внимания специалистов по акустике, или не разбираются в качестве звука? Или они ленивы и не хотят ничего менять в привычном интерьере своей маленькой, но уютной квартиры? Я так не думаю. Читая подобные материалы, большинство думает, что акустическая обработка помещения потребует серьезных вложений, приглашения специалистов, использования измерительных микрофонов и сложных расчетов. К тому же, у многих любителей музыки естественная акустическая коррекция звука (мебель, шторы, книги) снижает остроту проблемы, поэтому они не заморачиваются с акустикой помещения, справедливо полагая, что  музыка важнее звука. На самом деле первичная акустическая обработка комнаты требует лишь понимания нескольких базовых правил и небольших финансовых вложений. Вы легко сделаете ее самостоятельно. Хороший звук музыке повредить не может!

Есть такое выражение – танцевать от печки. В нашем случае, печкой является акустика нашей комнаты. Осмысленные усилия по улучшению акустических свойств вашей комнаты помогут вам получить качественно новый звук в вашей уже давно знакомой (и любимой) комнатушке. Предлагаю систематизировать ту массу информации по акустике помещений, которую на нас обрушивает 21-й век:

1.       Наш враг № 1 на этом пути – акустические волны, отраженные от различных препятствий: стен, пола, потолка и мебели. Причем самые вредные – первые отражения.

2.       Чем больше, ровнее и тверже препятствие, тем сильнее отраженная волна.

3.       Есть два способа борьбы с отраженными волнами: рассеяние и поглощение.

4.       С поглощением хорошо справляются панели из различных пористых материалов. Этакие акустические губки, впитывающие лишние звуки. Также с этой задачей неплохо справляется мягкая мебель с тканевой обивкой и плотные шторы.

5.       Рассеивающие панели представляют собой набор разно-направленных  поверхностей, разбивающих отраженный звук на мелкие фрагменты, как молот дробит камень. Специально изготовленные рассеивающие панели называются диффузорами.

6.       Грамотно используемое сочетание этих двух видов панелей позволит нам добиться необходимого снижения амплитуды отраженных волн. При желании сэкономить кровно нажитые денежки, вполне возможно изготовить собственными руками и то и другое.

7.       Единственный доступный нам (к огромному сожалению) способ борьбы с отражениями низкочастотных колебаний – это безжалостное обрезание сверхнизких частот с помощью эквалайзера и некоторых ухищрений, о которых мы поговорим в следующей главе. Причины столь прискорбной ситуации, мы также рассмотрим в главе специально посвященной басу.

                Пришла пора применить знания накопленные человечеством на практике.            Помните первый рисунок? Чтобы далеко за ним не ходить, вот он, с некоторыми изменениями:

                             

Как уже было сказано,  расстановку  мебели мы менять не собираемся. Единственное, что у нас имеет некоторую свободу передвижения, это колонки. Для начала, отодвинем их от стены, как и рекомендуют учебники. Это снизит амплитуду первых отражений. В нашем случае получится не более 50 см от динамиков до стены. Не бог весть что, но оно тоже работает. В этом можно убедиться, подвигав колонки вперед-назад. Многие советуют развернуть колонки «лицом» к слушателю, и это тоже реально, на слух, улучшает звук. И вот почему:

Во первых, направив колонки на слушателя, мы получаем наибольшую отдачу по звуку, особенно по высоким частотам.

Во вторых, развернув колонки, мы уводим первое отражение от  стены за слушателем в сторону, превратив его (отражение) из первого в пятое-десятое.

В третьих, большинство колонок имеют форму «чемодана» с жесткими внешними поверхностями, которые с готовностью принимают участие в процессе отражений и пере-отражений звука. Параллельно расположенные колонки создают между собой этакий резонатор, работающий на длинах волн кратных расстоянию между колонками. Повернув колонки так, как показано на рисунке, вы ликвидируете этого паразита, не отходя от кассы.  При таком повороте колонок появляется общая музыкальная  сцена, локализация отдельных инструментов и голосов перестает быть привязанной к динамикам. Лично у меня, во время эксперимента, возникло именно такое ощущение. Вот так! И все это – бесплатно, легким  движением руки. Даже если ваши колонки имеют обтекаемую форму, попробуйте такое расположение, проверив эффект на слух.

Есть еще один объект, не привязанный намертво к интерьеру – это вы. Оптимальная точка прослушивания  в вершине равностороннего треугольника, образуемого колонками и вашей головой. Очень хорошо, если при этом, расстояние от колонок до вас будет примерно равно расстоянию от вас до тыловой стены. Расположившись слишком близко к стене, вы окажетесь под  давлением басовых резонансов комнаты (смотрите в следующей главе). Конечно зона качественного прослушивания несколько шире, но если вы слушаете музыку в гордом одиночестве, вы теперь знаете, куда поставить кресло.

 

 

6.       Акустическая обработка помещения.

Перейдем непосредственно к обработке помещения. Начнем со стен. Самое сильное отражение и, соответственно, самое вредное – от ближайшей стены, той, что за колонками. Второе  по вредоносности – отражение от стены за слушателем. За колонками установим поглощающую панель. Поролон толщиной 50 ÷ 100 мм (100 лучше, чем 50) подойдет как нельзя лучше. На мой взгляд, проще купить готовую акустическую панель. Это симпатично и эффективно. Панель 1 х 2 метра (В х Ш) обойдется вам от 2000 до 5000 рублей, в зависимости от толщины поролона и конфигурации ячеек. Если есть желание заморочиться, можно самостоятельно изготовить панель из минеральной ваты, но придется делать для нее какой-то каркас, декорировать ее тканью и подумать о том, что мелкие волокна минваты могут доставить крупные неприятности обитателям квартиры, проникая в самые неподходящие места. У вас, скорее всего, даже сэкономить не получится. Если колонки стоят в нише, также нужно заглушить все стенки этой самой ниши. Такая панель решит проблему отражений процентов на 80. Вы почувствуете это сразу.  Улучшится детализация, прозрачность. Сцена получит глубину.

Стену за вашей спиной глушить не рекомендуется, вы рискуете получить «ватный», невзрачный звук.  Здесь пригодится рассеивающая конструкция. В качестве оной может выступить пара полок с цветами и книгами. Покупные диффузоры стоят неадекватно дорого, как нечто высокотехнологичное. Может быть они и правда, очень точно рассчитаны и изготовлены, но кто даст гарантию, что они подойдут конкретно в вашем случае? В конце концов, это только набор деревянных колобашек. Вы можете сами изготовить диффузор, руководствуясь информацией, полученной из многочисленных сетевых ресурсов, посвященных этому вопросу. Самый бюджетный диффузор, это набор из березовых поленьев разного диаметра (50 – 100 мм) и разной высоты (20 – 100 мм) наклеенных на лист фанеры вплотную друг к другу. Крепление элементов диффузора лучше продублировать саморезами. Для изготовления элементов диффузора можно использовать и палисандр (если у вас найдется в кладовке), а можно и сосну. Минимальный эффективный размер рассеивателя в нашем случае – 0,5 х 1 метра (В х Ш). Расположить его желательно прямо у вас за спиной, на высоте динамика. Хочу только предостеречь от слишком объемных проектов, диффузор вещь довольно жесткая, в прямом смысле. Будет довольно неприятно, каждый вечер, ложась спать, биться головой об акустическое оформление. Оно вам надо?   

Самый простой способ борьбы с отражениями от левой стены – задернуть штору! Очень бюджетно, не правда ли? Конечно, эффект от этого будет только в том случае, если штора плотная, например блэкаут с подкладкой. Толстый бархат тоже подойдет. Выбор за вами. Чем больше на шторе будет глубоких складок, тем сильнее будет эффект. Не забывайте, у вас о-о-очень маленькая комната, и переглушить ее очень легко, например, полностью задернув штору. Все надо проверять на слух.

Проблемная зона на правой стене приходится как раз на входную дверь. Казалось бы, чего проще, открыл дверь, вот и нет отражения. Но такое действие создает проблем больше, чем решает. Можете, в качестве развлечения, придумать несколько. Мы дверь закроем и повесим на нее небольшой кусок поролона, примерно 0,5 х 0,5 метра, опять же на высоте динамика (или вашего уха, как вам больше нравится). Есть еще одно действие, могущее принести пользу – приоткрыть дверцу шкафа с одеждой, получите шикарную поглощающую панель (или бас-ловушку). Но это так, экспромт, пища для ума самых творческих личностей.

Говорят, что очень хорошо положить на пол, перед слушателем, ковер с высоким ворсом, а потолок обшить гипроком, но это не вписывается в концепцию дизайна комнаты (как его понимает моя жена) поэтому специального акустического оформления потолка и пола у нас не будет. Можно было бы по полу разбросать домашние тапочки, диванные подушки и т.п. Можно было бы на пол положить собаку, если она у вас достаточно большая, чтобы эффективно поглощать колебания, и достаточно старая, чтобы не убежать до конца прослушивания. У вас нет собаки? Очень жаль, хотя к акустике это не имеет прямого отношения. Мы ничего этого делать не будем, у нас все уже и так неплохо.

 

7.       Бас, он есть, или его нет?

Немного ностальгии. После смерти отца мне досталась в наследство радиола «Эстония -2».  Вот это была акустика! Два 200 мм широкополосных динамика, деревянный корпус, задняя стенка из перфорированного оргалита. Ламповый усилитель! А какой был звук! А, собственно говоря, какой был звук? Честно сказать, не помню. Помню, что было громко. Помню, что нам было хорошо. Эх, молодость! Потом, поддавшись на магию слова «стерео», я, потратил деньги, отложенные мамой на мою будущую свадьбу, и приобрел «Эстонию – 002 стерео» с колонками 10МАС. Какой был бас! Баса было много. Бух! Бух! Бух! Потом были 60-ти литровые самодельные колонки на советских динамиках. Оказалось, в басовом диапазоне существуют ноты! Причем разные! Это был культурный шок. Шли годы. В продаже появилась импортная аудиотехника. Опять поддавшись на магию слов «Made in Japan» (чувствуете тенденцию?) я, уже женатый, приобрел микросистему «Technics» и долго мучился, пытаясь постичь волшебство «фирменного звучания». Не постиг. Потребовались годы, чтобы понять: - Король - то го-о-олый! Где бы ни была сделана микросистема за 300 у.е., нормального звука ожидать от нее, по меньшей мере, наивно. Тогда, собрав в кулак волю и последние деньги, я отправился на поиски настоящего звука, звука, который радует, звука, который не утомляет. Теперь я понимаю, что это путешествие длиною в жизнь, путешествие которое, скорее всего, не закончится никогда. Однако, на этом пути, иногда приходится делать остановки. Сейчас как раз такой момент. Пользуясь случаем, можно подвести промежуточный итог. Впрочем, о чем это я? Мы же собирались про бас. Ну, так это все про бас и есть.      Наконец-то получив в свое распоряжение качественную акустику, с частотой резонанса в районе 50-ти Гц, реально и музыкально исполняющую басовые партии (в этом я убедился в шоу-руме магазина), я приготовился наслаждаться всем спектром музыкальных чудес, от Моцарта до Linkin Park. Но, установив их на заранее приготовленные позиции в своей квартире, я  с ужасом понял: тот самый бухающий на одной ноте бас, характерный для пресловутых 10МАС, никуда не делся, вот он, звучит фоном, в любой мало-мальски насыщенной басом композиции. Все усилия по построению личного концертного зала пропали даром. Жизнь прошла зря. Несмотря на всю акустическую обработку помещения, резонансные явления в басовом диапазоне никуда не делись. Да и не могли никуда деться. В чем же дело? А дело было НЕ ТОЛЬКО в акустических системах. Между стенами комнаты и источником колебаний – динамиками образуются низкочастотные стоячие волны, причем, самыми активными участниками процесса при этом являются углы комнаты.                                     

                         

Как видно из рисунка, расстояние от динамиков до углов комнаты, в нашем случае, составляет от 3-х до 4-х метров. В предположении, что в это расстояние укладывается полдлины волны, получаем частоты примерно 0т 40 до 60 Гц. На этих частотах ваша комната и будет создавать тот самый пресловутый бубнеж, если конечно ваши динамики могут воспроизводить такие низкие частоты.  Кстати вот вам причина, по которой слушателю не стоит усаживаться у самой стенки – попадете под удар резонансных колебаний между боковых стен. Поглотить, или рассеять эти колебания будет весьма затруднительно, и вот почему. То, что продавцы акустического счастья бессовестно называют басовыми ловушками, на самом деле таковыми не является. Несмотря на название, в характеристиках этих изделий честно написано: работают от 300 Гц и выше. Это скорее среднечастотные угловые поглотители. Полезная вещь, однако, никакого отношения к басу не имеющая. Настоящая басовая ловушка должна иметь размеры сравнимые с длиной волны поглощаемых колебаний. Представьте себе поролоновые колонны высотой в 2,5 метра (потому что выше потолок не пускает) и диаметром 1,5 метра по углам вашей комнаты. Не можете? Я тоже не могу. Что же делать? После долгих и мучительных размышлений, я пришел к выводу: есть  только одно средство избавиться от бубнящего баса в маленькой жилой комнате – беспощадно обрезать басовую составляющую. Эквалайзер вам в руки! Понимаю возмущение большинства меломанов. Обрезать бас? Собственными руками? Бред! Я и сам прошел все стадии принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессию и, наконец, принятие. Так что не торопитесь придавать анафеме сию монографию. Вам предстоит долгий путь через все стадии.

Конечно, если вам нравится густой, сочный бас, не стоит наступать на горло собственной песне. Смело пропустите последующие рассуждения.

                Представим, однако, что вы уже готовы принять неизбежное. Хочу вас немного успокоить, на самом деле не так уж много придется отрезать. Конечно, чтобы привыкнуть к обрезанному басу, потребуется время. Иногда придется возвращаться назад. Но уверяю вас оно того стоит. Есть несколько способов достичь необходимого результата.

               

 

Способ №1

Заткнуть порт фазоинвертора куском поролона. Некоторые производители прилагают такие затычки к своей акустике в комплекте. Это косвенно подтверждает то, что мы двигаемся в правильном направлении. Разные колонки реагируют на это по разному. У некоторых бас станет более «спортивным», постройнеет, подберет живот, станет более подвижным. У других станет «тухлым» и невнятным. Надо пробовать.

Способ №2

Поместите в порт фазоинвертора распушенный синтепон. Проще всего отрезать полосу материала шириной примерно 50 мм и скрутить из него этакую улитку. Меняя плотность скручивания можно менять силу эффекта. Опять повторю: надо пробовать.

Способ №3

Использовать эквалайзер, желательно параметрический, чтобы можно было двигать частоту среза и крутизну фронта. Это я написал для особо одаренных, тех, у кого абсолютный музыкальный слух и масса свободного времени. Для обычных людей будет достаточно регулятора тембра НЧ, имеющегося на борту усилителя. На мой взгляд, достаточно повернуть регулятор на пару делений против часовой стрелки, чтобы снизить «буханье» до приемлемого уровня. Все регулировки делаются на слух, и это правильно, ведь, в конце концов, главное – это приятные ощущения от музыки. Это не заменишь никакими измерениями и расчетами.

Способ №4

Комбинация 2-го и 3-го способов.

8.       Вот оно, счастье!

Подведем итоги. Мы сделали все, что смогли (по моему мнению) для улучшения качества звучания средне-бюджетной акустики в малогабаритной комнате:

1.       Приобрели хорошие кабели.

2.       Заменили емкости в фильтрах.

3.       Обклеили внутреннюю поверхность колонок сендвичем из автомобильной битумной виброизоляции и акустического поролона.                                         

4.       Заполнили оставшийся объем распушенным синтепоном.

5.       Установили в порты фазоинверторов заглушки регулируемой плотности.

6.       Отодвинули колонки от стены и развернули лицом к слушателю.

7.       Заглушили стену за колонками и входную дверь.

8.       Задернули плотную занавеску на окне (наполовину).

9.       Установили на тыловую стену рассеиватель (диффузор).

Все это очень хорошо, скажете вы, но на что конкретно влияет каждое из описанных действий? Попробую описать свои ощущения. Возможны некоторые повторы, но сведение в один список всех результатов доработок выглядит логичным, как чек после обеда в ресторане. И так:

1.       Замена акустического кабеля на более толстый дает ощутимую на слух прибавку, как высоких частот, так и баса. Как будто вы протерли запотевшее окно и увидели все, что творится на улице во всех подробностях.  А если это к тому же качественный кабель из бескислородной меди, то из звука исчезнет песок, некая хрипотца, которой в записи не было и быть не могло.

2.       Замена емкостей в разделительных фильтрах колонок, на мой слух, в первую очередь влияет на качество и количество высоких.

3.       Обработка внутренних  стенок колонок улучшает детализацию, вы начнете лучше слышать отдельные инструменты и голоса, внезапно поймете, о чем поется в знакомой англоязычной песне.

4.       Наполнение  акустики синтепоном создает иллюзию увеличения объема ящика. Это немного снижает резонансную частоту, улучшает звучание низких частот, делая их более четкими.

5.       Установка в порты фазоинвертора заглушек регулируемой плотности снижает «буханье» на сверхнизких частотах, делая бас более быстрым и разборчивым.

6.       Манипуляции с расположением колонок, как уже было сказано, влияют в первую очередь на единство музыкальной сцены и локализацию инструментов и голосов.

7.       Установка поглощающей панели за колонками вносит наибольший вклад в качество звука, как наводка на резкость объектива фотокамеры. Разборчивость и детализация поднимаются на новую высоту.

8.       Догадайтесь сами, что дают боковые поглощающие панели.

9.       Диффузор на тыловой стене, по идее, должен расширять пространство. Честно говоря, ярко выраженного эффекта я не заметил. Может потому, что диффузор был последним пунктом в моей программе. Но хуже точно не стало. И потом, это просто красиво.                       

 В результате мы получили звук с прозрачными, спокойными верхами, разборчивой, информативной серединой и аккуратным, плотным и довольно быстрым басом. При этом мы обошлись без лишних затрат. В предположении того, что диффузор был сделан своими руками, основные затраты ушли на акустический поролон, мастику для внутренней обработки ящиков и синтепон для их набивки. Всего ушло не более 10000 рублей. С чем вас и поздравляю! Тот, кто дочитал до конца, наверняка понял, что все эти рассуждения сделаны не на кончике пера. Конечно, я решил поделиться своим личным опытом. Вот моя комната:                                                          

                Правда осталась масса недоделок. Например, я ничего не сделал со стеклянными витринами гостиной и бокалами, которые стоят внутри. Хотелось также сделать новые (литров этак на 40) корпуса для колонок. Я надеюсь еще вернуться к этой теме ближе к зиме. А пока лето, надо гулять по лесу с собакой, кататься на велике, а по вечерам слушать прекрасную музыку. Чего и вам, от всей души, желаю!

  Конечно, существует масса более подробной и более профессиональной информации на тему домашнего аудио, например: https://www.audiomania.ru/content/art-1159.html, и, при желании вы можете воспользоваться советами специалистов в области акустики по любым интересующим вас вопросам. Но не боги горшки обжигают. К любым методикам и наработкам стоит подходить с известной долей скепсиса и больше доверять своему здравому смыслу и, конечно, своим ушам. Если вам нравится как звучит ваша акустика, значит вы все сделали правильно!

P.S.

                Прошло больше года после написания статьи. За это время я таки сделал новые, на 45 литров корпуса для своей акустики. Это несколько добавило баса, улучшило звучание средних частот (наверное), но червячок недовольства некоторой размытостью баса потихоньку продолжал меня грызть. Столько усилий, а результат, в плане баса, остался под вопросом. Решение пришло совершенно случайно. Когда я выполнил все пункты своей программы, я вдруг вспомнил еще одну рекомендацию, которую беспрекословно выполняют аудиофилы: подложил под колонки мраморные подкладки. На них ушла старая столешница из химической лаборатории, много лет простоявшая в пыльном коридоре нашего предприятия (бюджет рулит!). Совершенно не представляя, что мне это даст, кроме морального удовлетворения, я любовно выпилил две плиты 3 х 30 х 45 см, покрасил их своей любимой молотковой эмалью и торжественно водрузил на них свои новые колонки. В качестве ножек я использовал кусочки резинового листа 3 мм толщиной. Результат я ощутил не сразу. Так часто бывает, когда не знаешь чего ожидать от проделанной работы. Уменьшение вибрации? Ну и что? Однажды я обратил внимание на приятное, четкое звучание бас гитары в композиции Dire Straits. Стал слушать внимательнее, и, о чудо! Оказалось, что точно также улучшились низкие частоты на многих других композициях. За исключением записей, которые изначально страдали недоношенным басом. Ну и хрен с ними. Так что два куска камня решили проблему, которую я пытался решить многие годы. Вот такая вишенка на торте. Кстати басовый регулятор тембра я вернул на нулевую отметку. Мне нравится то что я слышу! Опять!

                Пока писал этот постскриптум, потрогал рукой полку на которой стоит моя акустика: вибрации все еще присутствуют! Возможно следующим шагом будет установка колонок на шипы, не знаю. Путешествие продолжается!