Пытливые инженеры из MartinLogan на примере своих электростатических излучателей сумели показать всему миру, что неразрешимых задач не бывает — бывает ограниченный бюджет.

Ведь когда бюджет ограничен — и разработчикам сложно, и перед покупателем стоит сложная задача: как сделать верный выбор? Понимая, что электростатическую акустику MartinLogan может позволить себе далеко не каждый меломан, разработчики проявили смекалку и предложили линейку акустики Motion, которая основана на привычных для большинства динамических драйверах и ленточном твитере.

После знакомства со старшей акустикой из линейки Motion, 60 XTi, не менее интересно взглянуть на самую младшую, а заодно и самую дешевую акустическую систему от MartinLogan — полочники Motion 15i.

Эта ниша бывает очень интересной, и ее изучение доставляет не меньшее удовольствие: порой здесь можно отыскать настоящие драгоценные камни, которые при соответствующей огранке могут стать украшением наших комнат для прослушивания.

Дизайн движения

Линейка Motion получила узнаваемый дизайн. Прежде всего, на себя обращает внимание та самая «шпага» с названием бренда на лицевой панели. Если рассматривать всю линейку в целом — эта «шпага» всегда находит себе уютное место. У Motion 15i самое уютное место оказалось в нижней части фронтальной панели.

Теперь перейдем к критике, даже не успев как следует похвалить: когда на 15i надет гриль — внешний вид лицевой панели выходит довольно своеобразный, так как гриль плоский и ровный, а «шпага» изогнута дугой. Если на напольных моделях Motion такое решение смотрится весьма органично, то у полочников остается какая-то недосказанность. Когда же гриль снят — в принципе, все претензии сходят на нет: без него Motion 15i смотрятся интересно, минималистично и даже немножко ретро.

Лицевая панель выглядит отдельным элементом конструкции кабинета и крепится на четыре винта по углам. По словам производителя, весь корпус выполнен из МДФ толщиной 18 мм, а лицевая панель и того толще — 31 мм. Возможно, дополнительная толщина достигается как раз за счет применения еще одного слоя из твердого пластика, который окрашен в черный матовый цвет.

Геометрия корпуса слегка неправильная: лицевая панель выше тыльной. Разница в этих размерах скомпенсирована наклоном верхней панели кабинета. Такой подход прослеживается у всех акустических систем линейки Motion.

Там же, на лицевой панели, выше «шпаги» расположен НЧ/СЧ-драйвер, основанный на алюминиевом диффузоре диаметром 13 см. Алюминий анодирован в черный цвет и, помимо основных задач, несет еще и функцию радиатора охлаждения для катушки драйвера. В центре диффузора размещен мягкий пылезащитный колпачок — его вогнутая видимая часть смотрится интересно и слегка необычно.

Подвес драйвера достаточно жесткий и не обещает больших амплитуд. Но это и не удивительно — по сути, они ему и не нужны. Для нижнего порога в 60 Гц, о котором говорит производитель, такого хода диффузора должно быть вполне достаточно.

Выше расположился твитер, который в MartinLogan назвали FoldedMotion. Он представляет собой AMT-излучатель размером 2,6х3,6 см, за которым скрывается магнитная система на основе сплава под названием NIB. Этот сплав включает в себя бор, железо, неодим и, по данным производителя, показывает индукцию, в 20 раз превосходящую феррит и прочие широко применяемые материалы.

Использование этого сплава позволило значительно повысить чувствительность твитера, одновременно предохранив его от искажений. Как результат — в паспортных характеристиках АС указана чувствительность в целых 92 дБ! Такие показатели в наше время — уже большая редкость.

«Гармошка» твитера прячется за привычной решеткой и утоплена в неглубокий прямоугольный волновод.

На тыльной панели, в одном блоке скомпонован дуэт клемм для акустического кабеля и порт фазоинвертора. Но и здесь, на мой взгляд, нашлось место для не вполне логичного решения со стороны инженеров MartinLogan: клеммы смотрят вверх под достаточно острым углом — и расположены почти в центре кабинета. Когда к клеммам подключены «бананы», позади этих небольших полочников образуется «фонтан» из акустических кабелей.

Выше фазоинвертора нашлось отверстие с резьбой — судя по всему, оно предусматривает крепление Motion 15i к кронштейну для последующего размещения на стене. Что ж, небольшие габариты вполне позволяют провернуть такой трюк. Но акустический кабель в этом случае должен быть без «бананов».

Нижняя панель полочников также не осталась без внимания — она имеет резиновые подкладки, которые позволяют без страха ставить Motion 15i на любую поверхность. Этим производитель намекает, что 15i можно устанавливать где угодно — на свой вкус и риск.

За согласование драйверов у Motion 15i отвечает кроссовер, которым MartinLogan по праву гордится. Он является разработкой главного инженера компании Джо Войтко (Joe Vojtko). Кроссовер имеет название, соответствующее его фамилии, Vojtko, и основан на высококачественных медных катушках с воздушным сердечником, а также пленочных и электролитических конденсаторах.

Для басового звена используются катушки с многослойными стальными сердечниками и такие же высококачественные конденсаторы. Помимо вышеперечисленного, этот кроссовер включает в себя еще и защиту по току и перегреву.

Приятно, что даже самая бюджетная модель акустики MartinLogan не стала исключением и получила кроссовер Vojtko, который ограничил работу динамического излучателя у 15i на частоте 2 700 Гц.

И еще пара слов о дизайне: «motion» — движение. «Ну и где же тут движение?» — спросите вы. Угадывается оно в тот момент, когда 15i стоят с небольшим разворотом в сторону слушателя. Разница в высоте передней и задней панелей и соответствующий этой разнице наклон верхней панели создает визуальное подобие рупора, который направлен в сторону слушателя.

Эффект минимальный, и может быть не сразу заметен, но он есть: остается впечатление, что акустика стремится к вам. Или же стремится отдать вам то, чем владеет — звук.

В целом же Motion 15i выглядят очень даже недурно и свежо, особенно в белом матовом цвете. Кстати, помимо белого, в каталоге MartinLogan имеется еще две расцветки: глянцевый черный и красный орех. Но лицевая панель во всех случаях остается черной и матовой. Ну а качество отделки не изменяет традициям MartinLogan — оно здесь на высоте.

Прослушивание и импровизированные замеры

Этап прослушивания оказался серьезным испытанием для Motion 15i, так как «разбор полетов» для недорогой акустики с точки зрения аудиофильских претензий часто заканчивается катастрофой.

При этом сетап располагает к тому, чтобы Motion 15i показали все, на что они способны: Aurender A100 как источник/предусилитель и мощник Schiit Vidar. Просто, но со вкусом.

Вопреки тонким намекам производителя, полочники все же заняли свое место на стойках — ведь мы задались целью вытащить из 15i максимум звука. Прослушивание началось с привычных джазовых композиций, в которых Motion 15i показали свои сильные стороны.

«Курск» в исполнении Paul Van Kemenade и Budha Building порадовал наличием плотного и достаточно глубокого баса. Появились сомнения в заявленном нижнем пороге в 60 Гц. Ощущения не подвели: если верить импровизированным замерам «на скорую руку», 15i дотягивали примерно до 47–50 Гц. Этот диапазон был хорошо ощутим и не оставлял впечатления пустоты и безосновательности. Отличное начало!

Сопровождающий басовую линию саксофон без труда определялся в сцене и выступал как вполне реальный инструмент. Реальный, но довольно маленький. К сожалению, физику не обмануть: образы в сцене Motion 15i формирует отчетливые, объемные, но в силу компактности габаритов акустики они воспринимаются в мелком масштабе. Раз уж разговор зашел о сцене, то можно посетовать и на ее глубину — нехватка ощущается, хоть она и не критична.

Но чего у 15i не отнять, так это способности разложить все «по полочкам». В сложном и насыщенном лайве «Hope» от Bester Quartet эти полочники без труда отделили партию каждого инструмента и впоследствии скомпоновали их в виртуозный оркестр. И далее, в каждой прослушанной композиции это мнение лишь утверждалось: 15i дружат с любыми живыми инструментами — будь то духовые, струнные или ударные.

После подобных выводов будет логично пройтись по классической музыке. «Vivaldi, The Four Seasons — Spring 1» в вариации от Макса Рихтера прозвучала очень убедительно, показав слушателю и каждую скрипку, и каждый нюанс их партий. Канифоль, как говорится, во всей красе. Единственный момент — не хватило основательности по басовой линии, даже с учетом импровизированных замеров.

Весьма рискуя, пробежимся по «тяжелым» и своеобразным жанрам. Пусть будет Igorrr с треком «Double Monk». Разрешение, которое Motion 15i показали при работе с классической музыкой, и здесь оказалось весьма кстати: брутальная натура композиций Игоря оставалась читаемой даже в самых сложных кульминациях, включая интересный эффект в области НЧ во вступлении — у 15i хватило баса, чтобы не спасовать в этом моменте.

На этом этапе сформировались подозрения, что Motion 15i слегка осветляют звучание, так как тональность привычных инструментов в знакомых треках немного не соответствовала ожиданиям. При прослушивании вокальных композиций эти подозрения подтвердились: вокал воспринимается чуть более легковесным, чем хотелось бы. Но все остается в рамках приличий — поводов для паники нет. Всех знакомых солистов вы узнаете.

Занимательной оказалась попытка подружить Motion 15i с одним из любимых тестовых треков, который отчетливо демонстрирует динамические способности акустики: «The Chain» в исполнении Fleetwood Mac. Такого панча от полочников я точно не ожидал! Мало того: если верить импровизированным замерам, и сам барабан был отрисован в сцене с точностью до сантиметра!

Но есть и другая сторона медали: когда Motion 15i сталкиваются с синтетическим басом разных габаритов — он «не звучит» и ему не хватает плотности. Тайну такого поведения НЧ-драйвера так и не удалось разгадать. Каким образом, имея чудный панч при воспроизведении инструментального баса, можно не дружить с басовыми сэмплами?

При работе с высокими частотами твитер показал классическую подачу «ленты». Впрочем, порой этому диапазону уделялось слишком много внимания — ВЧ пытались тащить одеяло, но их усилий не всегда было достаточно. В остальном же претензий никаких: деликатно, детально, с ясными шлейфами. ВЧ пестрят разнообразием и полутонами, тело перкуссий на месте.

При компоновке треугольника оптимальной оказалась позиция слушателя примерно в 1,5 метрах от линии АС, при этом между полочниками было около 2 метров — с полным разворотом в сторону слушателя. В такой позиции Motion 15i «растворились» и давали о себе знать только в тех моментах, когда тот или иной звук имел точную, крайнюю позицию. Так что, несмотря на скромные габариты, 15i уверенно ведут себя в среднем поле прослушивания.

Выводы

Как и ожидалось, экскурс в мир недорогой акустики принес свои плоды. Во-первых, нам удалось выяснить, что не все акустические системы MartinLogan из линейки Motion имеют одинаковый тональный баланс. Во-вторых, Motion 15i — это настоящая находка для тех, кто ищет. Если оценивать акустику по количеству деталей, которые она может грамотно оформить и передать слушателю — у 15i останется очень не много конкурентов.

А теперь раскроем главный секрет: эти полочники кропотливо и настойчиво подгонялись под звучание электростатической акустики MartinLogan. Абсолютно разные драйвера и бюджеты — казалось бы, задача поставлена просто невыполнимая. Тем не менее, результат есть — и он положительный.

Цена; высокая детальность и информативность звука; хороший бас для таких габаритов; AMT-твитер; качество сборки.

тональный баланс немного смещен к ВЧ

MartinLogan Motion 15i

65 000 рублей

Тип: пассивная полочная АС

Акустическое оформление: фазоинвертор

НЧ-драйвер: 5,25 дюймов, алюминиевый диффузор, цельнолитая корзина

ВЧ-драйвер: 2,6 х 3,6 см, FoldedMotion

Горизонтальная дисперсия: 80°

Вертикальная дисперсия: 80°

Частота разделения кроссовера: 2 700 Гц

Частотный диапазон: 60–25 000 Гц (±3 дБ)

Рекомендуемая мощность усилителя: 20–200 Вт на канал

Чувствительность: 92 дБ/2,83 В/метр

Сопротивление: 5 Ом

Габариты (ШхВхГ): 17,3х29х24 см

Масса: 5,4 кг