Во всем мире у музыкантов выходят новые альбомы, песни, синглы, снимаются видеоклипы, выдаются премии. Не хочется говорить пошлое «жизнь продолжается» или «музыка помогает/облегчает», просто для тех, кто занимался творчеством серьезно, это неотменяемая часть жизни. А жизнь продолжается, именно что: тут не поспоришь.

Вопрос к слушателю теперь: что выбрать? Мы попробовали выбрать альбомы про довольно разные эмоциональные и психологические состояния. От электронно-фолковых плясок до сольного плача скрипки, от новаторско-виртуозного фортепианного трио до кейджианской шумовой музыки, которая сама себя создает. Музыка про хаос и созидание, короче говоря.

Gonzalo Rubalcaba, Jack DeJohnette, Ron Carter «Skyline»

Альбом вышел осенью, но недавно получил «Грэмми» в номинации «Лучший альбом инструментального джаза», обойдя много кого из крутых, включая модного Джона Батиста с его музыкой из мультфильма «Душа».

И да, черт возьми, это — призовой материал. Вот казалось бы, что там можно еще придумать в формате фортепианного трио? Но он, формат этот, похоже, гибок как ничто другое… Ну и, конечно, люди тут просто выдающиеся: экс-кубинец виртуоз Гонсало Рубалькаба (формально это его имени проект), ритм-секция Деджонетт-Картер. Хотя какая, нафиг, секция — это сотворцы. Музыканты издавна пересекаются в разных проектах, чувствуют друг друга на клеточном уровне. Хотя, если формально — Рубалькаба рубит по клавишам быстро, блестяще, подробно (ну, как он умеет), Картер скорее дает грув и «жир» (глиссандо!), Деджонетт вообще в основном какой-то тихий, аккуратный, на обертонах весь. И этот очень слушабельно, listener friendly.

Начинают с душераздирающей кубинской песни «Lagrimas Negras» («Черные слезы»). Кубинские стандарты и авторские композиции всех участников следуют далее. В том числе композиция Деджонетта с удивительным названием «Ахмад Грозный» («Ahmad The Terrible»). Это посвящение пианисту Ахмаду Джамалу. А вы что подумали? 

Deezer, Apple Music

Vacuum Quartet «String Quartet Series: Dmitri Kourliandski»

Снова к вопросу о том, что слушать, если ничего не слушается, а ухо — голодное! Итак, три камерных произведения модного композитора Дмитрия Курляндского. Совершенно оригинальное письмо и звучание — звуковые пейзажи, насыщенные событиями. Как и с обозреваемыми недавно произведениями Алексея Сысоева, тут похожая обманка: невозможно поверить, что эти игры обертонов исполнены силами нормального струнного квартета.

Но это не шум! Не просто шум: смесь выписанной идеи и импровизации. Такова «Maps of non-existent cities. Bludenz» (2014) — какое-то упорядоченное движение города, плюс случайные детали. Таковым тебе Блюденц этот, наверное, и предстает, когда слушаешь произведение с закрытыми глазами. В пьесе с расхожим и потому требовательным названием «Dolce stil nuovo» все-таки прослушиваются мелодические линии, и, действительно, некая романтика ощущается. Хотя вроде бы все на обертонах, субтонах, с шумами, в режиме полной импровизации. Ну вот музыканты Vacuum Quartet явно «врубились» в задачу, описанную как «линии, даже мелодии... результат наложения <которых> непредсказуем для самих музыкантов — они никогда не знают, какая вертикаль образуется в каждый следующий момент. Это мелодия, которая пишет сама себя». И они с энтузиазмом играют в эту игру.

Deezer, Apple Music, Fancy Music

 

«Вилы». «Крапива»

Недавно певица Инна Желанная призналась мне, что визуальный проект «Вилы» — электронные ритмы плюс четыре певицы в одинаковом имидже — родился ради заработка. Идея, дескать, такая: бодрые народные песни с шоу, для корпоративов. Когда стали репетировать, получилось всё равно слишком уж магически… пугающе даже. Вилы, к слову — персонажи славянской мифологии, девушки с волосами до земли, белыми крыльями и длинными белыми платьями, скрывающими грубые копыта. Так и родилось название представления: Вилы — очаровательные мистические создания! Они очень любят музыку, прекрасно поют и водят хороводы.

Да, само шоу — я смотрел премьеру в клубе Glastonberry — завораживало. Шабаш какой-то! Теперь его, наконец, перевели в формат аудиоальбома. Полтора года работы, масса приглашенных музыкантов и редких инструментов. «Музыка — появилась, — смеется Желанная. — Был просто ритм и девки мои поющие!» О, да, это просто прекрасные песни. в роскошном звуке. И это еще и на виниле выйдет. Надеюсь, на тяжелом, девственном, и вообще лучшем аудиофильском!

Deezer, Apple Music

Gidon Kremer «Weinberg: Sonatas for Violin Solo»

Рижский скрипач-виртуоз Гидон Кремер — один из тех музыкантов, кто вернул в активный концертный оборот, если так можно выразиться, произведения советского композитора польско-еврейского происхождения Мячислава (Моисея) Вайнберга.

Очередная запись — это нечто: очень круто, стильно, виртуозно, и — болезненно. Просто трио сольных сонат для скрипки, написанных в 1964, 1967 и 1979 годах. Очень сложные штуки технически, очень сложные эмоционально — как любые сольные произведения. 75-летний живой классик Кремер играет про одиночество. Он играет одиночество, даже так. Глас вопиющего в пустыне. Даже иногда прорывающиеся псевдоаккорды, резонансы струн, наложения обертонов и «догоняющих» отзвуков, интервалы — все равно про одиночество. Даже усиливают это чувство. Ничего, конечно, веселого, но катарсис в высоком смысле — гарантирован.

Deezer, Apple Music