Сегодня у нас необычный тест наушников, потому что главных героев два: сами наушники и новый аудиоформат. Dolby Atmos в музыке — это не тот случай, когда процессор взял и добавил психоакустическую обработку, ревербератор и задержку ради «эмуляции большой сцены».

Dolby Atmos — это заранее подготовленное звукорежиссером сведение трека с дополнительными дорожками. Все ради пространственного звучания, а в нашем случае — еще и в наушниках. Тема интересная и актуальная.

Тест я поделю на две части: сначала расскажу о самих наушниках, а затем о том, почему Dolby Atmos — это в каком-то смысле революционная технология, которая может сильно повлиять на привычное всем стерео.

Под яблоней

Техникой Apple я пользуюсь очень давно: в моих руках побывали и первый пластиковый лэптоп iBook, и первый iPhone, и только первый iPod прошел мимо меня — их плеер я начал использовать с версии iPod Mini.

В комментариях я уже как-то упоминал, что изначально склонен позитивно оценивать яблочную технику. Однако, например, наушники Apple AirPods Pro мне не понравились (подробности в тесте).

Это как бы неплохие наушники, но «неплохих наушников» на рынке пруд пруди, а тут ты ожидаешь какого-то особого подхода, инноваций, того самого «think different». Да еще и затычки, а я такой формат в принципе недолюбливаю. 

На самом деле, я считаю, что у Apple всегда было не очень хорошо со звуком — там, где есть механика. Их первая колонка Apple iPod Hi-Fi внешне выглядела довольно нелепо, а играла так и вообще на уровне недорогой компьютерной акустики тех лет.

Наушники Apple Pods и последующие их беспроводные версии я считаю гениальными с точки зрения анатомии уха и удобства, но признаемся честно: по звуку они не дотягивают даже до среднего уровня. Новая HomePod стоит в три раза больше того, на что играет (если сильно хочется умную колонку с Siri — уж лучше брать ее Mini-версию).

И вот только о наушниках AirPod Max (после длительного тестирования) я готов сказать, что они играют. Пусть и не на 62 000 рублей (официальная цена на момент написания материала) в сравнении с конкурентами, но достаточно хорошо, чтобы сказать, что Apple наконец-то добралась до уровня начального Hi-Fi. А это уже немало!

Анбоксинг

Как и полагается технике Apple, наушники поставляются в красивой белой картонной коробке, внутри которой, помимо пары наушников, лежат сумка и провод для зарядки USB-C — Lightning. Самого зарядника (как и у iPhone) в комплекте нет. 

Шутки о том, что сумочка для AirPod-Max похожа на бюстгальтер, вероятно, уже видели все. Однако хочу сказать, что у этого чехла есть достоинства. Во-первых, он действительно маленький и не занимает места в отличие от стандартных футляров для наушников.

Во-вторых, он качественно сделан — из искусственной кожи, с магнитной застежкой. Выглядит хорошо и прост в использовании. Наконец, он оригинальный — и это я вижу серьезным достоинством. Ведь нужна смелость, чтобы заявить нестандартный дизайн на рынок — и хорошо, что Apple ее не растеряла.

Сами по себе наушники сделаны круто. Металлический каркас (нержавеющая сталь) оголовья покрыт мягким, приятным на ощупь прорезиненным материалом, а широкая верхняя часть — сеткой. В итоге голова не потеет: я несколько часов сидел в них этим летом во время московской жары и не отметил никакого дискомфорта.

У наушников телескопические дужки, но у них дальняя посадка. Если у вас маленькая голова — я бы рекомендовал сначала примерить, потому что мне вообще не пришлось выдвигать дужки, а у меня голова среднего размера.

Шарнир крепления дужки к корпусу самого наушника задуман очень здорово. Он позволяет не только поворачивать корпус, но и имеет небольшой пружинящий ход назад, меняющий угол прилегания амбушюры к голове. В итоге нижняя часть наушника хорошо садится и не дает промежутка между шеей/верхней челюстью и ухом (если, конечно, наушники подходят вам по габаритам).

Сами по себе амбушюры — одни из самых удобных, что я встречал. Они покрыты сетчатой тканью, а сделаны, как пишет компания, из «акустически оптимизированного пеноматериала». Размер у них большой, и ухо легко помещается внутри — нигде не давит. Материал приятный для кожи, очень мягкий. Вышеописанный шарнир прижимает наушники к голове, но делает это без лишнего усердия, поэтому чувства давления на голову у меня не возникало даже после длительного ношения.

Амбушюры легко снять и заменить новыми — в российском Apple Store они стоят 7 490 рублей за штуку и представлены во всех пяти расцветках.

Наушники не легкие — 384,8 граммов согласно паспортным данным. На голове они ощущаются и утяжеляют ее, что особенно заметно, когда поворачиваешь или наклоняешь голову — появляется дополнительная инерция. Зато держатся очень хорошо. Я пробовал трясти головой, исполнил короткий хедбэнг — они держались как влитые (думаю, это вновь заслуга чудесного шарнира). 

Чашки наушников — чисто яблочная тема: алюминиевый корпус, привычный владельцам ноутбуков и лично мне напоминающий первый iPhone. Приятный на ощупь и, думаю, крепкий. Наушники относятся к закрытому типу — что слушает надевший их человек, практически не слышно, даже если выкрутить громкость.

Однако в самом корпусе есть небольшие прорези на нижней части — видимо, там расположены микрофоны и туда же отводится воздух от работы драйвера.

Внутри стоит один широкополосный излучатель — судя по фото на сайте, вполне приличного размера. Там же указано, что у него два кольцевых неодимовых магнита — «как в профессиональных напольных колонках».

Последней фразой я бы на месте маркетологов Apple все же не позорился, но, возможно, люди верят всему написанному. Главное же, что никаких уникальных технологий, судя по всему, нет — большой классический динамик. Почему-то я думаю, что это даже хорошо, так как в остатке мы имеем нормальные наушники, сделанные по классическим рецептам.

Переизобрели колесико

И, конечно, Apple была бы не Apple, будь у наушников заурядное управление. Самое главное открытие — колесо. Наверху правого наушника находится маленькое колесико с ребристой поверхностью, поворотом которого меняется громкость.

В каком-то смысле оно похоже на колесико у Apple Watch и явно пришло оттуда, только габаритами побольше. У него нет каких-то пределов, оно просто крутится влево или вправо. Ход легкий, но ощутимый. Называется, как и у часов, пафосно — Digital Crown.

По мне так лучше бы оно располагалось на левом наушнике — традиционно у правшей чем-либо занята именно правая рука. Но Apple всегда старалась пройти по грани, когда левшам пользоваться их продуктами тоже вполне удобно.

На колесо можно нажимать: одиночное нажатие — пауза/воспроизведение, прием звонка, двойное — следующий трек и т.д. Все функции находятся в настройках в Bluetooth-подключении.

По другую сторону дужки на правой же чашке расположена обычная кнопка. Она отвечает за режим шумоподавления и наоборот — прозрачности.

Сразу скажу, что активное шумоподавление в наушниках реализовано очень даже хорошо. При включении убираются практически все внешние шумы, включая громкие — даже грохот метро становится еле заметным. Но самое главное — звук не меняется вообще. Никаких искажений на высоких частотах. Все как было — только без шумов. И это, пожалуй, хорошо.

Наконец, живущим с яблочной инфраструктурой станет еще проще. AirPod Max практически бесшовно переключаются между разными устройствами: ноутбуком, телефоном или планшетом.

Причем если это ноутбук — появится оповещение с кнопкой подключения, стоит только взять их в руки около компьютера. И они так же легко отключаются, если вывернуть чашки наушников. Снимешь с головы — воспроизведение остановится. Наденешь обратно — продолжится. У меня они ни разу не заглючили — за это отдельный приз в студию.

И вот все это вместе: колесико, датчики положения на голове, бесшовное переключение, стабильность работы — прямо-таки огонь. AirPod Max не требуют лишних телодвижений, настроек, бесконечного подключения Bluetooth — жить с ними легко и просто, как и обещают в рекламе.

Вычислительное аудио

Когда мы говорим о камерах в современных телефонах, стекло как-то ускользает от нашего внимания. При этом любой серьезный фотограф знает, что объектив — это 99% успеха. А тут — какие-то мегапиксели, зачем-то три (и уже больше) практически одинаковых камеры...

Пользователи негуглового Android обычно осведомлены, что стоит только поставить Google Camera, и объектив будто подменили — фото вдруг стали натуральнее, и даже в темноте смартфон стал снимать чуть лучше. Короче говоря, алгоритмы обработки важнее, чем реальное стекло и матрица.

Похожим путем начинают идти и производители наушников, что хорошо видно на примере этой модели. В рекламном описании вы встретите термин computational audio (вычислительное аудио), над которым работают два мощных 10-ядерных чипа Apple H1 (по одному в каждом наушнике). Если верить описанию, их задача — обеспечить «потрясающее качество звука».

Они отвечают за шумоподавление, режим прозрачности и самое важное — «подстраивают звук с учетом положения и качества прилегания наушников». Первыми это придумали не в Apple, но смысл в том, что каким-то образом наушники «слушают», что происходит в ухе, и подстраивают (вероятно, эквализируют) звук под текущее расположение наушников и позицию головы (о последнем чуть позже). Таким образом, фактически алгоритмы способны корректировать недостатки драйвера.

Я заметил, что, если сдвигать наушники дальше к затылку или ближе к глазам, выше/ниже, придавливать их руками к уху — звук меняется незначительно. Кстати, это необычно даже для накладных наушников. Каким именно образом достигли такого эффекта — не знаю, но он определенно стоит внимания.

Если включить наушники в обычном режиме стерео, нельзя будет сказать, что наушники в полной мере отыгрывают свою цену. У них приличный, но не особенно динамичный бас. Явно наблюдается небольшой подъем ниже 100 Гц. К моей радости, высокие не давят, но опять же — никакой микродинамики. Судя по всему, все выше примерно 18 кГц уже придавлено. Возможно, тут проблема беспроводного подключения, но проводного у этих наушников нет...

Средние частоты — вот где наушники работают лучше всего, и здесь чувствуется нацеленность на голосовой диапазон. Тут уже есть приличная микродинамика и чувствительность. Вообще, АЧХ у них более-менее ровная, что показывают и замеры — например, на rtings.com

Грубо говоря, играют хорошо, но скучновато. По моим ощущениям, характер звука AirPod Max несколько похож на Bang & Olufsen и совсем не похож на Sony или какие-нибудь Sennheiser.

Вместе с @krotovaaa мы сравнивали их с Beyerdynamic Amiron Wireless (они на пару тысяч дешевле официальной цены AirPod Max) — те, конечно, играют заметно прозрачнее, и их характер больше соотносится с понятием хайфайного звука. Зато и у AirPods я нашел одно хайфайное свойство — они требуют прогрева после распаковки: через несколько дней у них слегка улучшилась микродинамика.

А теперь пора перейти к тому, ради чего все это затевалось — не стерео.

Революция Dolby Atmos

Есть такая, я бы сказал, культурологическая теория о звукосведении в голливудском и европейском кино. Согласно ей, европейцы (и я бы сказал, что российское кино, особенно в прошлом, тоже относится к этому типу) стараются поставить зрителя внутрь события.

Наглядный пример: у Люка Бессона в «Такси» зритель буквально сидит в этом самом такси, все звуки плотно окружают его. Голоса густые, объекты расположены близко. И наоборот: возьмите любой голливудский блокбастер — вот экран, и как бы «за ним» происходит действие. А значит, все источники звука находятся там, и не надо пытаться посадить зрителя внутрь сцены.

Оба варианта мне кажутся интересными и уместными, но они различаются. И вот именно это различие слышно между треками в стерео и Dolby Atmos. 

N.B. Все мое тестовое прослушивание велось в стриминге Apple Music, который этим летом запустил Hi-Res- и Dolby-Atmos-треки в рамках базового тарифа. И все нижеописанное соответствует впечатлениям от Dolby Atmos в наушниках Apple AirPod Max. Я не слушал треки на полноценной многоканальной системе. Было бы здорово, если бы те, кто смог запустить стриминг на своем ДК, написали бы о своем опыте в комментариях.

Мое первое впечатление от Dolby Atmos в музыке — будто я сижу в кинозале и слушаю саундтрек к фильму. Но только экрана нет и голоса чуть ближе обычного. Очень похоже на концертники, если кто включал таковые на полноценных многоканальных системах. 

Слушая стерео в наушниках, мы привыкли, что инструменты расположены близко, голос и малый барабан чаще всего находятся буквально по центру нашей головы. Хлесткая бочка держит бит, а остальные инструменты расположены на сцене слева и справа, обычно тоже неподалеку и как бы в пределах размеров нашей головы.

Совсем другая история с Dolby Atmos. Сцена значительно больше и она отделена от головы. Тут надо сказать, что формат новый, и сводят сейчас кто во что горазд — нельзя сказать, что всегда удачно. 

Например, новый формат продвигает популярный Абель Тесфайе (The Weeknd), на Apple Music есть небольшой аудиогайд, где он объясняет, насколько важно появление Atmos. Однако если слушать этот гайд в наушниках, то сказать, чем же лучше Atmos, будет не так-то просто. Более того, я давал нескольким людям сравнить песни The Weeknd в Dolby Atmos и стерео, и все сказали, что стерео интереснее — я с ними согласен.

В стереоварианте лучше ощущается бит и напор, тогда как «пространство» почему-то убивает эмоциональность и делает саунд смазанным. Та же история с Billie Elish: ее музыка известна «интимным общением» со слушателем в наушниках, а воссоздать тот же эффект в Atmos, на мой взгляд, не получилось — в итоге Билли потеряла все свое очарование.

Более того, в большей части танцевальных треков в Dolby Atmos бас становится вялым, что губительно для этого жанра! Короче говоря, я не нашел ни одного хорошо играющего трека в Dolby Atmos в плейлисте «Поп в пространственном звучании». Итого: звукорежам поп-музыки надо что-то с этим делать, ведь загубят идею...

Еще один важный момент — в режиме Dolby Atmos музыка звучит тише, поэтому при быстром переключении в настройках лучше тут же менять уровень на 2–3 деления, чтобы сравнение было справедливым.

Теперь перейдем к хорошему. Во-первых, советую послушать гайд от Marvin Gaye — он куда нагляднее, чем The Weeknd, показывает различия между моно, стерео и Dolby Atmos. Затем, если вам интересно, можете послушать плейлист хип-хопа, где уже в части треков Atmos определенно выигрывает.

Почему-то звукорежиссеры этого стиля в большей части смогли сохранить бас (видимо, потому что у них его с запасом), и музыка не стала вялой. Например, послушайте Bas & J. Cole «The Jackie» — трек определенно выигрывает в Atmos-версии, а бас там такой, что трясется голова.

Далее я рекомендую оценить плейлист «Рок в пространственном звучании» и — особенно — классику. Необычно и в хорошем смысле интересно звучат Queen «Bohemian Rhapsody», REM «Drive», The Rolling Stones «Angie» и другие. Тут уже я начал заслушиваться и ловить «новые нотки» в давно знакомых песнях.

Можно даже послушать прекрасно знакомую нашей публике композицию «Hotel California» в концертном варианте Live From The Forum, Inglewood, CA. Не скажу, что нужно, но можно. В Dolby Atmos у нее вялый бас, но зато гитары хорошо расставлены по сцене. Впрочем, стереовариант тут тоже звезд с неба не хватает.

Выйти в настройки Dolby Atmos на Mac можно по клику на иконку
Тот самый Lossless

Теперь переходим к джазу — плейлист «Джаз в пространственном звучании». Этому стилю формат Dolby Atmos пришелся в тему. В большинстве своем камерные композиции получили расширенную сцену, еще более легкое звучание в тех местах, где из-за сложной полифонии иногда получалась каша, а инструменты стали легко различимы по отдельности. Однозначно рекомендую.

И классика — «Классика в пространственном звучании». Конечно, это не High End — аудиофилы знают, как может звучать большой оркестр на серьезной системе (да и в серьезных наушниках). Но это однозначно лучше того, что обычно слышишь в наушниках даже Hi-Fi-уровня.

Как раз здесь звукорежиссеры, на мой взгляд, аккуратнее других подошли к материалу и его пространственному сведению, а результат по-настоящему порадовал. Например, я с удовольствием послушал в Dolby Atmos «Щелкунчика» в исполнении Лос-Анджелесского филармонического оркестра, а также «Реквием» Моцарта, «Exiles» Макса Рихтера и другие произведения.

Если говорить о малой сцене, советую немецко-японскую пианистку Alice Sara Ott с последним альбомом «Echoes of Life», записанным на Deutsche Grammophon. Кстати, она присутствовала на онлайн-презентации Dolby Atmos для журналистов и рассказывала, как хорошо стал звучать рояль в этом формате. Но я бы скорее отметил, что ее звукорежиссер проделал очень тонкую работу. Запись не так уж и сильно отличается от стереоверсии, но все же в лучшую сторону. 

Один нюанс: если любите слушать музыку очень тихо, Dolby Atmos не подойдет — ему показана хотя бы средняя громкость.

Пространственное аудио

Наушники поддерживают не только Dolby Atmos, но и Spatial Audio (пространственное аудио). Так сейчас называют способность наушников реагировать на перемещение слушателя в пространстве. Например, это важно для игр, чтобы если человек поворачивался боком к экрану, то менялась и окружающая его звуковая среда.

А вот зачем это нужно фильмам — я не знаю. Но это работает!

В настоящее время Spatial Audio функционирует только на iOS-устройствах (телефоне и планшете, а ноутбуки обещают подключить в следующей ОС и только для моделей с M-процессором) и включается, например, при просмотре сериалов и кино с Dolby-дорожкой в приложении TV.

Я не скажу, что звук становится полноценной эмуляцией многоканального кинотеатра. Иногда центральный канал очерчен ясно, неплохо реализована вертикаль (если есть Atmos), но слабо выражены тылы. Что любопытно, пару раз у меня возникало ощущение, что работает сабвуфер — видимо, подъем АЧХ ниже 100 Гц нужен именно для этого.

Подытожу: кино смотреть заметно интереснее, чем со стереодорожкой. Но вот зачем тут «пространственное аудио» — я теряюсь в догадках. Представим, что вы положили iPad чуть справа от себя для фонового просмотра и повернули голову к стоящему перед вами ноутбуку.

В этот момент изменится «центр» сцены — он останется там, где стоит iPad. И вы слышите все, включая окружающие звуки, с этим самым смещением центра и легко понимаете, что экран находится справа от вас. Не могу сказать, что это плохо — возможно, так даже правильнее, и в будущем реальная жизнь начнет вот так вот мягко соотноситься с виртуальной. Но пока что это очень непривычно. 

Вывод

Пожалуй, самое важное, что именно в Dolby Atmos у меня получалось слушать музыку дольше. Я не любитель наушников — тем более закрытых. Ничего окружающего не слышно, тарелки долбят тебе прямо в мозг, звук давит. Для фонового прослушивания во время работы все это очень некомфортно. Да и для эмоционального вовлечения, когда слушаешь любимые треки, тоже так себе.

И тут Atmos-формат творит чудеса. В силу того, что сцена раздвинута, большая часть инструментов расположена «за пределами головы» и высокие играют мягче (вероятно, это все же свойство конкретных наушников), звук перестает давить на твой мозг. Тут можно и наслаждаться любимыми треками, и спокойно слушать музыку в фоновом режиме. И заниматься этим по несколько часов в день.

Долгий заряд, бесшовные переключения между устройствами, приличное шумоподавление — все это дает AirPod Max значительное преимущество. Добавим сюда еще и сам бренд Apple — думаю, найдется немало людей, которые купят эти наушники ради показного потребления, а другие — потому что в принципе предпочитают технику Apple.

В данном случае я не вижу в этом ничего дурного. Все же наушники получились хорошими и конкурентными, пусть и слегка дорогими. Так что если вам хочется попробовать, как Dolby Atmos работает в наушниках, вы пользуетесь Apple Music и другой техникой Apple, цена не слишком отпугивает и вы любите слушать музыку подолгу — это вариант для вас. 

Поддержка Dolby Atmos, удобная для ношения конструкция, отлично реализованное шумоподавление

Высокая цена и немалый вес

Apple AirPod Max

62 990 рублей

Чип: Apple H1 (в каждом наушнике)

Управление: колесико Digital Crown, кнопка управления шумоподавлением

Подключение: Bluetooth 5.0

Аккумулятор: До 20 часов без подзарядки при прослушивании с шумоподавлением, в режиме прозрачности, просмотре видео или разговоре

Габариты: 168,6 х 83,4 х 187,3 мм

Масса: 384,8 г

Чехол Smart Case: 134,5 г