Уже больше месяца прошло с тех пор, как в мой домашний стереосетап проник сабвуфер. Прослушано множество композиций, проведено много сравнений, и — да, мое мнение утвердилось: сабвуферу быть! Но на протяжении этого времени, по результатам прослушивания, все-таки произошло несколько изменений в настройке трифоника, о которых и пойдет рассказ в этой статье.

Подключение сабвуфера

Припоминаю ту бурю негодований по поводу способа, которым я подключил сабвуфер по высокому уровню — был задействован только один канал усилителя. Повторю: после тщательного сравнения (для себя ведь делается!) того варианта, когда к сабвуферу подключен один канал усилителя, с тем случаем, когда задействованы оба канала — разницу обнаружить не удалось.

Но через какое-то время мне попался трек из разряда «жуткая электронщина», где неимоверным способом прописана басовая партия. Слушая, как бас перескакивает из левого канала в правый и обратно, я заметил некий дисбаланс. Хотя его можно было и принять за «задумку звукорежиссера», было принято решение подключить второй канал усилителя к сабу и прослушать еще раз. Тогда бас стал более гармоничным и сбалансированным.

Вот таким образом один из тысяч прослушанных треков изменил подключение сабвуфера к усилителю. Опыт рано или поздно вносит свои коррективы в любые начинания.

С треками в избранных плейлистах никаких изменений не произошло — бас остался таким же собранным и полноценным.

Уровень громкости сабвуфера относительно АС

Обладая приличным запасом свободного времени, мне также удалось изучить особенности личного восприятия звука — и баса, в частности. Обнаружил следующую тенденцию (думаю, это достаточно распространенное явление): послушав какое-то время музыку с изрядным количеством баса в самой системе, при следующем понижении уровня баса получаешь впечатление, что теперь его недостаточно.

Напомню: изначально уровень гейна на сабвуфере был установлен примерно на «пол-первого» — то есть немного более половины от общего хода регулятора гейна. После нескольких подходов к прослушиванию — в основном, на начальном их этапе — я время от времени понижал уровень громкости саба, так как создавалось впечатление, что баса все-таки много.

В конце концов, таким способом было найдено положение регулятора гейна примерно на «половину одиннадцатого». Когда в течении нескольких дней я заметил, что желание уменьшить количество баса больше не возникает — решил сделать импровизированный замер АЧХ.

В своем восприятии звука я уверен, как никто другой. Но в нашем дружном коллективе встречаются товарищи, девиз которых «слух — ничто, графики — все!».

Кстати, по этому поводу есть еще одна теория: ведь наблюдение инженером радиоприборостроения графика АЧХ (или любого другого графика — зависит от личных предпочтений) — то же самое, что томный взгляд аудиофила на красивый новый кабель или иное устройство. И в первом, и во втором случае человек получает дополнительную визуальную информацию, которая так или иначе может в конечном итоге внести свои коррективы в восприятие звука.

И если аудиофилу не понравилось, как звучит его новая игрушка, то он просто продает/дарит ее и покупает новую. Но как быть в случае с инженером? Если график в деталях отразил техническое совершенство определенного устройства, но звук при этом, согласно личному восприятию, «ни в какие ворота»? Как поступают инженеры в этом случае?

Заканчивая это небольшое лирическое отступление, визуализирую все-таки график, который удалось добыть.

Можем наблюдать, что график, сделанный в точке прослушивания на розовом шуме, имеет довольно спокойный характер (пик на 10 кГц не в счет — он паразитный). Смею заявить, что на слух общее звучание системы воспринимается так же ровно. Но, конечно, специфика звучания трифоника при этом сохранена: бас воспринимается в том числе и тактильно. Подробнее об этом — в следующей части статьи.

Новое место для саба

Напомню читателям, что при выборе места для сабвуфера я руководствовался не единожды прописанными на просторах сети истинами: в составе трифоника и аналогичных систем сабвуфер лучше всего размещать примерно на линии АС.

В принципе, такое положение саба меня вполне устроило. Саб расположился почти по центру между стойками с полочниками, динамик сабвуфера смотрит на слушателя и на диван, где находится слушатель.

Но однажды, когда в насыщенном графике самоизоляции появилось окошко, было принято решение потратить это время с пользой как в части удовлетворения собственного любопытства, так и в плане поддержания физической формы. Так началось мини-путешествие двадцатикилограммового сабвуфера по КДП.

Сперва саб занял пустующий угол слева от дивана. Динамик саба смотрит в противоположный угол, левее стойки АС.

Подозревал, что сотрудничество угла комнаты и саба будет очень плодотворным. Подозрения были не напрасны — их кооперация тут же привела к образованию ООО «Резонансы», которое незамедлительно начало активную деятельность. После изменения регулировки фазы не было смысла экспериментировать с подстройкой громкости саба, так как бас даже на низком уровне громкости оставался очень гулким и раскатистым.

Следующим вероятным местом под саб был определен правый торец дивана — в нише между диваном и шкафом. Динамик саба при этом смотрит в направлении правой стойки с АС.

А вот с этого момента начались интересные наблюдения.

Бас играют только...

В точке прослушивания создалось впечатление, что бас играют только полочники. Все басовые партии и инструменты так расположились в воображаемой сцене, что независимый эксперт, который был приглашен на оценку результата из соседней комнаты, не смог определить, где разместился саб. Бас заполнил КДП, не только сохранив при этом упругость, но и весьма преуспев в тактильных ощущениях. Низкочастотные партии в ряде случаев стали ощущаться как «движение воздуха» в КДП.

Впервые такие ощущения я испытал на выставке, в одной из комнат для прослушивания, где располагался представитель российского High-End-сегмента. На тот момент эти ощущения меня весьма удивили: как, при таком незначительном уровне громкости, акустика может дать телесные ощущения от музыки, сохранив гармоничность и, на мой взгляд, достоверность звучания?

Теперь, полагаю, ответ на этот вопрос найден: видимо, представители компании уделили этому моменту время и нашли весьма удачное положение для своих АС в помещении. Эту теорию также подтверждает тот факт, что акустика этой фирмы имела расстановку, отличную от тех, что доводилось наблюдать в остальных комнатах для прослушивания.

Вернемся все же к зарубежному Hi-Fi.

После прослушивания нескольких треков с сабом в новом положении, ощущения, запомнившиеся на выставке, повторились — даже на малой громкости бас стал еще более осязаемым.

Но и без минусов не обошлось. Помимо незначительного резонанса на 53–55 Гц, который явно ощутим только на достаточно большой громкости, в копилку модов добавились 45 и 75 Гц.

Резонанс на 45 Гц удалось победить, просто отодвинув саб от стены на тот уровень, когда его фронтальная панель оказалась заподлицо с диваном.

А вот с надоедающим и быстро утомляющим давлением на 75 Гц пришлось повозиться. Из первых принятых мер — еще немного уменьшить уровень громкости саба относительно стереосистемы. Результат был положительным, но не полностью меня удовлетворил.

Следующим шагом была асимметрия: во-первых, под лицевую панель саба легла аудиофильская резная дощечка, а потом, по результатам прослушиваний, и вторая. Во-вторых, разворот саба под небольшим углом относительно противоположной стены. Все эти с виду небольшие ухищрения практически избавили от излишнего давления на 75 Гц и привели звучание системы в гармонию с моим слухом (и с относительно ровным графиком АЧХ тоже, если для кого-то это имеет значение).

Ну а что же с изначальным положением саба — по линии АС? Получается, оно было неправильным?

Думаю, что неправильным его назвать нельзя. Дело в том, что два различных положения саба дают слушателю абсолютно разные ощущения от звука. И какое из них будет «правильным» — каждый может решить сам.

В положении сабвуфера по линии АС в моей КДП его звук воспринимается, скорее, как работа низкочастотной секции АС: резкая атака, отчетливый панч и остальные прелести, которые слушатель получает, когда в его сетапе трудятся напольники с выдающимися показателями по НЧ. Минус такой установки — отчетливая локализация саба, поэтому какие-либо отклонения от линии АС, возможно, будут восприняты слушателем как искажение равномерности звукового полотна.

В новом положении саб работает в таком режиме, который принято считать нормой для сабвуферов — заполняет басом помещение и практически не выдает свое местоположение. При этом, гармонично вписывая свой бас в звучание системы, он все-таки несколько скрадывает панч и атаки.

Читатель поймет меня, если я приведу пример, хоть и достаточно грубый: отверните от себя ваши АС на 90° и постарайтесь оценить изменения в подаче низкочастотного диапазона, не обращая внимания на остальные характеристики звучания. Естественно, атака на НЧ уже будет восприниматься совсем иначе, нежели в привычном вам положении АС.

Итоги

Уже больше месяца прошло с тех пор, как в мой домашний стереосетап проник сабвуфер.

На момент написания статьи саб все-таки остался в положении «у дивана» — по той причине, что сейчас мне такой звук нравится больше. О решении включить в состав домашней системы сабвуфер сожалений не возникало, да и вряд ли, думаю, возникнут.

Несмотря на достаточно большой объем информации о трифониках и других подобных музыкальных системах, в состав которых входит сабвуфер, не все товарищи решаются на такой шаг. Думаю, что основная причина этому — сложность настройки такой системы, либо же опасения настроить ее «неправильно».

Опирайтесь на свой слух, господа. «Правильный» звук, по моему мнению — это тот звук, который доставляет вам удовольствие.

В конце концов, устоявшиеся догмы этого «правильного» звука должны лишь корректировать путь любителя качественного аудио, а не ставить его в жесткие рамки. С индивидуальным подходом — от случая к случаю. А случаи, как мы знаем, бывают очень разные.